Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 2. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ, ФУНКЦИИ И ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ.




Основные категории и понятия теории культуры. Типы культуры, их классификация и взаимодействие.

Множественность культурных сфер. Формы и ценности культуры. Функции культуры. Нравственная культура. Эстетическая культура. Религия как доминанты культуры. Наука как доминанты культуры. Традиции и культурная преемственность. Понятие культуры материальной и духовной. Морфология культуры: религия, философия, наука, искусство, мораль. Единство и многообразие культур.

 

Тема 3. МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Методы культурологических исследований:диахронический, синхронический, сравнительно-исторический,структурно-функциональный. Системный подход к изучению культуры.

Тема 4. Социокультурная динамика.

Динамика культурыры, язык и символы культуры. Культурные коды. Социальные институты культуры. Культурная самоидентичность. Культурная модернизация. Культура и личность. Культура цивилизация: проблемы взаимосвязи.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Тема 5. Предмет и методы изучения мировой культуры.

Предмет и методы изучения истории мировой культуры. Периодизация истории мировой культуры. Проблема культурогенеза в первобытном обществе.Архаические формы культуры.

Тема 6. Цивилизации и культуры Древнего Востока. Античная культура и ее всемирно-исторические достижения.

Традиционные культуры Древнего Востока. Становление антитчной культуры.Своеобразие культуры эллинизма.

Тема 7. Культура Средневековья. Ренессансный тип культуры.

Культура Средневековья. Типы средневековой культуры: западноевропейская, арабо-мусульманская, византийская, древнерусская. Идеи и образы культуры Возрождения. Ренессанс как всемирно-исторический поворот от теоцентризма к антропоцентризму.

 

Тема 8. Истоки новоевропейской культуры.

 

Барокко и классицизм в западноевропейской и русской культуре.

Культура Просвещения в Западной Европе и в России: сходство и различия.

Культура романтизма.

 

Тема 9. Мировая культура второй половины XIX –начала XX веков.

Самосознание новоевропейской культуры во второй половине XIX – начале XX вв. Модерн и модернизм, декадентство и символизм на переломе веков.

 

Тема 10. Тенденции развития культуры во второй половине ХХ – начале XXI веков.

Европейские и русская революции как феномены культуры. Возникновение тоталитарной культуры и ее влияние на развитие мировой культуры. Советская цивилизация и культура: национальное и мировое значение.

Трансформации мировой культуры во второй половине XX- начале XXI веков. Феномен глобализации.



Постиндустриальная и информационная культура.

Постмодернизм в мировой и русской культуре последней трети XX века.

 

2. Контрольные работы, задания и упражнения для самостоятельной работы.

Методические указания по выполнению контрольной работы.

Выбор темы.

Тема должна быть привлекательна для студента новизной, субъективной значимостью, желанием расширить свои представления о дисциплине. Необходима соответствующая база для выполнения контрольного задания по выбранной теме, что предполагает доступность специальной литературы требуемой тематики в библиотеках или Интернет-ресурсах.

Подбор литературы по теме.

При подборе литературы целесообразно руководствоваться следующими критериями:

- Полнота охвата материала по теме. Не следует ограничиваться одним или двумя источниками, поскольку полноценная контрольная работа должна отражать не только многочисленные факты, но и различные (порой противоположные) мнения по определенным вопросам, а также демонстрировать широкий кругозор, уровень подготовленности студента по теме, знание научной проблематики.

- Научный уровень издания. При выборе литературы следует отдавать предпочтение научным изданиям и избегать обращения к популярным и научно-популярным брошюрам (вид издания указывается в аннотации).

- Новизна материала. Как правило, при наличии выбора следует использовать более поздние по времени издания, поскольку они, с одной стороны, используют предшествующий опыт изучения проблемы, с другой - содержат оценку современного состояния изучаемой дисциплины.

3. Предварительное изучение литературы и составление плана.

На этом этапе можно ограничиться просмотром оглавления и, при необходимости, отдельных разделов для формирования основы плана контрольной работы.

Главные требования к плану: он должен быть выстроен логически правильно, названия разделов должны быть сформулированы в жанре научного сочинения, а не публицистической или популярной статьи, кратко и в то же время отражать основное содержание раздела.

Работа над текстом.

Во введении необходимо отразить актуальность темы и дать общую характеристику литературы по теме, сформулировать задачи, которые ставит автор.

В основной части (число разделов определяется самостоятельно) целесообразно выстроить материал таким образом, чтобы его анализ включал и раскрывал:

- цели и задачи изучаемой дисциплины;

- содержание изучаемой дисциплины;

- формы изучаемой дисциплины;

- объект изучаемой дисциплины;

- объективные результаты;

- авторское отношение к исследуемому объекту.

На использованные в тексте цитаты должны быть сделаны ссылки. В конце каждого раздела необходимо сформулировать выводы.

Взаключенииделаются выводы, отражающие значение изучаемой дисциплины, изложенные последовательно но степени значимости, то есть от общего к частному.

Список литературы.

Критерии оценки:

1) глубина и полнота раскрытия темы (избранного аспекта темы);

2) самостоятельность и оригинальность мысли: умение выделить проблему, связать теорию с практическими нуждами, историю с современностью;

3) умение работать с источниками (реферирование, а не списывание);

4) логичность, ясность, грамотность изложения;

5) соблюдение правил оформления.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 464

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...