Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Относительное и абсолютное существование

Вот краткое изложение центральной концепции тибетского буддизма: "Форма - это пустота, а пустота - это форма. Они не реальны и не нереальны. Они одновременно существуют и не существуют".

Западному уму это может показаться нонсенсом. Как что-то может одновременно существовать и не существовать? Что ж, это утверждение относится как к абсолютному, так и к относительному существованию. Мы с вами существуем на относительном уровне творения. У нас есть иллюзия плотности, но на самых глубоких уровнях нашей физической природы нет ничего, кроме пустоты. Поэтому на абсолютном уровне творения мы с вами не существуем. Мы подобны миражам, облакам; мы приходим и уходим. На мгновение мы кажемся вполне реальными, а затем исчезаем. Так что мы не только по существу являемся пустотой, мы к тому же еще и непостоянны.

Культивация блаженства

Осознание человеком своей иллюзорной природы может привести к депрессии. Однако через практику буддийской алхимии мы находим контакт с другой частью своей природы - блаженством. Это один из критериев Высочайшей Тибетской Буддийской Тантры (или алхимии). При помощи медитативных практик йоги и йогини генерируют блаженство. Покоясь в поле созданного ими самими блаженства, они медитируют на природу пустоты. Другими словами, поднимаясь ввысь на чувстве блаженства и экстаза, йоги и йогини размышляют о пустоте, присущей всем вещам, включая их собственное тело. Это соединение блаженства и пустоты создает просветление.

Цель буддийских практик - пройти сквозь глубины сознания (называемого в буддизме Умом). Ведь когда это происходит, человек более не обманывается игрой чувств или иллюзорной природой самсары. Он/она становятся свободными. Когда кто-то спросил Будду, бог ли он, тот ответил: "Нет. Я пробужденный".

Метафора здесь очень глубока. С точки зрения просветленного сознания, мы все находимся на разных уровнях сна. Мы думаем, что бодрствуем, но на самом деле мы спим и видим сны. При помощи силы бодхичитты (буквально, ума Будды) мы пробуждаемся от сна и видим, что сами создаем свои реакции на все, что наблюдаем.

Способность осознать жизнь как сон и пробудиться от него является неотъемлемой силой бодхичитты. Важно понять, что у всех нас есть бодхичитта (или сознание Будды). Мы все - Будды (пробужденные существа) в латентной форме. Но некоторые из нас из-за ментальных или эмоциональных препятствий (блоков) отстоят дальше от своей блаженной и полной сострадания природы, чем другие. И буддийские медитации практикуются именно для удаления препятствий с пути к нашей изначальной природе.

В буддизме есть много школ и направлений. У каждой школы свои способы делиться откровениями

Будды, и в каждой традиции есть свои пути передачи Дхармы (буквально, Пути Буддизма).

Нас с вами интересует конкретная форма тибетского буддизма, являющаяся алхимической практикой. Она называется Высочайшей Йогой Тантры и считается в некоторых кругах скорейшим путем к просветлению. В этом смысле она делит свою репутацию с дзогчен, другой формой тибетского буддизма.

Высочайшая Тантра фокусируется на четырех аспектах: 1) Тайной Мантре; 2) алхимической медитации; 3) блаженстве, генерируемом из очищенной сексуальной сущности; и 4) воплощении как Будды.

Тайная Мантра

Для начала давайте поговорим о Тайной Мантре. В санскрите слово "мантра" буквально обозначает защиту ума (ман значит ум, а тра - защита). В этой практике слово "мантра" не обозначает слова силы, которые, как правило, с ним ассоциируются. Например, биджа (звуковое семя) Ом - это мантра, слово силы.

Повторяя эту мантру про себя или вслух, человек изменяет свое сознание и защищает свой ум от иллюзии самсары (мира чувственной иллюзии). Однако практики Высочайшей Йоги Тантры также защищают ум. Как они это делают? Эта потрясающая защита достигается при помощи удержания ума от идентификации с иллюзией повседневности. С точки зрения Высочайшей Тантры мы по своей природе светящиеся блаженные существа (абсолютно и идеально божественные). Но один из эффектов самсары (иллюзии этого мира) - это осквернение нашего ума представлением о том, что мы обычные создания. Мы верим, что мы смертные, а не священные создания. И Тайная Мантра - средство вспомнить, что мы - божественные Будды, ныне обитающие в океане самсары. Это совершенно иная стратегия, чем потуги стать Буддой, и у нее есть множество последствий, одним из которых является скорость, с которой происходит просветление.

Тайный Канал

Давайте поговорим об алхимических медитациях Высочайшей Тантры. Цель этого алхимического метода - просветление, что требует освобождения ума от чувственных иллюзий этого мира. Другими словами, пока мы ослеплены чувственной игрой нашего воплощения, мы не сможем выйти на связь с врожденной бодхичиттой (сознанием Будды). Для того, чтобы это произошло, наш ум должен находиться в состоянии молчания и бездействия.

В Высочайшей Тантре йоги и йогини совершают эту труднейшую задачу, направляя ветры своих чувств внутрь, прочь от объектов своих желаний, во внутреннее святилище своего энергетического тела, в то, что называется Тайным Каналом. В результате этого действия ум приводится в состояние глубокого покоя. Только в этой глубочайшей тишине можно пережить прямой контакт с бодхичиттой.

Ветры - это тонкие энергии, движущиеся по энергетическим путям в теле (называемым меридианами в даосизме и нади в йоге). Я думаю, что, если прислушаться (при помощи яснослышания, то есть внутреннего слуха) к движению жизненной силы по этим тонким путям, то можно услышать, что издаваемый ею звук очень похож на шум ветра.

С точки зрения тибетской анатомии, ветры (лхунг) отвечают за наши пять чувств. У каждого чувства есть свой тип ветра, и когда этот ветер останавливается, соответствующее чувство исчезает. То есть смерть является исчезновением ветров, а умирание - это последовательное отключение от пяти чувств. Когда от пяти органов чувств не поступает никакой информации, остается только сознание. За неимением чувственного объекта, на котором можно было бы сфокусироваться, сознание фокусируется на самом себе. На мгновение, в зависимости от чистоты человека, возникает спонтанное блаженство и ясный свет (свет без свойств). Если человек практиковал йогу бардо (состояний сознания, особенно касающихся миров после смерти), он или она могут оставаться в мирах чистого света без необходимости снова воплощаться в самсаре.

Целью различных направлений тибетской алхимической йоги, таких, например, как Высочайшая Тантра, является попытка достичь самореализации при жизни путем направления ветров внутрь, в Тайный Канал. Этот энергетический канал проходит через центр тела от промежности вверх в голову. Когда ветры при помощи медитации направляются в этот канал, чувства перестают генерировать чувственный опыт, и йоги и йогини переживают состояние чистого сознания, не умирая.

Повторение этой радикальной смены восприятия приводит в конце концов к высоким уровням духовного простветления и дает способность сохранить сознание в момент смерти и следующих за ним переживаниях в состояниях бардо.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...