Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности драматургии культурно-досуговых мероприятий и композиционное построение сценария

Драматургия –это сюжетно-образная концепция культурно-досуговой программы, где само драматургическое действо создаётся через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.

Драма в переводе с греческого – действие.

 

Сценарий – подробная литературно-текстовая разработка для постановки на сценической площадке. На основе которого создаются театрализованные представления, тематические вечера и другие формы СКД.

Сценарий близок к пьесе для театра и разработкам для культурно-зрелищных учреждений, кино.

Отличия сценария СКМ и театральной пьесы:

Пьеса скм
Драматург сценарист
Авторское написание коллективная работа
События и герои вымышленные Герои являются реальными
Пьеса предназначена для постановки на сцене Может быть адаптирован для конкретных условий

 

1. Сценарий начинается с определения сценарно-режиссёрского замысла. Будущее видение мероприятия.

2. Определение идейно-тематического замысла (Тема - то о чём говорится в сценарии, круг явлений, отображённый авторами). Тема заложена (задана) в начале. Идея – основная мысль, вывод, оценка, изображаемых событий. К идее автор должен повести зрителей постепенно.

3. Композиционное построение сценария:

· Композиция – организация действия и соответствующее расположение сценария.

· Экспозиция– ввод в действие. Рассказ о событиях, которые предшествовали возникновению конфликта.

· Завязка– начало конфликта

· Основное действие– состоит из эпизодов, номеров, «блоков»- объединение однородных номеров. Все эпизоды должны быть выстроены в сюжетный ход, каждый из них должен обладать относительной самостоятельностью, но все они должны быть связаны между собой. Действие эпизодов строится по нарастающей к Кульминации – наивысшей точке развития конфликта.

· Развязка –разрешение конфликта.

· Финал –подведение итогов.

Кроме сценария существуют различные уровни сценарной записи:

· Сценарный план – это набросок композиционного построения с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории.

· Либретто – более развёрнутое чем сценарный план краткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения (мьюзикл, оперетта, опера, балет)

· Режиссёрский сценарий – развёрнутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной свето-звуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

28.11.2014

Один из важнейших методов создания сценария является монтаж.

Монтаж –методСКД, который позволяет скомпоновать выступление реальных лиц, цитаты из документов, произведения художественной литературы, кинофильмов и т.д. Монтаж позволяет добиться сочетание элементов в единое целое, по - этому его называют художественным.

Виды монтажа:

Контрастный –основан на столкновении противоположностей

Параллельный –эпизоды действия различные по содержанию монтируются один за другим, т.е. формируют параллельное действие.

Лейтмотив –напоминание

Ременистенция – воспоминание.

Ретроспектива –показ исторических событий через призму сегодняшнего дня.

Этапы подготовки культурно-досуговой программы

1.Создание оргкомитета или рабочей группы (написание плана, распределение обязанностей)

2.Написание, обсуждение и утверждение сценария

3.осуществление сценария – самый ответственный этап – этап работы с коллективами, исполнителями, проведение монтировочных, генеральных репетиций, подбор реквизита и костюмов, звуковое оформление, видео ряд и т.д.

4.Проведение досуговой программы

Осуществлять подготовку и проведение культурно-досуговых мероприятий должны специалисты и люди, имеющие опыт работы.

 

Диалогические формы СКД

 

Беседа – это диалогическая устная форма СКД – это обсуждение двумя или более лицами заранее выбранной и подготовленной организатором темы.

 

Свободная товарищеская беседа – отличается тем, что она заранее не готовится, организаторы создают условия для свободного общения.

 

Этапы проведения беседы:

 

1. Для проведения беседы необходимо изучить запросы и интересы аудитории и определить аудиторию.

2. Определение темы – тема должна быть конкретной (узкой)

3. Составление плана проведения беседы:

· Вступление – цели, задачи (о чём пойдёт речь),

· изложение основной темы (полное владение темой),

· определение обсуждаемых вопросов (не более 5-7), один из

вариантов неправильного развития беседы – это разделение аудитории на активное меньшинство и пассивное большинство. Ведущему нельзя позволять переводить тему беседы, всегда только корректно вернуться к основной теме.

· заключение,

· итоги.

4. Выбор ведущего – должен в идеале хорошо владеть материалом, ораторским искусством, культурой речи, иметь навыки общения с аудиторией.

 

Беседу можно оживить, используя технические средства: видео, аудио и т.д., а так же выставки, фотографии. Кроме формы беседа можно использовать комбинированные формы:

· Лекция-беседа

· Беседа-диспут

· Беседа-обозрение

· Беседа-викторина

Для проведения смешанных форм беседы нужно знать особенности двух используемых форм.

Нужно привлекать специалистов, которые владеют всеми необходимыми качествами.

Проведя беседу в заключении нужно отметить активных зрителей и ответить на вопросы, которые не касались основной темы.

Беседа – эффективная форма СКД.

 

Дискуссионные формы СКД

- диспут, дискуссия, ток-шоу.

Диспут –дискуссионная форма СКД в основе которой лежит спор, борьба идей, (на определённую тему, спор противоположностей) В диспуте, как правило, две или несколько противоположных точки зрения, которые взаимоисключают друг друга.

Организовывая диспут нужно правильно выбрать тему, иногда в теме уже заключён вопрос и ответ на него может быть с разными точками зрения. «Нужен ли клуб в современном мире»

 

Приоритетна роль на диспуте отводится ведущему, который должен в совершенстве владеть темой, а так же направлять диспут в нужное русло, ни в коем случае не высказывая и не навязывая свою точку зрения.

 

Диспут не должен переходить на другие темы. В диспуте присутствует конфликт и необходимость его разрешения не всегда в диспуте достигается разрешение конфликта. Искусство ведущего состоит в том, что бы корректно закончить диспут, не обидев ни кого из присутствующих.

 

Самая близка форма к диспуту – ДИСКУССИЯ.

Это обсуждение единомышленниками какого-либо спорного вопроса или проблемы с целью правильного её решения. Здесь конфликт возникает на основе поиска различных методов и средств решения данной проблемы. «Каким должен быть современный клуб».

В учреждениях культуры иногда организовываются не просто эпизодические формы, а своеобразные досуговые объединения – дискуссионные клубы, которые являются организаторами, которые являются не только внутренних, но и вовлекают различные группы населения.

Дискуссия отличается от диспута компетентностью участников спора, допустимость различных точек зрения каждая из которых приближает спорящих к оптимальному заключению и наличию условий, при которых можно было бы смело высказать разные точки зрения, и даже неожиданные, не опасаясь за свою репутацию и т.д.

Как правило, Диспут эпизодическая форма.

Организация диспута и дискуссий работа, требующая от организаторов определённых профессиональных и личностных качеств.

 

Ток-шоу

(разговорное шоу) – вид телепередачи, в котором один или несколько приглашённых участников ведут обсуждение предлагаемых ведущим тем. Как правило, при этом присутствуют приглашённые в студию зрители. Иногда зрителям предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение.

Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий, гость и зрители в зале.

Ток-шоу соединяет приёмы журналистики и сценические приёмы. Каждый из участников, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ролью.

Схема жанра такова: герои – зрители – ведущий – вопросы и ответы.

Специалисты этого жанра считают, что главный залог успеха ток-шоу – юмор. Задача жанра – активизировать восприятие содержания, заключённого в передаче с помощью формы диспута и дискуссии.

Создателем первого в мире ток-шоу является Фил Донахью.

 

Ток-шоу отличается тематической и функциональной широтой жанровой разновидности и сочетает в себе: интервью, дискуссии и всё концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная форма. У ведущего должны быть такие личностные качества: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать. Важно определённое место и строго соблюдаемое цикличность, т.е. регулярно повторяемая передача, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи».

Основные вопросы задаёт ведущий, отвечают на них разные категории участников. На разных этапах программы используются различные типы вопросов.

Обязательно в ток-шоу кроме ведущего выступают гости – это люди чем-то прославившиеся или интересные своими поступками, мыслями, образом жизни. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, их участие иногда ограничивается аплодисментами и смехом и т.д., это создаёт особую атмосферу, даёт эмоциональную подсказку телезрителям.

В некоторых ток-шоу, которые идут в прямом эфире активно участвуют и телезрители, которые могут дозвониться в студию по громкой связи и высказать собственное мнение с помощью смс и интернет-голосований.

Виды ток-шоу:

· Общественно-значимые (политика, экономика, социальная жизнь шоубизнес)

· Психологические (личная жизнь, дом, семь, карьера, красота – приглашаются обычные люди)

· Специализированные (здоровье, кулинария, дети)

· Смешанные – событийные

К разновидностям ток-шоу относятся: телемост, теледебаты, дискуссия.

 

Организовывать ток-шоу должны специалисты, знающие особенности этого жанра, а на уровне учреждений культуры, умеющие адаптировать эту форму на другие условия.

Тема №9: Праздник, как социально художественное явление. Методика подготовки и проведения.

Праздник это первая форма, появившаяся как форма проведения досуга. Праздник по словарю Даля это день свободный от досуга, пустой. В отличие от досуга, праздник заключает в себе какое либо событие. Но если сравнивать эти два явления, то человек не сможет существовать без досуга, отдыха. Но в высокоразвитом обществе празднование это отражение развития общества. Праздник это социальное явление, он несёт в себе следующие функции:

Отдых от трудовых будней.

Эмоциональная нагрузка.

Воспитательная нагрузка.

Передача традиций из поколенья в поколенье.

Сближение и единение людей на основах их духовных и творческих интересов.

Определение нравственного и морального настроя.

Праздник это день торжества, установленный в честь какого либо события, важного для семьи, города или региона, государства и т. д. массовый праздник комплекс мероприятий и акций объединенный одной темой. Отличие праздника от многих других форм состоит в том, что он основывается на активном действии. Зрители на празднике воспринимаются как участники. В структуру праздника входят активное действие и зрелище. Для того чтобы организаторам рассчитывать на действие масс нужно создать предпраздничную ситуацию.

Методика подготовки и проведения праздников.

Создание организационного комитета это 1 этап подготовки праздника. Его состав зависит от масштабов праздника. В орг. Комитет входят группы:

Сценарно режиссёрская группа – Главный режиссёр и режиссёры отдельных мероприятий. Их функции написание сценария, воплощение данного сценария.

Группа оформления праздника или может называться группа оформления информации и дизайна. Функции и обязанности: организация рекламы, эскизов, дизайна, оформления праздника и воплощения.

Техническая группа: машины, свет звук.

Административно хозяйственная группа: Заказ гостиниц, билетов, встреча и размещение гостей, организация питания, отдыха участников, распределение билетов, подготовка помещений для репетиций.

Финансовая группа или финансово экономическая группа: составить смету, финансируют приобретения для праздника и выплачивают ганарар или З./п. участникам.

Группа охраны порядка.

Проведение.

Для проведения праздника создаётся круглосуточный штаб. Куда должны войти представители из групп орг. Комитета. Штаб должен располагаться в постоянном месте, с указателем. У представителей штаба, как и главного режиссёра должна быть связь со всеми руководителями праздника. У каждого участника должен быть «бейджики»: Ф.И.О. и какая организация. При штабе должен дежурить мед. Работник и скорая помощь.

Праздник получается только при хорошем руководстве и координации всех групп орг. Комитета.

Типология праздников

Существует большое количество вариантов типологии праздников, их изучение, это не законченный процесс он продолжается, и по сей день. Один из вариантов проведения праздника токов:

Типология праздников по социальному критерию:

Государственные

Народные

Церковные

Демографический критерий: детские, школьные, студенческие, молодёжные, для пожилых людей.

Группы праздников:

Трудовые (прививают, любовь к профессии, к своему предприятию).

Семейно бытовые.

Военноспортивные.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...