Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. История развития рекламыИстория развития зарубежной рекламы
Появление первых аналогов рекламы началось еще задолго до нашей эры. Прототипом для появления изобразительной рекламы служили древние орнаменты, различные рисунки, татуировки и т.д. С древности известны фирменные метки мастеров, удостоверяющие качество товаров, клейма, которыми метили скот и рабов, все это являлось своеобразным прототипомбрендовой рекламы. Первые «рекламные» объявления, размещенные на папирусах, камнях, стенах домов, появились еще в Древнем Египте и Древней Греции. В Древнем Риме рекламные объявления стали размещаться на деревянных дощечках и медных табличках. Чтобы избежать написание рекламы на стенах жилых домов, стали выстраивать для этой цели специальные стены – "амбусы". В средние векаширокое распространение приобретает устная реклама. Появляются специально нанятые люди – глашатаи и гонцы, которые распространяли рекламную информацию на базарах, торговых рядах, постоялых дворах и т. д. и могли принимать заявки от населения. Появляется новая профессия – сборщик и разносчик новостей. В ХI–ХII вв. особое распространение получает геральдика – «наука» о принципах и правилах использования изображений в знаках и гербах.Фактически геральдика стала прообразом современных товарных знаков. С изобретением Гутенбергом печатного станка в 1465 г. появляется первая типография. Первое напечатанное рекламное объявление появилось в Лондоне в 1472 г., текст которого был вывешен на двери одной из церквей и информировал прихожан о продаже молитвенника. Основателем печатной рекламы в Европе считают врача Теофраста Реностно, открывшего в 1630 г. в Париже справочную контору, печатавшую рекламные объявления во «Французской газете». В XVIII веке особую популярность приобретают листовки, в которых так же содержалась рекламная информация. В американских колониях одной из первых газет, специализировавшихся на рекламных объявлениях, явилась газета «Бостон Ньюс-леттер» – 1704 г. Большое количество рекламы публиковала «Газетт», основанная Бенджамином Франклином в 1729 г., с именем которого связывают расцвет рекламы в США. С появлением фотографии в 1839 г. рекламный текст стал дополняться фотографиями для большей правдивости и убедительности. В Западной Европе бурное развитие рекламного дела началось в конце XVIII в.Вначале агентства занимались лишь скупкой и перепродажей рекламных площадей, а тексты предоставлялись клиентами. Первым агентством, проводившим рекламные кампании, считается агентство "Айер и сыновья",основанное в 1890 г. Дальнейшее развитие рекламного дела определяли достижения науки и техники. В 1920-е годы выходит первая реклама на радио, а в 1930-е - первая телереклама, получившие бурное развитие после Второй мировой войны, с налаживанием массового производства радиоприемников и телевизоров. В условиях массового потребления и высокой занятости населения реклама стала неотъемлемой частью экономики, заняв соответствующее место среди таких ее составляющих, как производство, финансирование, распределение и предпринимательство. В США и Европе созданы научно-исследовательские институты, где опытные специалисты разрабатывают теорию рекламного дела. Психологи заранее рассчитывают воздействие на прохожих, пассажиров, телезрителей каждой детали рекламы. Изменениям в современном рекламном бизнесе способствуют создание международных сетей рекламных агентств, обмен международным опытом, превращение промышленных концернов в международные галоконцерны, широкое развитие международных связей. Спутниковое и кабельное телевидение, компьютерная сеть становятся международными, появляются новые газеты, журналы, радио- и телеканалы, известные в ряде стран, - все это создает благоприятные условия для заказчиков рекламы в средствах массовой информации и для деятельности рекламных агентств, осуществляющих выбор соответствующих рекламных средств. Таким образом, в современных условиях реклама становится транснациональной, а рекламные компании - международными [26 С. 27]. Развитие рекламы в России Зарождение рекламного дела в России традиционно относят к X – XI вв. к периоду расцвета Киевской Руси, т.к. точных данных о более позднем периоде нет. Наиболее популярной в этот период была «голосовая реклама» (зазывалы, коробейники). Получило большое распространение производство лубков– листов с определенной информацией, переданной в картинках.Центром "лубочной культуры" стал Великий Новгород. В XVIII в. в «Ведомостях Петра I», появляется первая российская печатная реклама.Рекламные тексты того времени носили справочный, деловой характер. В XIX в. рекламу в России стали размещать на установленных в различных частях города круглых тумбах, на конках, в трамваях. В различных городах появляются специализированные издания с рекламой «Торговля», «Деловой бизнесмен», «Нижегородская ярмарка» и прочее. Широко используется "голосовая реклама", осуществляемая, как правило, подростками,которые на перекрестках и других людных местах громко выкрикивали названия и цены товаров, а также последние новости. Появляются специализированные конторы,бюро. Авторитетным рекламным агентством XIX в. была центральная контора объявлений торгового дома "МетцельиК°", появившаяся в 1870 г. После Октябрьской революции 1917 г. реклама была монополизирована государством.Появляются централизованные рекламные агентства: "Рекламтранс", "Связь", "Промреклама", "Мосторгреклама". В 1925 г. в Париже на международной художественно-промышленной выставке были представлены работы мастеров рекламы, на которой за цикл плакатов В.В. Маяковский и художник А.М. Родченко были награждены серебряными медалями. Советская реклама в конце 20-х – 30-е гг. фактически слилась с пропагандой. Идеологические черты стали содержать в себе большинство рекламных продуктов, адресованных к массовому потребителю. Данная ситуация продолжалась вплоть до конца 50-х - начала 60-х гг. В 60–80-е гг. советская реклама постепенно стала приближаться к принятым в то время мировым стандартам. Тем не менее, в СССР практически отсутствовала коммерческая и телевизионная реклама, а имевшиеся рекламные продукты (объявления в газетах, буклеты, плакаты), были просты и мало распространенны. Основной проблемой рекламного дела 1980-х гг. был бюрократический аппарат, да и плановая экономика не способствовала развитию рекламы. С изменением политической ситуации в 1991 г. начинается бурный рост рекламного бизнеса в России. Быстро увеличивается объем рекламы в СМИ, а 1995 г. наблюдается бурный рост региональных рекламных рынков. Появляются специализированные рекламные издания и профессиональные агентства. Растет спрос на специалистов по рекламе. В 1995 г. был принят Федеральный закон от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе" (ред. от 02.11.2004), призванный регулировать отношения на рынке рекламы. Из-за несовершенства этого закона, в марте 2006 г. принимается новый Федеральный закон от 13. 03. 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", а 18 декабря 2006 г., 9 февраля, 12 апреля 2007 г. в него вносятся изменения. Несмотря на усовершенствования законодательства, все еще актуальной остается проблема недобросовестной рекламы. Это связанной с низкой культурой участников рекламного процесса и отсутствием действенных органов, осуществляющих контроль за соблюдением рекламного законодательства.
Контрольные вопросы 1. Назовите основные этапы развития западной рекламы. 2. Что такое «амбус»? 3. Какие виды рекламы преобладали в Киевской Руси? 4. Как использовался лубок в средневековой России в рекламных целях? 5. В какой период появилась первая печатная реклама? 6. Охарактеризуйте советскую рекламу периода 60–80 годов ХХ в. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |