Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Художественные стили начала ХХ века

Фовизм

Первую треть XX века называют периодом художественной революции. Одну из них произвело появление фовизма (от фр. fauve – дикий). Ироничное прозвище «диких» критика дала молодым живописцам, чьи картины, в несколько агрессивной цветовой гамме, были выставлены в парижском Осеннем салоне 1905 году. Новое течение во французской живописи просуществовало недолго – с 1905 по 1907 год. Оно объединило в своих рядах достаточно крупных мастеров, А.Матисса, А.Марке, Ж.Руо, А.Дерена, Р.Дюфи, М.Вламинка. Пронзительные цвета, притягивающие этих художников, отталкивали одних и, напротив, привлекали других, вызвав волну подражаний.

Экспрессионизм

Экспрессионизм (отлат. еxpressio – выражение), просуществовавший дольше фовизма (первая четверть XX в.), возник, как и фовизм, в 1905 году, но охватил и литературу, и изобразительное искусство. Наиболее ярко он проявил себя в культуре Германии и Австрии (писатели Г.Кайзер, и В.Газенклевер в Германии, Ф.Верфель в Австрии, художники Э.Нольде, Ф.Марк, П.Клее в Германии, О.Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А.Шенберг, А.Берг, немецкие кинорежиссеры Ф.В.Мурнау, Р.Вине, П.Лени). Единственной реальностью экспрессионизм провозгласил субъективный мир человека, выражение которого стало главной целью искусства. Экспрессионизм стремился передать напряженность человеческих эмоций, гротескную изломанность, иррациональность образов. К экспрессионизму стали впоследствии относить несколько художественных группировок.

Первой была основанная в Дрездене художником Эрнстом Людвигом Кирхнером (1880 – 1938) группа «Мост». Он создавал произведения, где динамичное, «пульсирующее» пространство сочетается с резкими, нервными контрастами цвета. В кругу экспрессионистов были часты религиозные настроения, граничащие с мистикой. В картине Эмиля Нольде (1867 – 1956) «Поклонение волхвов» огрубленные формы, чудовищные лица, налет чертовщины, следование цветовой символике (синий – цвет бесконечности) возникли из увлечения художника работами средневековых мастеров.

Вторая группа – «Синий всадник» возникла в 1911 году в Мюнхене и просуществовала до 1914 года. Ее главой считают художника Франца Марка (1880 – 1916), погибшего в начале Первой мировой войны. Его динамичные, напряженные по колориту мистико-символические картины выражают неприятие действительности, настроения тревоги («Судьба животных», 1913). Члены «Синего всадника» (Ф.Марк, В.Кандинский, П.Клее, А.Макке) разрабатывали проблемы живописно-декоративной и чисто колористической выразительности, тяготели к абстрактным композициям.

Кубизм

Одним из направлений, явившимся своеобразной реакцией на фовизм (наряду с экспрессионизмом), стал возникший во Франции в 1906 году кубизм (фр. cubisme, от cube – куб). Термин «кубизм» был впервые использован в 1911 году. Его родоначальниками явились Жорж Брак (1882 – 1963) и Пабло Пикассо (1881 – 1973). Это авангардистское течение (П.Пикассо, Ж.Брак, X.Грис, Ф.Пикабиа, М.Дюшон, Р.Делоне, Ф.Леже и др.) выдвинуло на первый план формальные эксперименты – конструирование объемной формы на плоскости, выявление простых устойчивых геометрических форм (куб, конус, цилиндр), разложение сложных форм на простые. Отличительное свойство кубизма – максимально возможное разрушение законов перспективы, начатое еще импрессионистами. Предмет определяется не по его положению в пространстве, а по тому, в какой степени его можно представить с разных точек зрения. Кубизм знаменовал радикальный поворот от описания реальности к ее полному пересозданию, геометрические формы призваны были обнажить некие изначальные «прототипы» человеческих фигур, вещей и мира природы.

Первая стадия кубизма (1907 – 1913) получила название «аналитической». В этот период изображения кубистов дробятся на мелкие плоскости, объемность вообще не принимается в расчет, а объем существует как бы параллельно плоскости изображения. В 1907 г. Пикассо создает композицию «Авиньонские девицы» – большое панно, изображающее сцену в борделе: розовые фигуры персонажей геометризированы, лица написаны в штриховой манере, имитирующей приемы африканских скульпторов. Вызывающе грубая, с нарочито деформированными фигурами, «Авиньонские девицы» произвела сенсацию, поощрив других художников к более смелым экспериментам. Эта картина радикально изменила ход истории искусства XX в. В 1912 году появился коллаж, оказавший большое влияние на развитие всей живописи XX века. Коллаж позволял строить композицию совершенно произвольно.

С 1913 года начинается «синтетическая» стадия, когда появляется большее внимание к цвету, преобладают натюрморты, преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-под табака, нотами, бутылками с вином и т. п. – атрибуты, присущие образу жизни художественной богемы на­чала века. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имен возлюбленных, названий улиц, кабачков. В «синтетический» период появляется стремление к более гармоничным цветам и уравновешенным композициям.

Постепенно Пикассо отходит от кубизма, с 1914 года у него проявляется интерес к точным контурам и пластическим формам. При этом в творчестве мастера сохраняется тенденция к одновременным поискам в разных направлениях. Так, в середине 20-х годов он испытывает влияние сюрреализма, продолжает активно заниматься скульптурой. В 1937 году Пикассо создает знаменитую «Гернику», посвященную жертвам гражданской войны в Испании.

В 1944 году Пикассо становится членом Французской компартии, в 1950-м он рисует знаменитого «Голубя мира». Позже Пикассо много работает как гра­фик, скульптор, керамист. Его творчество оказало громадное влияние на художников всех стран.

Абстракционизм

Разрабатывая принципы кубизма, Пикассо и Брак не дожили до полной абстракции, сохранив, хотя и слабую, связь между живописным изображением и реальными объектами. Их новации довели до логического завершения другие художники – Василий Кандинский (1866 – 1944), Казимир Малевич (1878 – 1935) и Питер Мондриан (1872 – 1944). Язык их живописи становится совершенно беспредметным. Кандинский заканчивает юридический факультет, его ожидает университетская карьера, но он неожиданно покидает Россию и переезжает в Мюнхен (1896). Первым среди всех он дает теоретическое обоснование нового метода в живописи, утверждая, что главная цель искусства заключается в выражении внутреннего мира художника. К этой позиции присоединяются трое немецких живописцев-экспрессионистов (Франц Марк, АвгустМакке и Пауль Клее), основавших в Мюнхене вместе с Кандинским группу «Синий всадник». Как и Кандинский, К.Мале­вич отказался от изображения предметного мира, избрав в качестве альтернативы сочетание геометрических форм, которые, по его убеждению, утверждали интеллектуальное превосходство человека над природой. Его супрематические картины «Черный квадрат» (1915), «Белый квадрат на белом фоне» (1918) – зрелое выражение абстракционизма.

Благодаря творчеству русских художников в мировой культуре появился новый вид – абстрактное искусство. Его называют беспредметным и нефигуративным. Сложилось несколько его вариантов: геометрическая абстракция, абстрактный экспрессионизм, информель, ташизм, постживописная абстракция.

Футуризм

Футуризм (от лат. futurum – будущее) – авангардистское направление в европейском искусстве 1910 – 1920-х годов, преимущественно в Италии и России. Стремясь создать «искусство будущего», футуризм декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф.Т.Маринетти, российских кубофутуристов из «Гилеи», участников «Ассоциации эгофутуристов», «Мезонина поэзии», «Центрифуги») отрицание традиционной культуры культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. В первом «Манифесте футуризма» (1909) Маринетти заявлял, что мчащийся автомобиль производит на него гораздо большее впечатление, чем любая классическая скульптура вроде Ники Самофракийской. Культ машины действительно стал символом итальянских художников. Современная техника, ее динамизм и экспрессия, по мнению художников, бросали вызов образцам и идеалам прошлого. Переняв приемы, отработанные кубистами, художники-футуристы воспевали в своих картинах и скульптурах динамику и грохот современного индустриального города. Футуристы заложили основу возникновения дадаизма, а их художественная программа перекликалась и с экспериментами русских авангардистов.

Дадаизм

Дадаизм (фр. dadaisme, от dadа – конек, дсревянная лошадка; детский лепет) , как и футуризм, представляет авангардистское литературно-художественное течение в 1916 – 1922 гг. Дадаизм, сложившийся в Швейцарии (А.Бретон, Т.Тцара, Р.Гюльзенбек, М.Янко, М.Дюшан, Ф.Пикабия, М.Эрнст, Ж.Арп), выразил себя в скандальных выходках – заборных каракулях, псевдочертежах, комбинациях случайных предметов. Антивоенное, антинационалистическое, антиконформистское течение, дадаизм был направлен против всего на свете, даже против себя. Само название «дада» не имело никакого смысла. Дадаист-писатель пронизывал свои не поддающиеся пониманию песни криками и рыданиями. Поэт-дадаист «писал» стихи, вырезая слова из газет, перемешивая их, а затем вытаскивая из общей кучи, не глядя.

После окончания войны многие дадаисты покинули Цюрих. Одни уехали во Францию, другие в Германию. В Кельне Макс Эрнст организовал выставку, попасть на которую можно было, лишь пройдя через общественный туалет (1920). Анархичное и спонтанное по своей сути, течение дадаизма утверждало бессмысленность и бесполезность войны. В 20-е годы дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии – с экспрессионизмом.

Сюрреализм

Сюрреализм (фр. surrealisme, букв. – сверхреализм.) – одно из ведущих направлений в искусстве XX века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации), а его методом – разрыв логических связей, замененных свободными ассоциациями. Сюрреализм сложился в 20-х годах, развивая дадаизм. С 30-х годов (художники С.Дали, П.Блум, И.Танги) главной чертой сюрреализма стала парадоксальная алогичность сочетания предметов и явлений, которым виртуозно придается видимая предметно-пластическая достоверность.

Под влиянием идей французского писателя Андре Бретона (1896 – 1966) внутри группы парижских дадаистов позднее сформировалось новое художественное течение – сюрреализм. В «Манифесте сюрреализма» А.Бретон (1924) утверждал, что личность обретает свободу лишь в интуитивных психических актах, подавляемых обществом. Бретон признает, что многим обязан не только Фрейду и его толкованию сновидений, но и графу Лотреамону, который еще в прошлом веке писал, что красота – это случайная встреча швейной машинки и зонтика на анатомическом столе». Эта фраза стала девизом сюрреалистов.

Творчество одного из самых ярких представителей сюрреализма испанского живописца Сальвадора Дали (1904 – 1989), отмечено безудержной фантазией и виртуозной техникой исполнения. В своих картинах – «Постоянство памяти» (1931), «Пылающий жираф» (1935), «Предчувствие гражданской войны в Испании» (1936), «Осенний каннибализм» (1936), «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944), «Атомная Леда» (1947) и др. – Дали с необычной фантазией соединяет, кажется, несоединимое и создает парадоксальные образы: расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и т. п. Обращаясь к сфере подсознательного, интересуясь эротикой, неосуществленными желаниями, игрой воображения, Дали стремится объективировать видения (метод «паранойи»), дать тотальное описание безумия. Использует он и прием «исчезающих образов», которые как бы растворяются в окружающем пространстве. Помимо живописи Дали изготовляет многочисленные сюрреалистические объекты (жакет, обшитый стаканами, манекены у рояля и в такси, гипсовые муляжи, варварски раскрашенные или перетянутые веревками и т. п.). Дали всегда отличался причудливой манерой поведения, постоянно меняя экстравагантные костюмы и фасон усов. В 1974 году, вложив все свои средства, Дали построил «Театр-музей Дали», в котором он и погиб во время пожара, пребывая в полном одиночестве и не желая покинуть дом[22].

Бельгийский художник Репе Магрит (1898 – 1967), один из крупнейших представителей сюрреализма, в своих картинах нарочито разрушает пропорции, подобно Дали, совмещает несовместимые предметы или вообще выворачивает образы наизнанку – например, русалка изображена у него как существо с ногами человека и телом рыбы. Его оригинальность проявляется в смеси «черного юмора» и традиционного видения предметов. Картины Магрита основаны на эффекте отстранения вещи от ее привычного смысла («Это не трубка», – предупреждает надпись на его композиции 1930 года, где изображена именно курительная трубка). В его образах предметы и персонажи на глазах превращаются в метафоры, не теряя четкой предметной узнаваемости.

«Поп-арт»

«Поп-арт» (англ, popular art – популярное, общедоступное искусство) – одно из течений в искусстве модернизма: Возникло в 50-х годах XX в. в Великобритании и США, первоначально в живописи и скульптуре, а затем распространилось на другие сферы массовой западной культуры.

«Поп-арт» – это удовлетворение и реализация «тоски по предметности», порожденной долгим господством и непонятностью массовым зрителям в западном искусстве абстракционизма. Абстракционистскому отказу от реальности «поп-арт» противопоставил грубый мир материальных вещей, котором приписывается художественный статус.

Теоретики «поп-арта» утверждают, что каждый предмет в определенном контексте превращается в произведение искусства, теряет свое первоначальное значение и приобретает художественные качества. Отсюда задача художника не создание художественного предмета, а придание обыденному предмету художественных качеств путем организации определенного контекста eго восприятия. Эстетизация вечного мира становится принципом «поп-арта». Художники стремятся добиться броскости, наглядности, доходчивости своих творений, используя для этого яркие этикетки и рекламу. «Поп-арт» – это композиция бытовых предметов, иногда в сочетании с муляжем или скульптурой.

Смятые автомобили, композиции с включением выцветших фотографий, обрывков газет и афиш, наклеенных на ящики, чучело курицы под стеклянным колпаком, выкрашенный белой масляной краской рваный ботинок, электромоторы, композиции из старых шин или старых газовых плит – таковы художественные экспонаты «поп-арта».

«Поп-арт» как художественное направление имеет ряд разновидностей (течений): «оп-арт» (художественно организованные оптические эффекты, геометрические комбинации линий и пятен), «эл-арт» (движущиеся с помощью электромоторов предметы и конструкции), «окр-арт» (композиции, окружающие зрителя) и т.д.

«Оп-арт» является таким течением «поп-арта», в котором упор с мира вещей перенесен на светоцветовую среду и атмосферу вокруг человека. Особая эстетическая среда создается с помощью световых и цветовых оптических эффектов благодаря применению линз, зеркал, вращающихся устройств, дрожащих металлических пластинок и проволок. При этом художник достигает высокой степени абстрагирования от конкретности. «Оп-арт» объединил «поп-арт» с традициями геометрического абстракционизма. В национальном музее в Вашингтоне в 1963 г. можно было видеть огромную композицию из блестящей медной проволоки. Это произведение «оп-арта» изображало солнце, являвшееся фокусом медной паутины – «неба». Композиция от малейшего движения воздуха тихо колыхалась и переливалась тысячами тончайших медных нитей.

В 1964 г. в Амстердаме в национальном музее рядом с залами, где висят картины Рембрандта, открылась выставка «поп-арта». Обращает на себя внимание представленный там образчик «окр-арта»: у стены стоит трельяж, на его подзеркальнике аксессуары дамского туалета – одеколон, пудра, пуховка, маникюрный набор, перед подзеркальником пуфик. Все предметы совершенно реальные, однако на пуфике находится белая, из нетонированного гипса, фигура женщины. В руке эта гипсовая женщина держит реальную расческу, которой причесывает свои гипсовые волосы.

«Поп-арт» выдвинул концепцию личности общества «массового потребления». Человек-потребитель, которому эстетизированные натюрморты товарных композиций должны заменить идеологию, жадно вкушающий массовую продукцию, – таков типичный представитель культуры «поп-арта». Это направление принципиально ориентировано на массовую нетворческую личность, лишенную самостоятельности мышления и заимствующую «свои» мысли из рекламы и средств массовой коммуникации. Эта личность программируется «поп-артом» на исполнение заданных ролей приобретателя и потребителя, покорно сносящих отчуждающее воздействие современной цивилизации. Утверждаемая «поп-артом» личность деидеологизирована. Как правило, «поп-арт» не касается общественной проблематики.

«Отец «поп-арта», американский художник Э.Уорол в эстетический принцип своего творчества превратил такие специфические особенности рекламы, как нарочитая крикливость, направленная на привлечение зрительского внимания, банальность, примитивизм, ориентация на среднестатистическую личность.

Хэппенинг

Хэппенинг (от англ, happening – случающееся, происходящее) – сценическая разновидность «поп-арта», импровизированное бесфабульное театрализованное действие, развивающееся без заранее запрограммированного сценария и рассчитанное на спонтанные, непредвиденные поведенческие акции исполнителей, нарочито абсурдные либо копирующие повседневный быт (еда, одевание, бритье и т.д.), и на активное соучастие зрительской аудитории.

Личность и культура

Личность – человек в качестве социального индивида, биосоциального существа, сущность которого составляет совокупность общественных отношений. Каждая личность имеет необходимые природные задатки, но развитие у всех может быть различным .Развитие каждой личности зависит от глубины усвоения социального опыта, накопленных знаний, идей, норм и ценностей общества. Слово личность – persona – первоначально означало маску актера в античном театре.

Достоинство личности в его ответственности, которую он сам себе вменяет. Быть личностью трудно. Даже самая скромная роль предъявляет человеку комплекс обязанностей, если она выбрана всерьез. Если личность берет на себя обязанности политика ответственного за народ и страну – это еще большая трудность. Личностное бытие – это постоянное усилие. За дефицит сознательно-волевого начала в поведении людей каждый расплачивается по своему. Кто-то доходит до каждого состояния: впадает в лень, мечтательность и завистливость. Если в обществе много таких людей, то может установятся тоталитарная власть.

Личность обязана брать на себя ответственность за свой народ, за свою страну, за свою семью за собственное всестороннее развитие особенно в условиях HТP, когда предъявляются больше претензии к личности со стороны производства, науки, жизни.

Выдающиеся личности оставляют свой след в истории и культуре, что делает и историю и культуру насыщенной и интересной.


БЕЛОРУССКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 


В процессе реального своего существования культура приобретает множество национальных образов. Общечеловеческая культура складывается не из какого-то метафизического абстракта, а во взаимодействии разных народов, т.е. национальных культур, единство которых невозможно привести к арифметической сумме, но вбирает в себя все возникшие в истории народов культуры. Т.о., культура как совокупность высших ценностей включает в себя и ценности национальные. По характеру взаимоотношения национального и общечеловеческого культура бывает «открытой», склонной к позитивному взаимодействию с другими культурами и «закрытой» – склонной к самоизоляции. Исследователи относят белорусскую культуру к типу открытых культур. Исторический путь становления и развития белорусской культуры является сложным и противоречивым.

Белорусский этнос и его культура сформировались на стыке двух культурных регионов – Западного и Восточного. Общепринято, что характерной чертой Востока является коллективизм как итог тысячелетней устойчивости общинного землепользования и централизованного распределения необходимых для земледелия водных ресурсов. Централизация на ранних этапах содействовала складыванию и укреплению деспотической формы управления. Характерная особенность восточного менталитета – ориентация на волю руководителя, отсутствие индивидуальной инициативы и ставка на силовое преодоление противоречий без плюрализма мнений и предварительного анализа ситуации. Западные ценности, наоборот, складывались на основе индивидуализма, рационалистической аналитики, которая уже проявилась в философии Платона и логике Аристотеля.

Находясь на границе столкновения идей и интересов восточной деспотии и западного прагматизма, белорусский народ был вынужден выработать надёжные средства культурной безопасности.

Положение белорусов на границе двух культурно-исторических типов (условно говоря – восточного и западного) объясняется их собственной историей и обусловленным архетипами менталитетом, а так же их этногенезом. В культурологии в качестве менталитета рассматривается совокупность культуры и образа мышления народа, его универсального творчества.

Важным определяющим элементом в развитии любой культуры в целом является традиционная культура.

Белорусская традиционная культура, как и традиционная культура других этносов, по совокупности элементов, из которых она состоит – многослойна. Её отдельные элементы появились в разные исторические периоды, часто в итоге смешивания предыдущих культурных общностей или были переняты у соседей.

Если рассматривать белорусскую традиционную культуру в историко-генетическом аспекте, то уже самые древние её элементы имеют европейские корни. Они были характерны для большей части Европы и в этом смысле являются европейскими, а не узколокальными, местными явлениями. Появление этих древних элементов традиционной белорусской культуры относится ещё к каменному веку. Такие элементы есть в древних занятиях (рыболовстве и собирательстве), в отдельных названиях рек и озёр. Они похожи на явления культуры европейских финских этнических сообществ. Европейского происхождения и те элементы белорусской традиционной культуры, которые отражают её исторические связи с балцкими культурами. К ним относятся древние черты земледелия и животноводства, некоторые названия рек и озёр. Специфически европейский характер имеет и балцко-финский синтез, смешение балцких и финских культур, ассимиляция балтами финнов и формирование балцких культур с финскими элементами. Этот балцко-финский синтез частично захватил и территорию нашего края, в частности Подвинье. В итоге появились элементы смешанного балцко-финского происхождения, например, название реки Лынтупка. массового расселения славян культурные процессы на территории Беларуси приобретают, таким образом, ещё более широкий европейский характер и ещё в большей степени делают местные культуры европейскими культурными феноменами.

Традиционная культура белорусов складывалась в формах, типологически близких культуре народов Северной Европы. Ирландский и германо-скандинавский эпос, а значит и национальная аксиология народов Северной Европы формировались на основе языческой мифологии. Белорусский ранний рыцарский эпос возник также на основе языческой мифологии. Его героями являлись богатыри, такие, как Микула Селянинович, князь Изяслав Василькович и мифологизованый в народных преданиях и в ислючительно языческом «Слове о походе князя Игоря» Всеслав Полоцкий.

Древняя белорусская культура формировалась под существенным воздействием мировоззренческой парадигмы христианства. Это был тип и проявление творчества, одухотворённого идеями и устремлениями христианского гуманизма. Ядро его составляли принцип духовно-моральной самодостаточности человека и идея добра как предпосылка существования и консолидации гражданского общества. На такой общечеловеческой, гуманистической основе возникла и развивалась древняя белорусская культура, что и предопределило характерные для неё возвышенный внутренний пафос и стремление к одухотворению окружающего мира и человека. Эта гуманистическая тенденция достаточно быстро закрепилась в сущности древнебелорусской культуры и постепенно приобрела признаки устойчивой национальной традиции. Творческая сила этой идейной традиции отчётливо проявилась ещё в первый период культурно-исторического развития Беларуси, о чём свидетельствует деятельность славных представителей христианского культурно-просветительского движения ХІІ века: Евфросиньи Полоцкой и Кирилла Туровского. Евфросинья Полоцкая и Кирилл Туровский оставались безразличными в отношении к мистике и эсхотологии официального православия. Климент Смолятич в своих проповедях обращался к произведениям Гомера и Аристотеля.

Отказ от слепого копирования норм византийской деспотии и преобразованного фактически в её орудие «православия без христианства» довольно ярко проявляется во всей культуре Х – ХІІ вв. Устойчивость гуманистических традиций была в белорусской культуре той основой, на которой сформировались направления и школы, признанные в культуре как феномены общечеловеческого значения: архитектурные гродненская и полоцкая школы в Х – ХІІ вв., белорусская иконопись, белорусская правовая культура. Данные направления в развитии белорусской культуры являются свидетельством жизненности гуманистических традиций, основы которых уже формировались в языческий период. Культ Солнца, Земли и плодородия, характерный для народной мистерии, был иммунитетом против фанатизма и ригоризма.

Для формирования цивилизационных особенностей культуры большое значение имели характер и «тональность» процесса крещения наших предков. В отличие от принудительного крещения Киевского княжества на белоруских землях приобщение народа к новой религии происходило мирным, эволюционным путём и растянулось по времени почти на 2 столетия. Это была мирная «конвергенция 2-х ментальностей – самобытной народной, языческой и христианской, перенесённой из эллинистической Византии. Летописи и «Слово о полку Игореве» засвидетельствовали, что Всеслав Брячиславович, знаменитый полоцкий князь, которого называли Чародеем, наиболее ярко воплотил это «двуверье»: знаменитый строитель Полоцкой Софии, идеальный прообраз госудаственно-правового начала наших предков, он приорёл славу языческого прорицателя и чародея. Так в «Слове о полку Игореве» отмечается: «Всеслав-князь людям суд судил, городами князей наделял, а сам по ночам волком гулял. Из Киева до петухов достигал Тмутаракани: великому Хорсу (Днепру) волком дорогу перебегал».

Этот синтез христианской духовности и языческой художественной мифологии – одна из причин расцвета белорусского фольклора, особенно обрядовой песни и волшебной сказки.

Для белорусской культуры 11 – первой половины 13 вв. определяющим было византийское влияние. 11 – 12 вв. в истории Византии было периодом мощного расцвета культуры. Переработав традиции древних Греции и Рима, она явилась мостом между Европой и Азией, между античностью и новой Европой, действительно мировым центром культуры. Византийских мастеров приглашали самые богатые дворы, всё византийское рассматривалось в качестве образца для копирования. Не были исключением и древнебелорусские земли. С Византией связано распространение христианства в соответствии с восточным обрядом, развитие каменного зодчества, появление смальтовых мозаик, ряда ювелирных технологий. Воздействие византийской культуры на древнебелорусскую шло различными путями: через торговлю, династические контакты, приглашение мастеров.

Вместе с тем, культура Византийской империи не была однородной. Анализ архитектурных памятников Беларуси 11 – 12 вв. даёт основания утверждать, что не менее ощутимый импульс шёл от византийской провинции, а не только от столицы – Константинополя. Уникальная на восточнославянских землях черта гродненской архитектурной школы – инкрустация фасадов зданий полихромными маёликовыми плитками – была характерна для украшения храмов на территории Греции (Беотия, Аргалида) Храмы-триконхи берут своё начало с Афона. Храм такого типа на белорусских землях находится в Бельчицком монастыре Полоцка. В этот ряд вписывается и версия С.Тарасова о принятии христианства, письменности из Болгарии и построении Софийского собора в Полоцке по образцу Софийских соборов Болгарии.

Постепенно традиции в белорусской культуре, что появились под влиянием Византии, адаптируются, а до половины 13 века – угасают. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. она фактически перестала существовать. В середине 13 в. в результате монголо-татарского нашествия был повержен Киев. На севере белорусских земель заметно активизировался Ливонский орден. Для древнебелорусских земель, т.о. сложилась качественно новая политическая и культурная ситуация. Основным фактором истории стала Западная Европа. Контакты с западным миром фиксируются исследователями ещё в зарубинецкой культуре. В средние века следы этих контактов отчётливо проявились в архитектуре, мелкой пластике, наблюдается во фресковой живописи, в духовной культуре в целом.

Романские следы в духовной культуре связаны были в первую очередь с распространением христианства по западному образцу. Уже в 9 в. на белорусских землях появляются миссионеры, что и было отражено в легендах. Со второй половины 12 в. это явление уже фиксируется документально. Здесь можно отметить и попытку установления в Турове католической бискупии в 1105 г.

Культура Беларуси второй половины 13 – 15 вв. характеризуется доминированием западноевропейского влияния, что проявилось в укреплении позиций римско-католического костёла, расширении его воздействия на общественную жизнь, в первую очередь на образование; усвоении новаций в области фортификаций и вооружений; всё более широким проникновением западноевропейской культуры в быт населения, особенно горожан.

По своему типу и сферах, роли церкви и религиозного мировоззрения духовная жизнь Беларуси в 14 – 16 вв. в целом сохраняла многие характерные черты средневековой культуры. Вместе с тем происходил интенсивный процесс урбанизации общества. В городе в среднем проживало от 1,5 до 3-х тысяч человек. Самыми крупными городами в 15 веке были Полоцк, Наваградок, Витебск, Менск, Слуцк и др. К середине 16 века в Полоцке насчитывалось около 50 тыс. жителей. Бурно развивались ремесло и торговля. Кроме традиционных ремёсел – гончарного, ткацкого, слесарного, распространяются новые – изготовление бумаги и стекла. Наблюдается подъём ювелирного мастерства. Художественно-этнографические традиции белорусов особенно ярко проявились в ремёствах, связанных с изготовлением обуви, одежды, обработке кожи. Ремесленники и купцы объединялись в цехи и гильдии. Белоруские купцы выступали довольно часто посредниками в торговле между западноевропейскими государствами и Великим княжеством Московским. На протяжении 14 – 16 вв. Берестье, Полоцк, Менск, Драгичин, Могилёв, Орша, Пинск, Наваградок и ряд др. городов получили право на самоуправление – Магдебурское право.

Возникновение белоруской народности и её развитие были связаны прежде всего связаны с территориальным единством. Становление и развитие белоруской народности проходило также под воздействием собсвенно этнических факторов. Общность белоруской культуры особенно ярко проявилась в становлении и развитии белоруского народного и литературного языка. Характерные черты белоруского языка – деканье, твёрдое «р» и др. – постепенно отражаются в памятниках письменности. Главное направление в развитии белоруского литературного языка в 15 – 16 вв. определялся закреплением в ней грамматических и лексических форм народного разговорного языка. Данный период времени характеризовался феноменом этнорелигиозной толерантности. Наиболее значительное проявление взаимодействия и синтеза восточных и западных традиций проявилось в религиозной части белорусской культуры. Для неё характерно сосуществование православия и католицизма. Противоречия, конфликты между католической и православной церковью на Беларуси, на которые обращают большое внимание историки, были обусловлены преимущественно политическими устремлениями соседних государств или социально-экономическими и политическими мотивами отдельных социальных групп. Для большинства представителей белорусского этноса православие и католицизм были культурными явлениями, которые продемонстрировали возможность сосуществования и взаимодействия, взаимовлияния. Взаимовлияние православия и католицизма имело своим итогом, в частности, униатскую религиозную культуру, которая и является как раз ярким образцом синтеза восточных и западных традиций. Так как католицизм и православие оказывали значительное влияние на другие части белорусской культуры, то именно сосуществование этих традиций обусловило значительное своеобразие многих составляющих частей белорусской традиционной культуры, своеобразие белорусского цивилизационного комплекса в целом. Тенденция не замечать этого синтеза, идентифицировать белорусскую культуру или с западной, или с восточной традицией отражает непонимание белорусской традионной культуры как феномена европейской цивилизации. Такой односторонний подход не соответствует сущности белорусской традиционной культуры, не имеет конструктивного характера. Он может явиться одним из условий возникновения напряжённости, разъединения белорусского этнического сообщества, дестабилизации его существования.

В 16 в., в эпоху Ренессанса, белорусская культура становится уже активным, творческим фактором общеевропейского культурного процесса, достигая в некоторых отраслях уровня первооткрывателя. В Беларуси уже во времена Ренессанса сложился западный тип культуры без крайностей индивидуализма и прагматизма. Выработанные во времена язычества нормы были реализованы в демократическом общественном строе. Государственная идеология ВКЛ базировалась на ценностях, выработанных в белорусской культуре со времён язычества. Франциск Скорина в качестве эталона человека называл социально активных созидателей реальной истории. В то же время Н.Макиавелли считал, что цель оправдывает средства для её достижения. Ф.Скорина и А.Волан на первое место ставили нужды всего общества («посполитого доброго») и соответствие действий нормам морали. Демократические традиции были закреплены в «писанном законе» – кодексах шляхецкой вольности, высшей кодификацией которых является Статут 1588 г. Среди других его ренессансовых норм необходимо отметить ликвидацию института холопства и разделение трёх форм власти в государстве – законодательной, исполнительной и судебной. Государственные институты в Великом княжестве Литовском были созданы и работали в соответствии с этическими нормами индивидуалистического гуманизма – человек – мера всех вещей.

На территории Беларуси постепенно формировался западный тип культуры. Слово «тиран» уже в Виленский период истории приобрело отрицательную семантику. Белорусская культура в восточнославянском регионе в эпоху средневековья была духовной опорой народов в их борьбе с тиранией. Обоснование и утверждение идеи права верховенства закона в обществе, что нашло своё отражение в создании Статутов 16 в. – выдающихся памятников юридической мысли, было проявлением настойчивой социально-политической необходимости упорядочения внутригосударственных отношений на почве общепризнанных принципов и являлось свидетельством наличия в Б<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...