Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семинар 11: «Правотворчество и законотворчество».
Учебная цель: закрепление усвоенного материала и контроль знаний по теме «Правотворчество и законотворчество».
Воспитательная цель:формирование высокого уровня правовой культуры, воспитание уважительного отношения к законности, чувства гордости за избираемую профессию юриста, сотрудника ОВД.
Развивающая цель: уметь анализировать особенности правотворчества и законотворчества: работа с первоисточниками (научные тексты, нормативные документы и т.д.), решать практические задачи
Вопросы:
1. Понятие правотворчества. Правотворчество и правообразование. Соотношение правотворчества и законотворчества
2. Принципы правотворчества.
3. Субъекты и виды правотворчества.
4. Стадии правотворческого процесса. Порядок опубликования и вступления в силу нормативных актов.
5. Систематизация нормативных актов, ее понятие и значение.
6. Виды систематизации.
· Инкорпорация и ее разновидности: хронологическая и тематическая, официальная и неофициальная.
· Свод законов как разновидность систематизации законодательства.
· Кодификация законодательства, ее значение и разновидности.
7. Юридическая техника правотворчества. Язык нормативно-правовых актов.
Задания и методические рекомендации
Для полноценного изучения данной темы необходимо усвоить следующие дидактические единицы.
Правообразование и правотворчество, понятие и соотношение. Принципы правотворчества. Виды правотворческой деятельности (по субъекту, по способу придания юридической силы, по наличию или отсутствию лоббирования).
Правотворчество и законотворчество. Понятие и основные стадии законотворческого процесса. Законодательная инициатива, подготовка и обсуждение законопроекта, принятие и опубликование закона. Проблемы совершенствования законодательного процесса. Нормативный правовой акт - основной результат правотворчества и форма российского права.
1. Составьте словарь основных терминов, изученных в данной теме.
2. Решите задачи
Задача 1 Определите, кто из указанных лиц обладает правом законодательной инициативы:
1)Президент РФ;
2) председатель правительства;
| 3) депутаты Гос. Думы;
4) Генеральный прокурор РФ
| Задача 2. Укажите, какие из перечисленных ниже нормативных актов принимает Правительство РФ:
1) Конституция РФ;
2) указы;
| 3) постановления;
4) законы;
5) распоряжения.
| Задача 3. Назовите заключительный этап правотворческого процесса
а) обсуждение и официальное принятие проекта;
б) всенародное обсуждение;
| в) окончательная обработка и редактирование проекта;
г) официальное опубликование документа .
| Задача 4.Продолжите предложение «Нормативно-правовой акт вступает в силу…»
а) со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие;
б) с момента его принятия правотворческим органом на рассмотрение;
| в) с момента его принятия Государственной Думой в первом чтении;
г) по истечении определенного срока.
| 3. Соотнесите определения и понятия.
Понятия
| Определения
| 1. Вето
| А.совокупность последовательно осуществляемых организационных действий: законодательной инициативы, обсуждения законопроекта, принятие закона, опубликование закона
| 2. Законодательная инициатива
| Б. совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности
| 3. Законопроект
| В. деятельность, прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм
| 4.Законотворчес-
кий процесс
| Г. создание специализированных компьютерных программ («Гарант», «Консультант», «Кодекс»), содержащих информацию о законодательных актах, группируемых по различным критериям (как правило, по предметно-хронологическому признаку)
| 5. Кворум
| Д. отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом
| 6. Кодификация
| Е. основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир для органов, творящих право
| 7. Консолидация
| Ж. закрепленное в К РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган, которое порождает у последнего обязанность рассмотреть предложение и законопроект
| 8. Правотворчество
| З. самая простая форма систематизации, смысл которой заключается в упорядочении имеющейся информации и группировке систематизируемых материалов в специальные предметные блоки
| 9. Принципы правотворчества
| И. текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный в соответствии с законодательной процедурой, установленной для внесения на рассмотрение законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов
| 10. Систематизация законодательства
| К. форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый документ, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение
| 11. Систематизация на электронных носителях
| Л. установленное законом или уставом количество присутствующих на определенном мероприятии, считающеесяобязательным условием для признания его решений действительными и юридически значимыми
| 12. Учет
| М. форма систематизации, совершенная путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный законодательный акт с изменением их содержания.
| 13.Юридическая техника
| Н. деятельность по упорядочиванию и совершенствованию нормативных актов в целях удобства пользования ими
|
|