Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сборник упражнений по культуре речи

УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО

ЗАПОМНИТЕ:

♦ Собирательные числительные двое — десяте­ро употребляются только с сущ., обозначающими лиц мужского пола, с сущ. дети, ребята, люди, лица в значении человек, с сущ., употребляющимися только во мн.ч. (двое саней), с личными местоиме­ниями мы, вы, они (нас было трое). Собирательные числительные не употребляются с одушевленными существительными, обозначающими животных и лиц женского пола.

♦ При склонении составных количественных чис­лительных изменяются все слова, входящие в их состав (Школьная библиотека располагает двумя тысячами четырьмястами восьмьюдесятью кни­гами); при склонении составных порядковых чис­лительных — только последнее слово.

♦ Форма оба не употребляется с сущ. женского рода, так как в русском языке есть форма жен. р. обе.

Задание 1

Составьте словосочетания числительных оба, обе со следующими словами в формах именительного и датель­ного падежей.

Образец: Оба сына; обоим сыновьям.

Дерево, дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк, вакан­сия, директор, подпись, докладная записка, заявление, пред­ложение, лицо.

СОБИРАТЕЛЬНЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ КАК СИНОНИМЫ

Задание 2

Объясните, как грамматические особенности данных ниже слов или какое их значение обусловливают возможность употреблять с ними: а) только количественные числительные (два, три, четыре); б) только собирательные числительные (двое, трое, четверо); в) обе формы

Сын, пароход, командир, директор, батрак, воз, сани, сутки, дочь, учительница, батрачка, деревня, село, город, преподава­тель, педагог, медведь, зверь, волк, они, военный, президент.

Задание 3

Раскрыв скобки; употребите нужное числительное с дан­ным существительным. Укажите возможные варианты.

(Две, обе) девочки; (пять, пятеро) суток; (три, трое) ножниц; (троими, тремя) ножницами; (семь, се­меро) мальчиков; (десять, десятеро) носков; (пять, пя­теро) перчаток.

Задание 4

Раскройте скобки, выберите нужную форму. Укажите семантические и стилистические различия между вариант­ными формами имен числительных.

1. (Обоим, обеим) ученицам дали дополнительное задание.

2. (Два, двое, оба; спортсмен) победили в этих со­ревнованиях. <

3. (Пять, пятеро) автомобилей закончили гонку.

4. Олимпиада длилась (три, трое; день).

5. С докладом выступили (четыре, четверо; профессор).

Задание 5

Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотиви­руйте свой выбор; устраните неправильные формы.

1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга -двое друзей). 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты -четырех сирот - четверых сирот). 3. В семье было (три сына -трое сыновей), все (три - трое) - прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за ними (тремя - троими) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три слуги - трое слуг). 6. Семинар вели (два до­цента - двое доцентов).

Задание 6

Перепиши, раскрывая скобки, выбирая нужные слова и ставя их в соответствующей форме.

1. К олимпийским играм от нашей команды готовились (два, двое) (гимнастка). 2. С одинаковым резуль­татом финишировали (два, двое) (конькобежец). 3. Ура­ган неистовствовал (три, трое) (сутки). 4. (Три, трое) (день) не прекращались потом восстановительные ра­боты. 5. По (оба, обе) (сторона) от привлекательной де­вушки шли ухажеры. 6. К (оба, обе) (дачный участок) можно было пройти через лес. 7. (Четыре, четверо) (друг) поклялись сохранить дружбу до конца своей жизни. 8. «(Семь, семеро) смелых» был фильмом де­тства моего отца. 9. Служка подал прихожанину (пя­териковый) пачку свечей. 10. В древнерусской азбуке было две буквы «и» — «и(восьмеричный)» и «^деся­теричный)». Буква «и(восьмеричный)» имела значение цифры 8, буква «и(десятеричный)» имела значение циф­ры 10. 11. К подъезду подали (шестериковый) упряж­ку лошадей.

Задание 7

Найдите ошибки в употреблении имен числительных. Ис­правьте предложения.

1. Из школы вышли семеро девочек и пятеро маль­чиков.

2. Обои студентки получили наконец стипендию.

3. Четверо аспиранток закончили работу над диссер­тацией.

4. Трое дней и ночей мы готовились к экзамену.

5. Для выполнения задания мне не хватило пары часов.

Задание 8

В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправиль­ного выбора формы числительного. Исправьте ошибки

1. На занятиях не было обоих сестер. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое работниц не смогли выйти на работу. 6. Двое котят играли на полу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. В обоих странах скоро будут выборы.

Задание 9

Обратите внимание на употребление собиратель­ных и количественных числительных, счетных существительных. Отредактируйте предложения, мотивируя изменения в тексте.

1. Четверым молодым работницам присвоен очередной про­фессиональный разряд. 2. Так мы и живем: семь в одной комна­те. 3. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подой­дем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они го­ворят. 4. Над этой темой работает пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании. 5. Грамоту вручили А. Ф. Осиповой: ей исполняется восемь десятков. 6. Пару раз мы его высмеяли, и он перестал у нас появляться. 7. Мы сидим в опустевшем доме. Стол, табуретка, пара кроватей. 8. В столи­цу чемпионата въехало столько журналистов, туристов, гостей, что население ее увеличится на пару тысяч. 9. Спортивный клуб уже дюжину лет держится в первых рядах высшей лиги.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...