Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и основные признаки сознания. Самосознание как психический процесс восприятия себя в различных ситуациях.Принципиальным отличием человека как вида от остальных животных является его способность абстрактно мыслить, планировать свою деятельность, размышлять о своем прошлом и оценивать его, строить планы на будущее, разрабатывая и реализуя программу выполнения этих планов. Все эти перечисленные качества человека связаны со сферой его сознания. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. В структуре сознания отечественные психологи вслед за А. В. Петровским рассматривают четыре основные характеристики. Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире. В сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я». Человек – единственное существо, которое способно выделить себя из остального мира и противопоставить себя ему. Сознание обеспечивает осуществление целеполагающей деятельности человека. В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека. Она отвечает за формирование эмоциональных оценок в межличностных отношениях и самооценки, эмоциональных реакций на явления окружающего мира, на внутренние явления. Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности: Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания. Бессознательное - те психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им. Бессознательный характер может иметь любое психическое явление: ощущения, восприятие, память, мышление и т. д. Например, когда после напряженного мыслительного процесса в голове человека вдруг рождается идея, то говорят об интуиции, которая носит неосознанный характер. В качестве описания механизма взаимоотношения сознательных и бессознательных частей психики человека часто применяют метафору «луча прожектора», который в полной ночи выхватывает из мрака то один, то другой предмет. Следует отметить, что бессознательные явления далеко не однородны. Их можно разделить на пять основных типов. Каждый из этих типов имеет собственные механизмы образования и функционирования. Основные типы бессознательных явлений Первый тип бессознательных явлений можно обозначить как «предсознание». Сюда относится в частности информация, которая попала в организм, но не дошла до сознания (слабые подпороговые ощущения). Второй тип бессознательного - автоматизированные двигательные навыки (движения, которые ранее осуществлялись под контролем сознания, а затем стали выполняться автоматически. Функция контроля в этом случае переходит от двигательной коры больших полушарий к структурам стриопаллидарной системы полосатое тело + бледный шар). Примером является вождение автомобиля. Вязание на спицах и работа на клавиатуре опытной наборщицы. К этому же типу можно отнести навязчивые привычки и навязчивые действия (жесты, ритуалы, движения). Третий, самый обширный тип явлений бессознательного - бессознательные явления личности. Он состоит из трех основных классов явлений: -Неосознанные генетические программы (инстинкты), самым известным из которых является либидо Зигмунда Фрейда. -Негативные явления, вытесненные из сознания (обиды, оскорбления и пр.); -Неосознанные программы поведения, установленные другими людьми (родительские программы, внушение и гипноз, идеологические установки, реклама и т. д.) Четвертый тип бессознательного - особые психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания (сон, гипноз, транс, аффект, наркотическое и алкогольное опьянение и т. д.) Наконец, пятый тип бессознательного – это так называемые «надсознательные» процессы - высокоэффективные неосознаваемые мыслительные процессы: интуиция, инсайт (творческое озарение), вдохновение, сатори и пр. 20. Понятие личности. Основные факторы и механизмы развития личности. Понятие личности являлось предметом рассмотрения многих отраслей человекознания: философии, этики, права, социологии, педагогики, психологии, психиатрии и т. д. Общая психология рассматривает личность не только как субъект и объект социальных действий, но и позволяет говорить о личности как о субъекте преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Таким образом, если все-таки попробовать составить единое представление, то понятие личности подразумевает конкретного человека, являющегося носителем сознания, общественное существо, субъект активного отражения и преобразования мира и одновременно объект, сам преобразующийся под воздействием окружающего мира. Личность- система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Все основные свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной наследственной основе (генотипе), которая определяет основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. Социальная наследственность - освоение опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений. Существуют два подхода к анализу личности. Антропологический: движущей силой развития являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности рассматривается как постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей. Второй (примат деятельности): человек утверждает свою человеческую личность через деятельность. Развитие ее мотивов и средств изменяет его потребности и порождает новые потребности, меняя их иерархию. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. При низком уровне развития - утилитарные (меркантильные) интересы, при самом высоком - общественно значимые отношения. Механизмы формирования личности (Ю. Б. Гиппенрейтер) сдвиг мотива на цель. Ребенок выполняет требуемые действия (цель) ради удовлетворения потребности общения с матерью или какой-либо другой потребности (мотив). механизм идентификации: а) подражание авторитету; б) дезактуализация образца - авторитет теряет субъективную значимость (это означает, что личность переняла от образца нужное, но дальше пошла своим путем); принятие и освоение социальных ролей: а) принятие и обучение социальной роли или занятие определенной социальной позиции. б) выход за пределы роли. Личность больше, чем роль, но может быть слабая личность и сильная роль - фиксация, слияние личности с ролью; остановка личностного развития. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |