Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Английский артикль в речевых ситуациях.Английский артикль в речевых ситуациях. Волкова Е.А.
ВОЛКОВА. АНГЛИ Предисловие ВВЕДЕНИЕ СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ СМЫСЛОВАЯ РАЗНОПЛАНОВОСТЬ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО И НУЛЕВОГО АРТИКЛЕЙ § 4. СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО И НУЛЕВОГО АРТИКЛЕЙ (Продолжение) ФАКТОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ В РЕЧИ § 6. ФАКТОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ АНГЛИЙСКИХ АРТИКЛЕЙ В РЕЧИ (Продолжение) РОЛЬ АРТИКЛЯ В ПРОЦЕССЕ ГОВОРЕНИЯ И СЛУШАНИЯ (ВОСПРИЯТИЯ ЧУЖОЙ РЕЧИ) ЙСКИЕ АРТИКЛИ Предисловие Настоящее пособие предназначено для учителей средней школы. Оно должно способствовать сознательному закреплению в развитию навыков употребления артикля в речи, а также помочь систематизировать знания учителей в данной области английской грамматики. В пособии реализуется коммуникативно-практический подход к толкованию английского артикля. Все много-образие случаев употребления и неупотребления (нулевое употребление) артикля, обычно перечисляемое в английских практических грамматиках, сводится к тринадцати типам ситуаций с более или менее четко выраженными ориентировочными признаками по каждому иа типов. Таким образом, пособие нацеливает на необходимость постоянного учета конкретных ситуативных условий речи при употреблении артикля. Речевые ситуации в пособии моделируются различными средствами: языковыми (контекстуально или описательно с помощью родного языка) и наглядно (с помощью иллюстраций). Пособие является частично программированным. Все упражнения снабжены ключами, которые помещены непосредственно после заданий. Осуществлению постоянной обратной связи в процессе работы служат также и ориентировочные карточки, которые составляются по каждому типу ситуаций занимающимися по данному пособию. Пособие состоит из двух разделов: введения и практической части. Введение включает в себя ряд теоретических вопросов, связанных с общей характеристикой системы английского артикля, функциями артикля в речи, факторами, регулирующими его употребление, и способами оценки этих факторов в процессе общения. Цель данного раздела заключается в создании определенной ориентации на те теоретические принципы, которые положены в основу практической части пособия. Практическая часть - основной раздел пособия. Он посвящен раскрытию типовых ситуаций употребления каждого из трех артиклей (определенного, неопределенного, нулевого) и содержит упражнения на распознавание ориентировочных признаков всех выделенных типов ситуаций и оформление имен существительных артиклем с учетом конкретных ситуативных признаков. Раздел содержит также обзорно-тренировочный материал и контрольные задания. Разработанная автором пособия система обучения ар тиклю частично используется в упражнениях учебников английского языка для V--Х классов средней школы ав торов А. П. Старкова и Р. Р. Диксона. Пособие знакомит учителя с этой системой в целом. Это позволит учителю более целенаправленно применять ее в работе с учащимися. ВВЕДЕНИЕ Система английских артиклей включает определенный (the), неопределенный (a, an) и нулевой (-) артикли. Исторически определенный артикль восходит к указательному местоимению that, неопределенный - к числительному one. Нулевой артикль стал восприниматься как таковой на фоне определенного и неопределенного благодаря тому, что в ходе развития английского языка отсутствие артиклей, так же как и их наличие, приобрело определенную значимость. Историческая природа артиклей довольно отчетливо прослеживается и на современном уровне развития английского языка: определенный артикль может употребляться в качестве синонима указательных местоимений this и that, а неопределенный артикль в ряде случаев выступает в значении числительного one и никогда не употребляется перед именами существительными во множественном числе. Артикли оформляют имена существительные, поэтому рассматривать их необходимо в тесной связи. Ситуация 1. · а) Вчера мы купили новый стол. Сегодня я села за него к вижу, что ом не удобен для письма. Я говорю: «Стал не удобен для письма». · б) Староста напоминает дежурному: «Сегодня твоя очередь мыть столы». В данных двух ситуациях слово «стол» в форме единственного в множественного числа употребляется говорящем в конкретно-назывном смысле, т. е. находится в конкретной соотнесенности с обозначаемым им объектом. В ситуации а) оно обозначает наличный предмет, в ситуации б) - предметы, известные собеседникам благодаря общности их опыта. Ситуация 2. · а) Вам дали отдельную комнату для работы. В ней нет абсолютно никакой мебели. Вас спрашивают, что вам нужно. Вы отвечаете: «Прежде всего мне необходим стол». · б) Учащийся сообщает своим родителям: «В следующем году у нас в классе вместо парт поставят столы». Здесь слово «стол» в форме единственного и множественного числа употребляется в общеназывном смысле, т. е. называет объекты как таковые, без указания на что-то конкретное или однозначно выделенное. Вывод. Анализ смысловой стороны имен существительных показывает, что последние обладают потенциальной смысловой разноплановостью, т. е. могут употребляться в речи в различного рода соотнесенности с называемыми объектами. Потенциальная смысловая разноплановость имен существительных раскрывается при употреблении их в различных ситуативных условиях. В процессе речи имена существительные могут употребляться: · 1) в конкретно-назывном смысле, т. е. в конкретной соотнесенности с называемым объектом, обозначая наличный, однозначно выделенный или известный собеседникам в силу тех или иных обстоятельств объект (объекты); · 2) в общеназывном (неконкретном) смысле, т. е. для называния объекта (объектов) как такового (таковых), вне соотнесенности с чем-то известным или однозначно выделенным. Проверьте, как вы усвоили материал первого параграфа. Задание. Определите, в каком смысле (конкретно-назывном или общеназывном) употребляются выделенные имена существительные в приведенных ниже ситуациях. А. Ситуация 1. Вы останавливаетесь перед раскидистым деревом и замечаете: «Посмотри на дуб. Ему, навервоо, очень много лет». Ситуация 2. Вы решаете вопрос о том, какое дерево лучше посадить во дворе. Кто-то предлагает: «Давайте посадим дуб: он дает много тени». Ситуация 3. В письме вы сообщаете своему другу: «Наш парк преобразился: там посадили много новых деревьев. В основном -- это дубы и липы (а)». «Дубы (б), которые мы сажали в парке, уже выросли. Парк преобразился». · 1. В конкретно-назывном. · 2. В общеназывной. · 3. (а) В общеназывном. (б) В конкретно-назывном. Б. Ситуация 1. Мы сидим с вами на лекции. Когда вы пишете, у вас скрипит перо. Мне это надоедает. Я говорю: «Смени, пожалуйста, перо. Оно действует мне на нервы». Ситуация 2.У меня сломалось перо. Я обращаюсь к учащимся: «Ребята, кто мне может одолжить перо (а)?» -- «Спросите у Белова. Он всегда носит с собой запасные перья (б)». · 1. В конкретно-назывном. · 2. (а) В Общеназывном. (б) То же. В. Ситуация 1. Я пришла к вам и спрашиваю: «Не можете ли вы одолжить конверт? Мне надо срочно отослать письмо, а почта закрыта». Ситуация 2. К вам пришла приятельница в новом плаще. Вы спрашиваете ее: «Где ты купила плащ (а)? Мне тоже очень нужен плащ (б), но я не могу найти ничего подходящего». - «Сходи в магазин на улице Мира, там сегодня продают красивые плащи (в)». Ситуация 3.Девочка ищет вашу сестру. Вы говорите ей: «Посмотри во дворе. Она, по-видимому, играет там с детьми». Ситуация 4.Учительница вошла в класс и, увидев, что там сидят только девочки, спросила: «А где же мальчики?» · 1. В общеназывном. · 2. а) В конкретно-назывном. б) В общеназывном. в) То же. · 3. В конкретно-назывном. · 4. В конкретно-назывном. СМЫСЛОВАЯ РАЗНОПЛАНОВОСТЬ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Посмотрим теперь, как указанная выше потенциальная смысловая разноплановость имен существительных проявляется в английском языке. Разберем несколько ситуаций со словом table. Ситуация 1.Стол, за которым вы работаете, стоит посередине комнаты. Там темно. Вы хотите передвинуть его поближе к окну и просите находящегося в комнате человека помочь вам: "Will you help me to move the table to the window?" Здесь слово table находится в конкретной соотнесенности с называемым объектом, т. е. обозначает тот стол, за которым вы работаете. Таким образом, в данной речевой ситуации слово table употребляется в конкретно-назывном смысле. Ситуация 2.Ваша сестра готовится к экзаменам вместе с друзьями у вас в комнате, но к вам пришли гости. Вы предлагаете им перейти в спальню. Одна из девочек спрашивает вашу сестру по-английски: "Is there a table in the bedroom?" В данном случае слово table употреблено в общеназывном смысле - им назван объект как таковой, как отдельный представитель класса, вне конкретной соотнесенности. Ситуация 3.Учительница дает наставления своим учащимся: "Keep your classroom in order, don't write on the tables, see to it that there is always a good piece of chalk and a wet duster by the blackboard." В данной ситуации существительное table в форме множественного числа употребляется в конкретно-назывном смысле -- для обозначения столов, находящихся в классной комнате. В данной ситуации существительное table в форме множествен- ного числа употребляется в конкретно-назывном смысле -- для обозначения столов, находящихся в классной комнате. Ситуация 4: Вернувшись домой из школы, ребенок сообщает своим родителям: "They have taken the old desks away from our laboratory and put in newtables instead." Здесь имя существительное table в форме множественного чис- ла употребляется говорящим в общеназывном смысле -- для на- зывания объектов как таковых, как представителей класса. Слово tables в данном случае не соотносится с конкретными столами, которые теперь стоят в лаборатории, а обозначает тот класс предметов, к которому они относятся. Выполните несколько заданий, требующих определения смысловой направленности имен существительных в различных ситуациях речи. Задание I. Определите смысл выделенных имен существительных в приве- денных ниже ситуациях. Ситуация 1. Чтобы привлечь внимание учащихся к тому, что написано на доске, учитель говорит: "Look atthe blackboard,please." Ситуация 2. Вашу группу попросили перейти заниматься в одну из лабораторий. Староста спрашивает; "Is therea black- board in the laboratory?" Ситуация З. Вы пришли в детсад в середине рабочего дня, чтобы забрать свою сестру. Вам ответили: "You can't take your sister home untilthe children get up. They are having a rest now." Ситуация 4. "What do you want to be, Mike?" "I'd like to be a teacher." "Why?" "I'm fond ofchildren." Ситуация 5. К вам подбегает мальчик с газетами и спраши- вает; a) "Will you buya newspaper, please?" 6) "Will you buy one ofthe newspapers, please?" Ситуация 6. Вы отобрали несколько книг, но у вас не ока- залось достаточно денег, чтобы заплатить за них, вы обращаетесь к продавцу: "Can you keepthe books for me till tomorrow?" Ситуация 7. У вас вчера был день рождения. Вы рассказы- ваете, что вам подарили родители:."My father gave mea fountain- pen and my mother bought mea bag." Ситуация 8. Вы видите, что у вашего сына новая авторучка, и спрашиваете: "Where did you getthe fountain-pen?" 1. Конкретно-назывной. 2. Общеназывной. 3. Конкретно-назывной. 4. Общеназывной. 5. а) Общеназывной. б) Конкретно-назывной. 6. Конкретно-назывной. 7. Общеназывной. 8. Конкретно-назывной. ЗаданиеII. Просмотрите приведенные выше серии ситуаций еще раз и ска- жите, какпе формальные показатели, которые меняются при изменении смыс- ловой направленности имен существительных в различных ситуациях, харак- теризуют пмепа существительные в английском языке. (Ключ дается ниже.) | Такими показателями являются артикли. Вывод. Имена существительные в английском языке, так же как и в русском, характеризуются потенциальной смысловой раз- ноплановостью, т. е. обладают способностью употребляться в речи в различных смыслах -- находиться в различного рода соотне- сенности с называемым объектом. В русском языке потенциальная смысловая разноплановость имен существительных не имеет какого-либо формального признака. В английском же она передается в речи с помощью специальных слов -- артиклей, каждым из которых является показателем стро- го определенной смысловой направленности употребленных в речи имен существительных. Определенный артикль указывает на употребление имени существительного в конкретно-назывном смысле, что предпола- гает конкретную соотнесенность имени существительного с назы- ваемым объектом. Такое имя существительное может обозначать наличный, однозначно выделенный или известный собеседникам в силу тех или иных обстоятельств объект (группу объектов). Неопределенный и нулевой артикли являются показателями употребления имен существительных в общеназывном смысле. Такие имена существительные употребляются вне соотнесенности с чем-либо конкретно данным, особым образом выделенным или известным собеседникам благодаря общности их прошлого опыта. ' Функция английских артиклей, таким образом, заключается в указании на смысловую направленность имен существительных в процессе речи, которая определяется характе- ром соотнесенности имен существительных с называемыми объектами. Задание. Ответьте письменно на следующие вопросы. 1. Что является формальным показателем смысловой направленности имен существительных в английском языке? 2. Какой артикль указывает на употребление имени существительного: а) в конкретно-назывном смысле? б) в общеназывном смысле? 3. Что включается в понятие конкретно-назывного и общеназывного смысла? 4. Какова функция английских артиклей в речи? Задание I. coal Задание II. meat -- a piece (slice, joint) of meat sugar -- a lump (packet) of sugar soap --a brick (cake, piece) of soap ink -- a bottle of ink chalk --a piece of chalk bread -- a loaf (piece) of bread coal -- a coal, a shovelful (bucket, sack) of coal Задание III. Употребите артикли в следующих высказываниях, исходя из данных ситуаций речи. Ситуация 1. Вы несете букет цветов. К вам подбегает де вочка и говорит: "Will you give me ... flower, please?" Ситуация 2. Вы пришли со своим братом в сад поработать. Решив начать с полива цветов, вы говорите: "First we shall water ... flowers (a) and then pick ... fruit (b)." Ситуация З. Доктор говорит своему больному: "Fresh air and a lot of ... fruit (a) and ... vegetables (b), that is what you need now." Ситуация 4. Вы предлагаете своему спутнику найти речку, в которой купались во время прошлого турпохода: "Let's find ... river." Ситуация 5. Вам очень хочется искупаться, вы предлагаете своему спутнику поискать где-нибудь поблизости речку: "Let's find ... river." Ситуация в. Получив шоколадку, ребенок перестал плакать. Мать замечает, что он очень любит шоколад: "The boy is very fond of ... chocolate." Ситуация 7. Ребенок тянется к коробке с шоколадом. Вы объясняете это тем, что он хочет шоколадку: "The boy wants ... chocolate." Ситуация 8. Когда вы отобрали у ребенка шоколад, он запла кал. Вы говорите, что он хочет получить его обратно: "Не wants ... chocolate back." | 1. а 2. (a) the; (b) the 3. (a) --; (b) -- 4. the 5. a | 6.---7. a 8. the Задание IV. Ответьте письменно на следующие вопросы. 1. Какие факторы необходимо учитывать при употреблении английских артиклей в речи? 2. Что входит в понятие каждого из факторов? 3. При употреблении каких артиклей учитывается внешняя структура называемых объектов и их числовая характеристика? Английский артикль в речевых ситуациях. Волкова Е.А.
ВОЛКОВА. АНГЛИ Предисловие ВВЕДЕНИЕ |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |