Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнение 20. Исправьте ошибки в следующих предложениях. Определите, какое качество речи нарушено.

 

1. Сыграть гения невозможно, и мы не ставим себе эту задачу, но ситуацию, в которую попадает, вот, талантливый человек, можно, можно ее создать, можно его создать, главное, найти вот этот внутренний ритм, ритм его не хаотичный, а поступательный. 2.Ну, мы обсудили этот вопрос, теперь она от меня шкерится. 3. Суть этой проблемы заключается в нехватке ресурсов. 4. Благодаря искусству, которым талантливы люди, Богом награждены талантом, создают произведения искусства. 5. Всю сознательную жизнь Леонид Леонтьевич увлекался фотографией.6. Бродя по аллее, под ногами шуршали сухие, но еще не поблекшие листья. 7. В этот день Марина, которая осенью прошлого года стала владелицей приза, была именинницей. 8. Исполнитель обязанностей президента. 9. В это время к пристани подъехала карета, и из нее вылезла прекрасная девушка. 10. Ты можешь взять себе любые наряды: платье, костюм, брючный сарафан, телевизор, а старьё выброси.11. «Химкам» удалось засушить игру. 12. Распределили Леонида Ермолинского в школу на станции Мысовая.

Упражнение 21. Какие средства выразительности использует автор в данных предложениях? Являются ли данные высказывания примерами хорошей выразительной речи.

1. Факты – это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши теории – пустые потуги. 2. С полным правом можно сказать, что у проф. Ермолинского любовь к слову, любовь к книге, любовь к журналистике – начало всех начал. 3. Коллектив «Молодежки» 60-х гг. был ищущий, творческий.

№ 3. Многозначность и омонимия. Морфологические нормы современного русского языка.

Задание 1. Прочитайте толкования слов, формы числа которых разошлись по значению. Приведите свои примеры.

Лагерь 1. лагери 2. лагеря 1. места, учреждения, в котором собраны люди для проведения тех или иных мероприятий. Например: спортивный лагерь, туристический лагерь, пионерский лагерь; 2.места содержания заключенных. Например: концентрационные лагеря заключенных.

Хлеб 1.хлебы/2. хлеба 1. пищевой продукт крупного размера, выпекаемый из муки. Например: ставить хлебы в печь. 2. плоды, семена, злаки, размалываемые в муку. Например: Уборка хлебов комбайнами. Также во втором виде множ. числа хлеба имеют значение пропитания. Например: быть на хлебах у кого-н.

Зуб 1.зубы/2.зубья 1.костное образование, орган во рту для схватывания, откусывания и разжевывания пищи. Например: Молочные зубы, коренные зубы; зубы точить на кого-л. 2. выступы, обычно острые на инструменте, орудии, части машины. Например: зубья пилы.

Колено 1.колени/2.колена 1.сустав, соединяющий бедренную и берцовую кости. Например: 1. стоять на коленях, платье до колен. 2. изгиб чего-л., идущий ломаной линией. Например: 3. колена реки. Также означает разветвление рода, поколение в родословной. Например: 4. родня в седьмом колене.

Провод 1.провода/2.проводы - 1. металлическая проволока для передачи электр.тока. Например: 1. изолированные провода. 2. прощание с кем-л. Например: дальние проводы лишние слезы.

Сын 1.сыновья/2.сыны 1. лицо мужского пола по отношению к своим родителям. Например: 1. Выросли сыновья. 2. мужчина как носитель характерных черт своего народа. Например: Отважные сыны Родины.

Задание 2. Подчеркните правильную форму множественного числа имени существительного.

Инженер инженеры; слесарь слесари; блюдце блюдца; боцман боцманы; вексель векселя; выбор выборы; выговор выговоры; госпиталь госпитали; гром громы; диспетчер диспетчеры; редактор - редакторы.

Задание 3. Образуйте форму множественного числа существительных

Редактор, торт, клапан, акушер, боцман, адрес, берег,вексель, бухгалтер, возраст, герб, купол, договор, квартал, слесарь, инструктор, свитер, токарь, сорт, сектор.

Задание 4. Употребите существительные, если возможно, с собирательным числительным «трое».

Шоферы, профессора, работницы, мужчины, чулки, кроссовки, лица, посланные, люди, женщины, брюки, студенты, храбрые, чулки, конспекты, мухи, ножницы, поросята, голуби.

Задание 5. Образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Дебаты, бронхи, консервы, коррективы, цыгане, монголы, нервы, децибелы, гольфы, осетины, погоны, помидоры, рейтузы, соты, сандалеты, шампиньоны, шаровары, шорты, кастаньеты, координаты, лампасы, ботинки, сапоги, рельсы, армяне, аптекарь, приговор, профессор, почерк, погреб, шофер, образ(икона), порт, выбор, инженер, лектор, боцман, акушер, бульдозер, торт, жемчуг, шторм, сорт, токарь, квартал, трактор, шторм, штемпель, якорь, ястреб, ананасы, апельсины, буряты, баклажаны, боты, валенки, башкиры, мандарины, потемки, шпроты, граммы, гусары, гектары, браслеты, манжеты, патиссоны, крестины, шахматы, лимоны, комментарии, дела, чулки, носки, серьги, кочерги.

Задание 6. Определите род существительных, согласуйте их с прилагательным.

Домишко, уродина, караваище, домина, пожарище (большой пожар), вуаль, мозоль, тюль, гастроль, шампунь, Миссисипи, Нагасаки, Конго, СМИ, КЗоТ, НАТО, кенгуру, салями, клише, фиаско, кофе, харчо, нотабене, диван-кровать, лорд-канцлер, инженер-конструктор, плакса, молодежь, мозоль, туфля.

Задание 7. Поставьте числительное и сочетающиеся с ним слова в нужной форме.

Говорить с (полтора десятка студентов), встретил (32 молодых паренька), поймать(24 зайца), выловить(4 карася), увидеть(43 девушки), поблагодарить (3 женщин).

Задание 8. Образуйте форму повелительного наклонения от глаголов.

Положить, обеспечить, выйти, выглянуть, лезть, вылезать, сажать. Посадить, платить, таращить, хлестать, закончит,. испортить, уведомить, расчистить, доить, кроить, хотеть, трогать, ездить, мочь, Клеить, слышать, ездить, лечь, клянчить, лететь, ехать, трогать, бегать, жаждать, летать, чтить, гнить, посадить, положить, летать, чтить, составить, мочь, класть.

 

Задание 9. Образуйте от глаголов форму настоящего времени 1-го лица единственного числа.

Прекратить, светить, тяготиться, испестрить, пылесосить, вонзить, лебезить, лазить, надерзить, бороздить вынудить, голосить, обессудить, ощутить, переубедить, Ездить, досадить, заградить, чудить, молотить, обезлюдить, пригвоздить, тяготиться, переубедить, прослезиться, принудить, тяготиться, учредить, обессмертить, оформить.

№ 3. Грамматические нормы

 

Задание 1. Составьте контексты, в которых выявилась бы родовая принадлежность приведенных ниже слов.

Арабески, атташе, бар-бильярдная, бра, бренди, Вальпараисо, виски, «Вог», депо, Душанбе, жюри, иваси, кашне, колибри, коррективы, манжеты, Миссисипи, мозоль, мокко, пенальти, плацкарты, пони, протеже, резюме, салями, сирокко, СПИД, статус-кво, табу, тапки, туфли, тюль, ФСБ, шасси, шимпанзе, эполеты, эсперанто.

Задание 2. Исправьте и объясните ошибки в образовании грамматических форм слов. Разделите примеры на группы: а) ошибки в образовании форм именных частей речи; б) ошибки в образовании глагольных форм.

1Их нужно соединить, а потом посмотреть, как они сочетутся. 2. Я в этом году в Сочах была, там так красиво! 3. По тому, как живет цветочек, можно определить, как к тебе относятся. Если начнет вять … сама понимаешь. 4. Я хожу без носок, босиком. 5. Сколько же платий тебе нужно? 6. Ты мне наклала каши? 7. Только почетные гражданины города у нас ездят бесплатно. 8. Я обожаю романтическую музыку, поэтому мои любимые песни – это песни Элтон Джона и Джордж Майкла. 9. В той квартире, где она сейчас живет, раньше цыгане жили. И она после этих цыганей нашла у себя под половицей их карты. 10. Сколько доль наследства ты получил?

Задание 3.

Исправьте ошибки, связанные с нарушением морфологических норм. Сформулируйте правила выбора нормативного варианта.

1. Я сейчас картошки почистю. 2. Ну, вот, дом теперь убратый. 3. Сдавайте польта в гардероб. 4. Лук, обдатый кипятком… 5. Я, конечно, извиняюсь, но вы здесь не стояли, когда я пришла, так что за мной будете. 6. Ну, возьми тюль и постирай в машинке. Она такая грязная. 7. В последнее время я стал читать книги более внимательнее. 8. В вашем учебнике нет семиста восьмидесяти пятой страницы. 9. Боюсь, что я ощущу неловкость. 10. А почему нам документы не ворочают?

 

Задание 4. Проанализируйте предложения, сформулируйте, почему подобные употребления предлогов являются ошибочными. Для ответа на данный вопрос ознакомьтесь с соответствующим разделом «Справочника по правописанию, произношению и литературному редактированию» Д.Э.Розенталя.

1. Поезд потерпел крушение благодаря небрежности стрелочника. 2. За счет неполадок в работе мотора произошла автокатастрофа. 3.Согласно распоряжения мэра города, пострадавшим будет выплачена компенсация. 4. Все его родственники живут в Украине, а это по нашим временам уже другая страна. 5. Я сегодня не смогу: мы будем в концерте.6. Вследствие предстоящей защиты я пятую ночь не сплю. 7. Прошу предоставить отпуск ввиду болезни. 8. Во многих странах мира действует правило, согласно которого все более-менее значительные объемы внешних заимствований отдельных рыночных субъектов данной страны гарантируются в той или иной степени государством. 9. Благодаря его мы все успели вовремя. 10. Ты во сколько сегодня пришёл со школы?

Задание 5.

Укажите ошибки в управлении. Предложите все возможные варианты правки.

1. Начался обмен мнений. 2. Мы восторгались красоте летнего заката. 3. Я очень рада решением суда: все получилось так, как я хотела. 4. Дорогие друзья, Святославу Ещенко сегодня день рождения! 5. Он всегда удивлялся трудолюбием сына. 6. Не обязательно снимать людей – домики, животные и цветы тоже можно. 7. Данный текст относится к официально-деловому стилю: он регламентирует о правах читателя. 8. Сегодня работали за компьютерами, а я с ними никогда не пользовалась. 9. Товарищи, оплатите за проезд. 10. Ты зачем ему дал руля?

Задание 6. Из приведенных ниже словосочетаний выберите правильную форму глагольного или именного управления.

Уверенность в победу/ уверенность в победе, контроль над производством/ контроль за производством, предел терпения/ предел терпению, способен на жертвы/ способен к жертвам, удостоен наградой/ удостоен награды, наблюдать за больным/ наблюдать больного.

Задание 7. Из приведенных ниже словосочетаний выберите правильную форму глагольного или именного управления.

Отзыв о диссертации/ отзыв на диссертацию, вершить судьбами / вершить судьбы, преимущество над соперником/ преимущество перед соперником, характеристика ученика/ характеристика на ученика, оплачивать за проезд/ оплачивать проезд, ждать поезд/ ждать поезда, превосходство над другими- превосходство перед другими, тосковать по другу/ тосковать о друге, подчеркнуть о необходимости/ подчеркнуть необходимость, прийти из армии/ прийти с армии, по окончании работ/ по окончанию работ, характерен демократу/ характерен для демократа, любительница печения пирогов/ любительница печь пироги. не купить спички/ не купить спичек.

Задание 8. Исправьте ошибки, связанные с использованием деепричастного оборота.

1. Раскопав ямку до дна, на солнце заблестели голубые камни. 2. Открыв окно, запахло соснами. 3. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. 4. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед. 5. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. 6. Родившись в такой кинематографической семье, Наташино будущее было, в общем-то, предопределено. (О.Пушкина о дочери Н.Белохвостиковой и В.Наумова – Наталье) 7. Посмотрев этот фильм, мне стало очень грустно. 8. Придя домой, радио играло на всю громкость. 9. Выйдя из квартиры, у него появились слезы. 10. Приехав домой, мне стало значительно лучше.

Задание 9. Исправьте синтаксические ошибки. Сформулируйте правила выбора нормативного варианта.

1. Полиция нередко безучастно созерцала на разгорающийся конфликт. 2. Крестьянство выступали против помещиков. 3. Это же молодое поколение, которое растут. 4. Нашла у кого советоваться. 5. Сегодня на меню картошка с котлетами. 6. Роман «Отцы и дети» написаны Тургеневым в 1862 году. 7. И. Эйгес полагал, что музыка вообще занимала большое место в творчестве Чехова и романсы в частности. 8. В основном их интересовало возможность торговать на иркутском рынке и лечение в больницах областного подчинения. 9. Такого простора для ног мало кто предлагает из проектировщиков машин бизнес-класса. 10. Вероятно, вы ее найдете возле памятника Ленина.

№ 4. Функциональные стили речи

Задание 1. Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста.

Расставьте знаки препинания.

А. Уже древнегреческие мыслители видели что помимо общего, в том масштабе в каком его постигают "частные науки", есть общее и большего масштаба, а именно в отдельности для каждой из трех основных областей действительности: природы, человеческого общества, сознания. Но существует и всеобщее, которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях следующих типов необходимость, случайность, причинность, связь, время и т.п. Таким образом, структурное поле общего включает в себя конкретно-общее (компетенция отдельных наук), наиболее общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компетенция философии).

Б. Если за 10 дней до окончания действия договора ни одна из сторон письменно не заявит о своем намерении расторгнуть договор то договор считается продленным на тот же срок и тех же условиях. По истечении срока действия договора обязательства сторон по настоящему договору прекращаются. Если по заявлению Клиента не будет заключен новый договор банковского счёта Клиента счета открытые в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора, закрываются. Остаток валютных средств на счетах зачисляется на специальный счет и может быть востребован Клиентом в течение установленного законом срока исковой давности.

Приложение 2. Справочный материал

Ответы к заданиям для самоконтроля

1. а) Люди всех во́зрастов, гражда́нство, неду́г, выска́зывание расце́нено, электричество отключено́, отставка принята́, все вопросы сня́ты;

б) августо́вский, эти бла́га, догово́р, договоре́нность, облегчи́ть, хода́тайство, аге́нт, сре́дства, упро́чение, усугуби́ть, заку́порит, валово́й, осве́домить, приобрете́ние, призывни́к, соболе́знование, тамо́жня, хода́тай, обеспе́чение, премирова́ние, хозя́ева, алфави́т, эти блю́да, краси́вее, краси́вейший, металлу́рги́я, намерева́ться, наме́рение, инду́стри́я.

2. Умолять о пощаде – умалять достоинство – умилять поведением; угодить начальству – угадать номер; облегченный воз – облеченный властью – облаченный в одежды – обличенный судом; проживать в городе – прожевать корку; отдаление от дома – преодолеть сопротивление – передавать новости; благословлять на подвиг – прославлять героя; утихать постепенно – утешать ласково; развиваться нормально – развеваться на ветру.

3.Анонимный, баллотироваться, оптимизм, пессимизм, скептицизм, прогресс, инициатива, интеллект, компетентность, деликатный, интеллигентный, регламент, аналогия, координация.

4.а) гордо шествовать – шефствовать над детским домом; чувствовать опасность – чествовать юбиляра – участвовать в избирательной кампании; искусный мастер – искусственный интеллект; ровесники – сверстники; косный ученый – костный мозг;

б) безмолвствовать, бескорыстный, происшествие, здравствовать, громоздкий, безучастный, безвластный, бесстрастный, целостный, поверхностный, корыстный, гигантский, ужасный.

5. а) Поступить предательски, беспрепятственное пребывание в городе, презирать негодяя, присутствовать на мероприятии, непрерывно преследовать неприятеля, причудливое превращение, беспристрастный наблюдатель, прекрасный пример, непререкаемое превосходство, приостановить исследование, предварительный заказ, превратности судьбы, претерпеть невзгоды, притерпеться к ударам судьбы, преходящие трудности; превозносить достоинства;

б) привилегия, примитивный, президент, приоритет, принуждение, президиум, препарат, превалировать, престиж, привередливый, претендент, претензия.

6. Санаторий, Каспий, Дмитрий, событие, развитие, свидание, явление, заявление, колония.

7. Наташе, Наталье, Наталии; Марии, Маше, Марье; Софии, Софье, Соне; Лидии, Лиде.

8. Писателем А. П. Чеховым, городом Чеховом; композитором А. П. Бородиным, селом Бородином; летчиком М. С. Бабушкиным, городом Бабушкином.

9. РПА (ж. р.) объявила набор студентов; Российский МИД (м. р., иск.) заявил протест; ГАИ (ГИБДД) (ж. р.) изменила систему дорожных знаков; МГУ (м. р.) провел научный симпозиум; ООН (ж. р.) создана для поддержания мира; многолюдный ГУМ (м. р.), МХАТ (м. р.) начал новый сезон.

10. а) Первое предложение;

б) первое предложение; второе предложение.

11. Знамена реют, они напрасно тревожатся, флаги заколышутся, мы зависим от вас, они терпят неудачу, ребенок выздоровеет, родители беспокоятся, спортсмены борются за победу, мы поищем документы.

12.Второе предложение.

13. Наполеон думал, что, когда он перейдет границу России, ему преподнесут ключи от столицы. (Или: Наполеон думал, что, перейдя границу России, он получит ключи от столицы.) Это легко решаемая задача. Березы, растущие в аллее и украшающие парк, были совсем молодыми. (Или: Березы, которые растут в аллее и украшают парк, были совсем молодыми.) Соскочив с лошади, я увидел товарищей. (Или: Когда я соскочил с лошади, меня встретили товарищи.) Узнав о том, что сын читает запрещенные книги, мать испугалась. (Или: Когда мать узнала о том, что сын читает запрещенные книги, ее сковало страхом.)

14. Ввиду отъезда, работал по мере сил, навстречу опасности, имел в виду, находился в заключении, в заключение вечера, в продолжение болезни, впоследствии выздоровел, в следствие по делу вкралась ошибка, вследствие отсутствия свидетеля слушание дела отложено.

 

Акцентологический минимум

Абреже, абрис, авизо, автохтонный, адепт, ажитация, акватория, акведук, аккредитация, аксессуар, акцентуация, алармист, альянс, амальгама, амбиция, амикошонство, амплуа,аналекты, анаморфический, анахорет, антидот, антиква, антиномия, антиципация, антология, антономазия, антраша,анфас, анфилада, апаш, аперитивы, апломб, апогей, апологет, апостериори, апофеоз, апофтегма, апперцепция, априори, апробация, арабеск, арабески, ареал, архитектоника, атрибут, атташе, аутентичный, багет, баккара,баллотировать, бенуар, балюстрада, бамбилья, банджо, барельеф, баул, бенефис, биеннале, бланманже, бонвиван, бренд, брифинг, брокер, брют, будуар, букмекер, буриме, бутафория, буффонада, бювар, вантуз, вексель, верификация, версификация, виадук, вибрато, визави,виньетка, витальный, вотум, гальванизация, гамбит, гардина, гарнитур, гегемон, гедонизм, генезис, геноцид, глиптика, глиптотека, горельеф, граффити, гривуазный, дактилология, дебаты, девиация, дедукция, дезабилье, дезавуировать,декокт, декорт, декорум, делирий, демарш, деструкция, диатриба, дивертисмент, дигрессия, дидактизм, дилемма, диорама, дискредитация, дискретный, дискреционный, дискуссия, диспут, диффамация, дифференциация, дихотомия, доминанта, драгоман, драпри,дуалистический, журфикс, иглу, изоморфный, изохронность, иллитераты, имманентный, импозантный, импрессия, инвектива, инвестиция, индифферентизм, индукция, инертность, инсинуация, инспиратор, интальо, интарсия, интерполяция, интродукция, интроспекция, инцидент, ипотека, ипохондрия, казуальный, калебаса, камея, канапе,кариатида, картуш, кассировать, катарсис, катехизис, каузальный, кашне,кворум, квота, кегль, кишмиш, клака, клаузула, клеврет, клика, клоака, когорта, коллизия, колонтитул, колонцифра, колоратура, колорит, колумбарий, комильфо,коммюнике, компендиум, компиляция, компликация, комплот, конак, конвенциональный, конвенция, конгломерат, конгломерация, конгресс, кондоминиум (кондоминат), конклав, консилиум, консолидация, консорциум, константный, конституировать, конститутивный, контаминация, контрадикция, контрамарка, контрапункт, контрарный, контрафакция, конъектура, конъюнктура, корнишон, кофр, кунштюк, курбет, кустоды, лабильный, лакуна, ламбрекен, ламентация, лампас, латифундия, легитимный, либретто, ликвидность, лимит, литания, литургия, локальный, ляпсус, мазар, манкировать, мансарда, маракас, маргинальный, мате, медресе, мезальянс, мезонин, меморандум, менторский, метеор, метеорит, мизантропия, мораторий, моцион, муссировать, набоб, невмы, неглиже, несессер, нивелировать, нувориш, ню, одиозный, олигархия, онтология,опера-буфф,опус, ореол, ориентальный, ортодоксальный, оферт, офорт, пагода, паланкин, палантин, панагия, пандус, паноптикум, папуша, паремия, паритет, пароксизм, партикулярный, партитура, паспарту, перипетия, перлюстрация, перманентный, пертурбация, перцепировать, петиция, пиетет, пикантный, пикироваться, пикули, пинакотека, плаке, пленарный, пленэр, пончо, попурри, портативный, постулат, превентивный, прелиминарии, прерогатива, претенциозность, прецедент, приватный, принципал, провербиальный, провиденциальный, прожект, пролегомены, пролонгация, променад, пропедевтика, прострация, просцениум, протекция, рапорт, раппорт, ратификация, раут, рацея, реверс, регата, регент, резюме,реквизит, ремикс, реноме, репатриация, реприза, речитатив, ригоризм, римейк, ротонда, саммит, сангина, саше, сенситивный, сенсорный, сентенция, сепаратизм, сервер, сибарит, сингл, синекура, синопсис, скетч, сноб, спикер, спич, спринтер, стагнация, стайер, субституция, субтильный, суверенитет, суггестивный, сунниты, схима, тандем, тапёр, темпера, терминатор, терракота, тинктура, трансферт, трюизм, туш, увраж, утилитарный, утрировать, факсимиле, фанаберия, фантасмагория, фарватер, фасонный, феерический, фетиш, фешенебельный, филантроп, филиация, фискальный, фланировать, фортель, фраппировать, фронтиспис, цезура, целибат, циркуляр, чартер, шариат, шииты, шмуцтитул, эвальвация, эвентуальный, эгалитарный, экзальтация, экзерсис, экивок, эклектика, экслибрис, экспансивный, экспатриация, экстрадиция, экстраполяция, экстремизм, эксцентричный, эксцесс, экуменизм, элективный, эмиссар, эмиссия, эмфатический, энтропия, эстамп, юрисдикция, ягдташ.

 

Приложение 3.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...