Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХАнализ смысловой стороны имен существительных показывает, что в процессе речи одно и то же имя существительное может употребляться говорящими в различных смыслах: 1) конкретно-назывном - для обозначения объектов, находящихся в поле зрения собеседников, однозначно выделенных (из ситуации речи собеседникам ясно, какой объект имеется в виду, оба они соотносят это существительное с одним и тем же объектом) или известных им в силу каких-то обстоятельств. Например: вы видите в руках у мальчика камень (камни) и просите воспитательницу: «Отберите у ребенка камень (камни), пожалуйста»; 2) общеназывном -- для называния объектов как таковых, вне соотнесенности с чем-то конкретно данным, однозначно выделенным или известным собеседникам. Например: решив разбить палатку, вы говорите своему спутнику: · а) «Найди где-нибудь камень, а то нам нечем будет забивать колья»; · б) «Пойди к реке. Там, наверное, есть камни. Принеси. Мы будем забивать ими колья». Взятые отдельно, вне речевой ситуации, имена существительные характеризуются смысловой неопределенностью, которая выражается в том, что мы не можем сказать, в каком смысле их следует понимать, в какого рода соотнесенности они находятся с называемыми объектами -- обозначают ли они лица, предметы, вещества, явления в т. п. как нечто конкретно данное, по тем или другим обстоятельствам известное собеседникам, или просто называют их как таковые, вне соотнесенности с чем-то известным или однозначно выделенным. Имена существительные, характеризующиеся смысловое неопределенностью в изолированном положении, приобретают ярко выраженную смысловую направленность в конкретных ситуативных условиях речи. Здесь каждое имя существительное употребляется говорящим в каком-то строго определенном смысле. Приведем несколько примеров. Ситуация 1. · а) Вчера мы купили новый стол. Сегодня я села за него к вижу, что ом не удобен для письма. Я говорю: «Стал не удобен для письма». · б) Староста напоминает дежурному: «Сегодня твоя очередь мыть столы». В данных двух ситуациях слово «стол» в форме единственного в множественного числа употребляется говорящем в конкретно-назывном смысле, т. е. находится в конкретной соотнесенности с обозначаемым им объектом. В ситуации а) оно обозначает наличный предмет, в ситуации б) - предметы, известные собеседникам благодаря общности их опыта. Ситуация 2. · а) Вам дали отдельную комнату для работы. В ней нет абсолютно никакой мебели. Вас спрашивают, что вам нужно. Вы отвечаете: «Прежде всего мне необходим стол». · б) Учащийся сообщает своим родителям: «В следующем году у нас в классе вместо парт поставят столы». Здесь слово «стол» в форме единственного и множественного числа употребляется в общеназывном смысле, т. е. называет объекты как таковые, без указания на что-то конкретное или однозначно выделенное. Вывод. Анализ смысловой стороны имен существительных показывает, что последние обладают потенциальной смысловой разноплановостью, т. е. могут употребляться в речи в различного рода соотнесенности с называемыми объектами. Потенциальная смысловая разноплановость имен существительных раскрывается при употреблении их в различных ситуативных условиях. В процессе речи имена существительные могут употребляться: · 1) в конкретно-назывном смысле, т. е. в конкретной соотнесенности с называемым объектом, обозначая наличный, однозначно выделенный или известный собеседникам в силу тех или иных обстоятельств объект (объекты); · 2) в общеназывном (неконкретном) смысле, т. е. для называния объекта (объектов) как такового (таковых), вне соотнесенности с чем-то известным или однозначно выделенным. Проверьте, как вы усвоили материал первого параграфа. Задание. Определите, в каком смысле (конкретно-назывном или общеназывном) употребляются выделенные имена существительные в приведенных ниже ситуациях. А. Ситуация 1. Вы останавливаетесь перед раскидистым деревом и замечаете: «Посмотри на дуб. Ему, навервоо, очень много лет». Ситуация 2. Вы решаете вопрос о том, какое дерево лучше посадить во дворе. Кто-то предлагает: «Давайте посадим дуб: он дает много тени». Ситуация 3. В письме вы сообщаете своему другу: «Наш парк преобразился: там посадили много новых деревьев. В основном -- это дубы и липы (а)». «Дубы (б), которые мы сажали в парке, уже выросли. Парк преобразился». · 1. В конкретно-назывном. · 2. В общеназывной. · 3. (а) В общеназывном. (б) В конкретно-назывном. Б. Ситуация 1. Мы сидим с вами на лекции. Когда вы пишете, у вас скрипит перо. Мне это надоедает. Я говорю: «Смени, пожалуйста, перо. Оно действует мне на нервы». Ситуация 2.У меня сломалось перо. Я обращаюсь к учащимся: «Ребята, кто мне может одолжить перо (а)?» -- «Спросите у Белова. Он всегда носит с собой запасные перья (б)». · 1. В конкретно-назывном. · 2. (а) В Общеназывном. (б) То же. В. Ситуация 1. Я пришла к вам и спрашиваю: «Не можете ли вы одолжить конверт? Мне надо срочно отослать письмо, а почта закрыта». Ситуация 2. К вам пришла приятельница в новом плаще. Вы спрашиваете ее: «Где ты купила плащ (а)? Мне тоже очень нужен плащ (б), но я не могу найти ничего подходящего». - «Сходи в магазин на улице Мира, там сегодня продают красивые плащи (в)». Ситуация 3.Девочка ищет вашу сестру. Вы говорите ей: «Посмотри во дворе. Она, по-видимому, играет там с детьми». Ситуация 4.Учительница вошла в класс и, увидев, что там сидят только девочки, спросила: «А где же мальчики?» · 1. В общеназывном. · 2. а) В конкретно-назывном. б) В общеназывном. в) То же. · 3. В конкретно-назывном. · 4. В конкретно-назывном. СМЫСЛОВАЯ РАЗНОПЛАНОВОСТЬ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Посмотрим теперь, как указанная выше потенциальная смысловая разноплановость имен существительных проявляется в английском языке. Разберем несколько ситуаций со словом table. Ситуация 1.Стол, за которым вы работаете, стоит посередине комнаты. Там темно. Вы хотите передвинуть его поближе к окну и просите находящегося в комнате человека помочь вам: "Will you help me to move the table to the window?" Здесь слово table находится в конкретной соотнесенности с называемым объектом, т. е. обозначает тот стол, за которым вы работаете. Таким образом, в данной речевой ситуации слово table употребляется в конкретно-назывном смысле. Ситуация 2.Ваша сестра готовится к экзаменам вместе с друзьями у вас в комнате, но к вам пришли гости. Вы предлагаете им перейти в спальню. Одна из девочек спрашивает вашу сестру по-английски: "Is there a table in the bedroom?" В данном случае слово table употреблено в общеназывном смысле - им назван объект как таковой, как отдельный представитель класса, вне конкретной соотнесенности. Ситуация 3.Учительница дает наставления своим учащимся: "Keep your classroom in order, don't write on the tables, see to it that there is always a good piece of chalk and a wet duster by the blackboard." В данной ситуации существительное table в форме множественного числа употребляется в конкретно-назывном смысле -- для обозначения столов, находящихся в классной комнате. В данной ситуации существительное table в форме множествен- ного числа употребляется в конкретно-назывном смысле -- для обозначения столов, находящихся в классной комнате. Ситуация 4: Вернувшись домой из школы, ребенок сообщает своим родителям: "They have taken the old desks away from our laboratory and put in newtables instead." Здесь имя существительное table в форме множественного чис- ла употребляется говорящим в общеназывном смысле -- для на- зывания объектов как таковых, как представителей класса. Слово tables в данном случае не соотносится с конкретными столами, которые теперь стоят в лаборатории, а обозначает тот класс предметов, к которому они относятся. Выполните несколько заданий, требующих определения смысловой направленности имен существительных в различных ситуациях речи. Задание I. Определите смысл выделенных имен существительных в приве- денных ниже ситуациях. Ситуация 1. Чтобы привлечь внимание учащихся к тому, что написано на доске, учитель говорит: "Look atthe blackboard,please." Ситуация 2. Вашу группу попросили перейти заниматься в одну из лабораторий. Староста спрашивает; "Is therea black- board in the laboratory?" Ситуация З. Вы пришли в детсад в середине рабочего дня, чтобы забрать свою сестру. Вам ответили: "You can't take your sister home untilthe children get up. They are having a rest now." Ситуация 4. "What do you want to be, Mike?" "I'd like to be a teacher." "Why?" "I'm fond ofchildren." Ситуация 5. К вам подбегает мальчик с газетами и спраши- вает; a) "Will you buya newspaper, please?" 6) "Will you buy one ofthe newspapers, please?" Ситуация 6. Вы отобрали несколько книг, но у вас не ока- залось достаточно денег, чтобы заплатить за них, вы обращаетесь к продавцу: "Can you keepthe books for me till tomorrow?" Ситуация 7. У вас вчера был день рождения. Вы рассказы- ваете, что вам подарили родители:."My father gave mea fountain- pen and my mother bought mea bag." Ситуация 8. Вы видите, что у вашего сына новая авторучка, и спрашиваете: "Where did you getthe fountain-pen?" 1. Конкретно-назывной. 2. Общеназывной. 3. Конкретно-назывной. 4. Общеназывной. 5. а) Общеназывной. б) Конкретно-назывной. 6. Конкретно-назывной. 7. Общеназывной. 8. Конкретно-назывной. ЗаданиеII. Просмотрите приведенные выше серии ситуаций еще раз и ска- жите, какпе формальные показатели, которые меняются при изменении смыс- ловой направленности имен существительных в различных ситуациях, харак- теризуют пмепа существительные в английском языке. (Ключ дается ниже.) | Такими показателями являются артикли. Вывод. Имена существительные в английском языке, так же как и в русском, характеризуются потенциальной смысловой раз- ноплановостью, т. е. обладают способностью употребляться в речи в различных смыслах -- находиться в различного рода соотне- сенности с называемым объектом. В русском языке потенциальная смысловая разноплановость имен существительных не имеет какого-либо формального признака. В английском же она передается в речи с помощью специальных слов -- артиклей, каждым из которых является показателем стро- го определенной смысловой направленности употребленных в речи имен существительных. Определенный артикль указывает на употребление имени существительного в конкретно-назывном смысле, что предпола- гает конкретную соотнесенность имени существительного с назы- ваемым объектом. Такое имя существительное может обозначать наличный, однозначно выделенный или известный собеседникам в силу тех или иных обстоятельств объект (группу объектов). Неопределенный и нулевой артикли являются показателями употребления имен существительных в общеназывном смысле. Такие имена существительные употребляются вне соотнесенности с чем-либо конкретно данным, особым образом выделенным или известным собеседникам благодаря общности их прошлого опыта. ' Функция английских артиклей, таким образом, заключается в указании на смысловую направленность имен существительных в процессе речи, которая определяется характе- ром соотнесенности имен существительных с называемыми объектами. Задание. Ответьте письменно на следующие вопросы. 1. Что является формальным показателем смысловой направленности имен существительных в английском языке? 2. Какой артикль указывает на употребление имени существительного: а) в конкретно-назывном смысле? б) в общеназывном смысле? 3. Что включается в понятие конкретно-назывного и общеназывного смысла? 4. Какова функция английских артиклей в речи? |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |