Культура Древней Греции
Понятие «античный мир» было введено итальянскими гуманистами XV в. для обозначения культуры Древней Греции и Древнего Рима, к возрождению которой они стремились. Античная культура стала основой европейской цивилизации. А она, свою очередь, складывалась под влиянием культурных достижений более ранних цивилизаций Древнего мира. Цивилизация Древней Греции дала миру гениальные творения во всех сферах духовной и социально-политической жизни – в политике, науке, праве, архитектуре, живописи, поэзии и т.д. В целом для античной цивилизации характерен рациональный подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, безупречная логика, индивидуальное мышление.
Историю древнегреческой цивилизации принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:
· эгейский или крито-микенский (III-II тыс. до н. э.);
· гомеровский (XI-IX вв. до н. э.);
· архаический (VIII-VI вв. до н. э.);
· классический (V-IV вв. до н. э.);
· эллинистический (вторая половина IV - середина I в. до н. э.).
Первую, крито-микенскую, эпоху иначе называют периодом древнейших цивилизаций. В литературе используются оба названия. Речь идет о двух самых ранних в Греции цивилизациях минойской и микенской (ахейской, эгейской). Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В таком случае вся культура Греции разбивается на три основных периода; доклассический, классический и эллинистический. Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период.
Архаическая эпоха.В доклассический период илипериод микенской цивилизации формируются греческие города-государства, развивается научное мышление, поэзия, литература, зарождаются философия и театр, греческое искусство вступает на путь своего первого расцвета. В этот период происходит сложение системы архитектурных ордеров, которая легла в основу всей античной архитектуры. Античный полис издавна вызывал восторженное отношение как идеальная форма государственной жизни с присущим ей порядком, свободой и справедливостью. Сами греки усматривали в своем гражданском состоянии особое привилегированное положение. Так, гражданские права не распространялись на рабов и иностранцев. В тоже время все граждане до 60-летнего возраста должны были защищать отчизну. В народном собрании деятельность граждан регламентировалась законами. Закон приобрел характер рациональной правовой идеи, подлежащей обсуждению.
В микенский период зарождается культурный институт спортивных и музыкально-поэтических игр, которые греки посвящали своим богам. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии начиная с 776 г. до н. э.; Пифийские игры - спортивные и музыкальные состязания Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские - в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.
Наиболее развитой областью Греции была Иония (западное побережье Малой Азии), где возникла первая философская система античности - натурфилософия. Ее еще называют ионийской, для которой характерно материалистическое мировоззрение и поиск объективных закономерностей: Фалес (624-546 до н.э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (ок. 585-525 до н.э.) - воздух, Анаксимандр (ок. 611-546 до н.э.) - алейрон (беспредельное).
Пифагор (ок. 540-500 до н.э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок. 154-483 до н.э.), считавший первоосновой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в обществе происходят вечное движение и борьба. Большой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем, которой был Парменид Элейский (ок. 540-480 до н.э.), сформулировавший принцип тождества мышления и бытия.
В литературе ранней эпохи ведущая роль принадлежала эпическим жанрам. Таковы гомеровские «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н. э. К этому же времени относится и творчество Гесиода, написавшего поэмы «Теогония» (т.е. родословная богов) и «Труды и дни». Постепенно лидерство переходит от эпоса к лирической поэзии. Внимание к человеку, его внутреннему миру, к событиям современной жизни характерно для творчества Архилоха (2-я пол. VII в. до н.э.), Сафо (Сапфо, ок. 610 - ок. 580 до н.э.), Алкея (рубеж VII-VI вв. до н.э.), Феогнида Мегарского (2-я пол. VI в. до н.э.), Анакреонта (1-я пол. VI в. до н.э.). В качестве особого жанра оформляется басня, которую традиционно связывают с именем полулегендарного Эзопа (VI в. до н.э.). Многие сюжеты его басен (например, «Волк и ягненок», «Лисица и виноград», «Ворона и лисица») получили развитие в последующие эпохи. В нашу речь вошло понятие «эзопов язык», которое означает завуалированное высказывание.
К VI в. оформляется архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном, стиле колонна наряду с чисто функциональной несет и декоративную нагрузку, для нее характерны капитель с завитками-валютами, более сложный цоколь. В период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры – храма с наружи украшаются рельефами, внутри ставятся статуи богов.
Классический период.Наибольшего расцвета древнегреческая цивилизация достигла в классический период (480-323 гг. до н.э.). Он связан у нас с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана.
В V в. до н.э. окончательно складываются культурные нормы и идеалы древнегреческого общества. Умеренность в пище и питье, пренебрежительное отношение к изысканности и роскошным одеждам (ибо нега и роскошь были чертами восточного быта), сдержанность в поведении, правдивость, верность своему слову, честность в делах, физическая выносливость и умение терпеливо выносить невзгоды - вот основные нравственные нормы, по которым общество мерило людей. Так складывалось уважение к человеку - гражданину-герою.
Античный полис представал как «идеальная» форма государственной жизни с присущим ей порядком, свободой и справедливостью. Афины не шли на распространение гражданских привилегий на рабов и иностранцев, хотя рабы привлекались к участию в сражениях, а затем получали свободу. Все граждане 60-летнего возраста должны были защищать полис. Можно сказать, что «военные добродетели» получили права гражданства в полис, а также влияли на материальное положение воинов.
Эллинистический период. Особый этап в развитии древнегреческой культуры представляет эллинизм (323-30 гг. до н.э.) - эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся после распада империи на ряд самостоятельных государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).
В это время получают развитие научные знания. Архимед (ок. 287- 212 до н.э.) разработал, предвосхитившие интегральное исчисление, методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел, в основополагающих трудах по статике и гидростатике (закон Архимеда) дал образцы применения математики в естествознании и технике. Он - автор многих изобретений (архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, системы для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и др.), организатор инженерной обороны Сиракуз против римлян.
Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали подъему наук - математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365-300 до н. э.) заложил основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов, включавшего элементы теории пределов, оказал огромное влияние на развитие математики. Ему принадлежат работы по астрономии, оптике и пифагорейской теории музыки.
Аристарх Самосский (ок. 320-250 до н.э.) доказал вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца. Гиппарх Александрийский (190-125 до н.э.) установил точную длину солнечного года и вычислил расстояние от Земли до Луны и Солнца. Герон Александрийский (I в. до н.э.) создал прообраз паровой турбины, а Герофил (рубеж IV-III вв. до н.э.) и Эрасистрат (ок. 300 до н.э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса и продвинулись в изучении мозга и сердца.
Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них - в Александрии и Пергаме. Александрия, основанная в 331 г. до н.э. Александром Македонским, стала центром научной и духовной жизни Средиземноморья благодаря великолепной библиотеке и работавшим в ней ученым. Александрийская библиотека, крупнейшее в древности собрание рукописных книг, была основана в III в. до н.э. Птолемеем II и благодаря деятельности ее сотрудников, работавших при постоянной поддержке династии Птолемеев, содержала около миллиона папирусных свитков. Все ее рукописи были систематизированы, а особый отдел занимался переводом на греческий язык важнейших сочинений авторов из разных стран.
Библиотека входила в состав расположенного рядом Мусейона (греч. «тизеюп» - храм муз), представлявшего собой совокупность научных и учебных учреждений, один из главных центров науки и культуры древности. Здесь находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых. В Александрийском музее известнейшие ученые занимались филологией, астрономией, математикой, ботаникой, медициной, зоологией и другими науками. Грек Эратосфен (ок. 202 до н.э.) открыл способ измерения окружности Земли по длине тени в период летнего солнцестояния. Именно здесь Евклид создал свой главный труд - «Элементы». Постепенно Александрия превратилась из столицы птолемеевского Египта в центр всей эллинистической культуры.
В эпоху эллинизма развивается новая отрасль знания, практически отсутствовавшая в классическую эпоху, - филология: грамматика, критика текста, литературная критика и пр. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др. Литература эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане - эрудиция, изысканность и виртуозность слога. Продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (342/351-293/290 до н.э.). Сюжеты его остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают короткие драматические сцены из жизни обычных горожан - мимы.[1]
Выдающимися философскими школами считаются эпикурейство и стоицизм. Эпикур (341-270 до н.э.) утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство. Девиз Эпикура - живи уединенно. Цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. Другой эллинистический философ, Зенон из Китиона (ок. 335 - ок. 262 до н.э.), явился основателем школы стоицизма, считавшей идеалом добродетели независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие. Зенон известен нам меньше, чем его поздние последователи - знаменитые римские философы Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре; мудрец должен следовать бесстрастию и любить свой рок. Все люди - граждане космоса как мирового государства; стоицизм уравнивал перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика стоицизма пользовалась большим влиянием в Средние века и в эпоху Возрождения.
Древнеримская цивилизация
На формирование древнеримской цивилизации повлияли традиции двух великих культур античного мира: этрусков и греков. По этрусскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит также создан на основе этрусского. Влияние греков началось с III в. до н.э. после завоевания греческих колоний в Южной Италии. Перевод на латынь «Одиссеи» обусловило развитие римской поэзии, но источником вдохновения для поэтов служил собственный народный фольклор.
Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:
· царский (VIII - начало VI в. до н.э.);
· республиканский (510/509-30/27 гг. до н.э.);
· период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).
Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т. д. Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства - города Рима, который в I-III вв. до н.э. насчитывал от 1 до 1,5 млн. жителей. Римские города развивались вокруг городского центра включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.
Форумом (лат. forum - площадь, место суда, арена в цирке) в Древнем Риме называли площадь и рынок, являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром культурной жизни. Главным форумом Рима был форум Романум. Часто на форумах возводили базилику (от греч. basilike - царский дом) - прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. В них происходили судебные заседания, собирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы. Здесь же могли располагаться и органы власти. В императорских дворцах базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма. Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Строительство триумфальных арок и колонн имело, прежде всего, политическое значение.
Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. pantheion - место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки.
Наиболее характерными памятниками римского зодчества являются акведуки, мосты, театры, термы (общественные бани), городские и загородные резиденции императоров и знати, здания государственных учреждений. Амфитеатры и цирки, в которых стравливали животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, - особенность культурной жизни Рима. Питательной почвой для этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоеванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счет грабительских войн.
В Риме строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3-6 этажей. Римские термы, т.е. бани, играли важную роль в обыденной жизни. Они представляли собой огромные здания со сводчатыми потолками, ставшие своеобразными культурными и общественными центрами. Самые роскошные из 1700 римских терм, термы Каракаллы, построенные в III в., вмещали до 1800 человек. Под их бетонными сводами находился бассейн с проточной водой величиной с небольшое озеро и огромный зал для занятий гимнастикой. В здании терм находились библиотека с книгами на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха, галереи для дружеских бесед. Термы Каракаллы были украшены огромным количеством скульптурных произведений.
В период империи значительно улучшилась планировка римских городов, в которых было много красивых площадей и удобных домов. В эпоху правления Нерона в Риме разразился пожар, уничтоживший 10 из 14 районов, в которых деревянные постройки располагались вдоль узких улочек. После пожара император решил отстроить Рим по новому плану - с широкими улицами, каменными домами и роскошным императорским дворцом. Чтобы изыскивать средства на строительство, Нерон обвинял богатых сенаторов в заговоре, казнил их и конфисковал их имущество.
Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Римские водопроводы, мосты и дороги функционируют и сегодня. Для связи с основными центрами в империи римляне построили 372 мощенные камнем дороги общей протяженностью около 80 тыс. км.
Просвещение и наука. Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трех ступеней: начального образования, школы грамматики и школы риторики. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики. В начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе учителя-грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств - грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию, а также архитектуру и медицину. Последняя ступень представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия и философии. Владение риторикой было необходимым условием политической карьеры.
В римской системе образования, позаимствовавшей образцы у греков, математика, тем не менее, отошла на второй план, а на первый выдвинулись право, языки, литература и история. Уроки музыки и гимнастики заменялись верховой ездой и фехтованием. На высшей ступени особое внимание, в отличие от Греции, уделялось не философии, а риторике. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины.
Центрами научной деятельности были Рим, Александрия, Афины, Карфаген. Большое значение придавалось в Риме в I - II вв. географическим знаниям, медицине и истории. Появляются трактаты Страбона (64/63 до н.э. - 23/24 н.э.), Птолемея (после 83 - после 161). «Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Старший (23/24-79). Больших успехов добилась медицина: врач Гален (129-199) проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, дал первое анатомическое описание организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей.
Особенно большой вклад в развитие историографии знания внесли Тацит (ок. 58 - ок. 117) и Тит Ливии (59 до н.э. - 17 н.э.). К сожалению, из 142 книг по истории Рима Тита Ливия сохранилось только 35. Крупный римский историк Тацит - автор работ «Анналы», «История», «Германия», где освещается не только история Рима, но также общественное устройство и быт древних германцев. В эпоху Римской империи основными центрами научной деятельности оставались города эллинистического Востока: Александрия, Пергам, Родос, Афины и, конечно, Рим и Карфаген.
Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция - наука о праве. Уже с III в. до н.э. можно было получить консультацию профессионального юриста. Во II в. до н.э. появляются первые правоведческие исследования. В I в. до н.э. уже существовала обширная юридическая литература, представленная трудами таких авторов, как Муций Сцевола и Сервий Сулъпиций Руф, которые занимались и практической деятельностью, выступая на судебных процессах.
Центром изучения философии в Римской империи (как и в классической Греции, и в эпоху эллинизма) оставались Афины. В I-II вв. н.э. среди знати особенно популярен был стоицизм, основными представителями которого в это время были Сенека (ок. 4 г. до н.э. - 65 н.э.) и император Марк Аврелий (121-180 н.э.). Низшие слои общества особенно почитали бродячих философов-киников.
Религия. Развитие Римской цивилизации и культуры, как и греческой, теснейшим образом связана с религиозными представлениями. Римский мир религиозных образов представлен несколькими формами и прошел в своем развитии ряд стадий. Вначале римляне были язычниками, поклонялись греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился увлечением языческими культами. В завершении эволюции победу одержало христианство, которое в IV в., после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма.
Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами, исполняемыми главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах.
Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали центрами государственного культа. В богах римляне персонифицировали природные и общественные явления, а также абстрактные понятия, например Фортуна - Удача, Виктория - Победа и т. п.
Как и у других народов мира, в Риме почитались души предков. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» - «я даю, чтобы ты дал мне».
Религия. Развитие Римской цивилизации и культуры, как и греческой, теснейшим образом связана с религиозными представлениями. Римский мир религиозных образов представлен несколькими формами и прошел в своем развитии ряд стадий. Вначале римляне были язычниками, поклонялись греческим и в меньшей степени этрусским богам. Позже мифологический период сменился увлечением языческими культами. В завершении эволюции победу одержало христианство, которое в IV в., после разделения Римской империи на Западную и Восточную, приняло конкретные очертания католицизма.
Древнейшие религиозные представления римлян были связаны с земледельческими культами обожествления природы, культом предков и другими магическими ритуалами, исполняемыми главой семейства. Затем государство, взяв на себя организацию и проведение ритуалов, создало официальную религию, которая изменила прежние представления о богах.
Во главе римского пантеона первоначально стояли бог небес Юпитер, бог войны Марс и бог Квирин, которые позже были заменены триадой: Юпитер, Юнона (жена Юпитера, хранительница брака) и Минерва (богиня мудрости, искусства и ремесел). Их считали защитниками государства, и их святилища на Капитолии стали центрами государственного культа. В богах римляне персонифицировали природные и общественные явления, а также абстрактные понятия, например Фортуна - Удача, Виктория - Победа и т. п.
Как и у других народов мира, в Риме почитались души предков. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» - «я даю, чтобы ты дал мне».
|