Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иерусалимский храм, построенный царем Соломоном

Царствование Соломона было мирным и счастливым. Из далеких стран приходили в Иерусалим, чтобы посмотреть на царя и послушать его мудрости. Царица Савская, услышав о славе Соломона, пришла испытать его загадками. Убедившись в его мудрости, она сказала: "Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол израилев!"

Но под конец своей жизни Соломон стал грешить пред Богом. У него было много жен; между ними были и язычницы. Для них он построил языческие капища и сам заходил туда.

Тогда Господь отнял свое благословение от Соломона, и против него начались бунты и возмущения в еврейском народе. Соломон понял, что это Бог наказывает его за грехи, и стал каяться. Но его покаяние не было таким полным, от всего сердца, как покаяние Давида. Поэтому, хотя Господь и помиловал его и сохранил царство при его жизни, но объявил через пророка, что царство еврейское после смерти Соломона разделится на два, и сыну Соломонову достанется меньшая его часть. ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, "3-я Книга Царств", гл. 3-11; "1-я Книга Паралипоменон" гл. 22, 28, 29 и "2-я Книга Паралипоменон" гл. 1-9.

 

Разделение царства еврейского на два: Иудейское и Израильское

После смерти Соломона воцарился сын его Ровоам. Он сурово говорил с народом: "Если отец мой Соломон наложил на вас иго, то я увеличу его; если он наказывал вас бичами, то я буду наказывать вас скорпионами" (скорпионы - это бичи с нанизанными металлическими гайками). Тогда большая часть еврейского царства восстала против Ровоама. Десять колен израилевых отделились от Ровоама, избрали себе царем Иеровоама из колена Ефремова, и составили особое царство, которое стало называться Израильским. Два колена - иудино и вениаминово - остались у Ровоама и образовали царство Иудейское. Евреи из этого царства стали называться иудеями.

Таким образом царство еврейское разделилось на два царства: Иудейское и израильское. Столицею в иудейском царстве остался город Иерусалим, а в израильском столицею стал город Самария.

Жители царства израильского ходила в великие праздники на поклонение Богу в храм иерусалимский. Царю Иеровоаму это не нравилось. Он боялся, что его подданные сблизятся с иудеями и присоединятся к иудейскому царству. Чтобы они больше не ходили в Иерусалим, Иеровоам поставил в двух городах своего царства двух золотых тельцов и объявил народу: "не нужно вам ходить в Иерусалим. Вот ваши боги, которые вывели вас из Египта". И весь народ израильский стал, вместо истинного Бога, поклоняться идолам. И после Иеровоама все цари израильского царства были нечестивыми - идолопоклонниками. Они сделали нечестивым и весь народ израильский.

В царстве Иудейском все цари происходили из рода Давидова. Но и среди них добрых и благочестивых царей было очень мало. Народ, подражая нечестивым царям, много грешил перед Богом. Господь для вразумления еврейского народа, как иудеев, так и израильтян, посылал многих пророков.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, "3-я Книга Царств", гл. 12-15; и "2-я Книга Паралипоменон" 10-13.

 

Пророки

Пророками называются такие святые люди, которые, по внушению Духа Святого, прорекали, то есть предсказывали, будущее, особенно о грядущем Спасителе мира; возвещали волю Божию, учили людей истинной вере и благочестие и творили разные знамения и чудеса. Они обличали евреев в идолопоклонстве, призывая их к покаянию. Одни из них проповедовали только устно, а другие, кроме того, оставили после себя священные книги, написанные ими по внушению Духа Святого. Из пророков, живших в израильском царстве, особенно замечательны: Илия, Елисей и иона, а из пророков, живших в иудейском царстве - Исаия, Иеремия, Михей, Иоиль, Иезекииль и Даниил.

 

Пророк Илия

Пророк Илия жил при самом нечестивом израильском царе Ахаве, который поклонялся идолу Ваалу (солнцу) и принуждал к тому же и народ.

Илья пришел к Ахаву и от имени Божия объявил ему: "за твое нечестие в эти годы не будет ни дождя, ни росы, разве только по моей молитве".

Так и случилось. Началась страшная засуха; даже трава погибла, и настал голод. Илья, по воле Божией, поселился в пустыне у одного ручья, куда вороны приносили ему хлеб и мясо, а воду он пил из ручья.

Когда ручей высох, Бог повелел пророку идти в языческий город Сарепту Сидонскую к одной бедной вдове и жить у нее. У этой вдовы, которая жила с сыном своим, оставалась только одна горсть муки и немного масла. Придя в Сарепту, Илия велел ей испечь для него лепешку и обещал, что мука и масло не будут убывать, пока не даст Господь дождя на землю. Женщина поверила пророку Божию и сделала так, как он сказал ей. Мука и масло у нее не убывали. Вскоре у этой вдовы заболел сын и умер. Пророк Илия трижды помолился над ним Богу, и мальчик ожил.

Три с половиною года продолжалась засуха. Илья, по повелению Божию, снова пришел к Ахаву и предложил ему собрать израильский народ на горе Кармил. Когда Ахав собрал народ, Илия сказал: "Довольно вам быть в нечестии. Познайте истинного Бога. Давайте, принесем жертву: вы - Ваалу, а я - Господу Богу, но огня не будем подкладывать. Кто пошлет с неба огонь на жертву Тот и есть истинный Бог". Все согласились.

Первыми стали приносить жертву жрецы Вааловы. Они приготовили жертвенник, положили на него тельца и целый день около него скакали и кричали: "Ваал, Ваал, услыши нас!" Но ответа не было. Наступил вечер. Тогда Илия приготовил жертвенник, выкопал кругом его ров, положил на жертвенник дрова и тельца и велел поливать жертву водой так, что ею наполнился ров. Потом Илия обратился с молитвою к Господу. И тотчас сошел с неба огонь Господень, и попалил не только дрова и жертву, но уничтожил и воду, наполнявшую ров, и камни, из которых был сложен жертвенник. Весь народ в страхе пал на землю и воскликнул: "Господь есть истинный Бог, Господь есть истинный Бог!"

После этого Илия взошел на вершину горы и стал молиться о дожде. Подул с моря ветер, показались на небе большие тучи и пошел сильный дождь.

Царица же Иезавель, жена Ахавова, несмотря на чудеса, продолжала преследовать Илию за то, что он предал смерти всех жрецов вааловых. Илия скрылся в пустыню. Ему казалось, что он только один остался верным Богу и его хотят убить. И он совсем упал духом. Но Господь ободрил его, явившись ему, когда Илия ночевал в пещере горы Хорива.

Голос Божий сказал ему: "Илия! Выйди и стань на горе пред лицом Господним".

И вот, подул большой, сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы. Но в этом ветре не было Господа.

Потом было землетрясение, но в землетрясении также не было Господа.

Потом появился огонь, но и в огне не было Господа.

После всего было веяние тихого ветра, и там был Господь.

Господь утешил Илию и сказал, что среди израильтян есть еще семь тысяч человек, которые не кланялись идолам, и что Он воздвигнет среди них после него пророка Елисея, которого и повелел помазать.

Это явление Господа показало Илие, что Господь не только карающий и грозный Судия, но и милующий, добрый Отец. Явление это также прообразовало собою пришествие на землю Иисуса Христа, явившегося не для того, чтобы судить и наказывать, но чтобы помиловать и спасти людей.

Илия, согласно указанию Божию, помазал в пророки Елисея, который потом стал учеником его. Однажды, когда они шли вместе, Илия сказал Елисею: "Пока я с тобою, проси меня, о чем хочешь".

Елисей ответил: "Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне".

Илия сказал: "Многого ты просишь, но если увидишь, как я буду взят от тебя, то получишь".

Они пошли дальше. Вдруг явилась огненная колесница с огненными конями, и Илия понесся в вихре на небо.

Елисей, видя это, воскликнул: "Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его".

Эти слова пророка Елисея, означали, что святой пророк Илия своими молитвами защищал царство израильское от врагов лучше, чем все воинство израильское - колесницы и конница его.

В это время к ногам Елисея упала милоть, то есть верхняя одежда, Илии. Елисей поднял ее и с нею получил двойной дар пророческий.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию. "3-я Книга Царств", гл. 16-19 и "4-я Книга Царств" гл. 1-2, 1-15.

 

Пророк Елисей

Святый пророк Елисей был сын земледельца, по имени Сафата. Бог прославил пророка многими чудесами.

После взятия Илии на небо Елисею нужно было перейти через реку Иордан. Он ударил милотию Илии по воде; вода расступилась, и он перешел по сухому дну.

Когда Елисей пришел в город Иерихон, жители этого города сказали ему: "у нас вода нехорошая, и от этого земля бесплодна". Елисей бросил в источник воды соли, и вода сделалась вкусною и здоровою.

Близ города Вефиля Елисея увидели вышедшие из города дети, и стали смеяться над ним и кричать: "иди, иди, плешивый!" Он сказал им, что за такое непочтение к старшим они будут наказаны Богом. В это время вышли из леса две медведицы и растерзали сорок двух детей из них.

Дети насмехаются над пророком Елисеем

Однажды к Елисею пришла бедная вдова, плакала и говорила: "Мой муж умер и оставил после себя много долгу. Теперь заимодавец хочет взять за долг обоих моих детей в рабы".

"Что у тебя есть в доме?" спросил Елисей. Женщина ответила: "ничего нет, кроме одного сосуда с маслом". Елисей сказал ей: "Пойди, попроси себе у всех соседей как можно больше пустых сосудов, запри за собою дверь и разлей в сосуды масло". Женщина так и сделала. Масло лилось до тех пор, пока не наполнились все сосуды. Она продала масло, уплатила весь долг и еще осталось у нее довольно денег на прожитие со своими сыновьями.

В городе Сонаме одна богатая женщина имела сына. Случилось так, что у нее ребенок вдруг заболел и в тот же день умер. Она пришла к Елисею и в отчаянии упала к ногам его. Пророк вошел в дом, где лежал ребенок, и долго молился Богу. Ребенок ожил.

Пророк Елисей воскрешает отрока

Военачальник царя сирийского, Нееман, был болен проказою (заразительными гнойными ранами). Никто не мог вылечить его от этой болезни. У жены Неемана была служанкою пленная еврейская девушка. Видя страдания своего господина, она сказала: "Вот, если бы господин мой побывал у пророка в Самарии, то он снял бы с него проказу".

Нееман поехал в землю израильскую к пророку Елисею. Елисей выслал слугу сказать Нееману, чтобы он семь раз омылся в реке Иордане. Нееман сделал так, как велел ему пророк, и тотчас стел здоровым. С богатыми дарами возвратился он к Елисею, но пророк ничего не принял от него.

Когда Нееман отправился домой, слуга Елисея, Гиезий, догнал его и взял у него, от имени пророка, серебро и несколько одежд. Скрыв полученное, Гиезий явился к Елисею.

"Откуда ты, Гиезий?" спросил его Елисей.

"Раб твой никуда не ходил", ответил Гиезий.

Тогда пророк обличил его ложь и сказал ему: "вместе с серебром Неемана пусть перейдет к тебе и болезнь его". И вышел Гиезий от Елисея, покрытый проказою.

Пророк Елисей и после своей смерти совершил чудо. Через год после его смерти, мимо пещеры, где он был погребен, несли умершего. Но, увидев неприятелей, погребавшие поспешно бросили умершего человека в пещеру пророка. Как только он, при падении своем, коснулся костей Елисея, тотчас ожил и встал на ноги свои.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, "4-я Книга Царств", гл. 2-10; 13, 1-21.

 

Падение израильского царства

Бог долготерпеливо призывал израильтян, через многих Своих пророков, отстать от нечестия и пребывать верными Ему. Но ни цари ни народ не слушались их.

Наконец, когда нечестие народа дошло до крайних пределов, Господь отступил от Царства Израильского, и оно погибло. Ассирийский царь Салманасар завоевал и разрушил царство израильское Он отвел большую часть израильского народа в свою страну. На их место переселил язычников из своего царства. Эти язычники смешались с оставшимися израильтянами и образовали народ, который стал называться самарянами, по имени Самарии, главного города погибшего израильского царства.

Самаряне говорили не чистым еврейским языком. Они приняли веру в истинного Бога, но не вполне, потому что не оставляли и своих прежних языческих обычаев и из пророков почитали только одного Моисея. Иудеи презирали самарян, не садились с ними вместе за стол и старались даже не говорить с ними. Израильское царство просуществовало 257 лет. ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, "4-я Книга Царств" гл. 17.

 

Иудейское царство

После падения царства израильского, царство иудейское существовало еще более ста лет, так как среди иудейских царей были некоторые благочестивыми; также и народ больше помнил Бога, чем в царстве израильском.

Пророки, посылаемые Богом в иудейское царство, обличали иудеев в нечестии и много предсказывали о пришествии Спасителя на землю.

Пророк Михей предсказал, что Спаситель родится в городе Вифлееме (Мих. 5, 2).

Пророк Иоиль предсказал о сошествии Святого Духа на людей - на апостолов и всех верующих в Спасителя.

 

Пророк Исаия

Особенно знаменитым среди иудейских пророков был пророк Исаия.

Исаия был потомком царя Давида, родственником царей иудейских. Господь призвал его к пророческому служению особым явлением. Исаия видел Господа сидящим на высоком престоле. Вокруг Него стояли шестокрылые серафимы и взывали: "свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!" Один из серафимов взял клещами горящий уголь с небесного жертвенника, коснулся уст Исаии и сказал: "Вот, грехи твои очищены". После этого Господь повелел ему идти обличать неверие и пороки иудеев.

Пророк Исаия предсказал, что иудейское царство будет разрушено врагами, иудеи будут отведены в плен, а потом опять возвратятся в свое отечество.

Особенно ясно Исаия предсказал о Христе Спасителе, что Он произойдет из рода Давидова, что Спаситель родится от Девы и будет не простой человек, но вместе и Бог: "се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит - с нами Бог" (Ис. 7, 14).

Пророчество Исайи о рождении Спасителя от Девы

Он предсказал, что Спаситель пострадает и умрет за грехи наши: "Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Ранами Его мы исцелились. Он истязуем был, но страдал добровольно н не открывал уст Своих. Как овца веден был на заклание, и как агнец пред стригушим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих".

Исаия пророчествовал также, что Спаситель, распятый со злодеями, будет погребен не с ними, а в гробе богатого человека: "Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого".

Через веру во Христа Спасителя люди спасутся от вечной погибели: "через познание Его, Он, Праведник, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет".

За ясность предсказаний о Христе Спасителе, пророка Исаию называют ветхозаветным евангелистом.

В то же время Исаия горячо обличал современного ему иудейского царя Манассию, который будучи нечестивым, поставил жертвенники языческим идолам в храме Соломоновом. (Впрочем, в конце своей жизни Манассия, захваченный в плен и посаженный в темницу, покаялся и испросил прощения у Бога). Под влиянием своего нечестивого царя, народ иудейский совсем стал забывать истинного Бога. Иудеи даже перестали праздновать Пасху и другие, установленные Моисеем, праздники.

Святой пророк Исаия претерпел мученическую смерть. За обличение в нечестии царя Манассии он был перепилен деревянною пилой.

ПРИМЕЧАНИЕ: Подробно см. Библию, "4-я Книга Царств" гл. 16, 18-23; "2 Паралипоменон", гл. 28-35; "Книга прор. Исаии" и др. пророков.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...