Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Периферические системы обеспечения речи

К периферическим органам речи относятся:

1) энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма);

2) генераторная система — звуковые вибраторы, при колебании ­которых образуются звуковые волны (голосовые связки гортани — тоновый вибратор; щели и затворы, получающиеся во рту при артикуляции);

3) резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и грудная клетка).

Речь образуется в результате изменения формы и объема над­ставной трубки, состоящей из полости рта, носа и глотки. В резонаторной системе, отвечающей за тембр голоса, образуются оп­ределенные форманты, специфические для данного языка. Резо­нанс возникает в результате изменения формы и объема надстав­ной трубки.

Артикуляция — это совместная работа органов речи, необходи­мая для произнесения звуков речи. Артикуляция регулируется ре­чевыми зонами коры и подкорковыми образованиями. Для правиль­ной артикуляции необходима определенная система движений ор­ганов речи, формирующаяся под влиянием слухового и кинестизического анализаторов.

Процесс речи можно рассматривать как результат работы пери­ферических органов, основанный на генерации дифференциро­ванных акустических последовательностей (звуков) и являющий­ся высоко координированной произвольной моторной активностью фонационного и артикуляционного аппаратов. Все характеристи­ки речи, такие, как скорость, сила звука, тембр, окончательно складываются у мужчины после так называемой «ломки голоса», а у женщины по достижении старшего подросткового возраста и представляют собой устойчивую функциональную систему, кото­рая остается практически неизменной вплоть до глубокой старо­сти. Именно поэтому мы легко узнаем знакомого человека по го­лосу и по особенностям речи.

Мозговые центры речи

Клинические данные, полученные при изучении локальных по­ражений мозга, а также результаты электростимуляции структур мозга, позволили четко выделить те специализированные структу­ры коры и подкорковых образований, которые ответственны за способность произносить и понимать речь. Так, установлено, что локальные поражения левого полушария различной природы у прав­шей приводят, как правило, к нарушению функции речи в целом, а не к выпадению какой-либо одной речевой функции.

Речевые центры коры. Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, тесно связана с развитием фонематического слу­ха, т.е. слуха, обеспечивающего восприятие и понимание фонем дан­ного языка. Главная роль в адекватном функционировании фонема­тического слуха принадлежит такому центральному органу речи как слухоречевая зона коры больших полушарий — задняя треть верхней височной извилины левого полушария, т.н. центр Вернике. К дру­гому центральному органу речи принадлежит т.н. зона Брока, кото­рая у лиц с доминированием речи по левому полушарию, находится в нижних отделах третьей лобной извилины левого полушария. Зона Брока обеспечивает моторную организацию речи.

В 60-е годы широкую известность получили исследования В. Пенфилда, который во время операций на открытом мозге с помо­щью слабых токов раздражал речевые зоны коры (Брока и Вер­нике) и получал изменения речевой активности пациентов. (Опе­рации такого рода иногда выполняют при местной анестезии, по­этому с пациентом можно поддерживать речевой контакт). Эти фа­кты нашли свое подтверждение и в более поздних работах. Было установлено, что с помощью электростимуляции можно выделить все зоны и участки коры, включающиеся в выполнение той или иной речевой задачи, и эти участки весьма специализированы по отношению к особенностям речевой деятельности.

Регуляция речи, особенно голоса, осуществляется с участием лимбической системы, которая оказывает влияние на интонационные характеристики речи и придает ей эмоциональный характер.

Синтагматические и парадигматические аспекты речи. В ней­ропсихологии при изучении локальных поражений мозга установлено существование нарушений речевых функций (афазий) двух категорий: синтагматические и парадигматические (Лурия, 1973). Первые связаны с трудностями динамической организации речево­го высказывания и наблюдаются при поражении передних отделов левого полушария. Вторые возникают при поражении задних от­делов левого полушария и связаны с нарушением кодов речи (фо­нематического, артикуляционного, семантического и т.д.).

Синтагматические афазии возникают при нарушениях в работе передних отделов головного мозга, в частности центра Брока. Его поражение вызывает эфферентную моторную афазию, при кото­рой собственная речь нарушается, а понимание чужой речи со­храняется почти полностью. При эфферентной моторной афазии нарушается кинетическая мелодия слов по причине невозможно­сти плавного переключения с одного элемента высказывания на другой. Больные с афазией Брока осознают большую часть сво­их речевых ошибок, но могут общаться с большим трудом и лишь незначительное количество времени. Поражение другого отдела передних речевых зон (в нижних отделах премоторной зоны коры) сопровождается так называемой динамической афазией, когда боль­ной теряет способность формулировать высказывание, переводить свои мысли в развернутую речь (нарушение программирующей функции речи).

При поражении центра Вернике возникают нарушения фоне­матического слуха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку (сенсорная афазия). Речь такого боль­ного достаточно беглая, но обычно бессмысленная, т.к. больной не замечает своих дефектов. С поражением задних отделов речевых зон коры связывают также акустическо-мнестическую и оптико-мнестическую афазии, в основе которых лежит нарушение памяти, а также семантическую афазию — нарушение понимания логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные от­ношения предметов.

Механизмы восприятия речи. Одно из фундаментальных поло­жений науки о речи состоит в том, что переход к осмыслению со­общения возможен лишь после того, как речевой сигнал преобразо­ван в последовательность дискретных элементов. Далее предпо­лагается, что эта последовательность может быть представлена цепочкой символов-фонем, причем число фонем в каждом языке очень мало (например, в русском языке их 39). Таким образом, механизм восприятия речи обязательно включает блок фонетической интер­претации, который обеспечивает переход от речевого сигнала к по­следовательности элементов. Конкретные психофизиологические механизмы, обеспечивающие этот процесс еще далеко не ясны. Тем не менее, по-видимому, и здесь действует принцип детекторного кодирования (см. главу 5.1.). На всех уровнях слуховой системы об­наружена достаточно строгая тонотопическая организация, т.е. ней­роны, чувствительные к разным звуковым частотам расположены в определенном порядке и в подкорковых слуховых центрах, и пер­вичной слуховой коре. Это означает, что нейроны обладают хоро­шо выраженной частотной избирательностью и реагируют на опре­деленную полосу частот, которая существенно уже полного слухо­вого диапазона. Предполагается также, что в слуховой системе существуют и более сложные типы детекторов, в частности, напри­мер, избирательно реагирующих на признаки согласных. При этом остается неясным, за счет каких механизмов происходит формиро­вание фонетического образа слова и его опознание.

В связи с этим особый интерес представляет собой модель опо­знания букв и слов при чтении, разработанная Д.Мейером и Р.Шваневельдтом (Солсо, 1996). По их мнению, процесс опознания начи­нается в тот момент, когда ряд букв поступает на «анализатор де­талей». Получающиеся при этом коды, содержащие информацию о форме букв (прямые линии, кривые, углы) передается на детек­торы слов. При обнаружении этими детекторами достаточных при­знаков генерируется сигнал, подтверждающий, что обнаружено некоторое слово. Обнаружение определенного слова также акти­визирует расположенные рядом слова. Например, при обнаруже­нии слова «компьютер» активизируются также слова, располо­женные в сети памяти человека близко от него, — такие как «про­граммное обеспечение», «винчестер», «компьютерные игры» и т.д. Возбуждение семантически связанных слов облегчает их последу­ющее обнаружение. Эта модель подтверждается тем, что испыту­емые опознают связанные слова быстрее, чем несвязанные. Эта мо­дель привлекательна также и тем, что открывает путь к понима­нию структуры семантической памяти.

Организация речевого ответа. Предполагается, что у взрослого человека, владеющего языком, восприятие и произношение слов опосредуются внутренними кодами, обеспечивающими фонологи­ческий, артикуляционный, зрительный и семантический анализ слова. Причем все перечисленные коды и операции, осуществляемые на их основе, имеют свою мозговую локализацию.

Клинические данные позволяют выстроить следующую после­довательность событий. Заключенная в слове акустическая информация обрабатывается в «классической» слуховой системе и в других «неслуховых» образованиях мозга (подкорковых областях). Пос­тупая в первичную слуховую кору (зону Вернике), обеспечивающую понимание смысла слова, информация преобразовывается там для формирования программы речевого ответа. Для произношения сло­ва необходимо, чтобы «образ» или семантический код этого слова поступил в зону Брока. Обе зоны — Брока и Вернике — связаны между собой дугообразным пучком нервных волокон. В зоне Бро­ка возникает детальная программа артикуляции, которая реализу­ется благодаря активации лицевой зоны области моторной коры, управляющей лицевой мускулатурой.

Однако, если слово поступает через зрительную систему, то вначале включается первичная зрительная кора. После этого ин­формация о прочитанном слове направляется в угловую извилину, которая связывает зрительную форму данного слова с его акусти­ческим сигналом в зоне Вернике. Дальнейший путь, приводящий к возникновению речевой реакции, такой же как и при чисто акусти­ческом восприятии.

Данные, полученные с помощью позитронной эмиссионной то­мографии (ПЭТ) показывают, что у праворуких здоровых грамот­ных взрослых отдельные операции при восприятии слов действи­тельно обеспечиваются за счет включения разных зон, главным образом, левого полушария. При звуковом восприятии слов акти­вируются две зоны: первичная слуховая зона и височно-теменная. По-видимому, левая височно-теменная зона непосредственно свя­зана с операцией фонологического кодирования, т.е. воссоздания звукового образа слова. При чтении (восприятии письменных зна­ков) эта зона, как правило, не активируется. Однако усложнение словесных заданий, предъявляемых в письменном виде, может повлечь за собой и фонологические операции, которые связаны с возбуждением височно-теменной зоны (Posner et al., 1988).

По данным Н.П. Бехтеревой (1999), основные очаги возбуждения при восприятии написанных слов находятся в затылочных отделах: первичной проекционной и вторичных ассоциативных зонах, при этом охватывая как левое, так и правое полушарие. Судя по этим данным, зрительный «образ» слова формируется в затылочных областях. Се­мантический анализ слова и принятие решения в случае смысловой неоднозначности осуществляется главным образом при активном включении передних отделов левого полушария, в первую очередь, фронтальной зоны. Предполагается, что именно эта зона связана с нервными сетями, обеспечивающими словесные ассоциации, на ос­нове которых программируется ответное поведение.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: даже относительно простая лексическая задача, связанная с вос­приятием и анализом слов, требует участия целого ряда зон лево­го и частично правого полушария.

Контроль речевой деятельности. Для оценки успешности ре­чевой деятельности человек использует три канала: слуховой, проприоцептивный / кинестетический и зрительный (Вартанян, 1999). Точность воспроизведения речи, т.е. степени соответствия акусти­ческой формы речевого сигнала его акустическому образу, сфор­мированному в процессе обучения, оценивает слуховая обратная
связь. Точность воспроизведения речи контролируется также оцен­кой афферентации от проприоцептивныых и кинестетических ре­цепторов, расположенных в мышцах и сухожилиях речеобразующих органов. Полученная от рецепторов сомато-сенсорной системы афферентация сравнивается с хранящимся в памяти образом пра­вильного двигательного акта и оценивается по степени соответст­вия эталона его реализации в движении. Зрительное восприятие обеспечивает оценку реакции слушателя на произнесенные слова. Говорящий человек реализует семантическую программу речи в определенной грамматической и акустической форме, при этом он контролирует свою речь, используя акустическую, проприоцептивную обратную связь и визуальный контроль одновременно. Син­тезируя результаты контроля по всем трем каналам, он получает адекватную оценку своей речевой деятельности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...