Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сборник упражнений по культуре речиУПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО ЗАПОМНИТЕ: ♦ Собирательные числительные двое — десятеро употребляются только с сущ., обозначающими лиц мужского пола, с сущ. дети, ребята, люди, лица в значении человек, с сущ., употребляющимися только во мн.ч. (двое саней), с личными местоимениями мы, вы, они (нас было трое). Собирательные числительные не употребляются с одушевленными существительными, обозначающими животных и лиц женского пола. ♦ При склонении составных количественных числительных изменяются все слова, входящие в их состав (Школьная библиотека располагает двумя тысячами четырьмястами восьмьюдесятью книгами); при склонении составных порядковых числительных — только последнее слово. ♦ Форма оба не употребляется с сущ. женского рода, так как в русском языке есть форма жен. р. обе. Задание 1 Составьте словосочетания числительных оба, обе со следующими словами в формах именительного и дательного падежей. Образец: Оба сына; обоим сыновьям. Дерево, дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк, вакансия, директор, подпись, докладная записка, заявление, предложение, лицо. СОБИРАТЕЛЬНЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ КАК СИНОНИМЫ Задание 2 Объясните, как грамматические особенности данных ниже слов или какое их значение обусловливают возможность употреблять с ними: а) только количественные числительные (два, три, четыре); б) только собирательные числительные (двое, трое, четверо); в) обе формы Сын, пароход, командир, директор, батрак, воз, сани, сутки, дочь, учительница, батрачка, деревня, село, город, преподаватель, педагог, медведь, зверь, волк, они, военный, президент. Задание 3 Раскрыв скобки; употребите нужное числительное с данным существительным. Укажите возможные варианты. (Две, обе) девочки; (пять, пятеро) суток; (три, трое) ножниц; (троими, тремя) ножницами; (семь, семеро) мальчиков; (десять, десятеро) носков; (пять, пятеро) перчаток. Задание 4 Раскройте скобки, выберите нужную форму. Укажите семантические и стилистические различия между вариантными формами имен числительных. 1. (Обоим, обеим) ученицам дали дополнительное задание. 2. (Два, двое, оба; спортсмен) победили в этих соревнованиях. < 3. (Пять, пятеро) автомобилей закончили гонку. 4. Олимпиада длилась (три, трое; день). 5. С докладом выступили (четыре, четверо; профессор). Задание 5 Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор; устраните неправильные формы. 1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга -двое друзей). 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты -четырех сирот - четверых сирот). 3. В семье было (три сына -трое сыновей), все (три - трое) - прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя - троими) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три слуги - трое слуг). 6. Семинар вели (два доцента - двое доцентов). Задание 6 Перепиши, раскрывая скобки, выбирая нужные слова и ставя их в соответствующей форме. 1. К олимпийским играм от нашей команды готовились (два, двое) (гимнастка). 2. С одинаковым результатом финишировали (два, двое) (конькобежец). 3. Ураган неистовствовал (три, трое) (сутки). 4. (Три, трое) (день) не прекращались потом восстановительные работы. 5. По (оба, обе) (сторона) от привлекательной девушки шли ухажеры. 6. К (оба, обе) (дачный участок) можно было пройти через лес. 7. (Четыре, четверо) (друг) поклялись сохранить дружбу до конца своей жизни. 8. «(Семь, семеро) смелых» был фильмом детства моего отца. 9. Служка подал прихожанину (пятериковый) пачку свечей. 10. В древнерусской азбуке было две буквы «и» — «и(восьмеричный)» и «^десятеричный)». Буква «и(восьмеричный)» имела значение цифры 8, буква «и(десятеричный)» имела значение цифры 10. 11. К подъезду подали (шестериковый) упряжку лошадей. Задание 7 Найдите ошибки в употреблении имен числительных. Исправьте предложения. 1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. 2. Обои студентки получили наконец стипендию. 3. Четверо аспиранток закончили работу над диссертацией. 4. Трое дней и ночей мы готовились к экзамену. 5. Для выполнения задания мне не хватило пары часов. Задание 8 В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки 1. На занятиях не было обоих сестер. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое работниц не смогли выйти на работу. 6. Двое котят играли на полу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. В обоих странах скоро будут выборы. Задание 9 Обратите внимание на употребление собирательных и количественных числительных, счетных существительных. Отредактируйте предложения, мотивируя изменения в тексте. 1. Четверым молодым работницам присвоен очередной профессиональный разряд. 2. Так мы и живем: семь в одной комнате. 3. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят. 4. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 5. Грамоту вручили А. Ф. Осиповой: ей исполняется восемь десятков. 6. Пару раз мы его высмеяли, и он перестал у нас появляться. 7. Мы сидим в опустевшем доме. Стол, табуретка, пара кроватей. 8. В столицу чемпионата въехало столько журналистов, туристов, гостей, что население ее увеличится на пару тысяч. 9. Спортивный клуб уже дюжину лет держится в первых рядах высшей лиги. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |