Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Невербальные средства общения

Общее представление о языке тела. Значение жестов в различных обстоятельствах повседневного общения. Ритмические, эмоциональные, изобразительные и символические жесты. Использование мимики в повседневном и деловом общении.

Раздел III. Культура разговорной речи

Тема 9. Разговорная речь и ее особенности

Нормы разговорной речи. Сфера использования – быт. Основная функция – непосредственное общение. Вопросы этикета и этики в разговорной речи. Говорящий и слушающий в стилистически значимой коммуникации. Социально-психологические варианты речевого поведения в коммуникации. Условия воздействия живого слова. Искренность слова, ее влияние. Злоупотребления словом. Эффективность общения. Условия успешного общения. Причины коммуникативных неудач. Соблюдение нравственных норм в разных ситуациях общения (например, в ситуации приказа, просьбы, отказа и т.п.). Жанры речевого общения (беседа, разговор, спор, рассказ, история, письмо, записка, дневник). Искусство ведения диалога и полилога. Риторические фигуры в разговорной речи. Этика речевого общения и этикетные формулы речи.

 

 

Раздел IV. Культура ораторской речи

Тема 10. Выступление как разновидность ораторской прозы

Содержание и композиция выступления (соотношение его отдельных частей и каждой части ко всему выступлению как к единому целому). План – основа композиции. Различные по целям и назначению планы: предварительный, рабочий, основной, простой и сложный. Составные части композиции: вступление, главная часть, заключение.

Информационное обеспечение выступления, контакт с аудиторией, коммуникативное состояние говорящего, контактоустанавливающие речевые действия. Приемы привлечения и удержания внимания аудитории. Подготовка речи и выступление. Синтаксические особенности, лексические особенности. Личностный тип общения.

Тема 11. Логика, этика и эстетика речи

Правила построения ораторской речи. Логические законы. Этика ораторского выступления (доброжелательность, профессиональное отношение). Эстетические качества речи: цельность выступления в ритмико-интонационном отношении и в то же время наличие разнообразия, позволяющего избежать монотонности; использование разнообразных изобразительно-выразительных средств (метафор; эпитетов; олицетворений; гипербол; сравнений; антитез; подхватов – повторений в начале следующей конструкции слов, стоящих в конце предшествующей конструкции; градаций – интонационно-синтаксических рядов, члены которых постепенно увеличивают нужные автору смыслы; каламбуров; риторических вопросов; вопросно-ответных единств – средств диалогизации текста; повторов, многосоюзий – многократно повторяющихся союзов, подчеркивающих значение каждого компонента конструкции; синтаксического параллелизма – приема, при котором два или более стоящих рядом фрагментов текста имеют тождественное синтаксическое строение, благодаря чему выделяются на общем фоне текста).

Тема 12. Звучащая речь и ее особенности

Голос. Правильное дыхание. Интонация и пауза в устной речи. Темп речи. Тембр голоса. Понятие паузы.

 

Раздел V. Культура дискутивно-полемической речи

Тема 13. Спор: понятие и определение. Дискуссия. Полемика

Спор – форма организации человеческого общения. Логические и психологические предпосылки спора. Цель спора. Два основных рода споров: 1) спор как средство совместного уяснения вопросов – научные споры; 2) спор как средство психологического воздействия и прямого или непрямого подчинения одной стороны другой – споры политические, религиозные. Значение споров в развитии человеческой мысли.

Пути отстаивания позиции в споре: 1) логические (доказательство правильности своих утверждений, указание оснований, из которых они с необходимостью вытекают; развитие следствий, подтверждающих правильность обоснованных положений); 2) психологические (приемы запутывания противника; применение чисто психологических приемов воздействия: вызывание в противнике чувства неуверенности в себе, воздействие на слушателей и «перетягивание» их на свою сторону с целью подавить сознание противника и т. п.). Уловки в споре.

Научные споры. Общеобязательность оснований и общезначимость выводов как необходимые требования, подлежащие удовлетворению. Гипотетичность всех подлежащих защите положений. Принципиальная свобода спорящих по отношению к предмету спора, друг к другу и к аудитории. Подчиненность спорящих лишь контролю объективного человеческого разума.

Политические споры. Невозможность переубеждения другой стороны. Равнодушие к задаче выяснения предмета спора, вытекающее из стремления навязать готовое решение противной стороне или кругу лиц, причастных к спору. Равноценность всех способов, как логических, так и нелогических, поскольку они способствуют ослаблению позиции противника. Устранение противника как высшая цель спора. Возможная враждебность, презрение, уничижение как формы отношения спорящих друг к другу. Использование оценочных языковых средств в процессе спора.

Проблемы этикета и этики в ситуации спора. Дифференциальные (отличительные) характеристики понятий «спор», «дискуссия», «полемика», «диспут», «дебаты».

Раздел VI. Культура научной и профессиональной речи

Тема 14. «Специальный язык»

Понятие «специальный язык», его основные черты (терминологичность словарного состава как ведущий признак научного стиля; особые черты синтаксической структуры специальных текстов, в частности юридических). Сфера использования – наука, техника, образование. Многожанровость языка для специальных целей. Профессиональный вариант нормы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...