Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура курсовой или дипломной работы / проекта

Титульный лист

Образец титульного листа см. в Приложении 3.

 

Введение

Прежде чем перейти к изложению содержания работы, необходимо четко обозначить ее структуру. Работа должна содержать следующие части:

· введение;

· главы основной части (разделы, подразделы);

· заключение;

· научно-справочный аппарат (список использованных источников, нормативно-правовых актов, литературы, принятых в работе сокращений);

· приложения.

Во введениинужно обосновать актуальность выбранной темы, цель и задачи работы, определить объект и предмет исследования, сформулировать положения, выносимые на защиту, перечислить методы анализа, обозначить структуру работы, дать краткий обзор (характеристику) источников, использованных для написания работы.

Актуальность темы – степень ее важности для решения научной проблемы (задачи, вопроса). Важность предпринимаемого исследования заключается в обосновании положительного эффекта, который может быть достигнут в результате решения выдвинутой научной или практической задачи.

Определяя актуальность темы, следует также показать, что сделано в данном направлении предшественниками и что ими осталось нерешенным. На этом фоне формируется противоречие, понимаемое чаще всего как несогласованность, несоответствие между какими-либо выявленными противоположностями внутри единого объекта. Выявленное противоречие может иметь место как в теории, так и в практике.

Формулируется противоречие, например, так: «Без знания …. сейчас невозможно…; В то же время … до сих пор не разработаны…, таким образом, имеет место противоречие между необходимостью применения … подхода и отсутствием методик выявления…» и т.п. На основании выявленного противоречия формулируется проблема – противоречивая ситуация, требующая своего решения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются с рамки прежних теоретических представлений.

Актуальность исследования может быть сформулирована, например, следующим образом:

«Интерес к проблемам диагностики в кадровой работе очевиден. Однако серьезных научных исследований в этой области, обобщенного практического опыта, ориентированного на широко пользователя, не существует. В настоящее время отсутствует система стандартных принципов и способов проведения диагностики кадровой документации, так как диагностический процесс носит поисковый, научно-исследовательский характер, находится на стыке науки и практики и трудно поддается стандартизации. Данное отверждение определяет актуальность выбранной нами темы».

или:

«Актуальность исследования обусловлена важностью изучения делового дискурса и его жанровой специфики, осмысление которых является одним из перспективных направлений в современной лингвистике, и недостаточной изученностью отдельных концептов этого дискурса, в частности концепта «гарантия».

Объект и предмет научного исследования

Наука – сфера деятельности, основной функцией которой является выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможно построение образа мира – научной картины мира и способов взаимодействия с миром – научно обоснованной практики.

Одним из основных, наиболее важных теоретических вопросов методологии научной деятельности является вопрос об объекте и предмете исследования. Вместе с тем данные термины используются в современной науке крайне непоследовательно.

Объяснение понятие объекта исследования в документной лингвистике и документоведении должно опираться на общее понимание объекта как категории философской, как объекта науки вообще.

В Философском энциклопедическом словаре объект определяется следующим образом: «Объект (позднелат. Objectum – предмет, от лат. Objectio – бросаю вперед, противопоставляю) – то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект не просто тождествен объективной реальности, а выступает как такая его часть, которая находится во взаимодействии с субъектом, причем само выделение объекта познания осуществляется при помощи практической и познавательной деятельности, выработанных обществом и отражающих свойства объективной реальности» (ФЭС, 453).

Малый академический словарь: «Объект – 1) Явление, предмет, лицо, на которое направлена чья-л. деятельность, чье-либо внимание (объект изучения); 2. Филос. То, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практическая и познавательная деятельность» (МАС, Т. 2, с. 579).

Таким образом, объектом в общенаучном, философском смысле в материалистической философии называется то, что существует вне нас, независимо от нас – внешний мир, действительность или ýже – явление, сторона действительности, на которую направлена исследовательская деятельность. Часто объект фиксируется в самом названии науки (документная лингвистика, языкознание, документоведение).

Каждая наука изучает тот или иной участок наблюдаемой действительности, свою область исследования – тот или иной «фрагмент» реального мира, который избирается в качестве объекта данной науки. Такими «фрагментами» являются:

1) язык как система знаков особого рода, служащих основным, важнейшим средством общения людей; определенные части языковой системы (лексика, морфология, синтаксис и др.); отдельные категории или единицы; = объект документной лингвистики;

2) документ или система документов; процесс документирования; документооборот какого-либо предприятия; = объект документоведения.

Но поскольку никакая наука не в состоянии описать свой объект всесторонне и исчерпывающе, она вынуждена ограничить сферу своих интересов, отказываясь от изучения некоторых аспектов своего объекта. Кроме того, наука ограничена в подходе к объекту традицией, в которой она формировалась, сложившимся в ней понятийным аппаратом и языком, преобладающими в ней средствами анализа и исследования и пр.

Предмет в философском энциклопедическом словаре определяется следующим образом: «Предмет – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира субъектов в процессе человеческой деятельности и познания. Понятие предмета часто употребляется в менее строгом смысле, отождествляя его с понятием объекта или вещи.

Один и тот же объект может быть предметом различных видов исследования: например, совокупность организмов одного вида (популяция) может выступать предметом математических (статистических), генетических, эпидемиологических и др. исследований.

В общегносеологическом плане противопоставление предмета и объекта является относительным. Основное структурное отличие предмета от объекта заключается в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения данного исследования) свойства и признаки» (ФЭС, 525). Это «всякое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами чувств как нечто существующее особо, как вместилище каких-либо свойств, качеств…» (ССРЛЯ, Т. 11, с. 129).

Таким образом, предмет – та сторона или стороны, какими объект науки в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе.

Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует. В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета.

Так, объектом исследования может быть деловое письмо; предметом – его функции или структурная организация, этапы становления и т.п.

Например:

· В качестве объекта исследования выступает категория вежливости.

Предметом изучения являются способы реализации данной коммуникативной категории в официально-деловом стиле русского языка.

· Объектом исследования является современное духовное послание как документ Церкви. Предметом рассмотрения становятся лингвистические и документоведческие параметры церковного послания и их функционально-семантическая обусловленность.

· Объектом исследования является современная деловая речь на немецком языке, закрепленная в деловой корреспонденции и представленная текстами внешнеэкономического документооборота. Предметом исследования является речевое поведение авторов деловых писем как представителей социально-профессиональной группы деловых коммуникантов .

· Объект исследования – документы БТИ; предмет – аспекты, параметры и характеристики системы документов БТИ в документоведческом и архивном плане.

· Объектом исследования избраны документы, необходимые для проведения аттестации персонала; предметом исследования являются композиционные и содержательные особенности документов, а также специфика их функционирования в организации.

На основании сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается его цель. Цель исследования – это то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы.

Формулировку цели обычно начинают словами разработать методику (модель, критерии, требования, основы и др.), обосновать что-либо, выявить что-либо и т.п.

Цель логически определяет задачи, которые чаще всего выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели. Они вытекают из общей цели и рассматриваются как основные этапы работы. Чаще всего формулировки таких задач делаются в форме перечисления. Например, «Поставленная цель обусловливает решение следующих задач:

обобщить…, доказать…, проследить…, разграничить…, установить…, сопоставить.., определить…, выделить…, рассмотреть…, описать…, проанализировать…, экспериментально проверить…и т.п.

Перечисление задач исследования может определяться как хронологией его ведения, так и логической последовательностью, которая обусловлена внутренней логикой исследовательского процесса. Формулировать задачи необходимо очень точно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы.

Например: Целью данной работы является анализ документационного обеспечения аттестации персонала и выявление его специфических особенностей. Поставленная цель обусловила конкретные задачи:

1) рассмотреть процесс аттестации персонала в организации как совокупность стадий, требующих документационного обеспечения;

2) изучить виды документов, применяющихся в данной сфере кадровой деятельности организации, и принципы их составления;

3) определить композиционно-содержательные особенности документов, сопровождающих аттестацию персонала;

4) систематизировать совокупность документов, необходимых для эффективного проведения аттестации;

5) расширить пакет документов, необходимых для обеспечения функции управления с целью ее оптимизации.

Раздел Положения, выносимые на защиту дает ответ, что студент защищает или что является предметом защиты (принципы, требования, обоснования, основные условия осуществления или содержание чего-либо, модель, схема, эффективность и т.п.)

Положения должны иметь проблемный характер, не содержать общих и банальных утверждений.

Как правило, положения, выносимые на защиту, представляют собой 3 – 4 определенных утверждения, раскрывающих в общем виде все, что удалось сделать.

Например, в работе на тему «Коммуникативно-прагматические аспекты реализации категории вежливости в официально-деловом силе русского языка» на защиту выносятся следующие 4 положения:

Вежливость является коммуникативной категорией, призванной регулировать процесс общения и способствующей созданию гармоничных, доброжелательных отношений между коммуникантами. В письменном деловом общении коммуникативная категория вежливости взаимодействует с другими коммуникативными категориями (как с обязательными, так и с сопутствующими).

1. В зависимости от жанра, цели общения, отношений между коммуникантами использование средств вежливости в тексте может быть облигаторным, обязательным (например, в коммерческих письмах-реквестивах), фаультативным (например, в инструктирующей части руководств по эксплуатации) и неуместным (например, в речевом жанре инструкции при формулировке требований к соблюдению правил техники безопасности).

2. Коммуникативная категория вежливости располагает богатым набором языковых средств для реализации разнообразных оттенков содержания, что находит свое выражение в письменных деловых жанрах. Структура данной категории может быть представлена в виде функционально-семантического поля. Поскольку в русском языке категория вежливости не центрирована грамматически, функционально-семантическое поле вежливости не имеет морфологического центра. Ядерное положение в структуре коммуникативной категории вежливости занимают единицы речевого этикета, далее грамматические категории в прагматическом аспекте, различные косвенные речевые акты, вводные конструкции и модельные слова.

3. Необходимость использования категории вежливости в деловом письменном общении обусловлена следующими функциями:

1) воздействующей (успешная реализация коммуникативных намерений);

2) регулятивной (создание, подержание и сохранение социального равновесия и партнерских отношений);

3) гармонизирующей (придание необходимой тональности. Снижение степени категоричности высказывания);

4) презентационной (создание имиджа, самопрезентации адресанта как воспитанного человека).

В дипломной работе на тему «Принципы диагностики кадровой документации» – 3 основных положения, выносимых на защиту:

1. Кадровая диагностика представляет собой поисковый, исследовательский процесс, включающий следующие основные компоненты: оценку и анализ кадровых документов, анализ наличия необходимой кадровой документации, выявление ошибок в кадровом делопроизводстве организации, рекомендации по устранению выявленных недостатков.

2. Основными принципами диагностики кадровой документации являются: своевременность, объективность, комплексность, последовательность, существенность, достоверность.

3. Более эффективной работа организации станет при условии создания инструкции по составлению и оформлению кадровых документов, внедрения необходимых регистрационных форм, создания специальных локальных нормативных актов, а также внедрения ГОСТ Р 6.30 – 2003. Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.

Необходимо также перечислить методы анализа. Например, следующим образом:

Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы: стилистического анализа, сопоставительный, описательный, документоведческого анализа, количественного подсчета.

Материал. Во введении должно быть сказано, какие материалы и источники практического характера использовались для ее написания, и на базе каких учреждений или организаций осуществлялся сбор фактических и эмпирических данных. Например:

Материалом исследования послужит коммерческий документооборот российских фирм «Санофарм» и «Interprint». Анализируемая часть документооборта представляет собой входящую корреспонденцию за более чем двухлетный период (1996 – 1998 гг.) и содержит финансовые, юридические, товаросопроводительные и коммерческие документы; тексты рекламного характера: листовки и проекты; а также собственно деловые письма – эпистолярии.

 

Основные главы и их части

Порядок, содержание, количество и другие параметры основных разделов учебно-исследовательских работ, к которым относятся курсовые и выпускные аттестационные работы, определяются многими факторами.

Во-первых, количеством поставленных исследовательских задач. Ход решения каждой задачи и представление частных результатов требуют отражения в виде относительно самостоятельного текстового фрагмента – главы или части.

Во-вторых, особенностями применяемых методов и спецификой исследуемого материала: расположение частей теоретической работы может несколько отличаться от структурной организации практического проекта.

В-третьих, количество разделов, их размеры и взаимоположение зависят от сложности проблемы, истории ее развития, основной цели исследования. Однако, несмотря на разнообразие возможных решений, чаще всего текст научно-исследовательской работы сроится по схеме, которая представлена ниже.

Таблица 1. Возможная схема текста и объем частей

Раздел работы Объем (примерно)
Титульный лист  
Содержание работы (наименование всех разделов с указанием страниц, на которых эти разделы находятся) Зависит от детализации структуры и количества разделов
Введение (обязательный раздел, о котором сказано выше; включает вступление (2–3 абзаца), актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, материал и методы анализа, практическую и теоретическую значимость работы, внедрение положений и результатов, апробация работы, описание структуры работы). 5–6 страниц
Первая глава работы обзорно-теоретическая, историческая, методологическая. Состоит из разделов (частей), количество которых определяется структурно-содержательной спецификой работы и является предметом согласования между научным руководителем и студентом. 25–40 страниц.
Вторая глава работы, отражающая результаты эксперимента, практической разработки, сопоставления, внедренческого опыта и других научно-практических действий. 25–40 страниц.
Заключение. Подводятся итоги работы, формулируются конкретные выводы и предложения. Обязательный раздел, основные особенности которого представлены ниже. от 2 до 5 страниц
Список литературы и источников (см. соответствующий раздел методического пособия). Объем определяется количеством используемых монографий, статей, справочников, словарей, и многих других видов документов и текстов. Обычно 7–15 страниц.
Приложения к работе. Этот ценный компонент учебно-исследовательской работы может иметь различные формы: методические рекомендации, проекты стандартов, рабочие макеты, документные формы, структурные схемы, табличные сводные данные, описательные, формальные и другие модели процессов и объектов, систематизированные практические и теоретические материалы. Объем не ограничен, иногда сопоставим с объемом самой учебно-исследовательской работы (он не входит в текст самой работы, нумеруется самостоятельно).
Тексты всех вышеперечисленных разделов представляются на компьютерном носителе – на неперезаписываемом CD-носителе. 1 экземпляр
Презентационный материал в приложении Power Point, используемый в процессе защиты, на CD-носителе. 1 экземпляр

 

Деление текста на большие разделы в виде глав и составляющих их частей соответствует содержательным и логическим правилам, сложившимся в практике создания текстов научно-технического стиля. Структура основных разделов учебно-исследовательской работы отражает общие закономерности научно-практической деятельности. А эти закономерности предполагают, что исследователь видит противоречие, проблему, определяет область ее существования, опираясь на предшествующий научный и практический опыт, на сформировавшуюся теоретическую основу, выбирает пути решения этой проблемы и последовательно, шаг за шагом, применяя подходящие методы, решает четко обозначенные задачи. Этот общий алгоритм действий и отражается в структуре основной и вспомогательных частей учебно-исследовательской работы.

При формировании последовательности микротекстов, входящих в основную часть работы, следует избегать некоторых довольно часто встречаемых ошибок.

· Непропорциональность глав и их частей. Безусловно, главы или их части не могут иметь одинаковый объем. Но в тех случаях, когда, например, одна из глав имеет объем 11 страниц, а вторая – 58 страниц, следует оптимизировать структуру работы и пересмотреть принципы ее деления на главы. Быть может, удобнее весь текст разбить на части или перенести какую-то долю материала второй главы в первую, не исключается возможность разбиения второй главы на две главы с объемом, скажем, 25 и 33 страницы. Допустимо одновременное применение нескольких способов оптимизации текста.

· Дискретность текста, отсутствие связи между главами и их разделами.В этом случае работа приобретает незавершенный характер, читать ее довольно сложно, логические связи между частями восстанавливаются с трудом, текст не обладает органической цельностью и представляет собой несистемное объединение очерков.

· Несоответствие разделов работы системе исследовательско-практических задач.Последовательное решение задач, перечень которых приводится во Введении, отражается в разделах текста. Таким образом, задачам должны соответствовать легко распознаваемые разделы работы.

· Нечеткое построение разделов. Каждый из разделов работы должен строиться таким образом, чтобы были соблюдены основные правила научного изложения. То есть каждый из разделов должен иметь какую-то вводную часть, часто опирающуюся на содержание изложения предыдущего раздела, собственную основную часть и заключение, подводящее итог анализу, доказательствам или иным действиям, произведенным в завершаемом разделе. Реализация этой технологии изложения часто приводит к тому, что каждая из глав, входящих в работу, имеет собственные выводы, собственную заключающую часть, например: «Краткие выводы Главы 1». Если закономерности исследования и характер изложения позволяют формировать такие части глав, то упрощается формирование Заключения, более полно можно представить результаты работы и ее промежуточные выводы.

Структура основных глав, их параграфов должна обсуждаться с научным руководителем на всех этапах работы над курсовой или дипломной работой. Составление плана исследовательской деятельности и плана работы, описывающих проведение анализа и его результаты, являются важным этапом оптимизации структуры текста учебно-исследовательского сочинения в целом и его основных разделов.

Заключение

Конкретность, логичность, обоснованность положений, которые излагаются в разделе «Заключение», дополнительно помогают составить положительное впечатление об учебно-исследовательской работе. В «Заключении» должны быть кратко изложены основные результаты проведенной исследовательской работы. Выводы могут иметь как теоретический, так и практический характер. При этом следует избегать тривиальных выводов. Например, вывод: «Рассмотрены основные технологические приемы архивирования документов» является пустым, не имеющим ценности. Если в процессе исследования необходимо было обратиться к рассмотрению известных приемов архивирования, то выносить метод решения частной задачи в раздел «Заключение» неправильно, методологически неверно. Рассмотрение приемов архивирования было обязательным рабочим этапом, но не научной достижением или результатом исследовательской деятельности.

Не нужно стремиться к большому количеству выводов. Часто один вывод оказывается важнее, ценнее выводка частных и очевидных констатаций. Если, например, в основе исследования лежала верно сформулированная гипотеза, то всего лишь один пункт раздела заключения достаточен для того, чтобы констатировать принятие или отвержение исходной гипотезы.

При наличии системы выводов они должны располагаться в разделе «Заключение» либо в соответствии со своей значимостью: на первом месте самый важный вывод, далее – в соответствии с логикой работы, либо в том порядке, который соответствует получаемым решениям задач, и отражению этапов в основном разделе работы. Заключение должно быть структурированным: после вводных замечаний выводы последовательно формулируются в отдельных абзацах, которые могут быть пронумерованы.

Кроме выводов, опирающихся на результаты анализа, в заключении могут быть помещены соображения о перспективах направлениях исследования.

Если результатом работы является создание текстового объекта, представленного в разделе «Приложение», в заключении об этом обязательно говорится. При этом приводится ссылка на соответствующий раздел «Приложения».

В том случае, если в процессе исследования получены количественные данные, отражающие промежуточные или окончательные результаты количественного анализа, эти данные приводятся в соответствующем пункте раздела «Заключение». Количественные данные сопровождаются минимально необходимым комментарием, объяснением значимости количественного значения.

Подготовка раздела «Заключение» является ответственной аналитико-синтетической операцией, в результате которой появляется относительно небольшой по объему самостоятельный текстовый фрагмент, в котором формулируются обоснованные всем текстом работы выводы, предложения, количественные или другие формальные оценки, технологические решения или проекты.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...