![]() Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Химия металлов и их соединений.1. Насколько справедливо утверждение, что металлы представлены элементами всех блоков, то есть s-, р-, d- и f-блоков? Можно ли выделить электронные конфигурации атомов, которые наиболее характерны для металлов? 2. Что представляют собой сплавы? Чем отличаются друг от друга сплавы внедрения и замещения? Можно ли прогнозировать образование тех или других сплавов, исходя из свойств элементов, которые планируется использовать для их получения? 3. Исходя из электронной конфигурации атомов металлов, объясните склонность их к образованию ионов типа Ме+ и Ме2+. Как связаны максимальные значения степени окисления металлов с электронными конфигурациями их атомов? Какая корреляция существует между положением металлов в периодической таблице и их химическими свойствами? Почему некоторые «активные» металлы проявляют пассивность при действии на них химических реагентов? 4. В каких формах металлы представлены в природных условиях? Какие минералы называют рудой? Приведите примеры руд металлов, наиболее важных для хозяйственных целей. 5. Сделайте обзор основных методов получения металлов из природных соединений. Приведите примеры, иллюстрирующие применение каждого из перечисленных методов. Какие металлы получают методом электролиза? Почему некоторые металлы получают электролизом водных растворов их солей, а другие - электролизом расплавов? С какой целью проводят электрорафинирование металлов? 6. Все s-элементы - металлы. Как изменяется активность металлов этой группы в зависимости от их положения в периодической таблице? Какие из металлов IА и IIА групп получают методом электролиза? Почему ни один из щелочных металлов не получают методом восстановления в водном растворе с помощью другого более активного щелочного металла? 7. Какие соединения образуются при взаимодействии металлов IА и IIА групп с кислородом и водой? Что представляют собой пероксиды и супероксиды этих металлов? Какие из числа щелочных и щелочно -земельных металлов образуют растворимые основания, амфотерные основания? Как изменяется сила оснований в зависимости от положения образующих их s-элементов в периодической таблице? Как получают практически важные продукты - кальцинированную соду Na2СО3 и пищевую соду NаНСО3? 8. Насколько справедливо утверждение, что металлы представлены элементами всех блоков, то есть s-, р-, d- и f-блоков? Можно ли выделить электронные конфигурации атомов, которые наиболее характерны для металлов? 9. Что представляют собой сплавы? Чем отличаются друг от друга сплавы внедрения и замещения? Можно ли прогнозировать образование тех или других сплавов, исходя из свойств элементов, которые планируется использовать для их получения? 10. Какую информацию о сплавах содержат фазовые диаграммы? К какому типу относится фазовая диаграмма Fe-С? Что выражают на фазовой диаграмме эвтектическая точка и эвтектоидная точка? Какие фазы называют аустенитом, ферритом, перлитом, цементитом? Почему содержание углерода в сталях ограничивают 2%? Чем объясняется существенное различие свойств чугуна и стали? 11. Исходя из электронной конфигурации атомов металлов, объясните склонность их к образованию ионов типа Ме+ и Ме2+. Как связаны максимальные значения степени окисления металлов с электронными конфигурациями их атомов? Какая корреляция существует между положением металлов в периодической таблице и их химическими свойствами? Почему некоторые «активные» металлы проявляют пассивность при действии на них химических реагентов? 12. В каких формах металлы представлены в природных условиях? Какие минералы называют рудой? Приведите примеры руд металлов, наиболее важных для хозяйственных целей. 13. Сделайте обзор основных методов получения металлов из природных соединений. Приведите примеры, иллюстрирующие применение каждого из перечисленных методов. Какие металлы получают методом электролиза? Почему некоторые металлы получают электролизом водных растворов их солей, а другие - элекролизом расплавов? С какой целью проводят электрорафинирование металлов? 14. Все s-элементы - металлы. Как изменяется активность металлов этой группы в зависимости от их положения в периодической таблице? Какие из металлов IА и IIА групп получают методом электролиза? Почему ни один из щелочных металлов не получают методом восстановления в водном растворе с помощью другого более активного щелочного металла? 15. Какие соединения образуются при взаимодействии металлов IА и IIА групп с кислородом и водой? Что представляют собой пероксиды и супероксиды этих металлов? Какие из числа щелочных и щелочно-земельных металлов образуют растворимые основания, амфотерные основания? Как изменяется сила оснований в зависимости от положения образующих их s-элементов в периодической таблице? Как получают практически важные продукты - кальцинированную соду 16. Какие соединения Мg и Са сообщают воде временную и постоянную жесткость? Какие существуют пути устранения временной и постоянной жесткости воды? 17. В чем причина неустойчивости «простых» ионов А13+ в водных растворах? Какие формы ионов алюминия (III) преобладают в водных растворах в кислых и щелочных средах? Почему нельзя выделить из водных растворов соединения Аl2 S3, А12 (СO3)3? 18.В соответствии со значением электродного потенциала φ°Al3+/Al = -1,662 В алюминий должен обладать высокой восстановительной способностью. Но алюминий и его сплавы устойчивы в окислительных средах. Чем объясняется устойчивость алюминия по отношению к окислителям? Какие свойства алюминия определили возможность широкого использования алюминиевой фольги для приготовления, упаковки и хранения пищевых продуктов? 19. Какие электродные конфигурации атомов свойственны d-металлам (переходным металлам)? Как, исходя из электронных конфигураций атомов, можно объяснить образование переходными металлами ионов типа Ме+, Ме2+ и Ме 3+? Как можно оценить значения возможных максимальных степеней окисления d-металлов, исходя из их положения в периодической таблице? Какие закономерности изменения свойств металлов проявляются в зависимости от их положения в периодах и в группах периодической таблицы? Чем можно объяснить особую близость пар элементов второго и третьего переходных рядов одних и тех же групп? 20. Какими свойствами обладают металлы Cr, Мо и W, какие реагенты и при каких условиях действуют на эти металлы? Составьте уравнения реакций взаимодействия Cr с разбавленной и концентрированной Н2SО4, Мо — с концентрированной НNО3, W - со смесью HNO3 и НF. 21. Какие степени окисления характерны для Сг, Мо и W в их химических соединениях? Рассмотрите основные закономерности изменения окислительно-восстановительных и кислотно-основных свойств хрома на примере соединений СrО-Сr2О3-СrО3 и Сr(ОН)2-Сr(ОН)3-Н2СrО4, сделанные выводы подтвердите уравнениями химических реакций. Какое различие по составу и структуре проявляется между хроматами и дихроматами? Какие сложные формы ионов могут образовывать молибден (VI) и вольфрам (VI) в водных средах? 22. Какие степени окисления в химических соединениях проявляют Мn, Тс и Rе? Укажите наиболее устойчивые состояния этих элементов и те условия, при которых они реализуются. В природных условиях наиболее устойчивым соединением марганца является МnО2. Предложите химические реакции, с помощью которых можно получить из МnО2 следующие соединения: Мn(ОН)2, МnО(ОН), К2МnО4 и КМnО4. 23. Сопоставьте электронные конфигурации атомов Fе, Со и Ni и степени окисления, свойственные этим элементам, обратив внимание на максимальные значения возможных степеней окисления и значения наиболее устойчивых степеней окисления. В каких ионных состояниях существуют железо, кобальт и никель в водных растворах? Какие комплексные соединения могут образовывать данные элементы? Дайте характеристику кислотно-основных свойств гидроксидов железа (II) и (III). Что представляют собой ферриты? Чем обусловлено широкое практическое использование железа и сплавов на его основе?
5.6.2. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Основные стехиометрические законы химии. Расчеты по химическим формулам. Расчеты по химическим уравнениям. Практический выход продукта реакции. 2. Модель атома с позиций квантовой механики. Квантовые числа и атомные орбитали. 3. Электронные конфигурации атомов. Принципы заполнения орбиталей электронами. 4. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Причина периодичности. 5. Периодически изменяющиеся свойства изолированных атомов, простых и сложных веществ. 6. Химическая связь, её природа и количественные характеристики: длина, энергия, валентный угол. 7. Ковалентная связь и методы её описания. Метод валентных связей. Механизмы образования и разрыва ковалентной связи. 8. Свойства ковалентной связи: насыщаемость, направленность, поляризуемость. Полярность связи и молекулы. 9. Гибридизация атомных орбиталей и пространственное строение атомов и ионов. 10. Метод молекулярных орбиталей. Описание молекул по методу МО. 11.Ионная связь. Особенности структуры и свойств ионных соединений. Энергия кристаллической решетки. Координационные числа ионов и типы кристаллических структур. 12. Металлическая связь. Зонная теория металлической связи. 13. Химическая связь в твердых телах. Проводники, диэлектрики, полупроводники. 14. Межмолекулярное взаимодействие (ориентационное, индукционное, дисперсионное). Энергия межмолекулярного взаимодействия. 15. Водородная связь. Влияние водородной связи на физические свойства веществ с молекулярной структурой. 16. Кристаллическое состояние вещества. Атомные, ионные, металлические, молекулярные кристаллы и их свойства. 17. Применение законов термодинамики к химическим процессам. 18.Основные экспериментальные и расчетные методы определения термодинамических характеристик химических систем и отдельных веществ. 19. Первый закон термодинамики. Теплоты процессов при постоянном объёме и при постоянном давлении. 20. Закон Гесса и его следствия. Оценка теплоты химической реакции по энергиям связей. 21. Стандартные состояния и стандартные теплоты образования веществ. 22. Теплоты сгорания. Топливо как источник энергии. 23. Зависимость теплового эффекта от температуры. 24. Второй закон термодинамики. Самопроизвольные и несамопроизвольные процессы. 25. Роль энтальпийного, энтропийного факторов и температуры в оценке возможности и полноты протекания химической реакции. 26. Термодинамика химического равновесия. Расчеты выхода продуктов химических реакций различных типов. 27. Фазовые равновесия. Применение правила фаз Гиббса к диаграммам состояния однокомпонентных и двухкомпонентных систем. Термический анализ. 28. Основные понятия и законы химической кинетики. 29. Кинетический закон действующих масс и области его применения. 30. Использование законов химической кинетики в современных технологиях. 31. Зависимость скорости химической реакции от природы и концентрации реагентов, температуры. Температурный коэффициент скорости. 32. Теория активированного комплекса. Энергия активации, методы определения. Уравнение Аррениуса. 33. Механизм химической реакции. Цепные химические реакции. Основные стадии протекания цепных реакций. 34. Колебательные химические реакции. 35. Катализаторы и ингибиторы. Роль катализа в химии. Механизмы каталитических процессов. Каталитические процессы в химической, нефтехимической, газовой промышленности. 36. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Сдвиг химического равновесия. Принцип Ле - Шателье. 37. Растворы и реакции в водных растворах. 38. Растворение как физико-химический процесс. Изменение энтальпии и энтропии при растворении веществ. Сольватация. 39. Классификация растворов. Способы выражения состава растворов. 40. Давление насыщенного пара жидких растворов. Закон Рауля. 41. Коллигативные свойства растворов. Криоскопия и эбулиоскопия. Осмос. 42. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. 43. Особые свойства воды как растворителя. Диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель. 44. Равновесия в растворах слабых электролитов. Константа диссоциации. Закон разбавления. 45. Труднорастворимые электролиты. Произведение растворимости. Условия осаждения труднорастворимых веществ и их растворения. 46. Протолитические равновесия. Гидролиз солей. 47. Электрохимические свойства растворов. Окислительно-восстановительные реакции. 48. Электродные потенциалы. Формула Нернста. Гальванический элемент. 49. Элетролиз растворов и расплавов солей. Законы Фарадея. 50. Коррозия металлов. Химическая и электрохимическая коррозия. Методы защиты металлов от коррозии. 51. Комплексные соединения. Получение. Номенклатура. Изомерия. 52. Химическая связь в комплексных соединениях. Метод ВС, ТКП. 53. Комплексообразование в растворах. Константа нестойкости и константа устойчивости. 54. Химия р-элементов. 55. Общая характеристика элементов VII-A группы. 56. Галогены и их соединения. 57. Вода. Структура и свойства воды. Аномальные свойства воды. 58. Общая характеристика элементов VI-A группы 59. Сера и ее соединения. 60. Кислород, сера, селен и их соединения. 61. Общая характеристика элементов V-А группы. 62. Азот и его соединения. 63. Фосфор и его соединения. 64. Общая характеристика элементов IV-A группы. 65. Силикаты и алюмосиликаты. Общая характеристика. Стекло, керамика, ситаллы, цемент. 66. Металлы: общая характеристика, сплавы, методы получения. 67. Химия s-металлов. Биологическая роль, токсикология. 68. Общие закономерности химии d-элементов. 69. Химия d-элементов I-II групп периодической системы Д.И. Менделеева. 70. Цинк, кадмий, ртуть и их соединения. 71. Железо, кобальт, никель и их соединения. 72. Хром, молибден, вольфрам и их соединения. 73. Марганец, технеций, рений и их соединения.
5.6.3. Примеры вариантов контрольных работ Тема: Строение вещества. Периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь
Вариант 1. 1. Укажите набор квантовых чисел для энергетических состояний 1s2; 5p2; 4f2 2. По указанным конфигурациям валентных электронов 5s25p5; 4s2 3d2 определите: а) место элемента в Периодической системе (период, группу, подгруппу); б) распределение электронов для данного элемента по слоям; в) высшую степень окисления. 3. Напишите полную электронную формулу атома Bi, иона Bi3+, атома брома, иона Вг-. Вариант 2. 1. Укажите максимальное количество электронов в атоме, содержащем три энергетических уровня. 2. По указанным конфигурациям валентных электронов 3s23p3; 6s25d10 определите: а) место элемента в Периодической таблице (период, группу, подгруппу); б) распределение электронов для данного элемента по слоям; в) возможные степени окисления. 3. Напишите полную электронную формулу атомов Ва, Ge, Ni, Ce. Укажите, к какому электронному семейству относится каждый элемент.
Тема: Химическая термодинамика и химическое равновесие. Химическая кинетика Вариант 1. 1. Определите возможность протекания процесса при стандартных условиях и при 1000 К (см. прил. литература 7): Fe2О3(к) + ЗСО(г) = 2Fe(к) + ЗСО2(г). 2. Скорость некоторой реакции при 0°С примем за единицу. Вычислите скорость той же реакции при 100°С, если температурный коэффициент у = 3. 3. Укажите, как повлияет на равновесие в системе:
а) увеличение температуры, б) уменьшение давления. Составьте выражение константы равновесия для данного обратимого процесса. Вариант 2 1. Определите возможность протекания процесса при стандартных условиях и при 1000 К (см. прил. литература 7): 2NiO(K) + С(граф) = 2Ni(к) + СО2(г). 2. Температурный коэффициент скорости некоторой реакции равен 2,3. Укажите, как изменяется скорость этой реакции при повышении температуры на 20 ˚С. 3. Составьте выражение константы равновесия для реакций:
Укажите, как повлияет на равновесие в этих системах: а) уменьшение температуры, б) увеличение давления.
Тема: Растворы. Реакции в водных растворах Вариант 1. 1. Напишите уравнения электролитической диссоциации растворов H3PО4; Sr(OH)2; Ba(CH3COO)2; FeOHCl2. 2. Напишите молекулярное и ионно-молекулярное уравнения реакций: Na2S + HC1 = Ba(HSО4)2 + Ba(OH)2 = 3. Составьте молекулярные уравнения реакций, которым соответствуют данные ионно-молекулярные уравнения:
4. Вычислите рН 0,001 М раствора HBrO (α = 0,1). Вариант 2. 1. Напишите уравнения электролитической диссоциации растворов H3AsО4; NH4OH; NaHS; Al(OH)2NО3. 2. Напишите молекулярные и ионно-молекулярные уравнения Са(НСО3)2 + HC1 = ВаСО3 + HNО3 = 3. Составьте молекулярные уравнения реакций, которым соответствуют данные ионно-молекулярные уравнения
4. Вычислите концентрацию ионов водород (моль/л) в растворе, рОН которого равен 3. Тема: Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимия Вариант 1. I. Составьте уравнения окислительно-восстановительных реакций методами полуреакций и электронного баланса. Рассчитайте ЭДС при стандартных условиях для реакции (1) и сделайте вывод о возможности ее протекания. Укажите типы окислительно-восстановительных реакций.
II. Напишите в молекулярной и ионной форме уравнения реакций гидролиза соли (укажите рН среды): a) K2S; б) А1С13 Вариант 2. I. Составьте уравнения окислительно-восстановительных реакций методами полуреакций и электронного баланса. Рассчитайте ЭДС при стандартных условиях для реакции (1) и сделайте вывод о возможности ее протекания. Укажите типы окислительно-восстановительных реакций.
II. Определите, чему равен заряд комплексного иона и степень окисления комплексообразователя в следующих соединениях: a) K2[HgI4], б) [Co(NH3)4]SO4, в) [Cr(H2O)sCN]Cl2. Назовите соединения. III. Напишите в молекулярной и ионной форме уравнения реакций гидролиза соли (укажите рН среды): a) (NH4)2 S; б) FeCl3
Примеры тестовых заданий Тема: Химическая кинетика 1. Скорость химической реакции это:
Ответ: а) число элементарных актов реакции, происходящих в единице объема; б) число элементарных актов реакции, происходящих в единицу времени в единице объема или на единице поверхности; в) число элементарных актов реакции, происходящих на единице поверхности; г) число элементарных актов реакции, происходящих в единицу времени
2. Гомогенная реакция протекает
Ответ: а) в объеме фазы; б) на границе раздела фаз; в) на поверхности твердого вещества
3. Гетерогенная реакция протекает Ответ: а) в жидкости б) в объеме фазы; в) в газовой фазе; г) на поверхности раздела фаз;
2. Во сколько раз уменьшится скорость прямой реакции
FeO(тв) + Н2(г) = Fe(тв) + Н2О
при уменьшении концентрации водорода в 3 раза?
Ответ: а) в 3 раза; б) в 6 раз; в) в 9 раз; г) в 27 раз.
5. Какое влияние оказывает катализатор:
Ответ: а) увеличивает скорость движения молекул реагентов; б) увеличивает число столкновений реагентов в единицу времени; в) уменьшает энергию активации процесса; г) увеличивает тепловой эффект реакции
6. Химические реакции, протекающие во взаимно противоположных направлениях, называют....
Ответ: а) гетерогенными; б) обратимыми; в) термохимическими; г) каталитическими
7. Во сколько раз изменится скорость реакции А(г)> + 2В(г)> = С(г) если концентрацию вещества А уменьшить в 3 раза?
Ответ:а) увеличится в 6 раза; б) уменьшится в 6 раза; в) увеличится в 3 раза; г) уменьшится в 3 раза.
8. При увеличении температуры на 50° скорость реакции увеличилась в 243 раз. Чему равен температурный коэффициент реакции?
Ответ: а) 2,56; б) 3; в) 2; г) 5
9. За какое время завершится реакция при температуре 140˚С, если при 170 °С она протекает за 10 мин. Температурный коэффициент реакции равен 3
Ответ: а) 60 мин; б) 180 мин; в) 270 мин; г) 300 мин.
10. Скорость реакции в растворе СН3СООСН3 + Н2О = СН3СООН + СН3ОН не зависит от:
Ответ: а) наличия катализатора; б) концентрации реагирующих веществ; в) атмосферного давления; г) температуры раствора.
11. Во сколько раз нужно увеличить концентрацию монооксида углерода в реакции 2CO(g)=CО2С, чтобы скорость реакции увеличилась в 4 раз?
Ответ: а) в 2 раза; б) в 3 раза; в) в 4 раза; г) в 5 раз
12. Во сколько раз нужно увеличить давление в системе 2NO(г)+ О2 (г)=2NО2 (г), чтобы скорость образования диокисида азота увеличилась в 1000 раз?
Ответ: а) в 5 раз; б) в 10 раз; в) в 100 раз; г) в 1000 раз
13. Скорость прямой реакции N2 + ЗН2 = 2NH + Q возрастает при:
Ответ: а) увеличении концентрации азота; б) уменьшении концентрации азота; в) увеличении концентрации аммиака; г) уменьшении концентрации водорода
14. Выход аммиака в процессе его синтеза из азота и водорода N2 + ЗН2 = 2NH3 + Q увеличивается при:
Ответ: а) повышении температуры; б) введение катализатора; в) повышении давления; г) понижении давления
15. При повышении температуры на каждые 10˚С скорость гомогенной реакции:
Ответ: а) остается без изменений; б) увеличивается в 2 - 4 раза; в) увеличивается в 10 раз; г) снижается в 2 - 4 раза.
16. Вещество, которое значительно увеличивает скорость химической реакции, но остается неизменным по окончании процесса, называется:
Ответ: а) инициатор; б) активатор; в) ингибитор; г) катализатор.
17. Уравнение lnk = а/Т + b, выражающее зависимость константы скорости от температуры, называется:
Ответ: а) уравнение Кирхгоффа; б) уравнение Максвелла-Больцмана; в) уравнение Аррениуса; г) уравнение Вант-Гоффа.
18. Число молекул, участвующих в элементарном акте химического взаимодействия определяет:
Ответ: а) молекулярность реакции; б) порядок реакции; в) элементарность реакции; г) пропорциональность реакции.
19. Бимолекулярные - это реакции:
Ответ: а) элементарный акт которых осуществляется при столкновении двух частиц; б) только двух одинаковых; в) трех частиц; г) происходит химическое превращение одной молекулы в другую
20. Молекулярность - характеризует:
Ответ: а) кинетическое уравнение реакции; б) механизм реакции; в) число элементарных актов реакции, происходящих в единицу времени
21. По молекулярности известны реакции
Ответ: а) мономолекулярные; б) бимолекулярные; в) тримолекулярные; г) четырех молекулярные; д) с молекулярностью более трех е) о молекулярности реакций ничего не известно.
22. Уменьшение энергии активации реакции вызывает
Ответ: а) увеличение константы скорости; б) снижение константы скорости; в) не влияет на скорость реакции; г) увеличение теплового эффекта реакции
23. Порядок реакции определяется...
Ответ: а) по уравнению Аррениуса; б) стехиометрическими коэффициентами при реагентах в уравнении реакции; в) только из экспериментальных данных
24. Скорость реакции нулевого порядка зависит: ...
Ответ: а) от времени б) постоянна во времени и не зависит от концентраций реагирующих веществ; в) зависит от концентраций реагирующих веществ; г) зависит от давления реагирующих веществ;
25. Константа скорости реакции это по смыслу величина
Ответ: а) k равна скорости реакции для случая, когда концентрации реагирующих веществ равны 1 моль/л; б) k равна скорости реакции для случая, когда концентрации реагирующих веществ равны 10 моль/л; в) не имеет физического смысла
26. Сумма показателей степени в уравнении закона действия масс называется
Ответ: а) молекулярностью реакции; б) стехиометрическими коэффициентами; в) порядком реакции
27. Константой равновесия (К) называется:
Ответ: а) отношение констант скорости прямой и обратной реакций; б) величина обратная скорости прямой реакции; в) величина пропорциональная скорости обратной реакции
28. Константой равновесия (К)зависит от
Ответ: а) природы реагирующих веществ и от температуры; б) от концентраций реагирующих веществ; в) есть величина постоянная и не зависит от температуры; г) от времени.
29. При увеличении температуры от 298К до 328К скорость реакции увеличилась в 8 раз. Чему равен температурный коэффициент реакции?
Ответ: а) 2,5; 6)3; в) 2; г) 4
30. Скорость химической реакции прямо пропорциональна:
Ответ: а) температуре; б) произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в некоторых степенях; в) произведению концентраций продуктов реакции; г) не зависит от концентрации реагентов.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |