Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы формирования письменного ФДК навыков

Письменный ФДК относится к наиболее сложным системам человеческих навыков. Письму необходимо учиться. Процесс обучения письму длится первые 4 года (1-4 классы). Закрепление полученных навыков и их совершенствование происходит в последующие 3-5 лет. К 15-17 годам формирование письменно-двигательных навыков заканчивается, почерк обретает отчетливо выраженную индивидуальность и становится относительно стабильным. Однако развитие письменно-двигательного ФДК про­должается в процессе последующей учебы и практической дея­тельности человека. ФДК навыков и основанный на нем почерк окончательно складывается к 20-25 годам жизни.

Процесс обучения носит поэтапный характер. Методика обучения предполагает путь освоения навыков от простых к более сложным. В психологии обучения письму выделяют 4 стадии формирования навыков письма:

- ориентировочная;

- аналитическая;

- аналитико-синтетическая;

- синтетическая (речевого письма);

1. Ориентировочная стадия носит подготовительный характер и состоит из 2-х этапов: элементное письмо и безбуквенное письмо. На первом этапе обучающийся осваивает технические навыки (умение правильно сидеть, располагать тетрадь на столе, держать пишущий прибор) и начинает осваивать графические навыки (умение воспроизводить элементы букв). В этот период буквы выписываются медленно, плохо координированными от­рывистыми движениями.

2. Ко второму этапу обучающийся приходит с освоенными техническими навыками и с некоторым запасом элементарных движений, поэтому в пределах букв движения становятся связ­ными, начинается выработка автоматизмов, становится несколько лучше координация движений. На этой стадии преобладает зри­тельный контроль за выполнением букв и их элементов.

3. Аналитико-синтетическая стадия формирования навыков характеризуется освоением более сложных двигательных струк­тур. Обучающийся относительно свободно выполняет слоги и слова.

4. На синтетической стадии обучающийся в основном перехо­дит на быстрое и связное письмо. Развивается двигательный кон­троль и появляется автоматизация процесса движений. Внимание пишущего переключается почти полностью на содержание запи­сываемых мыслей.

В начале обучения письму осознается все: содержание техни­ческих навыков – поза, положение рук, расположение тетради, способ удерживания ручки пальцами, элементы букв, буквы, их расположение на строке, движения, необходимые для их выпол­нения, ровность штрихов, затрачиваемое время и т.п. Однако если бы все детали и компоненты навыков всегда оставались на уровне сознательной регуляции, письмо как средство коммуникации было бы невозможно. Оно не отвечало бы основным тре­бованиям – скорости, удобству запечатления мысли и не давало бы возможности сосредоточиться на содержании запечатлеваемой мысли, что является для пишущего самым главным.

 

Тема 4. Основные идентификационные свойства почерка

В качестве объекта криминалистического исследования почерк выступает благодаря следующим основным свойствам, существенным с точки зрения его криминалистического исследования и решения экспертных задач: индивидуальности, динамической устойчивости, избирательной изменчивости.

 

Индивидуальность почерка

Индивидуальность почерка – это его своеобразие, неповторимость у разных людей. Проявление индивидуальности сопутству­ет формированию почерка. На первых порах обучения письму, когда еще отсутствует автоматизация движений, а ведущий образ полностью соответствует прописям, трудно говорить об индиви­дуальности почерка, которая обретает отчетливо выраженные черты лишь к 3-4 классам средней школы.

Индивидуальность почерка предопределяется своеобразием письменно-двигательного ФДК, которое, в свою очередь, зависит от следующих факторов:

а) индивидуальности личности в единстве ее анатомических, физиологических и психологических свойств. В отношении формирующегося ФДК индивидуальность личности выступает как единый «внутренний» (или субъективный) фактор;

б) условий формирования ФДК, которые по отношению к формирующемуся навыку образуют «внешний» (или объективный) фактор;

в) взаимодействия условий формирования навыков, с одной стороны, и индивидуальных свойств личности, с другой, т.е. системы объективных и субъективных факторов;

В начальный период обучения письму, характеризующийся активным участием сознательного компонента, большое влияние на формирование зрительно-двигательного образа выполняемых рукописей оказывают психологические свойства пишущего: стойкость и точность зрительного восприятия, внимание, память, сознательная заинтересованность, целеустремленность, воля и т.п. Однако с автоматизацией письменных движений активно включается непроизвольный компонент. В связи с этим заметное воздействие на формирующийся зрительно-двигательный образ и двигательный состав начинают оказывать физиологические, биомеханические и анатомические факторы, такие, как: основные свойства нервной системы, пороги чувствительности сенсорных рецепторов, возникающие в процессе движений реактивные си­лы, размеры костных рычагов, масса мышечных групп двига­тельного аппарата и др.

Типологические свойства нервной системы, особенно ее под­вижность и уравновешенность, имеют большое значение в про­цессе формирования навыка письма, предопределяя успешность овладения им, выработку вариационности и появление других особенностей почерка.

Анатомические моменты, как правило, непосредственно в по­черке не отображаются. Однако они проявляются опосредованно через механизм письма, внося в него индивидуальные черты.

Условия, в которых протекает формирование почерка, как элемент «микросреды», обладают разнообразием, многокомпонентностью благодаря пространственной и временной изменчи­вости. В комплексе они неповторимы для каждого человека. Если такой сильный фактор, как обучение письму оказывается более или менее общим (более для обучающихся в одном классе, у од­ного учителя и менее – во всех других случаях), то за пределами школьного обучения при выполнении домашних заданий и прак­тике письма, в дальнейшей учебе и работе индивид сталкивается с комплексом своеобразных условий, сопутствующих формиро­ванию и реализации его ФДК. Например, поспешность при вы­полнении домашних заданий (допустим, связанная с ситуацией в семье), необходимость быстро записывать лекции в процессе дальнейшей учебы, неудобная обстановка оформления рабочих документов (накладных, расходных ордеров) и т.п. накладывают свой отпечаток на формирующийся навык.

В результате взаимодействия внутреннего, субъективного и внешнего, объективного факторов формируется неповторимый, индивидуальный почерк.

Индивидуальность почерка как его существенное, фундамен­тальное свойство (качество) обусловливает возможность крими­налистического исследования последнего с целью решения иден­тификационных задач, связанных с установлением исполнителя
конкретной рукописи и факта выполнения ряда рукописей одним лицом. Индивидуальность почерка проявляется в системе более частных его свойств. Будучи изученными, эти свойства образуют признаки, на исследовании которых строится криминалистичес­кая идентификация.

Наиболее полное отображение упомянутая система свойств получает в больших по объему (во всяком случае, содержащих все буквы алфавита) документах. Вместе с тем, чем меньше объем исследуемой рукописи, тем в меньшей мере проявляется в ней индивидуальная система почер­ковых свойств.

Особым почерковым объектом является подпись, как вид ру­кописи, для выполнения которой в большинстве случаев выраба­тывается специфический ФДК и подписной почерк. Подписной почерк формируется, как правило, на базе уже освоенного пись­менно-двигательного навыка.

В процессе выработки подписного ФДК у лица нет эталона. Поэтому сначала роль ведущего образа выполняет обозначение фамилии данного лица в изображении, освоенном в процессе формирования навыка письма. Далее в этот образ расписываю­щийся сознательно вносит изменения с целью: с одной стороны – индивидуализации, учитывая, что подпись – его личный удостоверительный знак: она может снабжаться монограммой, в буквы вносятся дополнительные украшающие штрихи и т.п., с другой – приспособления ее к очень быстрому, непрерывному выполне­нию, так как подпись – удостоверительный знак, рассчитанный на легкую реализацию. Отсюда обычно в средней ее части имеет место отказ от букв и переход на безбуквенные элементы (циклические штрихи, завершенные росчерком).

Несмотря на то, что подпись является краткой почерковой реализацией, и трудно говорить об избыточности заключенной в ней индивидуальной информации, современный уровень судебно-почерковедческой экспертизы позволяет успешно решать идентификационные и диагностические задачи в отношении этого объекта.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...