Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научное проектирование экспозицииПлан: 1. Задачи и основные этапы научного проектирования. 2. Научная концепция экспозиции: § понятие «музейная концепция экспозиции», его разработка в советском музееведении; § структура документа. 3. Концепции экспозиций филиалов ТОКМ. 4. РТС. Цель, структура документа. 5. ТЭП, цель, структура документа. 6. Сценарий, цель, структура документа. Письменные работы: § Изложить письменно концепцию экспозиции в одном из филиалов ТОКМ. § Разработать концепцию личного музея. Литература: Вольхина, М.Г. Научная концепция музейной выставки // Ежегодник ТОКМ за 2000 г. – Тюмень, 2001. – С. 35–40. Вольхина, М.Г. Научное проектирование экспозиции // Ежегодник ТОКМ за 2001. – Тюмень, 2002. – С. 63–70. Газалова, К.М. Научная концепция как этап проектирования экспозиции по истории советского общества // Научное проектирование экспозиции по истории советского общества. – М., 1981. – С. 71–80. Гнедовский, М.Б. Проектировочный подход к исследованию в экспозиционной работе // Научное проектирование экспозиции по истории советского общества. – М., 1981. – С. 80–89. Гнедовский, М.Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий // Музей и современность. – М., 1986. – С. 127–133. Закс, А.Б. Технология построения музейной экспозиции // Актуальные проблемы музейного дела в РСФСР. – М., 1987. – С. 86-97. Курбатова, Т.А. Из опыта работы над выставкой «Окно в Сибирь» // Ежегодник ТОКМ за 1994 г. – Тюмень, 1997. – С. 211–218. Ольшевская, Г.К. Некоторые вопросы научного проектирования экспозиции // Музей и современность. – М., 1986. – С. 108–112. Пищулин, Ю.П. Актуальные вопросы проектирования музейной экспозиции по истории советского общества / Пищулин Ю.П. – М., 1981. – С. 59–70. Симоненко, Т.Г. Концепция филиала ТОКМ «Музей истории дома XIX-XX вв.» (усадьба Колокольникова) // Ежегодник ТОКМ за 1997 г. – Тюмень, 1999. – С. 124–131.
Семинарское занятие 7. 6 часов Образность в экспозиции План: 1. Понятие “образность” применительно к экспозиции (необходимость в образности, средства ее достижения). 2. Пути создания образности в экспозиции (“музейный натюрморт”, создание интерьеров, включение произведений искусства). 3. Семантика музейного пространства. Литература: Арзамасцев, В.П. О семантической структуре музейной экспозиции // Музееведение: Навстречу к музею ХХI века. – М., 1989. Кнабе, Г.С. Вещь как феномен культуры / Кнабе Г.С. – М., 1991. Журналы «Museum», «Мир музея», «Музей»
Семинарское занятие 8. 6 часов Музейно-образный метод проектирования План: 1. Сценарное (художественное, сюжетно-образное) проектирование как новый социальный заказ. 2. Сценарная концепция. 3. Расширенная сюжетная структура. 4. Сценарий. Литература: Поляков Т.П. Как делать музей. М. 1997. С. 86-88, 116-128, 142-148, 159-171, 185-201. Поляков Т.П. В поисках «живого музея». Сценарная концепция системы экспозиций «Музея города Кранца» // Музей и новые технологии. М. 1989. С. 58-81. Поляков Т.П. История и мифология в музейной экспозиции // Музейная экспозиция. М. 1997. С. 219-238 (в электронном варианте). Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования. М. 2003. Никишин Н.А. Музейные средства: знаки и символы // Музейная экспозиция. М. 1997. С. 49-53.
Семинарское занятие 9. 4 часа Модернизация музейных экспозиций План: 1. Потребность в модернизации музейных экспозиций. 2. Понятие модернизации. Виды модернизаций экспозиции. 3. Уровни модернизации. 4. Многоуровневые согласованные и независимые модернизации. 5. Модернизации по содержательно-значащему и предметно-вещному аспектам. 6. Широта и степень модернизации. 7. Модернизации экспозиций в истории музеев мира. 8. Проектные тенденции модернизаций. Литература: Модернизация музейных экспозиций: методич. рекомендации. – М., 1989.
Семинарское занятие 10. Музейная выставка План: 1. Цели и задачи выставочной детельности. Специфика выставки как формы экспозиционной работы музея. 2. Типы и виды выставок. 3. Выставка как экспериментальная база построения постоянной экспозиции. 4. Задача координации выставочной работы музеев на региональном, республиканском, международном уровне. Литература: Антонова, И. Делайте выставки! // Сов. музей. – 1984. – № 1. Выставочная деятельность музеев и картинных галерей: сб. науч. тр. / НИИ культуры. – М., 1971. Гнедовский, М. Музейная выставка // Сов. музей. – 1986. – № 3. – С. 30-31. Мазный, Н.В. Музейная выставка: история, проблема, перспективы / Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. – М., 1997. Михайловская, А.И. Музейная экспозиция (организация и техника) / Михайловская А.И. – М., 1964. – С. 403-408. Прохорова, И.А. Передвижная музейная выставка – база для проведения научно-просветительской работы музеев : сб. науч. тр. / Центр. муз. революции СССР. – М. 1986. – С. 34-36 Сазонов, В. Музей одной картины // Музеум. – 1986. – № 152. – С. 45-48. Смирнова, Н. Только одна картина // Сов. музей. – 1986. – № 3. – С. 59-62. Федотова, Л.И. Выставочная деятельность музеев РСФСР в сельской местности // Проблемы измерения и прогнозирования в области культуры: сб. научн. тр. / НИИ культуры. – № 118. – М., 1983. – С. 44-63. Семинарское занятие 11. 4 часа Текст в экспозиции План: 1. Роль текста в экспозиции. 2. Основные виды текстов в экспозиции. Их характеристика. 3. Требования к оформлению текстов в экспозиции. 4. Особенности составления этикетажа к различным группам материалов. Литература: Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. – М., 1980. – С. 68–70. Аннотации в экспозициях музеев: методич. рекомендации. – Севастополь, 1980. Закс, А.Б. Как составить этикетаж // Советский музей. – 1987. – № 1. Макманус, П.М. Рецензируем рецензентов. О языке критики учебных выставок научного содержания // Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация. – М., 1987. – Вып. 6. Михайловская, А.И. Музейная экспозиция (организация и техника) / Михайловская А.И. – М., 1964. Музейные термины. – М., 1986. – С. 114, 134. Особенности методики использования текстового материала в экспозиции: метод. рекомендации. – Омск. 1987. Юхневич, М.Ю. Текст в экспозиции. Опыт экспериментального исследования // Музейное дело в СССР: сб. науч. тр. – М., 1980. – С. 164-170. Тематика семинарских занятий
Семинарское занятие 1. 2 часа История экспозиционной практики в музеях России План: 1. Первые экспозиции Оружейной Палаты (конец XVII-XIX вв.). 2. Кунсткамера – первый публичный музей в России, созданный на основе коллекционирования (1718). 3. История первых экспозиций Эрмитажа (1764). 4. Экспозиции в музеях XIX в. (Румянцевский музей, Исторический музей, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей пластических искусств в Москве). 5. Особенности формирования экспозиций в музеях России. Литература: Белавская, К.П. Дворцовые музеи и хранилища XVIII – первой половины XIX в. // Очерки истории музейного дела в России. – М.? 1961. – Вып. 3. – С. 300-364. Овсянникова, С.А. Художественные музеи Петербурга и Москвы второй половины XIX в. // Вопросы истории музейного дела в СССР. – М., 1962. – Вып. 4. – С. 7-62. Поляков, Т.П. Как делать музей?: Учеб. пособие для студентов и аспирантов по спец. «Музееведение» / Поляков Т.П. – М., 1998. С. 17-44. Разгон А.М. Исторические музеи России (с начала XVIII в. до 1861 г.) // Очерки истории музейного дела в СССР. – М., 1963. – Вып. 5. – С. 180-275. Станюкович, Т.В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. – М.;Л., 1953.
Семинарское занятие 2 2 часа Основные типы музейной экспозиции План: 1. Общая характеристика и особенности систематической, тематической и ансамблевой экспозиции. 2. Роль тематико-экспозиционного комплекса в структуре тематической экспозиции. 3. Основные требования к тематико-экспозиционному комплексу и особенности его восприятия. 4. Структура тематико-экспозиционного комплекса и методы его построения. Литература: Гнедовский, М.Б. Музейная экспозиция // Сов. музей. – 1987. – № 6. – С. 36-39. Дукельский, В.Ф. Полифункциональность вещи как одна из основ ее экспозиционного использования // Актуальные проблемы советского музееведения: сб. науч. тр. – М., 1987. – С. 67-75. Дружинин, Н.М. Принципы экспозиции музейного материала // Дружинин Н.М. Избранные труды. Внешняя политика России. История Москвы. История музейного дела. – М., 1988. С.206-267. Закс, А.Б. Подготовка музейной экспозиции // Актуальные вопросы деятельности общественных музеев: Сб. науч. трудов/ Гос. истор. музей. М. 1980. № 52. С. 60-82. Михайловская, А.И. Музейная экспозиция (организация и техника) / Михайловская А.И. – М., 1964. – С.3-40, 56-85. Огризко, З.А. Вопросы методики построения экспозиции в районном краеведческом музее / Огризко З.А., Полякова У.М.Cб. научн. тр./ НИИ культуры. – М., 1971. – № 3. – 128 с. Поляков, Т.П. Образно-сюжетный метод в системе взаимодействия традиционных методов построения экспозиции // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной реальности. – М., 1989. Юхневич, М.Ю. К проблеме восприятия экспозиционного комплекса // Музей и посетитель: сб. научн. тр. / НИИ культуры. – М., 1976. № 3. – С. 73-92.
Семинарское занятие 3. 2 часа |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |