Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология подросткового возраста.1Общая характеристика подросткового возраста. 2Особенности анатома физиологического развития подростка. 3Половое созревание 4Центральное новообразование личности при переходе в подростковый возраст 5Взаймоотношения подростка и взрослого 6Причины конфликта подростка и взрослого Литература: 1Байард Р. и Байард Д. “Ваш беспокойный подросток” 1991 2Бажович Р.И. “Личность и ее формирование в детском возрасте” 1968 3Выгодский Л.С. “Психология подростка” 1994 4Степанов В.Г. “Психология трудных школьников” 1996 5Толстых Н.Н. “Подростковый возраст” рабочая книга школьного психолога ч2 глава 4 1991 Фельдштейн Д.И. “Психология взросления”
1Граница возраста: 5-8 класс, хотя министерство образование 9 класс тоже относит к подросткам. Если мы возьмем 7 лет и + 8, получится 15, а если вместо 8 взять 9 то 16. Т.е. от 11-12 до 15-16 лет. Этот возраст называют: трудный, переходный, критический. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие от всех остальных возрастов. В этот период наблюдаются особенности физического, умственного, нравственного, социального развития. Этот период растянут во времени и зависит от двух моментов: первый период тормозящие развитие, занятость детей только учением при отсутствий других обязанностей (бытовых/семейных). Тенденция родителей опекать во всем и освобождать от бытовых хлопот. Второй фактор – овзросляющии, ему способствует огромный поток информаций: радио, телевиденье, интернет и т.к. Акселерация(ускорение) развития, большая занятость родителей на работе и ранняя занятость детей в быту. 2-3Идет перестройка организма подростка. В связи с этим этот возраст характеризуется особенностями как скачек в росте и половое созревание. Наиболее интенсивный период в этих процессах приходится на 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков. В настоящее время процесс ускоренного развития акселерации несколько затормозился в связи с ухудшением условия жизни. 9-10 лет у девочек может начаться деятельность половых желез и формирование грудной железы. А в 10-11 некоторые на начале стадий половой зрелости, а у мальчиков в 12-13 лет. В некоторых случаях девочки оказываются беременными. Происходит вытяжение в росте, идет развитие лицевой части черепа: красавчик может стать гадким утенком и наоборот. У подростка до 14 лет позвоночник заполнен хрящом и при неправильном сидении может искривить позвоночник. С 11 до 14 лет могут возникнуть проблемы с развитием костей. Девочкам нельзя прыгать выше 2 метров. Хотя подростки уже приближаются к взрослой особи но это только внешняя похожесть но крепость мышц слабее в 2 раза. Изменяется деятельность всех систем, в частности сердце растет в 2 раза быстрее чем сосуды. Сосуды начинают отставать от вытяжения тела, это сужает кровоток и повышает давление для повышения удовлетворительного кол-ва питательных веществ в организме. Это ведет к чувствам обиды, страху, гневу из-за нестабильности в сердечнососудистой системе. Повышается раздражительность, чувствительность, утомляемость, слабость сдерживающих механизмов, утомленность, рассеянность, падение продуктивности в работе, расстройство сна. Появляется вялость и апатия. У девочек появление таких состояний появляется во время месячного цикла. Сдвиги в физическом развитий имеют огромное значение в образований новых психологических образований. Эти ощутимые изменения делают его более взрослым, на основе сходства со взрослым. 2Пловое созревание стимулирует повышение заинтересованности к противоположному полу. Нормой для подростков обоего пола является пробуждение первых романтических чувств т.е. чистая любовь. 4Возникновения источники и особенности чувства взрослости. Развитие социальной взрослости, есть становление готовности ребенка в мире взрослых как полноценности и равноправного члена. Чувство взрослости может возникнуть в результате сознания и оценки сдвигов в физическом развитий и половом созреваний, которые делают ребенка более взрослым, объективным и в собственном представлений. Другие источники чувства взрослости социальные. Чувство взрослости может рождаться, когда в отношениях со взрослыми подросток не занимает положение ребенка с объективной стороны, имеет серьезные обязанности. Подростки живут в двух сферах: мораль равенства и мораль послушания. 5Существующий в детстве тип отношения со взрослыми отражающий неравноправное положение ребенка в мире взрослых становится для него неприемлемым, несоответствующим его представлениям об уровне его собственной взрослости. Права взрослых он ограничивает, а свой расширяет и претендует на авторитет, доверие и расширение самостоятельности. Неизменность общественного положения подростка, он был и остается школьником с вытекающими последствиями подчинения. Остается его полная материальная зависимость от родителей. Сохранение у подростка детских черт в облике и поведений. Однако такое отношение взрослого не только противоречит стремлению подростка но и задачи воспитания детей в этом возрасте. Если взрослый не изменяет отношения к подростку то подросток становится инициатором к переходу к новому типу отношений. Сопротивление взрослого вызывает сопротивление подростка в виде непослушания. У подростка появляется отчужденность, что взрослый неспособен его понять и это может продолжатся на протяжений всей жизни.
Методика исследования агрессивного поведения подростков (А. Бас и А. Даки.) Цель: выявить различные формы агрессивного поведения подростков Материал: ручка или карандаш и текст опросника Бас-Дарки, включающий в себя 75 пунктов. Правила проведения: испытуемый читает каждый пункт опросника и ставит знак “+” если согласен с положением этого пункта или знак “-“ если не согласен. Для ответа испытуемых с правой стороны оставлена чистая строка. 1) Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. 2) Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю. 3) Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь. 4) Если меня не попросят по-хорошему я не выполню просьбы. 5) Я не всегда получаю то, что мне положено. 6) Я знаю, что говорят обо мне за моей спиной. 7) Если я не одобряю поведение друзей, то даю им это почувствовать. 8) Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал угрызения совести. 9) Мне кажется, что я не способен ударить человека. 10) Я никогда не раздражаюсь на столько, чтобы кидаться предметами. 11) Я всегда снисходителен к чужим недостаткам. 12) Если мне не нравится установленное правило, мне хочется его нарушить. 13) Другие умеют (лучше, чем я) пользоваться благоприятными обстоятельствами. 14) Я держусь настороженно с людьми, которые дружелюбнее ожидаемого. 15) Я часто бываю, не согласен с людьми. 16) Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь. 17) Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему. 18) Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми. 19) Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим. 20) Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор. 21) Меня немного огорчает моя судьба. 22) Я думаю, что многие люди не любят меня. 23) Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. 24) Я считаю, что люди увиливающие от работы должны испытывать чувство вины. 25) Тот кто оскорбляет меня и мою семью напрашивается на драку. 26) Я не способен на грубые шутки. 27) Меня охватывает ярость, когда надомной насмехаются. 28) Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались. 29) Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится. 30) Довольно многие люди завидуют мне. 31) Я требую, что бы люди уважали мой права. 32) Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей. 33) Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу. 34) От злости я иногда бываю мрачен. 35) Если ко мне относятся хуже заслуженного, я не расстраиваюсь. 36) Если кто-то вывел меня из себя, я не обращаю на него внимание. 37) Хотя я и не показывают этого, иногда меня гложет зависть. 38) Иногда мне кажется, что надомной смеются. 39) Даже если я злюсь я не прибегаю к сильным выражением. 40) Мне хочется, что бы мои ошибки были прощены. 41) Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня. 42) Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь. 43) Иногда люди раздражат меня просто своим присутствием. 44) Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел. 45) Мой принцип: “никогда не доверяй чужакам”. 46) Если кто-нибудь раздражает меня, я говорю ему все что думаю о нем. 47) Я делаю много такого, о чем потом жалею. 48) Если я разозлюсь, я могу ударить. 49) С 10 лет я не проявлял вспышек гнева. 50) Я часто чувствую себя как бочка с порохом. 51) Если бы все знали, что я чувствую меня бы считали человек с которым не легко ладить. 52) Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать мне приятное. 53) Когда на меня кричат, я кричу в ответ. 54) Неудачи огорчают меня. 55) Я дерусь не реже и не чаще чем другие. 56) Я не могу вспомнить случая, когда я был так зол, что ломал вещи под рукой. 57) Иногда я чувствую, что готов первым начать драку. 58) Иногда я чувствую, что жизнь несправедлива. 59) Раньше я думал, что большинство говорит правду, но теперь я не уверен. 60) Я ругаюсь только со злости. 61) Когда я поступаю не правильно, меня мучает совесть. 62) Если для защиты прав нужна физическая сила, я использую ее. 63) Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу. 64) Я бываю, грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся. 65) У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить. 66) Я не умею поставить человека на место даже если он того заслуживает. 67) Я часто думаю, что жил не правильно. 68) Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. 69) Я не раздражаюсь из-за мелочей. 70) Мне редко приходит в голову, что люди пытаются оскорбить или разозлить меня. 71) Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь проводить угрозы в исполнение. 72) В последнее время я стал занудой. 73) В споре я часто повышаю голос. 74) Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям. 75) Я лучше соглашусь, с чем либо, чем стану спорить.
Обработка результатов идет через ключи (порядковых номеров, отражающих ту или иную форму агрессивного поведения.). 1. физическая агрессия ответы да на вопросы: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68 Ответы нет: 9, 17, 41 2 косвенная агрессия. Да: 2, 18, 34, 42, 56, 63, Нет: 10, 22, 49 3 Раздражение, да: 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72 Нет: 11, 35, 69 4 Негативизм, да: 4, 12, 20, 23, 36 Нет: - 5 Обида ответы да: 5,13, 21, 29, 37, 51, 58. Нет. 44 6 Подозрительность ответы да: 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59 Нет: 65, 70 7 Вербальная агрессия, ответы да: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73 Нет: 39, 66, 74, 75 8 Угрызение совести, ответы да: 8, 16, 24, 32. 40, 47, 54, 61, 67 Нет: - При обработке все ключи с да и нет складываются и находится % от общей суммы.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |