Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория привязанности Д.Боулби. Типы привязанности, условия их формирования.Джон Боулби (Bowlby, 1973) доказывал, что младенцы человека появляются на свет с запрограммированными формами поведения, которые позволяют им удерживать родителей поблизости и сохранять их в состоянии постоянной готовности откликнуться на их сигналы. По мнению Боулби, такие модели поведения выработались у людей и у других животных в процессе эволюции, частично потому, что они повышают вероятность защиты младенца от опасностей, а следовательно, выживания, достижения со временем половой зрелости и передачи им своих генов следующему поколению. Боулби предположил, что привязанность основывается на запрограммированном поведении как младенца, так и заботящегося о нем взрослого. Он считал, что она возникает благодаря такому поведению и затем поддерживается за счет приносящих удовлетворение внешних событий, таких как телесный контакт матери и ребенка, утоление голода и чувство комфорта. Тем самым, согласно его теории, на развитие и сохранение привязанности влияет и наследственность, и среда. Согласно Боулби, привязанность младенца к первому человеку, проявляющему о нем заботу, интериоризуется в виде внутренней операционной модели или схемы к концу 1-го года жизни. Младенец, используя эту модель, старается предвидеть и интерпретировать поведение матери и планирует собственные реакции. Как только внутренняя операционная модель создана, младенец продолжает ее придерживаться даже в том случае, когда поведение заботящегося о нем человека меняется. Так, мать, за время продолжительной болезни практически не занимавшаяся ребенком, может быть отвергнута им после ее выздоровления, так как младенец принимает недостаточное внимание к себе за неприятие. Это, в свою очередь, приводит к тому, что матери становится сложнее проявить отзывчивость
В конечном итоге Боулби и Эйнсворт пришли к убеждению, что тип взаимоотношений родитель—ребенок, сформировавшийся в ходе развития привязанности в первые 2 года жизни, образует основу всех будущих отношений. Эта точка зрения рождает параллель с теорией раннего психосоциального развития Эриксона, о которой мы поговорим в этой главе далее. Феномен привязанности (от 7 месяцев до 1.5 года). До года формируется базовое доверие к миру. Адлер: у ребенка в этот период чувство общности. У отверженных детей этого чквства нет, у ихбалованных чувство, что весь мир работает на него. Томас Харрис – 4 модели поведения. (не знаю надо ли, из ОПП) 1. Я плохой - ты хороший Ребенок маленький, слабый, ничего не может => ситуация детства внушает чувство вины. 2. Я плохой – ты плохой Ребенок без поглаживаний. Холодный к чувствам матери, нелюбимый, отверженный. 3. Я хороший – ты плохой Я тебя буду наказывать, вырастают агрессивные люди, преступники. 4. Я хороший – ты хороший. Мы можем сосуществовать, чтобы было хорошо.
Существуют 2 основные методики наблюдения: 1. Bowlby. Методика изменения поведения ребёнка в зависимости от изменений поведения матери. 2. Ainsworth. Ситуация с незнакомцем( SSP). Привязанность является врождённым феноменом, проявляется в следующих формах поведения: 1. сигнальная форма поведения (плач, улыбка и.т.д.) 2. реакции приближения или отдаления.
Л.И.Лисина. Привязанность – это проявление эмоционального контакта с матерью, который является ведущей деятельностью у ребёнка. В дальнейшем она перерастает в отношение привязанности к матери, проявляется на всём протяжении взросления как положительная установка по отношению к матери. Основные функции привязанности: 1. формирование общего чувства доверия к миру, к людям; открытость и защищенность. 2. формирование эмоциональной ориентировки в мире через взрослого, которому ребёнок доверяет. 3. развитие эмоциональных избирательных отношений с другими людьми ( со взрослыми и детьми).
4 вида привязанности: 1. надёжная или безопасная (защищающая) Хочет близости и контакта с матерью, в особенности в эпизодах встречи. Нет сопротивления взаимодействию с матерью. Может дружелюбно относится к незнакомке, но нужна мать. Разлучение вызывает стресс из-за отсутствия матери. Если плачет и мать берет на руки – кспокаивается. 2. избегающая (безразличная) Отсутствует приветствие по возвращению матери. Радушие смешивается с избеганием. Не сопротивляется, если его разлучают с матерью. Разлучение не вызывает стресса из-за отсутствия матери. Нет активного сопротивления взаимодействию с матерью, однако, может извиваться, чтобы мать его отпустила. 3. амбивалентная Стремится к контакту, однако, ярко демонстрирует сопротивление взаимодействию, особенно в эпизоде повторного возвращения матери. Когда уходит – с воплями бросается, но потом отталкивает. Характерна для эмоционально-неустойчивых матерей. 4. дезорганизованная Характерна для матерей, кот страдали депрессией, подвергались насилию со стороны мужей. Шизоидные семьи, аутичные дети. Непредсказуемое поведение ребенка.
Расстройства привязанностей: 1. реактивная привязанность Детям сложно выделить объект привязанности (детск дома, семьи алкоголиков) 2. размытая привязанность Безразлично к кому привязываться (дет дома) 3. неуверенная привязанность Отсутствие чувства застенчивости 4. Агрессивная привязанность Я плохой – ты плохой. Защитная агрессия ,дети легко переносят боль, их не страшат наказания.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |