Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРАКТИКУМ Природа и безопасность ребёнка




Со многими явлениями природы малыша надо знакомить с точки зрения их безопасности. Примерно вот так можно обсудить, напомнить и закрепить знания о правилах поведения с природными явлениями.

 

Весна. Сосульки

За долгую зиму на крышах «вырастают» большие, толстые и длинные сосульки, иногда с крыши свисают целые сосулеч- ные каскады. Их положено, конечно, сбивать, но не всегда и не везде это делается вовремя. А упавшая сосулька представляет большую опасность для головы прохожего.

Обратите внимание ребёнка на сосульки и горы снега, свешивающиеся с крыши. Расскажите, чем они опасны и почему такие места надо обходить стороной.

 

Правило: под крышами не бегать!

Закрепление: Возьмите две сосульки - большую и маленькую. Рассмотрите, какие они острые (как пики, как колья!), пусть ребёнок сам убедится, потрогает. Предложите сравнить их вес. Какая тяжелее? Почему? Порассуждайте вместе, что чем больше сосулька, тем тяжелее, тем сильнее и больнее ударит. Найдите сосульку покрупнее и сбейте её палкой. Упав, она протаранит снег до самой земли. Подойдите и рассмотрите с ребёнком, какая глубокая дыра. Поговорите о том, как опасно весной ходить под самыми крышами и балконами. А как надо идти по этому тротуару? А почему?

Устройте соревнование: кто больше опасных «сосулечных» мест найдёт.

Примерно так же поговорите о снеге, который может скатываться с крыш.

У каждого времени года свои правила - познакомьте с ними своих детей.

Зима. По тонкому льду

Лёд становится тоньше, в любой момент он может проломиться.

Правило: по тонкому льду ходить нельзя!

Закрепление: Выберите место, где лёд тонок, и бросьте камень. Он проломит лёд, во все стороны пойдут трещины. Камень исчезнет под водой - утонет.

Если нет большой воды, тот же эксперимент вы можете провести в большой луже.

Ещё лучше, если ребёнок своими глазами увидит ледоход: как плывут льдины, сталкиваются, переворачиваются, как в воде крутятся какие- то ветки, палки, как исчезают они в пучине. Тот, кто слушал гул ледохода, скрежет, с которым льдины наползают одна на другую, добровольно во всё это не полезет.

Расскажите историю, как один мальчик (девочка) пошёл по протоптанной тропинке через пруд - и вдруг под ногами его появились трещины. Что же ему делать?

Пусть ребёнок запомнит, как надо вести себя в такой ситуации. (Надеемся, вы сами помните, что надо лечь на лед и ползти к ближайшему берегу.)

Проведите эксперимент: сделайте два следа.

1. Найдите сугроб и упадите в него, раскинув руки и

ноги.

2. Прыгните в сугроб сразу двумя ногами.

Какой след глубже? Почему?



Так что сделал мальчик, чтобы благополучно выбраться на берег?

Предупредите ребёнка, что у берега лёд всегда тоньше и даже такая тактика может не спасти, но у берега мельче и выбраться больше шансов.

Принцип понятен? Так же разбираете и закрепляете другие правила безопасности - не формально (как иногда делают на занятиях в детсаду или на уроках ОБЖ в школе), а на примере какой- то реальной ситуации.

Конечно, малыш не сможет сразу запомнить и выполнять всё, что положено. Да пока и не надо, ведь пока вы всегда рядом с ним. Но чем больше он узнает сейчас, тем в большей безопасности окажется потом.

Мы не будем подробно рассказывать, как и чему обучать ребёнка (это вы легко найдёте в специальной литературе). Мы просто хотим обратить ваше внимание на те мелочи, которые (если на них не обращать внимания) могут доставить крупные неприятности.

 

Итак, с чем знакомить:

Веснаили осень- время собачьих свадеб. О свадьбах вы можете не говорить, а вот о том, что такое собачья стая, - желательно. Ребёнок должен знать, что оказаться на пути такой озабоченной стаи - дело опасное.

Правило: Любую компанию собак обойти стороной, и подальше. Убегать нельзя! Замри и жди, пока пробегут мимо.

Зимой обратите внимание ребёнка на:

· Обморожение. Как заметить (не смейтесь, но мы часто не замечаем сами, а потом - уши горят, руки болят) и что делать, чтоб не обморозиться.

· Полынья. Коварство полыньи в том, что, затянутая тонким ледком и припорошенная снежком, она становится незаметна. А городские дети вообще могут не знать, что это за штука (не видели!).

Летом обратите внимание ребёнка на:

· Солнечный и тепловой удар. Как незаметно он подкрадывается и как от него спасаться.

· Опасное дно. Хочешь искупаться в речке (в море, в пруду) - зови взрослого, папу или маму. Вместе проверьте дно (рельеф дна, например песчаного, бывает изменчив, и рядом с мелкотой может оказаться новенькая яма).

Правило: Не ныряй в незнакомом месте. Не ныряй вниз головой, сначала убедись, какое дно.

· Костёр. Ясно, что в костёр малыш не полезет: дым и жар отпугивают. А вот вытащить горящую веточку - с большим удовольствием. Даже малыш должен знать, что из маленького огонька может случиться большой пожар.

Правило: Расчисти место и убери ветки, сухую траву вокруг того места, где разжигаешь костёр. Уходя, костёр гаси.

· Клещи. Вы собираетесь в лес за грибами? В парк на прогулку? Покажите (или нарисуйте) вредного клеща, который любит присасываться ко вкусным мальчикам и девочкам (и всем малоодетым людям). Обратите внимание ребёнка на разницу тактик клеща и того же комара. Одного трудно не заметить, другого трудно отыскать.

Правило: С голыми руками и ногами в лес не ходи!

Вернулся домой - сними одежду и осмотри себя.

Особенно те места, где самая нежная кожа. Напомните, что вцепившегося клеща не отрывают (даже если очень хочется), на него капают растительным маслом или бензином/керосином.

А вернувшись из леса, даже если ребёнок просит есть и пить, начинайте с осмотра, а всё остальное - потом. Тогда он точно не забудет, когда станет совсем самостоятельным, действовать именно так.

· Грибы. Правило: Никогда не клади в корзину незнакомый гриб, никогда не собирай грибы- ягоды у дороги.

Кстати, не переусердствуйте, не сгущайте краски, ребёнок должен знать: лес не злой, просто он любит, чтобы люди соблюдали определённые правила. А безопасность- там, где ты сохраняешь бдительность.

 

 

ТЕСТ Да или нет?

Этот тест двухэтапный. Сначала вам надо услышать объяснения ребёнка - почему «да», почему «нет». А затем спросить его:

· Как ты поступишь?

· Почему так делать нельзя?

· А как надо? Как сделать лучше всего?

№ 1. На поляне в лесу ты увидел кустарник с сочными и красивыми ягодками. Птички сидят и клюют. А ты попробуешь?

№ 2. На улице к тебе подошли две хорошенькие девчонки и говорят: «Отойдём- ка в сторонку, поговорить надо». Ты отойдёшь?

№ 3. Ты вызвал/а лифт. Открылись двери, кабинка пуста. И тут в подъезд входит незнакомый симпатичный мужчина и тоже спешит к лифту. Тебе можно войти в лифт вместе с ним?

№ 4. Жарко, а мы с тобой собрались в лес по грибы. Ты согласен пойти в маечке/боксёрке?

№ 5. Вот мы вернулись домой. Долго гуляли, набрали много грибов и очень проголодались. Ты мне говоришь: «Нет, мы не будем сейчас кушать, сначала проверим, не подцепили ли мы жирненького клеща». Это правильно?

№ 6. Вдруг начался дождь, и не просто ливень, ас грозой и молнией. Твой дружок Борька кричит: «Бежим, вон там дерево большое, спрячемся!» Бежать или не бежать?

№ 7. Мы с тобой рано- рано утром пришли на пляж. Вдруг из моря выходит царь Нептун, и зовёт тебя к себе в гости, и обещает очень вкусное угощение. Ты пойдёшь?

Почаще проводите такие маленькие тесты - в виде вопросов и ответов. Вы спрашиваете, а ребёнок пусть вам скажет: «да» или «нет». (На всякий случай напомним: в этом тесте на вопрос № 5 ответ «да», на все остальные - «нет».)

А если захочет, пусть придумает вопросы по безопасности для вас - и тоже протестирует. Очки тут считать не обязательно. Потому что каждый вопрос по правилам безопасности важен. И за каждый вопрос ребёнок должен получить только «отлично». Тогда - всё в порядке.

Получилось на «троечку» - ну что ж, теперь вы знаете, над чем вам ещё поработать и в какие тематические и ролевые игры поиграть.

 

 

Глава 9

СПАСТИСЬ ОТ СТРАХОВ

 

Страх подкрадывается незаметно.

Сначала он залазит в живот, а потом выбегает мурашками на спину.

 

Пришла девчушка из детсада и совершенно серьёзно заявила, что им там завтра будут уши отрезать. Ну, все посмеялись... Всю ночь малышка спала беспокойно, всхлипывала, маму звала, а утром - в слёзы: «Боюсь! Не пойду в садик!» И что оказалось? Действительно, нянечка взяла и пригрозила расшумевшейся детворе: «Будете так плохо себя вести - отрежу уши!» Знаете, что девочка сделала, когда её всё- таки в сад отвели? Мама ушла, а она вернулась в раздевалку, взяла шапку и так, в шапке, пошла в группу. И ни за что не хотела её снимать.

Малыши всё принимают за чистую монету и всё принимают на свой счёт.

А родители этих же самых детей, особенно папы, любят хвалиться: «Мой ребёнок ничего не боится» - и провоцируют детей на всяческие «бесстрашия». К сожалению, это означает, что взрослые просто не заметили, какой страх прописался в душе малыша. А значит, не смогут помочь ему освободиться от страха.

Потому что все люди, и взрослые, и дети, чего- нибудь да боятся. И это хорошо, потому что иначе мы не смогли бы выжить. Страх на самом деле - это адаптивная реакция, которая заставляет мозг сосредоточиться на задаче «определить опасность и избежать её». Так что вопрос не в том, как добиться, чтобы ребёнок стал бесстрашным, а в том, как сделать детские страхи не врагами, а друзьями.

«А при чём тут безопасность?» - спросите вы.

А при том, что страх (если он овладел человеком) подтачивает его изнутри. Путает мысли, замедляет реакцию. Перепуганный ребёнок (впрочем, как и перепуганный взрослый), поддавшись панике, не сможет в экстремальной ситуации постоять за себя. Конечно, испугаться способен каждый. Но одни люди могут взять себя в руки, другие- нет. Одни сдаются, другие побеждают. Нам думается, такая реакция формируется в человеке с раннего детства, с того времени, как человек начинает испытывать страхи и учиться их преодолевать.

 

Детские страхи

Первый страх, который есть уже у младенца, - это страх одиночества.Ведь малыш во всём зависит от взрослых. Если вы заботитесь о нём, вовремя удовлетворяете его главные жизненные потребности, растите в любви и ласке, у младенца сформируется базовое (основное, стопроцентное) доверие к вам, а потом - и ко всему миру, окружающему его. И тогда все последующие страхи, которые, увы, неизбежны, ему будет легче «прожить» и преодолеть. Если у ребёнка есть в чём сомневаться, если его потребности с младенческого возраста часто игнорировались, если родители высмеивали его страхи (вместо того чтобы помочь разобраться и усмирить их), то ему труднее будет обрести веру в себя и в мир вообще. Страхи есть у всех, но у таких детей они приобретают «убойную» силу. У таких детей резко и остро, куда ярче, чем у всех остальных, может проявиться боязнь темноты или замкнутого пространства (как варианты того же страха одиночества), тревожность, невротические реакции.

 

Пик детских страхов приходится примерно на 4 года. К этому возрасту маленький человек достаточно полно осознаёт свою «самость», осознаёт себя отделённым (отдельным от других) существом. Примерно в это же время или чуть позже, лет в 5- 6, появляется новый страх - страх смерти.Сначала ребёнок начинает переживать за себя (за собственную шкурку), а чуть позже - за близких, за всех, кого он любит и ценит.

 

Помню, когда мне было пять лет, мама уехала на 2 месяца на курсы повышения квалификации. Уехала - так надолго и далеко, аж в Красноярск, откуда в те годы и позвонить- то было проблематично, Я оставалась с папой, бабушкой, дедушкой - то есть совсем не одна, оставалась с людьми, которые меня обожали, но... как я страдала! И почему- то никому, никому не могла об этом сказать. Разве только своей игрушечной собачке. У меня была малюсенькая мягкая рыжая собачонка, размером с ладошку; её перед отъездом подарила мне мама. Я шила ей одежду, спала с ней и всюду носила с собой, и затерла весь ворс до чёрной корочки, и из собачьей спинки уже высовывались кусочки поролона. А я таскала её и думала примерно так: «Вот умру я, пусть эта собачка стоит на моей могиле» - и совершенно отчётливо представляла, какой будет памятник, какие у него будут бортики, на каком бортике с какой стороны памятника она, эта игрушечная собачка, будет стоять. «Пусть тогда меня мама жалеет», - думала я. Кстати, как ни странно, эти мысли не были особенно обречёнными или обиженными. Они были тоскливыми и печальными какими- то... но убаюкивали меня; вернее, баюкали то отрешённое отчаяние, которое поселилось внутри.

 

Кстати, это вовсе не значит, что мамам нельзя никуда уезжать. Просто, вероятно, я уже дозрела до того, чтобы попытаться понять (осознать) идею смерти - ив том числе своей собственной. Что не удивительно само по себе. Удивительно было другое. Взрослые не заметили ничего. «Ты была как всегда», - сказал мне папа, когда потом, через сколько- то там лет мы вспомнили те дни и недели. А когда я рассказала про тайный мой страх, он честно задумался. И вспомнил. Как таскала я свою потёртую собачонку, как просила и просила читать волшебные сказки с хорошим концом и требовала, чтоб дверь в мою комнату не закрывалась. «Так вот, оказывается, почему ты так себя вела!» И он читал, и распахивал дверь, и не гасил в моей комнате свет до утра. Он делал всё правильно: потакая, казалось бы, странным капризам, даже не подозревая о моих потаённых мыслях о смерти, он помогал и помог пережить этот страх.

Если ребёнок «проходит» эти неизбежные мысли естественно, не циклясь и глубоко не пугаясь (а такое может быть только при поддержке родных ему взрослых), то ни фобий, ни иных неприятных последствий у него скорее всего не возникнет. Идея смерти и бренности просто войдёт в копилку его опыта и обогатит его внутренний мир, как бы странно это ни звучало. Смерть - неотъемлемая часть процесса жизни, знание о ней придает жизни и всем делам человеческим большую ценность и завершённость. В каком- то смысле страх даже полезен, как и всё, что дано человеку изначально, вопрос в том, как юный человек научится уживаться с ним и как он его преодолевает.

Примерно к школьному возрасту (а иногда и раньше, годам даже к четырём) человек знакомится с «социальными страхами»:теми, что связаны с общением, с умением (и неумением) наладить контакты с другими людьми. Человек - существо общественное, и дети прекрасно это осознают. Страхи: а вдруг одноклассники меня засмеют, а вдруг учительница меня отругает при всех, а вдруг не примут в компанию - могут лишить ребёнка уверенности в себе, сделать легкоуязвимым и беззащитным. А могут и не лишить. Всё зависит опять- таки от того, как он научится преодолевать их. Это время социальной адаптации к миру, и страхи, как ни странно, могут помочь ребёнку. Это - опыт, это - узнавание себя и своих возможностей. Когда ребёнок преодолевает страх, одновременно он учится прекрасной науке побеждать. Он учится, подстраиваясь под коллектив (и под своеобразие некоторых личностей), не ломать себя, не подделываться под мнение большинства (масс), если это большинство не туда заносит, он сохраняет свою индивидуальность, неповторимость.

Собственно, все остальные страхи - всего лишь причудливое переплетение этих «базовых». Все последующие комплексы и фобии - странные боязни и невротические реакции, чувство бессилия и неумение постоять за себя - растут, по сути, из них. Особенно если по каким- то причинам взрослые не помогли ребёнку вовремя справиться с ними, точнее, научиться ими управлять. Преодолевать.

Боязнь темноты и замкнутого пространства - вариации страха «я одинок», «меня бросили...». Когда дети боятся огня, воды, уколов, червяков, собак, крови и т. п., на самом деле они испытывают страх смерти, просто выраженный более конкретно и предметно.

Потому что всё, что (реально или мнимо) угрожает целостности организма, для человека, а тем более юного человека, может ассоциироваться со смертью. Поэтому так опасно запугивать ребёнка: «собачка укусит», «дядя заберёт», «ну и оставайся один, а я пошла». Поэтому надо помочь ему избавиться от «мелких» страхов, чтобы потом они не стали большими.

Особая статья - иррациональные страхи,те, которые родителей больше всего выводят из себя. Ну в самом деле: как из маленького пятнышка вылезет целый дракон? Кто может проникнуть и спрятаться в темноте, если окна и двери закрыты?

Почему тебе видится вампир? Но как раз тут нельзя высмеивать малыша. Бесполезно и вредно убеждать: «это глупо», «не надо бояться». Этим вы добьётесь только того, что ребёнок испугается ещё больше: «даже мама не понимает, не защитит!». Дети иначе воспринимают мир, и то, что для нас кажется невозможным - «какие НЛО в центре Москвы?!», - для ребёнка вполне реально.

И потом, как знать... в мире много непознанного, сегодня наука уже подтверждает то, что казалось невероятным ещё вчера, во что верили, что чувствовали и знали только «особые» люди.

Дети с их непредвзятым взглядом на мир куда больше, чем взрослые, открыты ему. Они замечают то, что мы, вероятно, не замечаем, поскольку не готовы принять.

Известно и многократно подтверждено море случаев, когда дети, именно маленькие дети, на расстоянии чувствовали беды и бедствия (тайфуны и катаклизмы, войны, теракты, несчастье, обрушившееся на близкого человека). А многие современные дети особенно чувствительны к этому. Не надо ругаться и отрицать то, чего вы точно не знаете. Лучше - прислушаться, лучше - поддержать и помочь (хотя бы на всякий случай). Даже если вы закоренелый атеист и Фома неверующий.

 

Страх как хроническое явление

Привели девочку в садик. Она только шла по алее (было утро, и детей встречали на улице), а воспитательница уже заметила: «У Леры что- то случилось». Та подошла, прислонилась и тихо так говорит: «Маму увезли в больницу. Она совсем умрёт, она сама так говорит». «Что ты выдумываешь, ну что ты выдумываешь! - возмутился подошедший папа и пояснил: - Аппендицит у неё, уже операцию сделали, всё нормально». Целую ночь ребёнок жил с такою ужасной мыслью, и никто не догадался успокоить его и объяснить.

 

Впрочем, критиковать взрослых мы не будем: иногда очень трудно угадать, что чувствует ребёнок. Спасаясь от самых страшных страхов, дети смеются, шумят, могут тихо сидеть в уголке, а могут играть и прыгать. Они пока плохо отдают отчёт своим чувствам, зачастую сами не понимают: и почему так внутри больно? - и заглушают эту боль, как получится. Когда что- то случается среди близких, ребёнок тоже чувствует, тоже переживает, но - не догадывается спросить. Если такие переживания и страхи случаются часто, если не помогать ребёнку - такая «испуганность» станет хронической. Она может так «загрызть» человека, что у того сместится самооценка и оценка реального мира - в сторону негатива.

Мы не можем оградить детей от того, что они видят вокруг, и от того, что они узнают об этом мире. И от всех страданий оградить не можем. Страдания - такая же часть жизни, как и радость. Но мы можем умерить их. И тогда дети научатся управлять своими страхами.

У каждого из нас свой способ справляться. Подарите ребёнку свой бесценный опыт: как совладать со страхом, как не позволить страху командовать собой.

 

Найти и обезвредить

О страхах малыша узнать нетрудно: словами, жестами, всем своим поведением он незамедлительно сообщает об этом. А вот дети постарше часто скрывают свои страхи.

Догадаться, что ребёнок боится, можно по косвенным признакам. Дети их даже не стараются скрыть, потому что втайне всегда надеются, что мама- папа помогут. Обратите внимание, если ребёнок:

· рассказывает про какого- то мальчика (девочку), который испугался, и при этом явно ждёт вашей реакции;

· бравирует своей храбростью, много говорит о ней, а сам жмётся поближе ко взрослым;

· часто рассказывает какие- то «страшилки» (про отрубленный палец, про чёрную машину, в которую заманивают детей и увозят);

· спит, укрываясь с головой, плотно закрутившись в одеяло;

· часто видит страшные сны; просыпается в холодном поту;

· упорно добивается чего- то, о чём никогда раньше не просил (умоляет, например, завести очень большую собаку, требует плотно задёргивать шторы);

· отказался от любимой привычки (всегда вечерами гулял на улице, а теперь сидит дома);

· напряжён, вздрагивает, озирается, избегает оставаться один, особенно в сумерки;

· резко изменил поведение (быстро выходит из себя, с трудом успокаивается или, наоборот, из шумного и деятельного вдруг превратился в тихоню).

Почти наверняка в его жизни случилось что- то, чего взрослые не заметили или чему не придали значения. Не обратили внимания, не учли.

Самое главное (и самое сложное), что предстоит сделать, - понять, чего же ребёнок боится на самом деле (то есть отыскать причину, истинную причину страха). Сам ребёнок сделать такое не в состоянии. Он боится, например, казалось бы, сущей мелочи: закрытой двери, а на самом деле, возможно, страшится другого: что никому не нужен, что останется один, что родители оставят его, исчезнут (уйдут, разведутся, умрут, заболеют, отвергнут), потому что он/она плохо себя вёл/вела (или потому что такой трусишка, что учится никуда не годно, и т. п., и т. д.), - и кто же тогда будет о нём заботиться? И как же он тогда вообще будет жить? Мы даже не подозреваем, свидетелем каких неурядиц становятся наши дети и какие выводы (и реальные, и нереальные) они могут сделать.

Для малыша осознание собственного страха - дело очень трудное, тут только вы можете понять и помочь. Старшие дети могут осознавать причину, но не сознаваться в этом даже себе (ведь мы так часто внушаем, что бояться - стыдно!).

 

Вот вам и ваша родительская задача - помочь ребёнку:

· понять, что бояться не стыдно;

· выяснить (уяснить), что же его так напугало;

· «проработать» и избавиться от этого страха.

· Как приручить страх

· Постарайтесь в первую очередь успокоить себя. Если ребёнок уловит ваше напряжение, ему трудно будет обуздать свой страх.

· Покажите, что воспринимаете его страх всерьёз, что вы понимаете дочку или сына, сочувствуете ей/ему.

· Не шантажируйте ребёнка («ну, успокойся, а то я тоже испугаюсь», «не огорчай меня»).

· Не сравнивайте. Сказать «ай- ай, смотри, даже Леночка не боится, а ты...» - верный способ понизить самооценку ребёнка (кем он будет считать себя, если сравнения вечно не в его пользу?). Появится неуверенность в себе, и он невзлюбит ни в чем не виноватую Леночку.

· Если ребёнок не хочет рассказывать - не расспрашивайте в лоб: «что случилось?», «чего ты боишься?», а неназойливо заведите разговор (например, за вечерним чаем или по дороге в парк) о смелости и страхах. Ваша задача - убедить человека, что бояться - это ещё не значит быть трусом). Ребёнок должен знать, что испытывать страх не стыдно,что все люди время от времени чего- то боятся. И вы в том числе.

· Не стыдите его. «Ты же большой, как не стыдно», - говорит папа, а ребёнку и так стыдно, что он испугался, а теперь добавится новый испуг: «Ой, меня посчитают трусом». Или вы добавите чувство вины, и ребёнок в следующий раз побоится даже признаться в своём страхе, а значит, не научится избавляться от него, станет загонять вглубь (вот откуда фобии и прочие безобразия).

· Расскажите истории из своего детства, как вы сами боялись и как научились спасаться от этого страха (боялись гусениц, а потом узнали, что из них получаются красивые бабочки; снились плохие сны, а вы стали на ночь слушать красивую музыку и читать добрые истории).

· Разговаривайте, вводите в курс. Например, вы поняли, что он боится отправляться в санаторий без вас. Расскажите ребёнку, что - да, сначала там ему будет немного грустно (и с вами было так), зато потом, когда он привыкнет, будет так здорово отдыхать! Или вспомните историю, как вы однажды тоже страшно испугались... Втяните ребёнка в обсуждение. Дошколёнка разговорить легко, младшеклассника посложнее, а подростка, если он не привык откровенничать с вами, очень трудно. Если дочка или сын не торопится поведать вам о своих проблемах - не торопите. Главное, чтобы юный человек поверил и убедился: вы не собираетесь осуждать и критиковать его. Вы готовы ему помочь.

 

 

ПРАКТИКУМ

Несколько способов справиться со страхом

Страх часто возникает от неизвестности, когда ребёнок не понимает, что с ним будет, как будет. И легче всего справиться со страхом, пока тот «свеженький» - только что появился. Но самое главное (позвольте напомнить!) - выяснить истинную причину страха!

 

«Ну подумаешь, укол...» Как подготовить ребёнка к...

· Говорите правду (предупредите, что укол - немного больно, но...).

· Негативные впечатления снимайте сразу, как можно быстрее (похвалите, как хорошо перенёс укол, - и сразу дайте конфету).

· Пусть думает о приятном (это - маленькая неприятность, она пройдёт, а потом мы сходим в парк и там будем бегать, купаться!).

Детские страхи во многом отличаются от взрослых: часто они нелепы и наивны, но это с нашей точки зрения. Если ребёнок боится, значит, основания для этого у него есть. И дело родителя - не закрывать глаза, надеясь, что «само пройдёт», не высмеивать «такие пустяки», а показать и доказать малышу, что «это не страшно», ты - в безопасности! Ребёнок должен твёрдо знать, что у вас он найдёт поддержку и опору в любой ситуации. А если его страх кажется вам иррациональным, научите, как от него спастись.

 

Алгоритм ваших действий

Скорая помощь

1. Определите источник страха.(Чего боится ребёнок?) Вспомните все последние события, которые могли спровоцировать испуг (эпизод из страшного фильма, ваш визг при виде паука...).

2. Вызовите на откровенный разговор.Дети часто сами не понимают, что с ними происходит. Рассказывая вам о своих неприятностях, они смогут лучше понять себя (и своё состояние).

3. Дайте ребёнку высказаться.Не критикуйте и не говорите «не бойся», «так не бывает». Поверьте: то, что нам кажется глупостью, для богатого детского воображения реально.

4. Если малыш не смог объяснить, почему и чего он боится, можно говорить с ним и за него.Можно даже вместе нарисовать или поиграть, как в театре, в эту страшную историю, приделав к ней хорошую концовку. Успокойте его, убедите- покажите (проверьте вместе), почему «это» не страшно. (Например, если ему кажется, что в шкафу сидит Кощей Бессмертный, вместе облазьте весь шкаф, причём ощупывайте всё содержимое сначала при свете, потом делайте то же, но погасив свет.)

5. Помогите избавиться от вредных эмоций.Если ребёнок напуган, очень важно, чтобы все его отрицательные эмоции выплеснулись наружу. Малыши и девочки могут бурно разрыдаться, а «взрослые» мальчики, стыдясь своих переживаний, могут разозлиться или нагрубить. Не говорите, что «так себя вести нельзя», не сердитесь и не паникуйте, выдержите паузу.

 

 

А затем:

· выслушайте молча и участливо (сопереживание - это то, что больше всего надо человеку в трудную минуту);

· найдите, за что похвалить («какой ты молодец, что...»);

· вместе поищите выход.

И дайте понять, что вы всегда на его стороне.

 

 

ТЕСТ

Детские страхи

Торопливый ритм жизни коснулся (и доводит) не только взрослых, но и детей. Современные дети гораздо чаще, чем все предыдущие поколения, сталкиваются со злом, жестокостью, бездушием - «благодаря» тем информационным технологиям, что есть в каждом доме. Возникает масса «новеньких» страхов. А у слишком занятых родителей часто не остаётся ни времени, ни сил повнимательнее приглядеться к сыну и/или дочке, понять, что за страх поселился в детской душе и откуда, собственно, он взялся.

Мало того: родители порою сами помогают эти детские страхи формировать. И у некоторых, увы, неплохо получается.

Этот Тест поможет вам понять, не провоцируете ли вы детские страхи. Умеете ли помочь ребёнку преодолеть их. И вообще - правильно ли себя ведёте, когда ребёнок чего- то (или кого- то) боится.

№ 1. Пришли ваши добрые старые друзья. Они видели вашего малыша, когда вы вернулись с ним из роддома; и теперь в восторге: какой большой, уже умеет сам садиться и вставать! Конечно, им хочется поиграть с ребёнком, подержать его на руках, но он затаился у вас на ручках и не желает общаться с ними.

А. Пусть подержат, ведь я- то рядом.

Б. Постараюсь уговорить, показать, какие хорошие эти взрослые люди.

В. Ну что ж, пообщаться можно и с моих рук, вот подрастёт - тогда и поиграют вместе.

№ 2. По телевизору идёт неплохой сериал, и вы, заглядевшись, пропустили «Спокойной ночи...». Теперь малыш требует свою законную передачу, а без неё не желает ложиться спать. Вы ставите успокоительный мультик. Какой?

А. Тот, что попадётся под руку.

Б. «Том и Джерри» - он всегда под рукой.

В. «Приключения кота Леопольда».

№ 3. Вы приехали на море и сразу же, конечно, пошли на пляж. Подошли к воде - и тут выясняется, что малыш испугался волн. Что будете делать?

А. Буду успокаивать и убеждать, что водичка очень хорошая, что большие мальчики/девочки не плачут.

Б. Заманю в воду, попрыгает на волнах ■- привыкнет.

В. На берегу, у самой воды, будем рыть песок и делать своё море.

№ 4. Два ребёнка - ваш и вашей подруги - удрали из детского городка. Вы выловили их и привели обратно. Подруга строго сказала своему ребёнку: «Будешь убегать без спроса - отдам тебя во- он тому дяденьке- милиционеру». Ваш малыш услышал - и притих, и вопросительно смотрит на вас. Что сделаете вы?

А. Кивну головой: послушай, мол, полезно...

Б. Спрошу: «А что же мне делать с тобой, как ты думаешь?»

В. Скажу ему так: «Отдать не отдам, а накажу - обязательно».

№5. Бабушка с дедушкой принесли малышу новую игрушку - забавного заводного клоуна, поставили рядом (малыш заинтересовался), но стоило клоуну замахать руками и «заговорить» - ребёнок громко заплакал. Что вы сделаете с игрушкой?

А. Постараюсь успокоить и объяснить, какую хорошую игрушку подарили бабушка и дедушка, предложу поиграть с добрым клоуном.

Б. Извинюсь перед дедушкой и бабушкой и - пока уберу игрушку с глаз долой, куда подальше; подождём, пока дорастёт до неё.

В. Поставлю игрушку на самую дальнюю полочку, пусть привыкнет, приглядится, а при удобном случае в спокойной обстановке постараюсь «познакомить» их.

№ 6. Ребёнок боится открывать дверцу шкафа, твердит, что «там кто- то есть, большой и лохматый...».

А. Объясню, что большой и лохматый в шкафу не поместится.

Б. Вместе с ребёнком исследуем этот шкаф и все другие шкафчики. Откроем, ощупаем, осмотрим. Но ночник всё- таки выключать не буду.

В. Поиграем в игру «Кто там прячется в шкафу?». Попрячемся по очереди и посмеёмся.

№ 7. Вы приглашены в гости - без ребёнка - и вам пора уходить, а он просит взять его/её с собой, буквально вцепился и никак не отпускает. Что лучше сделать, чтобы уйти без истерик?

А. Сдать няне, отвлечь и потихоньку сбежать.

Б. Убеждать, что скоро- скоро вернёмся с подарком, - и убедить! В. Объяснить, что сегодня пойдём без него (взрослые иногда имеют на это право), зато в воскресенье целый день будем вместе («а пока придумай, чем займёмся, чего тебе хочется, куда вместе пойдём»).

№ 8. Ваш ребёнок, вернувшись домой из детского сада, рассказывает страшилку о том, как по городу ходит какая- то чёрная женщина и угощает малышей конфетами, а кто возьмёт - тот пропадает. Как вы отреагируете?

А. Поговорю с воспитательницей и выясню, кто и почему в группе запугивает детей.

Б. Объясню, что это выдумка, в которую не стоит верить, а тем более рассказывать другим.

В. Воспользуюсь моментом, поговорю о правилах безопасности; и объясню ребёнку, что ни конфеты, ни даже фантики брать у посторонних людей нельзя, даже если очень захочется.

№ 9. Ваш ребёнок нарисовал ужасное Чудо- Юдо и сам же его испугался. Что сделаете вы, чтобы его успокоить?

А. Отвлеку и незаметно спрячу эту картинку. Б. Скажу: какое плохое чудовище, давай- ка порвём его! В. Сяду рядом, и мы вместе пририсуем чудовищу смешные уши и забавно раскрасим его.

№ 10. Вы узнали, что ваш ребёнок ушёл на соседнюю стройку (хотя вы и предупреждали, чтоб ни в коем случае туда не ходил). Что скажете, когда найдёте и выясните, что он цел и невредим?

А. «Как тебе не стыдно!» Б. «Сколько можно тебе говорить». В. «Десерт отменяется. А ты сядь и подумай, за что я на тебя сердита».

№ 11. Дочка вашей подруги научилась читать в 4 года, сын соседки - победитель двух олимпиад, дети Петровых - идеал воспитанности, а у вас ребёнок как ребёнок. Часто ли вы ставите подобных детей в пример своему отпрыску? Вы говорите ему/ей об этом?А. Да, должен же он знать, на кого равняться, ведь положительный пример стимулирует. Б. Мысленно - часто, вслух - иногда, когда совсем

допечёт. В. Очень редко. До всех не дотянешься, а потом, у него/ у неё тоже есть кое- что, в чём он/она лучше и способнее других.

№ 12. Пока ваш ребёнок отдыхал за городом у бабушки, пропал его любимец - волнистый попугайчик. Вы знаете, что ребёнок будет очень переживать. Что лучше сделать?

А. Купить другого попугая, очень похожего: вдруг не

заметит. Б. Он хотел иметь черепашку; пожалуй, срочно куплю. В. Скажу, постараюсь утешить и вместе пойдём выбирать

нового попугайчика.

№ 13. Вы повздорили со своей старшей сестрой: вечно она лезет с советами. Та хлопнула дверью и ушла. Малыш был случайным свидетелем вашей ссоры и теперь постоянно спрашивает, почему не приходит его любимая тётя. Вы:

А. Переводите разговор на другую тему, так как это не его ума дело.

Б. Говорите, что не приходит, потому что не любит вас.

В. Говорите, что вы поссорились, но его, малыша, она по- прежнему любит.

№ 14. Вдетстве вы очень боялись пауков и лягушек. Да и сейчас от них не в восторге. А теперь выяснилось, что ваш собственный ребёнок боится, причём того же. Вы обсуждаете эту тему?

А. Очень редко; я очень стараюсь скрыть свой страх. Б. Да, частенько. И обходим такие места, где они обитают, сторонкой. В. Да, и придумываем вместе, как научиться их не бояться (и кажется, унас уже получается).

№ 15. Вы заметили, что ребёнок ведёт себя по утрам как- то задумчиво- странно. После долгих разговоров и наводящих вопросов выяснилось, что на рассвете он просыпается от чьего- то пронзительного плача. И тогда ему становится очень страшно...

А. Скажу то, что есть на самом деле: это кошачий концерт, нашёл чего бояться!

Б. Скажу и постараюсь показать этих певучих котов, которые устраивают концерты.

В. Когда коты запоют, осторожно разбужу и мы вместе посмотрим и послушаем кошачий концерт, поговорим о причудах природы, инстинкте... и о любви.

 

Результаты

Большинство ответов А.Похоже, что вы сами способствуете формированию некоторых детских страхов. Вы не обращаете внимания на возрастные особенности детей (например, на то, что дети видят мир образно и ярко и логические объяснения на них почти не действуют) и потому боретесь с детскими страхами взрослыми способами, вольно или невольно давая критическую оценку поведению ребёнка - «чего же ты испугался, как маленький». Это понижает детскую самооценку, и, как следствие этого, у ребёнка может запросто возникнуть очередной страх или комплекс.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...