Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

О ПОТРЕБНОСТЯХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА……………...10

1.1. Развитие представления о потребностях живых организмов у детей

старшего дошкольного возраста в онтогенезе……………………….…10

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего

дошкольного возраста с нарушением интеллекта…………….……...…14

1.3. Элементарная поисковая деятельность как средство развития

представлений о потребностях живого организма у детей старшего

дошкольного возраста с нарушением интеллекта………..……..………21

Выводы по теоретической части исследования…………………….…..30

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОТРЕБНОСТЯХ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА…………………….………………………32

2.1. Определение исходного уровня развития представления о потребностях живых организмов у старших дошкольников с нарушением интеллекта…………………. ………………….……..……………….......……. 32

2.2. Организация педагогического эксперимента по развитию представления детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта о потребностях живых организмов через дидактическую игру…………………………………………………………………………...…38

2.3. Определение эффективности формирующего этапа исследования…………………………………………………………………....41

Выводы по эмпирической части исследования………………………..45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………….……………………………46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..…...47

ПРИЛОЖЕНИЯ..………………………………………………………...49

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Потребности – нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, это внутренний побудитель активности (Н.Н.Кондратьева).

Потребности живого организма – это вода, почва, свет, тепло.

У живого организма степень потребностей разная. Человек, ухаживающий за живым организмом, должен знать и учитывать в своей практической деятельности общие и индивидуальные потребности живого организма. По внешнему виду здоровых растений можно примерно определить, в каких условиях они нуждаются это связано с тем, что своим строением растения приспособились к удовлетворению своих потребностей. Кроме того, по внешнему виду знакомых растений можно определить, какое из условий нарушено; при этом необходимо знать меры, позволяющие выправить положение (Ирина Александровна Хайдурова, Полина Григорьевна Саморукова).

Значение развития представлений о потребностях живого организма в дошкольном детстве трудно переоценить. Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребёнком необходимости экологически правильного отношения к природе, которое проявляется в доброжелательности к живым существам, эмоциональной отзывчивости на их состояние, желание и умение заботиться о живом, создавать для жизни необходимые условия. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире

Одной из наиболее острых проблем современной педагогики является проблема готовности к школьному обучению детей с нарушениями интеллекта, связанная со стойкой неуспеваемостью и трудностями школьной адаптации (А.А.Катаева, Н.Г.Морозова, Н.Д.Соколова).[25;48]

Умственная отсталость - это стойкое необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально – волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер.

Большинство среди умственно отсталых дошкольников составляют лица, имеющие медицинский анализ олигофрения. У них поражение нервных клеток головного мозга произошло в период внутриутробного развития, в период родов или в первые три года жизни. У них не отмечается психических заболеваний, но с ранних этапов их развития протекает замедленно и своеобразно. Наиболее выражена задержка в развитии высших психических функций и ограничены возможности развития произвольного внимания восприятия, памяти словесно – логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их общения.

У дошкольника в норме большое значение в умственном развитии имеет стихийное обучение, которое происходит в повседневной жизни. У ребёнка с нарушениями интеллекта стихийное накопление знаний и представлений об окружающем мире не становится источником умственного развития, не создаёт основы для адекватной ориентировки в окружающем мире. Поэтому обучение имеет ведущее значение в накоплении знаний у ребёнка с нарушениями интеллекта, в их систематизации, в том, чтобы накопление знаний способствовало умственному развитию ребёнка.

В предметное окружение детей с нарушениями интеллекта входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.

Отечественные дошкольные педагоги и психологи (Л.С. Выготский, Н. Н. Поддъяков, А. В. Запорожец, Н.Н. Николаева, В. Л. Малашенкова),

[ 27;48]справедливо утверждают, что в дошкольный период устанавливаются связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром природы, миром социальных отношений, рукотворным миром и духовными ценностями.

Специфика ознакомления детей с нарушением интеллекта с природой и их экологического воспитания заключается в том, что благодаря наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме, в виде готовых обобщений. В основе процесса познания законов природы должны лежать многочисленные разнообразные наблюдения и элементарные опыты, которые позволят детям, используя преимущества присущего им типа мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природе, о его ответственности за все живое на Земле.

Если дошкольник получает ответы на вопросы в готовом виде, то есть репродуктивным путем, то они не осознаются как личностно значимые, в дальнейшем оказываются невостребованными и быстро забываются.

Но если информация получена в процессе элементарной поисковой деятельности, при высокой степени активности самого ребёнка, осознаётся им как жизненно важная, становится средством обогащения его представлений.

Под элементарной поисковой деятельностью – мы понимаем совместную работу воспитателя и детей, направленную на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре, труде, в процессе познания мира (А. Н. Леонтьев, С. Л. Новосёлова, Н. Н. Поддьяков, Л. М. Маневцова, А. И. Иванова, О. В. Дыбина).[28;48]

Развитие представлений о потребностях живых организмов осуществляется в различных видах деятельности, в том числе через элементарную поисковую деятельность.

На сегодняшний день методика организации элементарной поисковой деятельности с детьми дошкольного возраста с нарушением интеллекта разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и что самое главное - отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.

Противоречие исследованиязаключается в том, что с одной стороны элементарная поисковая деятельность является средством развития представлений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, с другой стороны, названный метод недостаточно применяется с целью развития представлений о потребностях живых организмов в практике ДОУ.

Проблема исследования, каким образом элементарная поисковая деятельность будет влиять на процесс развития представлений о потребностях живых организмов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Объект исследования: процесс развития представлений о потребностях живых организмов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Предмет исследования: эксперимент как средство развития представлений о потребностях живых организмов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Целью исследования является: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния элементарной поисковой деятельности на процесс развития представлений о потребностях живых организмов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что целенаправленное использование элементарной поисковой деятельности, будет способствовать развитию представлений о потребностях живых организмов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта при соблюдении следующих условий:

- сочетание элементарной поисковой деятельности с наблюдением;

- соблюдение последовательности в работе по формированию представлений о потребностях живых организмов;

- использование для элементарных опытов живых организмов из ближайшего окружения детей;

- проведение элементарных опытов в каждом конкретном случае только с одним отклонением от нормальных условий;

- осуществление работы на экологических занятиях в процессе трудовой деятельности.

Задачи исследования:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме

исследования.

2. Выявить уровень развития представлений о потребностях живых организмов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

3. Подобрать и апробировать серию элементарных опытов на развитие представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

4. Определить эффективность влияния элементарной поисковой деятельности на развитие представлений о потребностях живых организмов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

В ходе исследования нами был использован следующий комплекс методов, адекватно поставленным задачам:

- теоретические: изучение и анализ психолого–педагогической литературы; анализ и синтез, конкретизация, обобщение материала.

- эмпирические: изучение календарного плана; беседа с воспитателем о применении элементарной поисковой деятельности для развития представлений о потребностях живых организмов; изучение уровня представлений о потребностях живых организмов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта; проведение, описание и анализ педагогического эксперимента.

 

Этапы работы по теме исследования:

I этап: сентябрь 2011г. - конкретизация темы работы, составление плана исследования, подбор и анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

II этап: октябрь - декабрь 2011г. - написание и оформление теоретической части исследования.

III этап: январь 2012г. - подбор диагностических методик и организация констатирующего этапа эксперимента.

IV этап: февраль – март 2012г. - подбор и апробация методики формирующего этапа эксперимента.

V этап: апрель 2012г. - организация контрольного этапа эксперимента, оформление результатов исследования.

VI этап: июнь 2012г. - Государственная защита выпускной квалификационной работы.

База исследования: Муниципальное образовательное учреждение дошкольного образования «Детский сад № 278».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на развитие представления о потребностях живых организмов (знания о мире животных; знания о растительном мире) .

В ходе констатирующего эксперимента мы определили критерии уровня развития представления о потребностях живых организмов у старших дошкольников с нарушением интеллекта, подобрали диагностический материал и оборудование и провели диагностику уровня развития представления о потребностях живых организмов у детей в

экспериментальной группы., нами

Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях и в повседневной жизни показал свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы дошкольников с нарушением интеллекта немного, но повысился.

дошкольников и формированию у них экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Для определения эффективности проделанной работы в Список литературы

 

1. Бадалян Л.О. «Невропатология», Москва, «Академия», 2003г.

2. Генина Н.А. «Возрастная психология», методические рекомендации по курсу, ЧГПУ, 2004г.

3. «Дети с ограниченными возможностями». Хрестоматия, Москва, 2005г.

4. «Дефектологический словарь» под ред. Дьячкова А. И., Москва, «Педагогика», 2001г.

5. Епифанцева Т.Б., Кисленко Т.Е. «Настольная книга педагога-дефектолога», Ростов-на-Дону, «Феликс», 2006г.

6. Ермаков В.П., Якунина Г.А. «Основы тифлопедагогики», Москва, «Владос», 2000г.

7. Зайцева «Коррекционная педагогика», Ростов-на-Дону, «Март», 2002г.

8. Защиринская О.В. «Психология детей с ЗПР», Санкт-Петербург, «Речь», 2004г.

9. Костылева Н.Ю. «Покажи и расскажи», Москва, «Сфера», 2007г.

10. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред Кумариной, Москва, «Академия», 2003г.

11. Коломинский Я.Л. «Психология детей в норме и патологии», Москва, «Питер», 2004г.

12. Ляпидевский С.С. «Невропатология», Москва, «Владос», 2003г.

13. Маллер А.Р., Цикато Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью», Москва,»Академия», 2003г.

14. Мишина Г.А., Моргачева Е.Н. «Коррекционная и специальная педагогика», Москва, « Форум-Инфра-М», 2007г.

15. Мозговой В.М. «Основы олигофренопедагогики», Москва, «Академия», 2006г.

16. Немов Р.С. «Психология» в 3-х книгах, Москва», Владос», 2000г.

17. Подласый И.П. «Педагогика», Москва, «Просвещение», 2000г.

18. «Психология аномального развития ребенка». Хрестоматия в 2-х томах под ред. В.З.Лебединского, Москва, ЧеРо, 2002г.

19. «Специальная психология» под ред. В.И.Лубовского, Москва, «Академия,2005г.

20. Степанова О.А. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия, 2003г.

21. Шипицына «Необучаемый ребенок в семье и обществе», Санкт-Петербург, «Речь», 2005г.

22. И.А. Хайдурова и П.Г. Саморукова, А.А. Катаева «Методические разработки по педагогической технологии»

23. Катаева АЛ. Влияние обучения на формирование личности аномального ребенка. / Сб. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. // Под ред. Н.Г.Морозовой. — М., 2000. - С. 13-20.

24. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников // Под ред. Л.П.Носковой. — М., 2000.

25. Морозова Н.Г. О нравственном воспитании детей в специальных дошкольных учреждениях. / Сб. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. // Под ред. Н.Г.Морозовой. — М., 2000. - С. 3-12.

26. Соколова Н.Д. Формирование элементарных нравственных чувств и привычек у умственно отсталых дошкольников в процессе игр. / Сб. Воспитание аномальных детей в дошкольных учреждениях. // Под ред. Н.Г.Морозовой. — М.,2000. — С. 28—34.

27. . Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологические очерки. М.: Просвещение, 2000.

28. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 2000.

 

 

Приложение 1

Протокол обследования Приложение 2.

Цель: Выявление у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта исходного уровня представлений о потребностях живой природы

Формирующий этап эксперимента

Цель этого этапа – развить представления о потребностях живых организмов детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в процессе поисковой деятельности на занятиях.

Дидактические игры на тему: «Животный мир»

Прилетели птицы

Цель:уточнить представление о птицах.

Ход игры: воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается,

то дети должны топать или хлопать.

Например. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

- прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы – сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Итог: воспитатель вместе с детьми уточняет перелетных и зимующих птиц.

Звери, птицы, рыбы.

 

Цель:закреплять умение, классифицировать животных,, птиц, рыб.

Материалы:мяч.

Ход игры:дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: « Вот птица. Что за птица?»

Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).

Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.

Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

Сложи животное.

 

Цель:закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичных признаках.

Материалы:картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).

Ход игры:один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.

 

Четвертый лишний.

 

Цель:закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры:воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;
10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска

 

Приложение 4.

Что в корзинку мы берем.

 

Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.

Сформировать представление о роли людей сохранения природы.

Материалы: Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.

Ход игры. У одних детей - медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д.

Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

 

С какой ветки детки?

 

Цель:закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Материалы:листья и плоды деревьев и кустарников.

Ход игры:Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: « Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод.

Угадай, что где растет.

 

Цель:уточнить знание детей о названиях и местах произрастания растений; развивать внимание, сообразительность, память.

Материалы:мяч.

Ход игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Воспитатель или ребенок кидает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

 

Назовите растение.

 

Цель:уточнять знания о комнатных растениях.

Ход игры:воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

.

 

 

Приложение 5.

Формирующий этап эксперимента

Занятие № 1.

Занятия№2

Занятие№3

Занятие№4

Занятие№5

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: "Где вода - там жизнь"

Цели и задачи:

Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учить детей проводить несложные опыты с водой. Упражнять детей в чтении, развивать мышление, умение анализировать.

Оборудование:

Аудиозапись шума прибоя; картинки с разными состояниями воды и способами ее использования; вода в стаканчиках, чайные ложки по количеству детей, соль, песок; фотографии пустыни и леса; таблички – названия пристаней.

Предварительная работа:

Чтение заключительной части стихотворения «Вчера и сегодня» С. Я. Маршака.

Коромысло с ведром Загремело на весь дом: - Никто по воду не ходит, Коромысла не берет. Стали жить по новой моде - Завели водопровод. Разленились нынче бабы. Али плечи стали слабы? Речка спятила с ума - По домам пошла сама! А бывало, с перезвоном К берегам ее зеленым Шли девицы за водой По улице мостовой. Подходили к речке близко, Речке кланялися низко: - Здравствуй, речка, наша мать, Дай водицы нам набрать! А теперь двухлетний внучек Повернет одной рукой Ручку крана, точно ключик, - И вода бежит рекой... Нынче в людях мало смысла, Пропадает коромысло!

Ход занятия:

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. И, поскольку нам предстоит плыть по реке, давайте выберем какой-нибудь вид водного транспорта. Какие виды водного транспорта вы знаете? Что же мы выберем? (Ответы детей: пароход, лодка, яхта, катер, катамаран и т. п.) Закройте глаза и послушайте как плещется вода за бортом. Нас ждет путешествие с несколькими остановками, вот и первая пристань. Мы остановимся и вспомним, что мы знаем о воде.

«Где вода – там жизнь»

1. Для чего мы ежедневно используем воду?
2. Почему нужно поливать комнатные растения?
3. Как вы думаете, сколько дней человек может прожить без воды?

Всему живому, в том числе растениям и животным нужна вода. Без нее все гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от трех до семи). Взгляните на эти две картинки. Так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так выглядят берега реки или озера. (Показ картинок.) Ну что же, отправляемся дальше, за следующим поворотом реки нас ждет еще одна остановка.

«Откуда к нам пришла вода?»

Послушайте рассказ капельки.

- Жил-был маленький ручеек. Бежал он среди лесов, лугов. На пути встретил незнакомца, очень похожего на него. - Ты кто? – спрашивает он. - Я – ручеек. А ты кто? - И я ручеек, - отвечает наш ручей. Давай дружить и потечем дальше вместе. Так, воды многих ручейков слились в одну большую и красивую реку. Катит она свои воды многие километры, по пути щедро даря воду людям. Пришел Человек к реке, залюбовался ее чистыми водами и попросил реку поделиться своими дарами. Поставил Человек насосы, чтобы качать воду из реки и подавать ее в водопровод. Но какой бы ни казалась чистой вода Человеку, в ней все равно оставались песчинки, частички ила, грязи. Чтобы избавиться от этих «попутчиков» воды, Человеку пришлось построить очистные сооружения и только после очистки отправлять воду в дальнейший путь – в наши водопроводные краны. Вот так я, Капелька, попала к Вам.

Вот какой долгий и сложный путь проделывает капелька и она становится драгоценной, так как дорого обходится человеку.

А мы продолжаем наше плавание.

«Драгоценная капелька»

Давайте вспомним, как мы с вами дома и в саду используем воду. Плотно ли закрываем мы за собой краны, экономим ли за собой воду? Мы с вами уже учились беречь электричество, так давайте обращать внимание и на воду, будем беречь и её. Если вы заметите не закрытый кран – закройте, если заметите неплотно закрытый кран – закройте плотнее. Будьте бережливыми и дома и в саду. Плывем дальше.

«Исследователи»

Мы остановились и теперь познакомимся с водой поближе, проделаем с ней несколько опытов.

Возьмите стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте и ответьте, имеет ли вода запах, цвет и вкус? (Ответы детей.) Насыпьте в стакан с водой ложку соли и размешайте. Что произошло с солью? Куда она исчезла? Проверьте, растворяется ли в воде песок.

Рассмотрите эти рисунки. В каком состоянии бывает вода в природе? Закончите предложение: «Вода это – дождь, …» (пар, град, снег, лед.)

Как доказать, что снег и лед – это замерзшая вода? (Ответы.)

Продолжим же наше плавание. Вот, впереди уже виднеется очередная пристань, причаливаем к ней.

«Так в народе говорят»

На этой пристани мы узнаем поговорки, приметы, потешки и загадки о воде. Вы можете прочесть их на листочках, которые лежат у вас на столах.

Наше путешествие подходит к концу. Отправляемся в путь, впереди нас ждет последняя пристань.

 

«Вредная и полезная»

Не всякая вода полезна. Какая вода вредна для здоровья? Как люди заботятся о чистоте водоемов? Когда люди чистят русло какой-нибудь реки, то какой только мусор им не приходится доставать со дна ковшом экскаватора.

Но есть еще источники с очень чистой и полезной водой. Это минеральная вода, она очень полезна для нашего организма. Я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды. На этом наше плавание закончено.

Анализ занятия: Воспитывали у детей бережное отношение к воде, научили детей проводить несложные опыты с водой. Упражняли детей в чтении, развивать мышление, умение анализировать.

Занятие№6

Занятие№7

Занятие№8

Конспект прогулки в старшей группе на тему: «В гости к Солнцу в Солнечный город»Цели и задачи: 1 Обучать детей составлению коллективных рассказов; 2 Учить придумывать продолжение сказки; 3 Развивать связную речь детей на основе обучения рассказывания; 4 Развивать логическое мышление, творческое воображение; 5 Повышать речевую активность; 6 Воспитывать культуру речевого общения, уверенность в себе. 7 Помочь детям понять значимость солнца для живой природы. Словарная работа: активизация в речи слов - эпитетов, заклички. Методы: игровой метод, сказкотерапия, словесный, наглядный. Приемы: игровая мотивация, сюрпризный момент, введение в воображаемую ситуацию, загадка, художественное слово, беседа. Демонстрационный материал и оборудование: Солнышко с лучиками - ленточками, лучик, пенек, два цветочка с заданиями, солнечная полянка, иллюстрации с цветами, музыкальный центр, диск с музыкой. Ход занятия: Звучит русская народная мелодия. Воспитатель: Нас солнца луч смешит и дразнит... Всем нынче весело с утра? Ребята, а вам весело? Мне очень хочется, чтобы ваше хорошее настроение оставалось надолго и поэтому я вас приглашаю в гости. Очень, добрым, очень светлым Золотистым ясным днем В гости мы сейчас пойдем? А куда, вы узнаете, отгадав загадку. (Загадывает загадку) Кто раньше всех встает, Тепло всему живому дает? (Солнце, солнышко) А как можно назвать ласково Солнце? (Солнышко, солнышко-колоколнышко, красно-солнышко, ясно-солнышко). Ребята, а для чего нужно солнце? Дети. Солнце все кругом греет. Если не будет солнца, то на земле не будет жизни. Солнце согревает всех: людей, животных, насекомых, растения. Воспитатель. Давайте, мы сделаем солнышко. Мы будем называть, какое оно и добавлять лучик. (Дети называют слово-определение и расправляют лучик: доброе, ласковое, лучистое, теплое, ясное, красивое, желтое, золотистое, нарядное, праздничное, приветливое, сказочное и т.п.) Воспитатель: Эти слова стали волшебным ключиком в сказочную страну, где находится Солнечный город, где живет Солнышко. Вот он, лучик золотой Он волшебный, не простой Он дорогу нам укажет И куда идти подскажет Звучит русская народная музыка. (Лучик показывает на дорогу. Дети идут и на пути встречают камень, на котором написано задание) Воспитатель: (читает первое задание) В город Солнца попадешь, Если что бывает желтым назовешь. (Дети называют то, что бывает желтого цвета: лимон, банан, мяч, платье, листок, цветок, машина, карандаш, краска и т. д.) (Читает второе задание) В гости к Солнышку хотите, Тогда Солнышко зовите. (Дети читают заклички) 1. Солнышко, любимое пробудись, Солнышко, любимое, улыбнись! Нам с тобою, Солнышко, так тепло. Нам с тобою, Солнышко, так светло! Прими нашу радость и нас прими И лучами добрыми обними! 2. Солнышко, покажись, Красное нарядись! Чтобы год от года давала нам погода: Теплое летечко, грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, зеленого горошка! 3. Солнышко, покажись, Обогрей, улыбнись. К нам в гости приди, Да тепло принеси. 4. Солнышко ведрышко, Выгляни в окошко. Где твои детки? Сидят на запечке, Лепешки валяют Тебя поджидают. 5. Солнышко, Солнышко, Красное ведрышко, Выгляни из-за горы, Выгляни до вешней поры. 6. Солнышко, нарядись, Красное, покажись. Поскорей, не робей, Нас ребят обогрей! 7. Солнышко, выгляни, Красное высвети, К нам на нивку иди - ладить косы и серпы! 8. Солнышко, Солнышко, Красное ведрышко, Высоко взойди, Далеко посвети: На темные лесочки, На сырые борочки, На речку, на поля, На синие моря, На зеленый огород И на весь народ. Воспитатель: Молодцы! Быстро справились с заданием. Идем дальше. Физкультурная минутка «В гости к Солнцу» В гости к Солнцу мы идем, И немножко отдохнем. Остановимся и дружно Глубоко сейчас вздохнем. Руки в стороны, вперед, Дружный, мы, такой народ! Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли, Может, дети, вы устали? (Ответы детей - нет) Воспитатель: Тогда отправляемся дальше... (Звучит русская народная музыка). Воспитатель: Вот и ворота в Солнечный город. Солнышко: Здравствуйте, ребята! Воспитатель: Здравствуй, Солнышко. Солнышко: Я очень радо, что вы пришли ко мне в гости. Воспитатель: Солнышко, где ты? Мы тебя не видим. Солнышко: А вы сказки любите? Воспитатель и дети: Конечно, любим. Солнышко: Расскажите добрую, солнечную, лучистую сказку - солнечные ворота откроются. Воспитатель: Ребята, придумаем сказку вместе. Я начну, а вы мне помогайте. Один раз сидели на лавочке Таня и Ваня, читали сказку про Солнечный город. Этот город был необычный и очень красивый и жители в нем жили тоже необычные. Таня и Ваня захотели побывать в этом Солнечном городе. Они закрыли книгу и отправились в путь... что же было дальше? Шли они шли... (Коллективное составление сказки по окончанию ворота открываются) Воспитатель: Солнце нас встречает, В сказку приглашает. Солнце поднимается, (cолнце двигается вверх) Сказка продолжается. (Звучит русский наигрыш) Воспитатель: Нам хорошо и весело, светло и радостно. Вот и сказка у нас получилась добрая, лучистая, солнечная. Вам нравится Солнечный город? Сделаем его еще краше и нарядней, посадим цветы на клумбы. На одну - садовые, на другую - луговые. (Дети определяют какие цветы и раскладывают картинки). (Солнце тихонько двигается обратно вниз) Вот уже и вечер ближе, Солнце клонится все ниже. Вот и спряталось за тучи, Ни один не виден лучик. Солнце спит и небо спит, Даже ветер не шумит. (Дети поют песню «Закатилось солнышко») Мы с хорошей сказкой неразлучны, А чудес у сказки - до небес! Вы представьте, как бы было скучно, Если б в мире не было чудес? Воспитатель: Солнышко спит, а завтра наступит новый светлый, радостный день. Ребята давайте подарим солнечный свет и тепло наших сердец гостям, которые сегодня приехали к нам, чтобы им тоже стало тепло, чтобы тоже были добры и счастливы. Гимнастика: «Лучик» (Дети выполняю движения по тексту) К Солнышку потянулись, лучик взяли, К сердцу прижали, Людям отдали! И потянулись! И улыбнулись! С таким замечательным настроением идем в группу. (Дети уходят).  

Анализ занятия: Обучили детей составлять коллективный рассказ;
Научили придумывать продолжение сказки;
Развивали логическое мышление, творческое воображение;
Повышали речевую активность; Помогли детям понять значимость солнца для живой природы.

 

Занятие №9.

Конспект занятия по родной природе в старшей группе, тема "Муравей"

Цели и задачи:

Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Развивать мышление. Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о их потребностях, что-то новое.

Оборудование:

Картинки с изображением муравья, муравейника, яйца, личинок, куколок. Вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см).

 

Муравей

 

 

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы с вами начнем занятие с викторины.

Дидактическая игра «Самые-самые»

Самый хитрый зверь, это … (лиса). Самый трусливый зверь, это … (заяц). Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь). Самая длинная шея у … (жирафа). Самая маленькая птица, это … (колибри). Самые крупные яйца несет … (страус). Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды). Самая маленькая лошадка, это - … (пони). Самый быстрый зверь, это … (гепард). Самые умные животные, это … (обезьяны). Самое долгоживущее животное, это … (черепаха). Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если представить, что Ваня (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек). Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.

Воспитатель: Устройство муравейника

А еще муравьи – великолепные строители. Какие прекрасные дома-муравейники они строят! Муравейник – это многоэтажный дом с множеством квартир, теплый, уютный, с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником и туалетом. Мур

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...