Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характер иллюстративного материала

Есть принципиальная разница в подходе словарей к иллюстрированию материала. БАС отличается тем, что все значения подтверждаются цитатами из художественной литературы. Рецензенты даже отмечали для БАС чрезмерное увлечение пространными цитатами, особенно при иллюстрировании слов обычного употребления. Но это было установкой БАС, стремившегося провести принцип историзма. В СУ значения лишь также подтверждаются литературными цитатами.

В СО совсем нет литературных цитат, есть только речения, представляющие собой либо словосочетания, либо предельно короткие предложения, возникшие на основе сокращения картотечного материала.

В МАС так же, как и в СУ, представлена комбинация цитат с речениями. Задача речений — показать семантическую и синтаксическую сочетаемость.

Обобщая всё вышесказанное, можно представить таблицу, отражающую в схематизированной форме принципы составления ведущих толковых словарей.

 

Таблица 2

  В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» (1863-1866) 4 тома «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова (1935-1940) 4 тома «Словарь русского языка» под редакцией С.И.Ожегова (1949) Словарь русского языка «Словарь современного русского литературного языка» (БАС) (1950-1965) 17 томов «Словарь русского языка» под редакцией А.П.Евгеньевой (МАС) 1957-1961 4 тома
Объём словаря и состав словника 200 тыс. слов. Лексика литературного языка; областные, профессиональ-ные слова; устаревшая лексика 85 289 слов Общеупотреби- тельная лексика от Пушкина до Горького 50 000 слов (первое издание) 80 000 слов (последнее издание) Общеупотреби- тельная лексика от Пушкина до наших дней 120 000 слов Общеупотреби-тельная лексика от Пушкина до наших дней     82 159 слов Общеупотреби-тельная лексика от Пушкина до наших дней  
Система помет ненормативный словарь н о р м а т и в н ы е с л о в а р и р а з в и т а я с и с т е м а п о м е т
Способ расположе-ния слов гнездовой алфавитный полугнездовой   гнездовой (1-3 т.) алфавитный (4-17 т.) алфавитный
Способы толкования значений слов подбор синонимов, энциклопедичес-кое описание краткие и точные объяснения значений развитая система подачи значений и оттенков значений
Характер иллюстра-тивного материала поговорки, пословицы, прибаутки, загадки цитаты из художественной литературы, речения   речения широкий и разнообразный иллюстративный материал цитаты, речения

Сопоставительная таблица принципов составления толковых словарей

 

 

СИСТЕМА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

 

Практическое занятие № 1.

 

ТЕМА: «Лексикография как наука. Истоки и тенденции развития русской лексикографии».

 

1. Теоретический материал:

1) Лексикография, её объект. Теоретическая и практическая лексикография среди других лингвистических дисциплин.

2) Этапы развития русской лексикографии.

3) Значение лексикографической продукции XIII-XVII в.в.

4) Значение изучения лексикографии для будущего филолога.

2. Практическое задание:

1) Прочитайте материал об истории русской лексикографии. Составьте краткий конспект, выделив этапы развития и основную лексикографическую продукцию каждого из этапов (см. таблицу на с.16 настоящего пособия).

2) Назовите словари-пионеры и охарактеризуйте их:

А) первый печатный словарь;

Б) первый словарь, расположенный по азбучному порядку;

В) первый нормативный словарь;

Г) первый словарь современного русского языка ХХ в.

 

 

Л и т е р а т у р а:

 

1. Д.Н.Шмелев. «Современный русский язык. Лексика» - М., 1977, с. 35-48.

2. З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь. «Лингвистические словари и работа с ними в школе» - М., 1987.

 

Практическое занятие № 2.

 

ТЕМА: «Типы лингвистических словарей. Словари как важнейший источник изучения лексики».

 

I. Теоретический материал:

1.Классификации русских словарей. Типология словарей русского языка.

2.Словари энциклопедические и лингвистические, их специфика. Лингвистические энциклопедические словари.

3. Аспекты описания слова в словарях разных типов. Типы лингвистических словарей.

 

II. Практическое задание:

1. Составьте таблицу, отражающую cоотношение аспектов описания слова в словарях разных типов.

Образец:

 

Аспекты описания слова Тип словаря
1. семантика слова толковые словари, словари иностранных слов и т.д.
2.    

 

2.Подготовиться к устному обсуждению статьи Е.С.Кара-Мурзы «От речевого этикета к речевому кодексу журналиста».

 

3. Прокомментировать (в письменной форме) статью «Молчание хорьков» (МК в Кузбассе, 1-8 сентября 2010г.), сделав акцент на такие понятия, как «речевой кодекс журналиста», «лексикографическая компетенция журналиста», «лингвоконфликтология».

 

 

Л и т е р а т у р а:

1.Козырев, В. А., Черняк, В. Д. Русская лексикография: учебное пособие / В. А. Козырев, В. Д. Черняк. – М., 2004. – с. 30-51.

2. Лексикография. Учебно-методическое пособие для студентов I курса. – Кемерово, 2010 (электронный вариант и ксерокопия на кафедре).

3. Кара-Мурза, Е. С. От речевого этикета к речевому кодексу журналиста (обзор литературы) / Е. С. Кара-Мурза // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2004. − №1. – с. 65-78.

 

Дополнительная литература:

Щерба, Л. В. Опыт общей теории лексикографии. Этюд I – Основные типы словарей / Л. В. Щерба // Избранные труды по языкознанию и фонетике. Т.1. – Л., 1958.

 

Практическое занятие №3.

 

ТЕМА: «Толковые словари».

 

2. Теоретический материал:

1) Толковый словарь как важнейший тип лингвистических словарей русского языка. Типы толковых словарей.

2) Основные толковые словари русского языка XVIII-XX в.в. Характеристика толковых словарей современного русского литературного языка.

3) Лингвистические сведения о слове, содержащиеся в толковых словарях. Система помет в толковых словарях.

3. Практическое задание:

1. Проанализируйте структуру словарной статьи «адрес» в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова. какие структурные элементы словарной статьи можно выделить? Какую лингвистическую информацию о слове они несут?

2. Определите способ толкования слов АВТОМАШИНА, АВТОСТРАДА, АГИТАЦИЯ, МОЛОТИЛЬНЫЙ в словаре Ожегова.

3. Прочитайте во введении к словарю Ожегова раздел «Характеристика употребления слова». Какие стилистические пометы приняты в этом словаре и какую лингвистическую информацию они несут?

Проанализируйте стилистические пометы, представленные в словарных статьях на с.18-19 этого словаря (абсурд - аграрный). Если вам встретятся незнакомые слова, выпишите их и запомните их значение.

 

Л и т е р а т у р а:

 

1. Д.Н.Шмелев. «Современный русский язык. Лексика». – М., 1977, с.30-35.

2. Д.Н. Арбатский. Основные способы толкования значения слов // РЯШ, 1970, №3, с.26-31 (краткий конспект).

 

Д оп о л н и т е л ь н о р е к о м е н д у е м:

 

1. В.В. Виноградов. Толковые словари русского языка. Избранные работы. Лексикология и лексикография. – М., 1977, с. 158-182.

2. Биржакова Е.Э. Из истории термина «толковый словарь». // Современная русская лексикология. – М., с.94-99.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Задание 1.

Установите, какие слова из данного списка можно найти в толковых словарях и энциклопедических словарях русского языка, какие – в тех, и в других. Объясните это.

Сезон, низкий, язык, никогда, выскочка, грибы, развесить, а, Суворов, этот, никто, я, себя, стрекоза, загляденье, стол, водитель, прелесть, чудесный, напролом, хозяйничать, голубой, книга, из-за, Петя, в, доход, Иванов, корабль, возвращаться, Хлестаков, Дон Кихот.

 

Задание 2.

Собственные имена, фамилии, прозвища не входят в словники толковых словарей. Как объяснить наличие в составе словника БАС слов Плюшкин, Обломов, Хлестаков? Наличие этих же слов в составе синонимических рядов с начальным членом скряга, лентяй, хвастун?

Задание 3.

Сравните статьи в энциклопедическом и толковом словарях и укажите различие.

БЕССОНИЦА– мучительное отсутствие сна, состояние, когда не спится (СУ).

БЕССОНИЦА – нарушение сна, которое может иметь различное происхождение, неодинаковую длительность и выраженность. Эпизодически бессонница возможна у всякого человека под влиянием волнения, психологического возбуждения и т.п., мешающих возникновению торможения коры головного мозга, лежащего в основе сна. Бессонница наблюдается при разных заболеваниях…» (МСЭ, в сокращении).

Задание 4.

Ниже приведены статьи из различных филологических словарей. По характеру сообщаемых сведений определите, из словаря какого типа заимствованы данные словарные статьи.

ВКУСНЫЙ, вкусная, вкусное, вкусные; кратк. форма вкусен, вкусна, вкусно, вкусны и вкусны.

Вызывающий приятное ощущение на языке и во рту.

Завтрак, обед, ужин, пища, еда, блюдо, кушанье, борщ, суп, рассольник, уха, мясо, рыба, котлета, картошка, каша, блины, салат, пирог, торт, печенье, пирожное, мороженое, напиток, молоко, сок, чай, кофе, компот, яблоко, груша, виноград, арбуз, дыня…

Очень, особенно, необыкновенно, исключительно, довольно…вкусный.

Быть, стать, казаться кому-либо оказаться, находить что-либо вкусным.

Что-либо вкусное/вкусно.

 

ИДОЛ, -а, м.

1. Статуя, изваяние, которым язычники поклоняются как божеству: истукан, кумир. На берегу Дуная русские поставили деревянного идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами.

2. Перен. Тот, кто (или то, что) является предметом обожания, восторженного поклонения. Брат был идолом всего нашего семейства, а из меня делал, что хотел…; Нелли была идолом у всех в этом доме…

3. Бран. О ком-либо бестолковом или бесчувственном. – Поворачивайтесь по-матросски, черти!...Не копайся, идолы!...; Митрофан кричал на него (жеребца) сердитым и ненатуральным басом: - Но-о! Балуй, идол!...

 

ИДОЛ (от греч. еidolon, буквально – образ, подобие), материальный предмет, являющийся объектом религиозного поклонения. Культ. И. – идолопоклонство – возник в глубокой древности. По представлениям поклонявшихся И., он изображал (замещал) или вмещал божество либо сам являлся им. в современных религиях И. продолжают бытовать в форме икон, распятий и т.п. В переносном смысле И. – предмет особенного, слепого, безрассудного преклонения.

 

ЧАСТИЦА, -ы, ж. Небольшая часть, степень, количество чего-нибудь. Мельчайшая часть. Часть пыли//уменьш. Частичка, -и, ж.

 

ЧАСТИЦА, -ы, ж. В грамматике: служебное слово, участвующее в образовании форм (напр. Бы), выражающее отношение (например, таки, будто), оформляющее вопрос (например, ли), отрицание (не, ни) или характеризующее протекание действия (например, бывало, едва не).

 

ЧАСТИЦА, крупица, доля, капля, капелька (разг.), кроха (разг.), крошка (разг.), (обычно «чего»). Незначительное количество, незначительная часть чего-либо. Слова крупица, капля, капелька и менее употребительные кроха и крошка употребляются с целью подчеркнуть особо незначительное количество, необычайно малую часть чего-либо.

Сгоряча он немного прилгнул, но в словах его была частица и правды. Серегин собирал крупицы боевого опыта. Не ревнует тот, у кого нет хоть бы капли надежды. Он мужественно отдавал журналу последние крохи жизненной энергии.

 

Задание 5.

Сравните словарные статьи слов БРАТ, ЗНАКОМЫЙ, БЫТ, ДОМ, ЛИЦО, ДЕМОНСТРАЦИЯ в «Толковом словаре русского языка» С.Ожегова, МАСе, «Толковом словаре русского языка» Д.Н.Ушакова, Словаре Даля по следующим пунктам:

а) как подаются производные слова в каждом словаре (в отдельной словарной статье, в словарном гнезде или полугнездовым способом?)?;

б) какой способ избран в каждом из указанных словарей – алфавитный, гнездовой, полугнездовой;

в) что такое полугнездовой способ?

г) какие разряды слов в словаре С.И.Ожегова помещаются не в отдельной статье, а под основным словом? Сравните, как даются слова этих разрядов в других словарях. Для этого проанализируйте дополнительно следующие слова: СТИРКА, ЧТЕНИЕ, КОЛОКОЛЬЧИК.

д) Сколько и какие значения даются в каждом словаре?

е) Как даются толкования значений (путем описательных определений? синонимических? или отсылочных?)

ж) Как подается иллюстративный материал (полные цитаты? сокращенные цитаты? или придумываемые авторами предложения или словосочетания?)?

з) Как представлен грамматический материал? Какие грамматические пометы используются в словарях?

и) Как подается фразеологический материал (под каждым значением? в конце словарной статьи?) и в каком объеме? Какое место отводится пословицам и поговоркам?

Задание 6.

Ниже даны основные вопросы, касающиеся различий в характеристике существующих толковых словарей. Дайте развернутый ответ на них.

1) Что значит понятие «толковый словарь»? Кто ввел этот термин?

2) Почему Словарь Академии Российской связывают с именем Ломоносова? 3) Перечислите дореволюционные толковые словари, которые послужили вехой в развитии лексикографической практики.

4) Назовите по всем словарям такие данные:

а) Сколько слов в словнике каждого словаря?

б) Сколько томов в каждом словаре?

в) В каком году или в какие годы издавался каждый словарь? г) Кто является автором или авторами словаря?

д) К какому типу относится каждый словарь (тезаурус-сокровищница? нормативный? нормативно-исторический?)

е) Каково расположение материала (гнездовое? алфавитное? полугнездовое?)

ж) Каково принципиальное отношение к диалектизмам, специальной, жаргонной, иноязычной, архаичной лексике (в каждом словаре)?

з) Каковы стилистические и грамматические пометы в каждом словаре? Как можно дифференцировать стилистические пометы?

и) Каково принципиальное отношение к иллюстративному материалу в каждом словаре?

к) Как подается фразеология в каждом словаре?

Задание 7.

Распределите данные ниже слова по словарным статьям в соответствии со способами расположения материала, принятыми в 1) Словаре Даля, 2) Словаре Ожегова и 3) МАСе.

АРИСТОКРАТИЯ, АРИСТОКРАТ, АРИСТОКРАТКА, АРИСТОКРАТИШКА, АРИСТОКРАТИЧЕСКИЙ, АРИСТОКРАТИЗМ, АРИСТОКРАТИЧНЫЙ, АРИСТОКРАТИЧНОСТЬ, АРИСТОКРАТСТВО, АРИСТОКРАТНИЧАТЬ.

БРУСНИКА, БРУСНИЧКА, БРУСНИЧНЫЙ, БРУСНИЧНИК, БРУСНИЦА (обл.).

 

Задание 8.

К каким словарям Вы предпочтете обратиться, чтобы всесторонне прокомментировать слова, выделенные в тексте? Почему?

Сжатая рожь,бурьян, молочай, дикая конопля – все побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веселым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакаличибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «трр» полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведкизатянули в траве свою скрипучую монотоннуюмузыку.

Ни один из существующих словарей так же, как ни одна из грамматик, не дает полной картины колебаний в грамматической системе современного литературного языка. Словарям не достает полноты сведений, относящихся ко всем ярусам грамматики: это касается и констатации общей нормы употребления, и разного рода частностей, например, оговорок относительно существующих исключений из правил и т.д. В грамматиках наблюдается обратное: сформулировано правило и приводятся отклонения от него. Однако перечни вариантов-лексем, трудных случаев употребления форм не только не являются исчерпывающими, но в ряде случаев вообще отсутствуют (Граудина).

Задание 9.

Определите, чем отличается словарная статья каждого из данных слов (по выбору) в словаре Д.Н.Ушакова и словаре С.И.Ожегова. Определите, какие различия в каждом конкретном случае обусловлены разным объемом и разными задачами сопоставляемых словарей, а какие связаны с изменениями в жизни общества и в языке.

ЗЕМЛЯ, КОСМОС, ОБРАЗОВАНИЕ, АСПИРАНТУРА, КНИГОПЕЧАТАНИЕ, ТОЧКА, ИНСПЕКТОР, ОБЩЕСТВЕННОСТЬ, ПОЛЕ, ГОЛОВА, ПРУД, ЧИТАЛКА, КОСМИЧЕСКИЙ, КИСЛЫЙ, ПОЛНОВОДНЫЙ, АБОНИРОВАНИЕ, ХЛЯБАТЬ, БАЯН, ВОЛЯ, ХАОС.

 

Задание 10.

Проследите по разным толковым словарям толкование значений слов ВАТАГА, КОНДИТЕР и объясните, чем обусловлены изменения в значении этих слов.

 

Задание 11.

Определите способ толкования значений слов в приведенных ниже словарных статьях.

ИНДИВИД, книж. То же, что индивидуум.

ИНДИВИДУАЛИСТ. Тот, кто проявляет индивидуализм в образе мыслей, в поступках.

ЛЕКЦИЯ. Устное изложение предмета преподавателем в высшем учебном заведении, а также в публичном чтении на какую-либо тему.

ЛЕКСИКОГРАФ. Специалист по лексикографии.

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ. Съемка отдельных рисунков или объемных фигур, изображающих последовательные фазы движения, что создает на экране иллюзию движения неподвижных объектов, а также сами рисунки, фигуры, являющиеся объектом такой съемки.

ЗАВУЧ, разг. Заведующий учебной частью (школы, училища и т.п.).

ЗАГЛАВНЫЙ. Содержащий заглавие.

 

Задание 12.

Ниже даются несколько контекстов употребления выделенных слов. Сравните эти контексты с толкованиями значений, данными в скобках. Соответствуют ли они словарным значениям и словарным иллюстрациям, приведенным в скобках, или же выходят за рамки словарных определений? Если контексты не укладываются в рамки словарного определения, дополните словарную статью, сформулировав добавочное значение или оттенок значения.

Образец: ВОРОНЕНОК. «Орел из-под небес на стадо налетел и выхватил ягненка. А ворон молодой вблизи на то смотрел. Взманило это вороненка». (Крылов). (ср. в словаре С.И.Ожегова: Птенец ворона, вороны).

Ответ: к толкованию в словаре С.И.Ожегова следует добавить оттенок: молодой ворон (а не только: птенец).

 

МЕТРО. Жить у метро. Доехать до метро «Университет» (ср. в словаре С.И.Ожегова: СО: Городская электрическая железная дорога, обычно подземная. Московское метро. Ехать в метро.).

 

НОГА. Большая нога. Нога 46 размера. На его ногу трудно найти подходящую обувь (ср. в словаре С.И.Ожегова: одна из двух нижних конечностей человека, а также одна из конечностей птиц, животных. Длинные ноги. Стройные ноги.).

 

ЗАВТРАК. Горячий завтрак. Съел свой завтрак. (ср. в словаре С.И.Ожегова: Утренняя еда. К завтраку былподан кофе. После завтрака все вышли на балкон.).

 

ПЛАСТИНКА. Дайте прослушать пластинку А.Пугачевой. Напеть пластинку. Разбить пластинку. (ср. в словаре С.И.Ожегова: Диск со звуковой записью для проигрывателя, патефона).

 

МЯЧ. Трудный мяч. Борьба за мяч (ср. в словаре С.И.Ожегова: Сплошной или полый внутри шар из упругого материала, употребляющийся для игры. Футбольный мяч. Мяч лопнул).

ВСПОМНИТЬ. Ну подожди! Я тебе вспомню это! (ср. в словаре С.И.Ожегова: Возобновить в памяти. Вспомнить свою молодость. Вспомнить о важном деле).

ГИМНАСТИКА. Я веду в спортшколе гимнастику. И сразу же началась гимнастика мозга, шлифовка ума (ср. в словаре С.И.Ожегова: Совокупность упражнений для физического развития организма. Художественная гимнастика).

ЗНАКОМЫЙ. Мы знакомы еще по школе. Это мой знакомый по институту. Он мне не друг, а просто знакомый. Я остановился в Москве, у одного знакомого (ср. в словаре С.И.Ожегова: 1. Такой, о котором знали раньше, известный. Знакомая песня. 2. Испытавший что-нибудь. Охотник знаком с каждой тропинкой. 3. Состоящий в знакомстве с кем-нибудь; лично известный. Знакомый человек. Мой знакомый).

ЗАЩИТИТЬ. Мне эта работа кажется интересной, я её буду защищать. Почему ты всегда его защищаешь, даже когда он неправ? (ср. в словаре С.И.Ожегова: 1. Охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности. Защитить ребенка. Защищать город от врага. 2. Предохранить, обезопасить от чего-нибудь. Защитить от дождя. 3. Отстоять (мнение, взгляды) перед чьей-нибудь критикой, возражениями. Защитить свою точку зрения).

 

НАДОЕДАТЬ. Он каждый день стал надоедать ей своими визитами. Она продолжала надоедать рассказами о своем сыне (ср. в словаре С.И.Ожегова:стать неприятным, скучным от однообразного, частого повторения. Надоела просьбами. Надоело играть).

 

ЯСТРЕБЁНОК.Над нашими головами кружил молодой ястреб. Ястребенок чуть наклонил левое крыло. Шура выстрелил (ср. в словаре С.И.Ожегова: Птенец ястреба).

 

 

Задание 13.

Составьте словарную статью на основании приведенных ниже контекстов употребления. Сгруппируйте контексты с одним значением и расположите их в определенной последовательности. Сравните словарную статью, составленную Вами, с соответствующими словарными статьями в одном из толковых словарей.

 

БАЛОВАТЬ

1) Отец не отличался большим характером и баловал свою красавицу – дочь. 2) Сын Штольца баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы. 3) Зачем вы меня балуете? Ведь это, наверное, дорогой подарок. 4) За столом сидели маленькие дети и ежеминутно баловали. 5) Тут у нас балуют, не ездите. 6) Михайлов знал, что нельзя запретить Вронскому баловать живописью. 7) Бабушка балует внука. 8) И девка-то, надо сказать, гулящая была, с проезжими баловала.

 

ПЛАСТИНКА

1) Освещенные лучами, они были похожи на тончайшие пластинки золота. 2) Долгоиграющая пластинка. 3) Со мной были замечательные пластинки, позволяющие снимать при полной темноте. 4) Патефонная пластинка. 5) Зарядить пластинку. 6) Зубной врач сказал ему, что придется поставить пластинку. 7) Неужели ты не видишь пластинки у этого гриба?

 

КРУГ

1) Идет по кругу стрелка часовая. 2) Ты хотел непременно добиться, зачем тебе нужно знать круги и квадраты. 3) В висках у него стучало, в глазах плыли радужные круги. 4) Под этот вальс весенним днем ходили мы на круг. 5) От лежания у него одеревенел крестец; под него подложили резиновый круг. 6) Захар начертил себе, однажды и навсегда, определенный круг деятельности. 7) Дед, просвещенный офицер, вращался в кругу будущих декабристов. 8) Длинный стол был завален булками, кругами колбасы. 9) В день рождения Марфиньки, послезавтра, Вере неловко будет оставить семейный круг. 10) Круг вопросов, которые ставит избиратель перед своими депутатами, широк и многообразен. 11) Мои писания имели успех прежде всего в высших литературных кругах. 12) В ожидании его матросы теснее сомкнули круг. 13) Это не входит в круг обязанностей учителя. 14) Сегодня около фрегата летала какая-то птица, описывая круги все ближе и ближе. 15) С моста бросили спасательный круг. 16) Сначала ему не хотелось ворошить круг мыслей, связанных с этой стороной жизни. 17) Наутро она явилась с синими кругами под глазами. 18) На прилавке лежало несколько кругов сыра. 19) И было видно, как по воде расходились круги. 20) На ипподроме был хороший беговой круг. 21) Начерти круг.

 

СТАРЫЙ

1) Старый конь борозды не портит. 2) Собрались все: и стар и млад. 3) Старый друг лучше новых двух. 4) Дома новы, но предрассудки стары. 5) Магазин покупает старые учебники. 6) Старые дома предназначены на снос. 7) Этот пропуск уже старый, я не могу вас пропустить. 8) Сколько можно говорить на эту старую тему? 9) Он прошел в кино по старому билету. 10) Старая история, которая вечно остается новой. 11) В этом городе сохранилась старая архитектура. 12) Он собирает старые монеты и старые книги. 13) Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног. 14) Ко мне вернулась старая боль. 15) Они хотели восстановить старый строй, старые порядки. 16) Старая любовь не ржавеет. 17) В мае мы еще ели старый картофель. 18) Старый директор был добрее, теперешний просто зверь. 19) Оставьте старый текст, ничего не меняйте, пожалуйста.

Задание 14.

Сравните стилистические пометы к приведенным ниже словам в словаре Д.Н.Ушакова, МАСе, словаре С.И.Ожегова. Какие изменения произошли в стилистической окраске этих слов?

Привилегия, проблема, новосел, принцип, перспектива, ситуация, ночевка, стихия, тенденция, бескультурье, элементарный, очаровательный, лауреат, убористый, нравоучение?

 

Задание 15.

Проверьте, есть ли данные слова в словаре В.И.Даля и словаре С.И.Ожегова. Объясните, чем обусловлено наличие или отсутствие слова в каждом из этих словарей.

Космос, космоплавание, гермошлем, атомщик, Родина, азбука, кибернетика, глобус, бутсы, бурнус, кратошки, гидронимика, герметика, гляциолог, индустриализировать, кресать, прогнозировать, галанить, аэр, аэропорт, аэроманика.

 

 

Задание 16.

В БАС выделяется два основных значения слова товарищ: 1. Человек, идейно связанный с другими людьми, участвующий вместе с ними в общем деле, борьбе; соратник, единомышленник (ср. «Товарищ, верь, взойдет она, звезда пленительного счастья»). 2. Человек нового, социалистического общества, советский человек (ср. «Наше слово гордое «товарищ» нам дороже всех красивых слов»). Можно ли подвести под какое-нибудь из этих значений в качестве оттенка или подзначения следующие употребления этого слова? (см. примеры). Дайте им толкование. Сравните практический ответ на этот вопрос, данный в БАС, с ответом, данным в словаре Д.Н.Ушакова. Какое решение Вам кажется лучше?

а) «Оставаться здесь больше нельзя. Товарищи арестованы. Я тоже хорошо известен полиции» (Нов.-Пр.)

б) «Вот вы, наверное, помните, приезжал позавчера товарищ из райкома» (С. Ант.).

в) «Офицер зашипел, задвигался и кричит мне в лицо: «А-а-а! Большевик! Товарищ!» (Пант.)

г) «Не выдавайте меня, товарищ Крыжнев». А тот засмеялся тихонько. «Товарищи, - говорит, - остались за линией фронта» (Шол.).

 

Задание 17.

В МАС молочное в значении существительного дано отдельным, 8 значением (ср. папа молочное любит). Можно ли подвести это употребление под какое-нибудь из выделенных в словарях значений в качестве оттенка или подзначения, и под какое именно? Для ответа сравните, как оно дается в БАС и СУ.

 

В чем специфика употребления выделенных слов? Имеем мы дело с ярко образным употреблением или с формированием переносных значений или оттенков? Во втором случае попробуйте сформулировать эти значения и оттенки. При ответе на вопрос имейте в виду, что при образном употреблении контекст поддерживает связь с прямым значением, что сохраняется окружение, типичное для прямого значения. Когда контекстные связи с прямым значением сдвигаются, мы имеем дело с употреблением, близким к переносному значению или оттенку.

а) «Я у старого дуба спросила, Долгожителя отчих полей: - кто распевное имя РОССИЯ Дал отчизне твоей и моей?» (Тат.).

б) «И встретить я была готова Моей судьбы девятый вал» (Ахм.).

в) «В клочьях разорванной тучи Блещет осколок луны» (Забол.).

г) «Ясно, что это «легкомыслие» кукушек ни одному виду птиц серьезно вредить не может. Иначе давно не стало бы завирушек, славок, трясогузок и камышевок. Все взвешено в механизме природы, все отлажено и притерто» (В. Пес.).

д) «Образ Полежаева должен был быть задан как очень значительный, масштабный в своей внутренней сущности» (Из газ.).

е) «Совсем недавно впервые на Алтае была организована секция «моржей» (Из газ.).

ж) «Мне хочется показать, как происходит инфляция слов и как слова меняют значение» (Эренб.).

з) «Стоит невысокий дом с целым лабиринтом внутренних )переходов, боковушек, светелок, чуланов, подклетов и подпольев» (Мел.-Печ.).

и) «Драматические опыты Гоголя среди драматической русской поэзии 1835 г. до настоящей минуты — это зеленый и роскошный оазис среди песчаных степей Африки» (Бел.).

 

Задание 18.

Пронаблюдайте, от чего зависит количество значений в словарях? Влияет ли здесь разница в классах объектов, или, иными словами, разная денотативная отнесенность значения? Проследите, от чего зависит расположение значений в словарях (от употребительности, или, другими словами, актуальности значений? От логической связи значений в смысловой структуре слова?)? Для ответа на вопрос сравните по основным толковым словарям, включая Толковый словарь Ожегова-Шведовой, словарные статьи следующих слов: закричать, косынка, измельчать, баловать.

Задание 19.

Пронаблюдайте, как размещаются устаревшие значения в словарях. Для этого сравните словарные статьи следующих слов: клуб, изрядный, канава, вершок, вздор, вина, внятный, вкушать - в разных толковых словарях, обращая внимание только на устаревшие значения. Если в одном и том же словаре реализуются обе возможности (в начале и в конце словарной статьи), подумайте, на каком основании? Есть ли разница между устаревшими значениями с точки зрения их связей с остальными значениями того же слова?

 

Задание 20.

Где в толковых словарях помещаются областные и специальные значения? Для ответа на вопрос посмотрите некоторые слова в БАС: заказ, засечка, засилье, заулок, зияние. Сравните также, как они даются в словаре Ушакова и словаре Ожегова.

 

Задание 21.

Какие критерии включения специальной лексики в общий толковый словарь являются ведущими для современных толковых словарей русского литературного языка?

 

Задание 22.

В чем недостаточность или избыточность словарных толкований, приведенных ниже? Можно ли под данное толкование подвести и другие слова? Не указаны ли в толковании несущественные признаки? Сравните определение одного и того же понятия по разным словарям и выберите лучшее. Если ни одно из определений не ликвидирует недостаточность или избыточность толкования, попробуйте сами улучшить его.

Волк. Хищное животное, родственное собаке (Словарь С.И.Ожегова).

Стол. Предмет мебели в виде горизонтальной широкой доски на высоких опорах, ножках (Словарь С.И.Ожегова).

Ягода. Небольшой сочный плод кустарников и трав (Словарь С.И.Ожегова).

Луг. Участок, покрытый травянистой растительностью (Словарь С.И.Ожегова).

Лес. Множество деревьев, растущих на большом пространстве (Словарь С.И.Ожегова).

Воробей. Маленькая птичка с серо-черным оперением (Словарь С.И.Ожегова).

Вода. Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой в чистом виде химическое соединение водорода и кислорода (Словари С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова).

Бассейн. Большой искусственный водоем с открытой водной поверхностью (Словарь Д.Н.Ушакова).

 

Задание 23.

Сравните разработку слов одной лексико-семантической группы в каждом из толковых словарей по отдельности. Выдерживается ли в словаре принцип единообразной разработки семантической структуры слов, принадлежащих к одной тематической или лексико-семантической группе? В каком словаре наблюдаются отступления? Обоснованы ли они? В пункте а) сравните только прямые номинативные значения, в остальных группах и производные значения.

а) Лошадь, корова, коза, овца, свинья, осел.

б) Дубовый, сосновый, березовый.

в) Груша, вишня, слива, абрикос, апельсин, банан, яблоко.

г) Веселый, грустный, легальный, скугный, шумный.

д) Варить, солить, жарить, пегь.

 

Задание 24.

Сравните техническую разработку слов одной словообразовательной группы в каждом из толковых словарей по отдельности. Выдерживается ли принцип единообразной разработки однотипных слов? В каком словаре наблюдаются отступления? Обоснованы ли они?

Больной, здоровый, молодой, старый, сытый голодный, заключенный, арестованный.

 

Задание 10.

Проследите по разным толковым словарям толкование значений слов ВАТАГА, КОНДИТЕР и объясните, чем обусловлены изменения в значении этих слов.

 

Задание 11.

Определите способ толкования значений слов в приведенных ниже словарных статьях.

ИНДИВИД, книж. То же, что индивидуум.

ИНДИВИДУАЛИСТ. Тот, кто проявляет индивидуализм в образе мыслей, в поступках.

ЛЕКЦИЯ. Устное изложение предмета преподавателем в высшем учебном заведении, а также в публичном чтении на какую-либо тему.

ЛЕКСИКОГРАФ. Специалист по лексикографии.

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ. Съемка отдельных рисунков или объемных фигур, изображающих последовательные фазы движения, что создает на экране иллюзию движения неподвижных объектов, а также сами рисунки, фигуры, являющиеся объектом такой съемки.

ЗАВУЧ, разг. Заведующий учебной частью (школы, училища и т.п.).

ЗАГЛАВНЫЙ. Содержащий заглавие.

 

Задание 12.

Ниже даются несколько контекстов употребления выделенных слов. Сравните эти контексты с толкованиями значений, данными в скобках. Соответствуют ли они словарным значениям и словарным иллюстрациям, приведенным в скобках, или же выходят за рамки словарных определений? Если контексты не укладываются в рамки словарного определения, дополните словарную статью, сформулировав добавочное значение или оттенок значения.

Образец: ВОРОНЕНОК. «Орел из-под небес на стадо налетел и выхватил ягненка. А ворон молодой вблизи на то смотрел. Взманило это вороненка». (Крылов). (ср. в словаре С.И.Ожегова: Птенец ворона, вороны).

Ответ: к толкованию в словаре С.И.Ожегова следует добавить оттенок: молодой ворон (а не только: птенец).

 

МЕТРО. Жить у метро. Доехать до метро «Университет» (ср. в словаре С.И.Ожегова: СО: Городская электрическая железная дорога, обычно подземная. Московское метро. Ехать в метро.).

 

НОГА. Большая нога. Нога 46 размера. На его ногу трудно найти подходящую обувь (ср. в словаре С.И.Ожегова: одна из двух нижних конечностей человека, а также одна из конечностей птиц, животных. Длинные ноги. Стройные ноги.).

 

ЗАВТРАК. Горячий завтрак. Съел свой завтрак. (ср. в словаре С.И.Ожегова: Утренняя еда. К завтраку былподан кофе. После завтрака все вышли на балкон.).

 

ПЛАСТИНКА. Дайте прослушать пластинку А.Пугачевой. Напеть пластинку. Разбить пластинку. (ср. в словаре С.И.Ожегова: Диск со звуковой записью для проигрывателя, патефона).

 

МЯЧ. Трудный мяч. Борьба за мяч (ср. в словаре С.И.Ожегова: Сплошной или полый внутри шар из упругого материала, употребляющийся для игры. Футбольный мяч. Мяч лопнул).

ВСПОМНИТЬ. Ну подожди! Я тебе вспомню это! (ср. в словаре С.И.Ожегова: Возобновить в памяти. Вспомнить свою молодость. Вспомнить о важном деле).

ГИМНАСТИКА. Я веду в спортшколе гимнастику. И сразу же началась гимнастика мозга, шлифовка ума (ср. в словаре С.И.Ожегова: Совокупность упражнений для физического развития организма. Художественная гимнастика).

ЗНАКОМЫЙ. Мы знакомы еще по школе. Это мой знакомый по институту. Он мне не друг, а просто знакомый. Я остановился в Москве, у одного знакомого (ср. в словаре С.И.Ожегова: 1. Такой, о котором знали раньше, известный. Знакомая песня. 2. Испытавший что-нибудь. Охотник знаком с каждой тропинкой. 3. Состоящий в знакомстве с кем-нибудь; лично известный. Знакомый человек. Мой знакомый).

ЗАЩИТИТЬ. Мне эта работа кажется интересной, я её буду защищать. Почему ты всегда его защищаешь, даже когда он неправ? (ср. в словаре С.И.Ожегова: 1. Охраняя, о<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...