Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научное проектирование экспозиции

План:

1. Задачи и основные этапы научного проектирования.

2. Научная концепция экспозиции:

§ понятие «музейная концепция экспозиции», его разработка в советском музееведении;

§ структура документа.

3. Концепции экспозиций филиалов ТОКМ.

4. РТС. Цель, структура документа.

5. ТЭП, цель, структура документа.

6. Сценарий, цель, структура документа.

Письменные работы:

§ Изложить письменно концепцию экспозиции в одном из филиалов ТОКМ.

§ Разработать концепцию личного музея.

Литература:

Вольхина, М.Г. Научная концепция музейной выставки // Ежегодник ТОКМ за 2000 г. – Тюмень, 2001. – С. 35–40.

Вольхина, М.Г. Научное проектирование экспозиции // Ежегодник ТОКМ за 2001. – Тюмень, 2002. – С. 63–70.

Газалова, К.М. Научная концепция как этап проектирования экспозиции по истории советского общества // Научное проектирование экспозиции по истории советского общества. – М., 1981. – С. 71–80.

Гнедовский, М.Б. Проектировочный подход к исследованию в экспозиционной работе // Научное проектирование экспозиции по истории советского общества. – М., 1981. – С. 80–89.

Гнедовский, М.Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий // Музей и современность. – М., 1986. – С. 127–133.

Закс, А.Б. Технология построения музейной экспозиции // Актуальные проблемы музейного дела в РСФСР. – М., 1987. – С. 86-97.

Курбатова, Т.А. Из опыта работы над выставкой «Окно в Сибирь» // Ежегодник ТОКМ за 1994 г. – Тюмень, 1997. – С. 211–218.

Ольшевская, Г.К. Некоторые вопросы научного проектирования экспозиции // Музей и современность. – М., 1986. – С. 108–112.

Пищулин, Ю.П. Актуальные вопросы проектирования музейной экспозиции по истории советского общества / Пищулин Ю.П. – М., 1981. – С. 59–70.

Симоненко, Т.Г. Концепция филиала ТОКМ «Музей истории дома XIX-XX вв.» (усадьба Колокольникова) // Ежегодник ТОКМ за 1997 г. – Тюмень, 1999. – С. 124–131.

 

Семинарское занятие 7.

6 часов

Образность в экспозиции

План:

1. Понятие “образность” применительно к экспозиции (необходимость в образности, средства ее достижения).

2. Пути создания образности в экспозиции (“музейный натюрморт”, создание интерьеров, включение произведений искусства).

3. Семантика музейного пространства.

Литература:

Арзамасцев, В.П. О семантической структуре музейной экспозиции // Музееведение: Навстречу к музею ХХI века. – М., 1989.

Кнабе, Г.С. Вещь как феномен культуры / Кнабе Г.С. – М., 1991.

Журналы «Museum», «Мир музея», «Музей»

 

Семинарское занятие 8.

6 часов

Музейно-образный метод проектирования

План:

1. Сценарное (художественное, сюжетно-образное) проектирование как новый социальный заказ.

2. Сценарная концепция.

3. Расширенная сюжетная структура.

4. Сценарий.

Литература:

Поляков Т.П. Как делать музей. М. 1997. С. 86-88, 116-128, 142-148, 159-171, 185-201.

Поляков Т.П. В поисках «живого музея». Сценарная концепция системы экспозиций «Музея города Кранца» // Музей и новые технологии. М. 1989. С. 58-81.

Поляков Т.П. История и мифология в музейной экспозиции // Музейная экспозиция. М. 1997. С. 219-238 (в электронном варианте).

Поляков Т.П. Мифология музейного проектирования. М. 2003.

Никишин Н.А. Музейные средства: знаки и символы // Музейная экспозиция. М. 1997. С. 49-53.

 

Семинарское занятие 9.

4 часа

Модернизация музейных экспозиций
(
Проводится в форме коллоквиума)

План:

1. Потребность в модернизации музейных экспозиций.

2. Понятие модернизации. Виды модернизаций экспозиции.

3. Уровни модернизации.

4. Многоуровневые согласованные и независимые модернизации.

5. Модернизации по содержательно-значащему и предметно-вещному аспектам.

6. Широта и степень модернизации.

7. Модернизации экспозиций в истории музеев мира.

8. Проектные тенденции модернизаций.

Литература:

Модернизация музейных экспозиций: методич. рекомендации. – М., 1989.

 

Семинарское занятие 10.
6 часов

Музейная выставка

План:

1. Цели и задачи выставочной детельности. Специфика выставки как формы экспозиционной работы музея.

2. Типы и виды выставок.

3. Выставка как экспериментальная база построения постоянной экспозиции.

4. Задача координации выставочной работы музеев на региональном, республиканском, международном уровне.

Литература:

Антонова, И. Делайте выставки! // Сов. музей. – 1984. – № 1.

Выставочная деятельность музеев и картинных галерей: сб. науч. тр. / НИИ культуры. – М., 1971.

Гнедовский, М. Музейная выставка // Сов. музей. – 1986. – № 3. – С. 30-31.

Мазный, Н.В. Музейная выставка: история, проблема, перспективы / Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. – М., 1997.

Михайловская, А.И. Музейная экспозиция (организация и техника) / Михайловская А.И. – М., 1964. – С. 403-408.

Прохорова, И.А. Передвижная музейная выставка – база для проведения научно-просветительской работы музеев : сб. науч. тр. / Центр. муз. революции СССР. – М. 1986. – С. 34-36

Сазонов, В. Музей одной картины // Музеум. – 1986. – № 152. – С. 45-48.

Смирнова, Н. Только одна картина // Сов. музей. – 1986. – № 3. – С. 59-62.

Федотова, Л.И. Выставочная деятельность музеев РСФСР в сельской местности // Проблемы измерения и прогнозирования в области культуры: сб. научн. тр. / НИИ культуры. – № 118. – М., 1983. – С. 44-63.

Семинарское занятие 11.

4 часа

Текст в экспозиции

План:

1. Роль текста в экспозиции.

2. Основные виды текстов в экспозиции. Их характеристика.

3. Требования к оформлению текстов в экспозиции.

4. Особенности составления этикетажа к различным группам материалов.

Литература:

Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. – М., 1980. – С. 68–70.

Аннотации в экспозициях музеев: методич. рекомендации. – Севастополь, 1980.

Закс, А.Б. Как составить этикетаж // Советский музей. – 1987. – № 1.

Макманус, П.М. Рецензируем рецензентов. О языке критики учебных выставок научного содержания // Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация. – М., 1987. – Вып. 6.

Михайловская, А.И. Музейная экспозиция (организация и техника) / Михайловская А.И. – М., 1964.

Музейные термины. – М., 1986. – С. 114, 134.

Особенности методики использования текстового материала в экспозиции: метод. рекомендации. – Омск. 1987.

Юхневич, М.Ю. Текст в экспозиции. Опыт экспериментального исследования // Музейное дело в СССР: сб. науч. тр. – М., 1980. – С. 164-170.


Тематика семинарских занятий
для студентов заочного отделения

 

Семинарское занятие 1.

2 часа

История экспозиционной практики в музеях России
(XVII – начала XX вв.)

План:

1. Первые экспозиции Оружейной Палаты (конец XVII-XIX вв.).

2. Кунсткамера – первый публичный музей в России, созданный на основе коллекционирования (1718).

3. История первых экспозиций Эрмитажа (1764).

4. Экспозиции в музеях XIX в. (Румянцевский музей, Исторический музей, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей пластических искусств в Москве).

5. Особенности формирования экспозиций в музеях России.

Литература:

Белавская, К.П. Дворцовые музеи и хранилища XVIII – первой половины XIX в. // Очерки истории музейного дела в России. – М.? 1961. – Вып. 3. – С. 300-364.

Овсянникова, С.А. Художественные музеи Петербурга и Москвы второй половины XIX в. // Вопросы истории музейного дела в СССР. – М., 1962. – Вып. 4. – С. 7-62.

Поляков, Т.П. Как делать музей?: Учеб. пособие для студентов и аспирантов по спец. «Музееведение» / Поляков Т.П. – М., 1998. С. 17-44.

Разгон А.М. Исторические музеи России (с начала XVIII в. до 1861 г.) // Очерки истории музейного дела в СССР. – М., 1963. – Вып. 5. – С. 180-275.

Станюкович, Т.В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. – М.;Л., 1953.

 

Семинарское занятие 2

2 часа

Основные типы музейной экспозиции
и методы ее построения

План:

1. Общая характеристика и особенности систематической, тематической и ансамблевой экспозиции.

2. Роль тематико-экспозиционного комплекса в структуре тематической экспозиции.

3. Основные требования к тематико-экспозиционному комплексу и особенности его восприятия.

4. Структура тематико-экспозиционного комплекса и методы его построения.

Литература:

Гнедовский, М.Б. Музейная экспозиция // Сов. музей. – 1987. – № 6. – С. 36-39.

Дукельский, В.Ф. Полифункциональность вещи как одна из основ ее экспозиционного использования // Актуальные проблемы советского музееведения: сб. науч. тр. – М., 1987. – С. 67-75.

Дружинин, Н.М. Принципы экспозиции музейного материала // Дружинин Н.М. Избранные труды. Внешняя политика России. История Москвы. История музейного дела. – М., 1988. С.206-267.

Закс, А.Б. Подготовка музейной экспозиции // Актуальные вопросы деятельности общественных музеев: Сб. науч. трудов/ Гос. истор. музей. М. 1980. № 52. С. 60-82.

Михайловская, А.И. Музейная экспозиция (организация и техника) / Михайловская А.И. – М., 1964. – С.3-40, 56-85.

Огризко, З.А. Вопросы методики построения экспозиции в районном краеведческом музее / Огризко З.А., Полякова У.М.Cб. научн. тр./ НИИ культуры. – М., 1971. – № 3. – 128 с.

Поляков, Т.П. Образно-сюжетный метод в системе взаимодействия традиционных методов построения экспозиции // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной реальности. – М., 1989.

Юхневич, М.Ю. К проблеме восприятия экспозиционного комплекса // Музей и посетитель: сб. научн. тр. / НИИ культуры. – М., 1976. № 3. – С. 73-92.

 

Семинарское занятие 3.

2 часа

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...