Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






КАФЕДРА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И КРИМИНАЛИСТИКИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И КРИМИНАЛИСТИКИ

 

 

Н.П. Фесенко

 

 

ПОЧЕРКОВЕДЕНИЕ И СУДЕБНО-ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКАЯ

ЭКСПЕРТИЗА

 

Учебное пособие

(Часть I)

 

Белгород – 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………................................. 4

Глава 1. Теоретические основы судебного

почерковедения ……………………………………………………………....................... 6

Тема 1. Понятие и система судебного почерковедения ………………………… 6

§ 1. Краткая история развития судебного почерковедения ………………………... 6

§ 2. Понятие судебного почерковедения ……………………..................................... 8

§ 3. Система судебного почерковедения ……………………………………………. 9

Тема 2. Предмет, задачи и методы судебного почерковедения и

почерковедческой экспертизы …………………………………………………………… 11

§ 1. Предмет судебного почерковедения …………………………………………... 11

§ 2. Предмет и задачи судебно-почерковедческой экспертизы ………………….. 13

§ 3. Методы судебного почерковедения ………………………………………….... 14

Тема 3. Понятие письма, письменной речи и почерка.

Психофизиологические основы письма ………………………………………………… 16

§ 1. Понятие письма, письменной речи и почерка ………………………………… 16

§ 2. Психофизиологические основы письма ……………………………………….. 18

§ 3. Этапы формирования письменного ФДК навыков ………………………….... 20

Тема 4. Основные идентификационные свойства почерка …………………… 21

§ 1. Индивидуальность почерка ……………………………………………………... 21

§ 2. Динамическая устойчивость почерка ………………………………………….. 23

§ 3. Избирательная изменчивость почерка …………………………………………. 25

Тема 5. Объекты судебно-почерковедческой экспертизы …………………….. 26

§ 1. Классификация объектов судебно-почерковедческой экспертизы …………. 26

§ 2. Правила обращения с документами-вещественными доказательствами,

порядок их осмотра ………………………………………………………………………….. 28

Тема 6. Развитие судебного почерковедения и его современное

состояние ……………………………………………………………………………………... 30

§ 1. Основные исторические направления судебного почерковедения …………... 30

§ 2. Этапы развития отечественного почерковедения ……………………………... 32

Тема 7. Понятие автороведческой экспертизы ………………………………..... 35

§ 1. Предмет и задачи судебной автороведческой экспертизы …………………… 35

§ 2. Характеристика объектов судебно-автороведческой экспертизы …………… 38

§ 3. Научная основа судебно-автороведческой экспертизы ……………………..... 41

Глава 2. Идентификационные признаки письменной речи и

почерка ……………………………………………………………………………………… 42

Тема 1. Идентификационные признаки письма ………………………………… 42

§ 1. Понятие признаков письменной речи …………………………………………... 42

§ 2. Грамматические признаки письменной речи ……………………....................... 43

§ 3. Лексические признаки письменной речи ………………………………………. 44

§ 4. Стилистические признаки письменной речи …………………………………... 47

§ 5. Частные признаки письменной речи …………………………………………… 50

Тема 2. Общие признаки почерка ………………………………………………… 51

§ 1. Пространственно-ориентационные (топографические) признаки …………… 51

§ 2. Признаки, отражающие степень и характер сформированности

письменно-двигательного навыка …………………………………………………………... 55

§ 3. Признаки, отражающие структуру движений …………………………………. 60

Тема 3. Частные признаки почерка ………………………………………………. 64

§ 1. Письменные знаки русского алфавита, элементы письменных знаков

и их классификация …………………………………………………………………………... 64

§ 2. Частные признаки почерка и их классификация ……………………………… 67

Глава 3. Методика проведения почерковедческой экспертизы …. 70

§ 1. Общие положения ……………………………………………………………….. 70

§ 2. Предварительное исследование ………………………………………………… 71

§ 3. Раздельное исследование ……………………………………………………….. 73

§ 4. Сравнительное исследование …………………………………………………... 76

Глава 4. Оценка результатов почерковедческого

исследования……………………………………………………………………………… 79

§ 1. Общие положения этапа оценки результатов почерковедческого

Исследования …………………………………………………………………………………. 79

§ 2. Оценка совпадающих признаков ……………………………………………….. 80

§ 3. Оценка различающихся признаков ……………………………………………... 82

§ 4. Выводы эксперта при экспертизе рукописных текстов и их обоснование …... 84

§ 5. Оформление заключения эксперта-почерковеда ………………………………. 86

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях специальные знания в уголовном судопроизводстве завоевывают все более масштабные позиции, играют неуклонно возрастающую роль в деле борьбы с преступностью. Неоспоримым фактом является положение о том, что российское правосудие должно строиться на подлинно научных основах, в обеспечении которых большая роль принадлежит судебной экспертизе, в том числе судебно-почерковедческой. Анализ следственной и экспертной практики свидетельствует о том, что судебно-почерковедческая экспертиза широко используется в судопроизводстве и во многом способствует установлению обстоятельств совершенного преступления при расследовании и рассмотрении уголовных дел.

Письменный документ зачастую является основным источником юридически зна­чимой информации и, как показывает экспертная практика, объ­ектами рукописной подделки становятся всевозможные виды документов (договоры и приложения к ним, завещания, долговые расписки, различные акты и заявления, платежные ведомости, товарные накладные и т.д.). Это те документы, оформление кото­рых влечет наступление определенных правовых последствий.

Отмечается, что в настоящее время число судебно-почерковедческих экспертиз, проводимых в судебно-экспертном учреждении – Российский Федеральный центр судебной экспер­тизы при Минюсте России (ГУ РФЦСЭ при МЮ РФ) неуклонно растет (в течение последних лет ежегодно прирост составляет примерно 30 %), что уже само по себе является свидетельством огромной востребованности данной экспертизы.

Наряду с этим бурный технический прогресс в последние десятилетия сопровождается переходом к информационным технологиям составления документов, в результате чего почерковые объекты, направляемые на экспертизу, становились все более малообъемными, и зачастую сводятся к кратким записям, содержащим крайне ограниченный объем почеркового материала. По данной причине именно они стали особенно частыми объектами судебно-почерковедческой экспертизы.

Вместе с тем, многообразие объектов судебно-почерковедческой экспертизы еще оставляет место задачам, для разрешения которых не разработаны объективные методы, и во многих случаях их решение остается субъективным. Традиционные криминалистические методики исследования зачастую не позволяют решать сложные экспертные задачи, в связи с чем актуальным становится поиск новых подходов исследования различных объектов, в первую очередь, малообъемных, базирующихся на углубленной разработке естественнонаучных основ теории почерковедения, на экспериментальных исследованиях, включающих использование математиче­ских методов, автоматизацию процедур экспертного исследования и приня­тия решений.

Обобщения юридической и экспертной практики позволяют придти к выводу, что при назначении судебно-почерковедческой экспертизы у следователей и судей возникают определенные трудности, которые отрицатель­но сказываются на процессе производства и результативности экс­пертизы, а, следовательно, и использовании заключения эксперта-почерковеда в процессе доказывания. Они связаны с определением возможностей, задания и формулированием вопросов эксперту, осмотром документов, собиранием материалов для экспертизы, получением свободных и экспериментальных образцов и другими моментами. Особенно актуальна эта проблема в арбитражном су­допроизводстве, где отсутствует процессуальная фигура специалис­та, и судья лишен возможности воспользоваться консультацией по вопросам назначения экспертизы.

Необходимо отметить, что судебно-почерковедческая экспертиза является одной из наи­более разработанных в теоретическом и методическом аспекте. Однако имеющиеся публикации по общетеоретическим воп­росам и содержащие сведения о методиках исследования различ­ных объектов издавались ограниченным тиражом, для служебного пользования, дата выпуска последнего методического пособия для следователей и судей – 1989 год. Таким образом, большинство этих работ являются труднодоступными не только для следователей и судей, но и для студентов вузов, обучающихся по специальности «судебная экспертиза» и на­ходящихся в своеобразном информационном вакууме.

В данной работе предпринята попытка обобщить материа­лы, характеризующие современное состояние этого вида экспер­тизы, рассматривая его с точки зрения, как экспертов, так и лиц, осуществляющих доказывание по делу. При подготовке пособия автором были использованы следующие работы: Криминалистическая экспертиза. Выпуск IV. Раздел 5. Криминалистическое исследование документов / Под ред. А.Н. Самончика. М., 1966; Судебно-почерковедческая экспертиза. Общая часть. Вып. I и II (Методическое пособие для экспертов, следователей, судей), ВНИИСЭ. М., 1988, 1989; Орлова В.Ф. «Теория судебно-почерковедческой идентификации» // Труды ВНИИСЭ, М., 1973; Жижина М.В. Судебно-почерковедческая экспертиза документов / Под ред. Е.П. Ищенко. М., 2006 и другие, а также опыт собственной экспертной практики и преподавательской работы.

 

Почерковедения

И почерковедческой экспертизы

Индивидуальность почерка

Индивидуальность почерка – это его своеобразие, неповторимость у разных людей. Проявление индивидуальности сопутству­ет формированию почерка. На первых порах обучения письму, когда еще отсутствует автоматизация движений, а ведущий образ полностью соответствует прописям, трудно говорить об индиви­дуальности почерка, которая обретает отчетливо выраженные черты лишь к 3-4 классам средней школы.

Индивидуальность почерка предопределяется своеобразием письменно-двигательного ФДК, которое, в свою очередь, зависит от следующих факторов:

а) индивидуальности личности в единстве ее анатомических, физиологических и психологических свойств. В отношении формирующегося ФДК индивидуальность личности выступает как единый «внутренний» (или субъективный) фактор;

б) условий формирования ФДК, которые по отношению к формирующемуся навыку образуют «внешний» (или объективный) фактор;

в) взаимодействия условий формирования навыков, с одной стороны, и индивидуальных свойств личности, с другой, т.е. системы объективных и субъективных факторов;

В начальный период обучения письму, характеризующийся активным участием сознательного компонента, большое влияние на формирование зрительно-двигательного образа выполняемых рукописей оказывают психологические свойства пишущего: стойкость и точность зрительного восприятия, внимание, память, сознательная заинтересованность, целеустремленность, воля и т.п. Однако с автоматизацией письменных движений активно включается непроизвольный компонент. В связи с этим заметное воздействие на формирующийся зрительно-двигательный образ и двигательный состав начинают оказывать физиологические, биомеханические и анатомические факторы, такие, как: основные свойства нервной системы, пороги чувствительности сенсорных рецепторов, возникающие в процессе движений реактивные си­лы, размеры костных рычагов, масса мышечных групп двига­тельного аппарата и др.

Типологические свойства нервной системы, особенно ее под­вижность и уравновешенность, имеют большое значение в про­цессе формирования навыка письма, предопределяя успешность овладения им, выработку вариационности и появление других особенностей почерка.

Анатомические моменты, как правило, непосредственно в по­черке не отображаются. Однако они проявляются опосредованно через механизм письма, внося в него индивидуальные черты.

Условия, в которых протекает формирование почерка, как элемент «микросреды», обладают разнообразием, многокомпонентностью благодаря пространственной и временной изменчи­вости. В комплексе они неповторимы для каждого человека. Если такой сильный фактор, как обучение письму оказывается более или менее общим (более для обучающихся в одном классе, у од­ного учителя и менее – во всех других случаях), то за пределами школьного обучения при выполнении домашних заданий и прак­тике письма, в дальнейшей учебе и работе индивид сталкивается с комплексом своеобразных условий, сопутствующих формиро­ванию и реализации его ФДК. Например, поспешность при вы­полнении домашних заданий (допустим, связанная с ситуацией в семье), необходимость быстро записывать лекции в процессе дальнейшей учебы, неудобная обстановка оформления рабочих документов (накладных, расходных ордеров) и т.п. накладывают свой отпечаток на формирующийся навык.

В результате взаимодействия внутреннего, субъективного и внешнего, объективного факторов формируется неповторимый, индивидуальный почерк.

Индивидуальность почерка как его существенное, фундамен­тальное свойство (качество) обусловливает возможность крими­налистического исследования последнего с целью решения иден­тификационных задач, связанных с установлением исполнителя
конкретной рукописи и факта выполнения ряда рукописей одним лицом. Индивидуальность почерка проявляется в системе более частных его свойств. Будучи изученными, эти свойства образуют признаки, на исследовании которых строится криминалистичес­кая идентификация.

Наиболее полное отображение упомянутая система свойств получает в больших по объему (во всяком случае, содержащих все буквы алфавита) документах. Вместе с тем, чем меньше объем исследуемой рукописи, тем в меньшей мере проявляется в ней индивидуальная система почер­ковых свойств.

Особым почерковым объектом является подпись, как вид ру­кописи, для выполнения которой в большинстве случаев выраба­тывается специфический ФДК и подписной почерк. Подписной почерк формируется, как правило, на базе уже освоенного пись­менно-двигательного навыка.

В процессе выработки подписного ФДК у лица нет эталона. Поэтому сначала роль ведущего образа выполняет обозначение фамилии данного лица в изображении, освоенном в процессе формирования навыка письма. Далее в этот образ расписываю­щийся сознательно вносит изменения с целью: с одной стороны – индивидуализации, учитывая, что подпись – его личный удостоверительный знак: она может снабжаться монограммой, в буквы вносятся дополнительные украшающие штрихи и т.п., с другой – приспособления ее к очень быстрому, непрерывному выполне­нию, так как подпись – удостоверительный знак, рассчитанный на легкую реализацию. Отсюда обычно в средней ее части имеет место отказ от букв и переход на безбуквенные элементы (циклические штрихи, завершенные росчерком).

Несмотря на то, что подпись является краткой почерковой реализацией, и трудно говорить об избыточности заключенной в ней индивидуальной информации, современный уровень судебно-почерковедческой экспертизы позволяет успешно решать идентификационные и диагностические задачи в отношении этого объекта.

 

Экспертизы

Объект судебно-почерковедческой экспертизы рассматривают в различных аспектах. В общем процессуальном смысле – это документ-вещественное доказательство как материальный носитель рукописи (почеркового объекта). В качестве объекта судебно-почерковедческой экспертизы – это рукопись, отображающая свойства почерка и являющаяся источником информации о нем. Непосредственный и специальный объект экспертного судебно-почерковедческого исследования – система свойств почерка, отобразившаяся в конкретной рукописи.

При назначении судебно-почерковедческой экспертизы в число исходных данных, помимо исследуемой рукописи и об­разцов почерка предполагаемых исполнителей, включаются различные сведения о последних (возраст, профессия, родной язык, заболевания и т.п.). Такого рода сведения эксперт получает из постановления (определения) о назначении экспертизы, а также из иных источников:

- показаний свидетелей, обвиняемых;

- справок;

- заключений врачебных комиссий;

- историй болезни;

- иных документов, содержащихся в материалах уголовного, гражданского или арбитражного дела.

При этом учитываются только факты, а не их оценка, даваемая им обвиняемым, свидетелем, потерпев­шим. Получая из материалов дела исходные данные, эксперт оценивает их только с позиции специальных знаний и исполь­зует для построения рабочих версий, их круга, объяснения происхождения наблюдаемых признаков и других целей.

В судебном почерковедении разработана систематизация почерковых объектов: по виду рукописи, по ее составу (транскрипции), объему и информативности, а также по условиям выполнения.

По виду рукописи делятся на тексты и подписи.

Текст – это вид рукописи, содержательная сторона которой зафиксирована с помощью буквенных и / или цифровых обозначений.

Подпись – вид рукописи, отражающий фамилию (иногда инициалы, имя от­чество) лица в виде букв и / или условных письменных знаков и имеющий удостоверительное назначение.

По составу тексты могут быть буквенными и цифровыми. Состав (транскрипция) подписи может быть буквенным, безбуквенным или штриховым, смешанным.

По объему тексты делятся на большие, средние и малые, а также выделятся особый объект – краткая запись.

Буквенный текст большого объема содержит все буквы алфавита, причем часто и средне встречающиеся в русской скорописи буквы наблюдаются в нем не менее 10-20 раз. Большой цифровой текст включает все цифры в различных их сочетаниях. Обычно большой текст (буквенный, цифровой или смешанный) составляет не менее одной страницы стандартного листа.

Буквенный текст среднего объема содержит буквы большей части алфавита, а цифровой – все цифры в различных сочетаниях и обычно составляет от 2/3 стандартного листа до 10 слов в первом случае и до 1/2 листа – во втором.

Буквенный текст малого объема содержит ограниченное число букв алфавита, в нем неоднократно проявляются лишь наиболее часто встречающиеся буквы русской скорописи (а, е, и, о), обычно состоит из 4 – 10 слов. Цифровой текст малого объема может включать все цифры, но имеет ограниченное число их сочетаний, обычно составляет менее половины страницы стандартного листа.

Краткая запись (буквенная, цифровая, смешанная) по объему дифференцируется в зависимости от конкретного количества содержащихся в ней буквенных или цифровых обозначений. В методических целях выделяются, например, трехсловные и краткие однословные записи.

Подписи по объему могут быть большими, средними и малыми (краткими). Дифференциация подписей по объему тесно связана с рассмотрением их деления по информативности, в зависимости от которой различают подписи высокоинформативные, среднеинформативные и малоинформативные.

По условиям выполнения все почерковые объекты делятся на выполненные в обычных или необычных условиях с учетом систематизации последних. Общая систематизация объектов судебно-почерковедческой экспертизы представлена в нижеприведенной таблице.


Деление объектов судебно-почерковедческого исследования.

 

ПО ВИДУ РУКОПИСИ Тексты Подписи
ПО СОСТАВУ (транскрипции) буквенные цифровые смешанные буквенные штриховые смешанные
    ПО ОБЪЕМУ большие средние малые краткие записи большие (высокоинформативные) средние краткие (малоинформативные)
    ПО УСЛОВИЯМ ВЫПОЛНЕНИЯ 1) обычные условия 2) необычные условия (сбивающие факторы): - постоянные, - временные: а) не связанные с намеренным изменением: - внешние (обстановочные) - внутренние (функциональные) б) связанные с намеренным изменением (искажение, подражание) и т. д.

 

Современное состояние

Экспертизы

Объекты судебно-автороведческой экспертизы – это тексты документов, относящиеся к бытовому, публицистическому, деловому, а иногда к научному стилю письменной речи. Ими могут быть рукописные, машинописные документы, а также исполненные на компьютере и их копии, в том числе полученные с помощью множительной техники.

Под текстом как объектом судебно-автороведческой экспертизы понимают совокупность предложений, связанных единством смысла, которые могут служить материалом для криминалистического исследования свойств автора и условий составления документа.

Как показал опыт, решение вопроса об авторстве возможно в случае, если исследуемый текст содержит не менее 500 слов. Это – минимально допустимый объем текста.

Успех криминалистического исследования письменной речи в целях установления авторства в значительной мере зависит от качества и объёма сравнительного материала (образцов).

Под образцом письменной речи понимается текст, автором которого является проверяемое лицо. Записи отдельных слов, словосочетаний, даже отдельных предложений не могут рассматриваться в качестве письменной речи, пригодной для решения вопросов об авторстве.

Свободные образцы письменной речи – это тексты, составленные проверяемым лицом вне связи с делом, по которому назначена экспертиза, и до его возбуждения. Они являются наиболее информативным в идентификационном плане сравнительным материалом. При их надлежащем объёме и подготовке эксперт имеет возможность получить ясное и полное представление об особенностях речевого поведения проверяемого лица в той или иной ситуации письменного общения, о системе его языковых и интеллектуальных навыков, об устойчивости и изменчивости признаков письменной речи в текстах конкретного стиля.

Важнейшее требование, предъявляемое к свободным образцам письменной речи, – достоверность их происхождения.

Свободные образцы письменной речи должны соответствовать исследуемому тексту по следующим основным характеристикам:

1. По языку изложения. Свободные образцы должны быть выполнены на том же языке, что и исследуемый документ. Тексты, выполненные на разных языках, непригодны для сравнительного исследования в целях установления авторства.

2. По времени выполнения текста. Образцы должны быть выполнены в тот жепериод, что и исследуемый документ. Данное требование связано с тем, что устойчивость признаков письменной речи у человека относительна. Это особенно характерно для лиц молодого возраста. По мере становления и развития личности, изменения её установок и интересов, под влиянием образования, профессии, меняющейся социальной, национальной, профессиональной среды письменная речь человека может существенно измениться. Причём эти изменения затрагивают все стороны речи: общий уровень грамотности, лексический состав, синтаксис, стилистические особенности.

3. По принадлежности к определённому функциональному стилю речи. Свободные образцы письменной речи должны быть выполнены в рамках того же функционального стиля (бытового, делового, публицистического, научного) и в той же форме письменной речи, что и исследуемый документ.

4. По адресату и характеру речевого общения. Это требование обусловлено тем, что автор текста обычно учитывает то, как будет воспринимать написанное адресат сообщения, и при написании текста соответствующим образом отбирает и организует языковые и даже смысловые элементы и структуры. Автор может таким образом учитывать пол, возраст, образование, профессию, социальное положение и другие характеристики адресата. Эти обстоятельства должны учитываться экспертом при вычленении характерных признаков письменной речи.

5. По состоянию автора. Если известно, что автор исследуемого текста в период его создания находился в необычном состоянии, то желательно представлять образцы, выполненные в аналогичном состоянии. Особенно это относится к случаям, когда проверяемое лицо в предполагаемое время выполнения документа страдало психическим или иным тяжким заболеванием и т.д.

Что касается количества свободных образцов письменной речи, то в каждом конкретном случае нужно учитывать следующее:

1) чем меньше объём исследуемого текста, тем в большем количестве должны быть представлены свободные образцы;

2) чем меньше отвечают образцы требованиям сопоставимости, тем больше их нужно.

Экспериментальные образцы письменной речи – это тексты, выполненные проверяемыми лицами по предложению и в присутствии следователя или судьи специально для проведения автороведческой экспертизы.

Экспериментальные образцы письменной речи выполняются проверяемыми лицами в виде самостоятельного сочинения. Именно такая форма письменной речи наиболее полно отражает признаки синтаксических, лексико-фразеологических, стилистических навыков письменной речи, используемые экспертом при решении вопросов о личности автора.

Вначале отбираются образцы в виде сочинения на самостоятельно избранную проверяемым лицом тему. Следователь указывает лицу лишь форму письменной речи в рамках определённого функционального стиля (письмо, объяснительная записка, жалоба и т.д.), язык изложения, если проверяемое лицо владеет несколькими языками.

Затем образцы выполняются в виде сочинения на тему, предложенную следователем. Тема, целевое назначение, форма письменной речи, характер речевого общения, личность адресата (в том случае, если предполагаемый автор знает адресата, знаком с ним) указываются с учётом особенностей исследу­емого документа. Так, если на экспертизу представлено письмо бытового содержания, адресованное в тот или иной официальный орган с требованиями осуществить определённые действия, то проверяемому лицу предлагается аналогичная тема, которая должна быть раскрыта в форме письма с аналогичным целевым назначением, адресованного в соответствующий официальный орган.

При определении количества экспериментальных образцов важно учитывать, насколько полно (в качественном и количественном отношениях) представлены свободные образцы. Чем меньше удовлетворяют свободные образцы этому условию, тем больше должно быть представлено экспериментальных образцов – в любом случае не менее чем на 25-30 листах.

Условно-свободные образцы письменной речи – это тексты, выполненные в связи с расследуемым делом или после его возбуждения, но не специально для экспертизы. Сюда относятся документы по делу: различные жалобы, объяснительные записки, заявления и другие тексты, выполненные уже в период расследования. В ряде случаев такие образцы могут служить дополнительным сравнительным материалом для проведения автороведческой экспертизы.

Серьёзное внимание должно быть уделено правильной формулировке вопросов, подлежащих экспертному решению. При этом следует учитывать задачи исследования, обстоятельства дела, количество проверяемых лиц и подлежащих исследованию документов.

Так, если задачей исследования является установление тождества личности автора, то вопросы могут формулироваться, в частности, следующим образом: кто именно И. или П. является автором анонимного письма?

Если перед экспертизой ставится классификационно-диагностическая задача, то вопросы могут формулироваться в такой форме:

1) является ли русский язык родным для автора анонимного письма;

2) каков родной язык и образовательный уровень автора документа?

Речи и почерка

Тема 2. Общие признаки почерка

Письменно-двигательного навыка

Рассматривая общие признаки почерка, мы отметили, что в зависимости от отображаемых ими свойств письменно-двигательного навыка общие признаки делятся на три группы.

Первую группу – пространственно-ориентационные (топографиче­ские) общие признаки мы рассмотрели выше.

Вторую группу составляют признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка. Под ними подразумеваются степень выработанности, координация движений, темп письма, степень совершенства системы движений, а также строение почерка по степени сложности.

Выработанность почерка – уровень овладения техникой письма, проявляющийся в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Выработанность – это характеристика степени овладения навыками письма, степени сформированности почерка в целом.

Выработанность – интегративный признак. Его основными показателями служат координация, темп движений, дополни­тельными – ритмическая структура нажима, строение, степень совершенства системы движений.

Выработанность по степени дифференцируется на 3 основные группы: высокая, средняя, низкая (малая) и две промежуточные группы – выше средней и ниже средней.

Высоковыработанный почерк – это сформировавшийся почерк, характеризующийся высокой координацией движений 1-й группы и относительно быстрым темпом письма, что свойственно высокоавтоматизированному письменно-двигательному процессу. Координация движений 2-й группы может быть как высокой, так и недостаточной. Дополнительными показателями высокой степени выработанности служат: дифференцированный ритмичный нажим, отчетливая выраженность групповой принадлежности по строению почерка и степени совершенства системы движения:

Средневыработанный почерк – это почерк, не вполне сформировавшийся, отражающий промежуточную, незавершенную стадию практического освоения связного и быстрого письма. Характеризуется в основном высокой координацией движений 1-й группы и недостаточной 2-й, средним темпом письма. Нажим может быть как отчетливо, так и слабо дифференцированным. Строение чаще простое либо с элементами упрощения:

Маловыработанныи почерк (почерк низкой степени выработанности) – это почерк, отражающий начальную стадию освоения навыка письма, когда письменно-двигательный процесс еще не автоматизирован. Характеризуется низкой координацией движений 1-й группы, медленным темпом, простым или с элементами упрощения строением букв.

Маловыработанные почерки делятся на школьные (ученические) и практические. Для первых возможно слабое проявление низкой координации движений 1-й группы и высокой координации движений 2-й группы, строение при этом приближается к прописям, нажим часто отчетливо дифференцированный. Для вторых характерна низкая координация движений 1-й группы и недостаточная 2-й группы, строение – простое с элементами упрощения, нажим слабо дифференцированный либо недифференцирован­ный вообще:

Принадлежность к промежуточным группам определяется на основе экспертного опыта.

Степень выработанности имеет как идентификационное, так и диагностическое значение. Различие в степени выработанности, при котором она выше в исследуемой рукописи, чем в образцах, позволяет исключить лицо из числа исполнителей такой рукописи. Под влиянием на процесс письма необычных условий степень выработанности имеет тенденцию к снижению, что важно при решении диагностических задач.

Координация движений при письме – признак, отражающий точность (согласованность) движений, реализующих письменно-двигательный процесс в единую систему. Согласование движений, организация их в единую композицию тесно связана с автоматизацией движений в процессе обучения письму и его практической реализацией.

Координация движений (КД) рассматривается применительно к двум группам движений:

а) КД 1 группы – точность в соблюдении параметров мелких движений (пальцев и кисти руки) в пределах выполнения букв и их элементов;

б) КД 2 группы – точность в соблюдении параметров крупных движений (кисти и предплечья): направления, протяженности, размещения и других при выполнении сочетаний элементов, букв, слов, фраз.

Неточность КД 1-й группы выражается в следующих признаках: извилистости, изломах прямых и дуговых элементов, угловатости овалов и полуовальных элементов, несоразмерности отдельных частей элементов, смещенных (неточных) началах и окончаниях штрихов:

Признаки неточности движений 2-й группы сводятся к неравномерности таких параметров движений, как протяженность, направление, размещение в пределах всей рукописи:

Координация движений 1-й группы отражает уровень сформированности письменно-двигательного ФДК и, как мы видели, очень существенна для дифференциации высокой, средней сте­пени выработанности, с одной стороны, и низкой – с другой. Ос­новным показателем высокой координации движений 1-й группы будет ровность штрихов рукописи, выполняемых сгибательными, разгибательными, приводящими и отводящими движениями, и плавные переключения в нижних или верхних экстремальных участках.

Этот уровень не достигается при несформировавшихся почерках, относящихся к группе маловыработанных. В соответствующих рукописях штрихи не имеют гладкости, ровности, в них присутствуют вышеперечисленные признаки низкой координации движений 1-й группы.

В рукописи, выполненной маловырабоганным почерком, признаки низкой координации движений 1-й группы бывают отчетливо выраженными. Причем в рукописях, выполненных маловыработанным школьным почерком, в большей мере угловатость и извилистость проявляются в элементах и штрихах, выполненных разгибательными движениями, практическим – во всех звеньях.

Отдельные проявления низкой координации движений 1-й группы могут быть и при высоко- и средневыработанном почерке, причем их происхождение бывает различным, в том числе связанным с влиянием как временно, так и постоянно воздействующих «сбивающих» факторов.

Темп выполнения рукописи – признак почерка, отражающий скорость движений при ее написании. Темп движений при письме может быть привычным и измененным. Привычный темп письма значительно различается в почерках разных лиц, находящихся в пределах одной степени выработанности. Даже в пределах группы маловыработанных почерков можно различать почерки более медленные и более быстрые. Естественно, например, что рукопись учеником 1-го класса будет выполняться медленнее, чем учеником 3-го класса. Кроме того, даже находясь на одной стадии обучения письму, одни школьники пишут быстрее, другие медленнее. Усвоение навыков, в том числе и темпа письма, зависит от типа и согласования движений различных звеньев пишущей руки.

Привычный темп тесно связан с выработанностью почерка и его строением. Очень условно его можно разделить на быстрый, средний и медленный. В целом, естественно, высоковыработанному почерку сопутствуют быстрый и средний темп, средневыработанному – средний и медленный, маловыработанному – медленный. Однако в пределах одной группы почерков по степени выработанности и в почерке одного лица темп может сильно варьироваться.

Основными показателями темпа выполнения рукописи являются степень непрерывности движе

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...