Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средневековая культура Западной Европы.




 

Период культуры раннего и классического Средневековья охватывает, по меньшей мере, десять веков, с V по конец XIV в., т.е. с момента падения Западной Римской империи до момента активного формирования культуры Возрождения. Период раннего Средневековья – V-XI вв., а классического – XII-XIV вв.

Средневековье – такой же протяженный во времени, насыщенный культурными событиями и творческим поиском период в мировой культуре, каким были культурные эпохи Древней Греции, Древнего Египта или Месопотамии. Это великие культуры, имеющие за плечами более чем тысячелетнюю историю. На смену ему пришло Новое время, которое принято начинать с эпохи Просвещения. Предтечей ему послужили две очень важные культурные эры европейского искусства – Ренессанс и Реформация.

Классическое Средневековье.Классическое Средневековье охватывает период XII-XIV вв. Центрами европейской культуры в это время являлись Франция, Англия, Германия. Средние века – это период, начало которого совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец – с ее возрождением в новое время. В основе Средневековой цивилизации лежат традиции Западной Римской империи, прежде всего, право, наука, искусство, философия, христианство.

Особенностью общественно-политических и экономических отношений было: условность собственности на землю – иерархичная форма аренды: от вассала к феодалу и т.д.; экономическое и личное подчинение крестьян держателям земли. Основные формы зависимости: патронат и крепостное право; взаимные обязательства синьора и вассала, жесткое единство прав и обязанностей. В этот период господствует натуральное хозяйство, неразрывность товарно-денежных отношений. Социальной основой культуры становится городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля.

Политическое господство получает рыцарское сословие, основанное на сочетании прав на землю с политической властью. С образованием централизованных государств формировались сословия, составляющие структуру средневекового общества – духовенство, дворянство, горожане и остальное население. Из среды духовенства выделяются монашеские ордена, которые олицетворяли переход от общинного ожидания царства Божия на земле к достижению индивидуального спасения. Одним из первых среди – я модель отношения человека к миру формировалась на основе феодальной собственности, сословной замкнутости, духовного господства христианства, преобладания универсального, целого, вечного над индивидуальным, преходящим.

В эту эпоху цивилизационной основой становится христианство, из которого складывается европейское общественное сознание. Несмотря на то, что язычество сохраняло еще свое влияние, христианская религия доминировала во всех сферах жизни. Это подтверждается тем, что повсеместно стали строится церкви, храмы и другие культовые строения.



Храмовое строительство подчеркивало не только рост религиозной культуры, но и об экономическом подъеме, религиозном энтузиазме людей. Таким образом, с конца XVII - начала XVIII в. христианская религия сопровождала с рождения и до смерти каждого европейца.

Тем не менее, европейские философы и ученые отмечают, что существовали различные в образе мышления; нравов и поведении христиан-господ и христиан-простолюдинов. В результате такого разделения стала развиваться теория двух культур: аристократической и народной. Надо отметить, что в это время возрастает роль церкви как социокультурного и политического института. Церковь становится олицетворением не только духовной и светской власти, которая стремится к господству над всем христианским миром, вовлекая в борьбу за власть с государством, их слияние, уподобление церкви государству и реализации его божественных целей. Главным орудием возвышения церкви стало рыцарство, а проявлением этого явились крестовые походы – попытки мечем объединить и расширить христианский мир под властью папства. В это время именно христианство явилось скрепляющей силой раздробленной феодальной Европы и опорой в борьбе с мусульманским миром.

С укреплением национальных государств в средневековом обществе начинает формировать мирское понимание жизни. Интенсивно развивается городская жизнь, торгово-промышленные отношения, вытесняющие религиозное освоение мира. Особую актуальность приобретают личностные качества человека, его самостоятельность, индивидуальные способности. В это время философия пытается с различных позиций объяснить с одной стороны единство, с другой противоречивость веры и разума.

Господствующим направлением средневековой философии стала схоластика («школьное богословие»), получившая название от монастырских школ, в которых преподавали философию и теологию. Схоласты стремились дать рациональное истолкование догматов христианской веры с учетом достижений современной науки. В связи с этим важнейшей проблемой схоластики был вопрос о соотношении реальных предметов и общих понятий, или идей (универсалий). Ранняя схоластика (XI-XII вв.: Ансельм Кентерберийский, Иоанн Скот Эриугена) ставила идеи выше вещей. При этом высшей идеей был Бог, и схоласты пытались рационально аргументировать его существование. Зрелая схоластика (XII-XIII вв.: Фома Аквинский, Альберт Великий, Абеляр) под влиянием учения Аристотеля о форме, заложенной в материи, искала источник идей непосредственно в предметах. Поздняя схоластика (XIII-XIV вв.: Иоанн Дуне Скот, Уильям Оккам) видела в идеях лишь символы, подчиненные вещам. У.Оккам обосновал мысль, что между верой и разумом, философией и религией нет, и не может быть в принципе ничего общего. А потому они полностью независимы друг от друга и не должны контролировать друг друга. Отказавшись от рационального объяснения христианских догматов, схоластика вернулась в итоге к формуле веры раннехристианского писателя Тертуллиана – credo, quid absurdum (верую, ибо это непостижимо).

В ряду наиболее выдающихся представителей средневековой схоластической философии стояли Альберт Великий (ок. 1193-1280) и Фома Аквинский (1225-1274), Альберт Великий начал перестройку и энциклопедическую систематизацию христианского богословия с опорой на учение Аристотеля. В то время энциклопедии не просто предоставляли читателю сумму знаний, а должны были доказывать единство мира как создания Творца. В них содержались сведения по различным отраслям знаний. Закончил реформирование богословия Фома Аквинский, основное сочинение которого «Сумма теологии» обобщало основы средневекового мировоззрения. Фома Аквинский считает возможным частичное обоснование веры с помощью разума, что, по сути, подтверждает арабскую теорию двойственности истины.

Главной особенностью и достижением европейского средневековья стало появление университетов. Развитие экономических отношений, рост городов, заземленность мировоззренческих интересов человека способствуют развитию знаний, науки, которая изначально выступает как осмысление библейских тексов. Потребности развития экономики, хозяйства побуждали изучать природу, почву, металлы, делать физические и химические опыты. Несмотря на то, что богословские знания доминировали и в светском образовании, университетах появившихся в XI в., шел быстрый рост различных отраслей научного знания: медицина, естественные науки, искусство. Средневековая философия занимала видное место в университетском образовании. В XI-XII вв. в Европе открываются первые университеты (от лат. Universitas – объединение, общность). Студенты и профессора объединялись в университеты для того, чтобы добиться независимости от города, иметь право самоуправления. В 1088 г. на основе Болонской юридической школы был открыт первый университет. В ХII-XIII вв. возникают университеты в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), вторым – университет в Кембридже (1209). Первый университет Франции был основан в Париже (1160). Преподавание велось на латинском языке, поэтому здесь могли обучаться студенты со всей Европы. В Парижском университете имелось четыре факультета: общеобразовательный (младший, подготовительный, где преподавались семь свободных искусств), богословский, медицинский, юридический (старшие факультеты, куда принимались студенты, окончившие общеобразовательный факультет).

Университет делился на «землячества» - объединения студентов из той или иной страны и факультеты (от лат. Facultas – возможность), где они овладевали теми или иными знаниями. Существовала и специализация университетов: крупным центром изучения риторики и канонического права являлся Болонский университет. В средневековых университетах студенты изучали теологию, право, медицину и философию. С XII по XV в. в Европе возникло 65 университетов, они приняли эстафету у монастырских школ предшествующего периода и подняли культуру образования на еще большую высоту.

Духовная культура западноевропейского средневековья развивалась под влиянием христианской религии. В западноевропейской архитектуре раннего Средневековья господствовал романский стиль (X-XII вв.). Его принято считать первым архитектурным каноном европейского Средневековья. Он впитал в себя принципы древнеримского и византийского искусства, но представлял уже нечто новое. Зародившись в Ломбардии благодаря работам мастеров каменного дела из города Комо, он вскоре распространился по всей Италии.

Придворная литература – составной элемент рыцарской культуры, которая складывалась при дворах владетельных государей и вельмож. Ее основой выступал культ воинской доблести в сочетании с христианской нравственностью и соответствующими времени эстетическими нормами. Эталон рыцаря сформировался в XII – начале XIII в. в замках французских аристократов и из Франции распространился по всей Западной Европе. Придворное воспитание, в отличие от монастырского, носило светский характер. Особое распространение и ценность оно приобрело в период крестовых походов, когда европейские рыцари под знаменами католической Церкви отправились в дальние страны защищать христианские идеалы. С тех пор рыцарская поэзия («Песнь о Роланде») стала воспевать не только «мужские» ценности – честь, достоинство, мужество, но также и «женские» - верность даме сердца («Песнь о Нибелунгах»), ради которой рыцари подвергали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. После окончания крестовых походов, где проповедуемые рыцарями ценности проверялись в боевых условиях, появились их ритуализированные двойники – рыцарские турниры, в более позднее время, превратившиеся в дворянские дуэли. В целом эпохе характерны преклонение перед Божественным, отражение противоположностей – добра и зла, глубокий символизм, воплощение идеи иерархии. Намечается разделение культуры на официальную, церковную, дворянскую и народную.

Европейский Ренессанс.Новый период в культурном развитии Западной и Центральной Европы получил название Возрождения, или Ренессанса. Оно представляет переходный период от средневековой культуры к культуре Нового времени. В Италии Ренессанс происходил в XIV-XVI вв., в других странах – в конце XV-XVI вв.

Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы. В Италии разыскивали рукописи античных писателей, извлекали из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры. Но подобное, оказывается, уже происходило в мировой истории. В эпоху Каролингов и классического Средневековья монахи не раз обращались к античному наследию, но только для того, чтобы найти в нем подтверждение правильности церковных догм. На этот раз произошло осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. По существу, надо говорить о грандиозной культурной революции, которая длилась два с половиной столетия и завершилась созданием нового типа мировоззрения и нового типа культуры. Ничего подобного внеевропейского региона в то время не наблюдалось.

В центре нового мировоззрения находился человек, а не Бог. Как только он попал в центр культурной Вселенной, появились плюрализм и веротерпимость, прогресс и развитие, поиск научной истины и развитие прикладных искусств. Новый взгляд на мир получил название гуманизма. Идеи гуманизма выражались в том, что в человеке важны его личные качества – ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а не социальное положение и происхождение. Пафос утверждения идеала гармоничной, творческой личности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, наконец, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают искусству Возрождения масштаб величественной, героической эпохи. Основными цивилизационными чертами эпохи Возрождения являются: антропоцентризм; гуманизм; переосмысление наследия христианской культуры; связь с античной философией; новое отношение к миру и человеку.

Ренессанс в Италии.Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. Не последнюю роль в формировании нового мировоззрения (антропоцентризм) сыграли социально-экономические факторы: развитие городской культуры, простого товарно-денежного хозяйства. Средневековые города были средоточием нового сословия мастеров, ремесленников – свободных горожан, зарабатывающих хлеб своим ремеслом. В итальянских городах развивались различные производства, особого качества достигло суконная промышленность Хунды, Флоренции, Барди, Перуцци участвовали в транзитной торговле. Уже в VIII–IX вв. Средиземноморье стало местом сосредоточения торговых путей. Маленькие города Италии замыкали на себе торговые пути, следующие из других городов мира ислама, по которым поступали египетское золото, византийские шелка и много другое. Французский историк Ф.Бродель отмечает, что «фантастическая авантюра крестовых походов, ускорила торговый взлет христианского мира и Венеции». В дальнейшем крах Византии открыл прямой путь по суше от Черного моря до Китая и Индии и дал неоценимые преимущества для итальянской торговли – обойти позиции исламского мира. Именно рост и развитие итальянских городов, городского населения, создало городскую культуру, новых людей, в становлении которых решающую роль сыграли христианские традиции. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих целей людей Возрождения. Когда сегодня говорят о Возрождении, то в первую очередь подразумевают именно эпоху Ренессанса, которую условно подразделяют на ряд этапов:

· ранний Ренессанс (треченто и кватроченто) – середина XIV-ХVв.;

· высокий Ренессанс (чинквеченто) – до второй трети XVI в.;

· поздний Ренессанс – вторая треть XVI – первая половина XVII в.

Северное Возрождение.Возрождение представляло собой международное явление, охватившее, помимо Италии, где оно выразило себя с наибольшей силой, также Нидерланды, Германию, Францию, Испанию. Сегодня появился специальный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы. Под ним подразумевают культурное своеобразие Англии, Германии, Испании, Нидерландов, Швейцарии и Франции. Весьма важной особенностью Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии.

Реформация (от лат. Reformatio - преобразование) представляла собой такое же мощное религиозное движение, каким ныне является, к примеру, фундаментализм в исламских странах. Оба они выступали за возвращение к изначальным ценностям веры (к ее фундаменту) и требовали серьезных изменений (реформации) существующей религиозной практики.

Начало Реформации положило выступление в 1517 г. в Германии Мартина Лютера (1483-1546), выдвинувшего 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма. Идеологи Реформации отрицали необходимость католической Церкви с ее иерархией и духовенства вообще, права Церкви, на земельные богатства, отвергая католическое Священное предание в целом. Под идейным знаменем Реформации проходили крестьянские войны 1524-1526 гг. в Германии, Нидерландах и Английская революция. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация – проведение религиозных преобразований в его духе). Реформация по своей сущности стала первым выступлением поднимающейся буржуазии против средневековых феодальных порядков. Через преобразование христианской религии, было положено начало изменения сознания и мироощущения европейца, что в свою очередь способствовало развитию человека нового типа, готового к новым общественно-экономическим отношениям.

Результатом Реформации явилось отпадение от католицизма третьей разновидности христианского вероисповедания – протестантизма. Крупнейшими протестантскими конфессиями стали лютеранство, кальвинизм, англиканство и целый ряд протестантских сект – баптисты, методисты, адвентисты и др.

Завоевание гуманизма – самоценность человеческой личности, независимость его достоинства от происхождения, способность к постоянному совершенствованию и уверенность в безграничных возможностях были поставлены под сомнение идеями Реформации. Последняя противопоставила достижениям гуманистов идею ничтожности человека перед Богом, жизненному оптимизму, уверенности и устремленности в достижении цели – суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины. Несмотря на то, что власть католической церкви была огромна и властью папы римского короновались все европейские короли, ее сократические притязания заметно ослабевали. Обладая огромными богатствами и властью над странами Западной Европы, церковь, тем не менее, оказалась в трудном положении. Безграничная светская власть, безраздельное господство во всех сферах жизни привели церковь к ее внутреннему перерождению и нравственному разложению. Для укрепления своей власти и преследования неугодных католическая церковь создала в XIII в. инквизицию, целью которой было выявление и наказание виновных в ересях. Деятельность инквизиции носила самый жестокий характер. В тоже время посредствам репрессий церковь обогащалась, поскольку имущество осужденных переходило в ее собственность.

Проповедуя христианское смирение и бедность, сама церковь непристойно богатела за счет налогов (десятины) и многих церковных обрядов за которые она изымала плату. Церковь жила в роскоши и разгуле светской жизни. Монастыри, места духовного покаяния, смирение и служение Богу, превращались в вертепы разврата и порока. При таком положении дел все чаще стали слышны выступления против католической церкви. Нравственное обязательство побудило М.Лютера выступить с обличениями против церкви. Он явился выразителем зревшего в обществе мощного нравственного протеста, который нуждался в конкретном религиозном выражении, чем и стала Реформация. Лютер требовал возврата к нравственным принципам первоначального христианства с присущей ему простотой, искренностью, преданностью. Утверждалось, что человек не должен искать промежуточных инстанций спасения, уповая на них и наделяя их правом наказывать или прощать (церковь, практика, индульгенция), ибо тем самым он изменяет Богу, умаляет его величина. Главным становилась личная связь человека с Богом. Феодальная прослойка находила в лютеровском манифесте выражение своих политических интересов. Радикальным продолжателем Реформации стал Ж.Кальвин, основавший одно из самых мощных течений протестантизма.

Реформация сыграла исключительную роль в становлении нового мировоззрении, человека нового типа. Она способствовала процессу появления человека буржуазного общества – автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках, подготавливая этим почву для идеи прав человека. Зарождавшийся в западной Европе капитализм, индустриальная буржуазная цивилизация получили свое духовное и идеологическое обоснование в протестантизме.

На фоне поднимающегося раннебуржуазного общества, развитие более эффективных, чем прежде форм организации общественного производства появляется множество новых поселений и посадов – прообразов будущих городов как центров новой, городской культуры. Благодаря процессу разделения труда, росту трудовой частной собственности и расширению сферы товарного производства и товарно-денежных отношений, города быстро росли, становясь центрами ремесла, торговли средневековой науки и образования. Необходимость развития производительных сил дала толчок к опытному познанию природы и переориентации философии с теологических проблем на вопросы познания природы.

Немецкое Возрождение стало завершением духовного (лютеранская реформа) и социального (возвышение крестьянства) кризиса, который длился полвека, и сильно изменил средневековую Германию. В формировании немецкого Возрождения значительную роль сыграл экономический фактор: развитие горного дела, книгопечатанье, текстильной промышленности, а также проникновение в хозяйство товарно-денежных отношений, включенность в общеевропейские рыночные процессы. Подлинным началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецком языке. Идеи Лютера объединяют наиболее прогрессивные круги Германии: мыслителей-гуманистов, священников, идеологов, философов. С творчеством трех художников – Грюневальда (между 1470 и 1475-1528), Дюрера (1471-1528) и Гольбейна Младшего (1497 или 1498-1543) – связан золотой век немецкой живописи. Не обладая цельностью итальянского Ренессанса, немецкое Возрождение развивалось в хронологически короткий период и не имело своего логического продолжения.

Выдающимся представителем Возрождения в Германии, творчество которого определяло немецкое искусство в течение длительного времени, был живописец и мастер гравюры Альбрехт Дюрер. Считается, что Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками – от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства 1-й половины XVI в. Величайший мастер гравюры в Европе, Дюрер прославился своим циклом работ на темы «Апокалипсиса» (1498).

Его разносторонняя деятельность стала одним из воплощений «титанизма» Возрождения. Он – единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Ренессанса. Пору расцвета искусства немецкого Возрождения часто называют эпохой Дюрера.

Ренессанс в Англии. Английский Ренессанс прославился не столько живописью и архитектурой, сколько театром. Его расцвет пришелся на конец XVI – начало XVII в., достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564-1616). Конец XVI в. – период небывалого оживления театральной жизни в Англии, время экономического подъема и превращения страны в мировую державу. Его именуют еще елизаветинской эпохой. Вырос престиж театра; актеров, ранее презираемых бродячих комедиантов, окружали всеобщим вниманием, они пользовались покровительством меценатов-вельмож. В 1576 г. в Лондоне открылся первый общедоступный театр, к середине 80-х годов таких театров было уже несколько. Пьесы Шекспира (всего их насчитывается 37) отражали политическую и духовную жизнь Англии той эпохи.

Крупнейшим представителем культуры Возрождения Нидерландов был Эразм Роттердамский (1469-1536). Большую популярность гуманисту принесли сатирические произведения «Похвала глупости» (1509, 40 переизданий при жизни), «Домашние беседы», в которых высмеивались суеверия, схоластическое мировоззрение, сословная кичливость и прочие пороки. Сатира гуманиста способствовала воспитанию свободомыслия, стремлению к знаниям, развитию предприимчивости. Развитие гуманистических идей происходило под влиянием достаточно тесных связей с Италией.

Ренессанс во Франции. Начало французского Возрождения относится к середине XV в. Ему предшествовал процесс формирования французской нации и образования национального государства. На королевском престоле представитель новой династии – Валуа. Походы французских королей в Италию познакомили художников с достижениями итальянского искусства. Готические традиции и нидерландские тенденции в искусстве вытесняются итальянским Ренессансом. Французское Возрождение носило характер придворной культуры, основы которой заложили короли-меценаты, начиная с Карла V.

В начале XVI в. Франция превращается в самое крупное абсолютистское государство Западной Европы. Центром культурной жизни становится королевский двор, а первыми ценителями и знатоками прекрасного – приближенные и королевская свита.

Культура Нового времени.

Эпоха просвещения.

 

Новое время включает в себя XVII-XIX вв. и начинается с эпохи Просвещения. Промышленным переворотом в Англии XVIII столетия и Французской буржуазной революцией 1789-1794 гг. было положено начало эпохе капитализма в Европе.

Новое время – это время, ознаменовавшее развитие современной, промышленной цивилизации. Этому периоду соответствует, по преимуществу, рационалистический тип европейского сознания. Условно можно выделить период XVII в. – как эпоху зарождения, становления капитализма; XVIII – век Просвещения, выразившееся в активности «третьего сословия» и его выдающихся идеалов; XIX столетие – это век Классики, когда основные тенденции, идеологии предшествующих столетий проявились наиболее всесторонне и полно. За великими географическими открытиями XV-XVI вв., освоение европейской метрополией практически всех частей света, последовал всплеск развития промышленности, нарождающегося капиталистического способа производства. Коренным изменениям подвергалась сословная иерархия, ломалась средневековая система натурального хозяйства.

«Новоевропейская культура, - отмечал А.Ф.Лосев, - это буржуазно-капиталистическая культура, основанная на частном владении. На первом плане здесь выступает индивидуализм, субъект и его власть, его самочувствие, его порождение всего объективного. Субъект стоит над объектом, человек объявлен царем природы». В это время складываются нации, национальные отношения, строятся национальные государства и формируется национальная культура.

Интеллектуальные течения эпохи Просвещения. Просвещение представляет собой не только историческую эпоху в развитии европейской культуры, но также мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Просветители выступали поборниками равенства всех перед законом, права каждого на обращение в высшие органы управления, лишения Церкви светской власти, неприкосновенности собственности, гуманизации уголовного права, поддержки науки и техники, свободы печати, аграрной реформы и справедливого налогообложения. Краеугольным камнем всех просветительских теорий была вера во всесилие разума.

Важнейшими просветителями - гуманистами являются: Вольтер и Ж.-Ж.Руссо, Ш.Монтескье, К.А.Гельвеций, Д.Дидро во Франции, Дж.Локк в Великобритании, Г.Э.Лессинг, И.Г.Гердер, И.В.Гете и Ф.Шиллер в Германии, Т.Пейн, Б.Франклин, Т.Джефферсон в США, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев и М.В.Ломоносов в России.

В разных странах эпоха Просвещения наступила не в одно и то же время. Первой в новую эру вступила Англия - в конце XVII в. В середине XVIII в. центр нового мышления переместился во Францию. Просвещение явилось завершением мощного революционного всплеска, захватившего ведущие страны Запада. Правда, то были мирные революции: промышленная - в Англии, политическая - во Франции, философско-эстетическая - в Германии. За сто лет - с 1689 по 1789 г. - мир изменился до неузнаваемости.

Великая промышленная революция в Англии и Великая французская революция послужили провозвестником нового порядка вещей, при котором движущей силой развития общества выступают научные и культурные идеи, а главным субъектом исторических преобразований, его зачинщиком является интеллигенция. С тех пор ни одного крупного события в Европе не проходило без руководящей роли или непосредственного участия именно этого слоя населения. Просвещение создало новый тип людей - интеллигентов, людей науки и культуры. Они рекрутировались из всех слоев общества, но прежде всего из третьего сословия, вышедшего на арену истории и заявившего о себе во всех областях жизни общества. Утверждение просветительных идей шло во многом от имени этого сословия.

Успехи Просвещения стали возможными только потому, что на историческую сцену вышла еще одна мощная социальная сила - класс буржуазии, который сыграл в интеллектуальной истории Европы двойственную роль: с одной стороны, буржуазия, привлекая в свои ряды людей энергичных, предприимчивых и интеллектуальных, выступила основным спонсором культуры, с другой стороны, ссужая деньги, она навязывала интеллигенции свои узкоутилитарные, приземленные цели и идеалы, которым часто приходилось соответствовать интеллигенции. Иными словами, буржуазия поддерживала и приземляла культуру одновременно. Завершилось все это тем, что на исторической сцене появился новый тип культуры - массовая культура, которую нередко именуют вульгарной, пошлой, буржуазной. Но иначе и быть не могло: аристократия и дворянство давно уже имели свою собственную культуру - высокую культуру, еще раньше народ создал свою форму культуры, народную, и только буржуазия оставалась не у дел. Таким образом, можно считать, что завершением эпохи Просвещения явилось с культурологической точки зрения возникновение массовой культуры. Ее следует считать низшим слоем буржуазной культуры.

В своих высших проявлениях буржуазная культура в XVIII столетии выразила себя через научную идеологию. В философии Просвещение выступало против всякой метафизики, способствуя развитию естествознания и вере в социальный прогресс. Эпоху Просвещения называют еще именами великих философов: во Франции - веком Вольтера, в Германии - веком Канта, в России - веком Ломоносова и Радищева. Важнейшим для них становилась наука, стремительно входившая в жизнь европейцев, как особый социальный институт, необходимое условие функционирования и развития системы общественного производства. Государство принимало на себя все большую и большую часть забот о научном виде деятельности. Становление науки усиливало новоевропейское сознание и раннебуржуазную культуру, которые все больше отрываясь от религии, становились атеистическими.

Эпоха Просвещения явилась важнейшим поворотным пунктом в духовном развитии Европы, повлиявшим практически на все сферы жизни. Религия из сферы частной жизни постепенно перемещалась в сферу жизни государственной, гражданской, а на уровне теоретического сознания, взаимодействуя противоречивым образом со свободомыслием философии и науки, превратилась в идеологические и мировоззренческие формы: пантеизм и деизм (отождествление бога с природой). Просвещение выразило себя в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это, прежде всего цели и идеалы Просвещения - свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм - как политических, так и религиозных. Просветители происходили из разных классов и сословий: аристократии, дворян, духовенства служащих, представителей торгово-промышленных кругов.

Гуманистическая доминанта в новоевропейском сознании и культуре не смягчала «варварства» того времени, всюду были распространены жестокость, зло, насилие. Войны опустошали целые страны, которым сопутствовали голод и эпидемии. В массовом сознании все же преобладала вера в переустройство мира, смута и хаос переживались как термин на пути к новой жизни.

В каждой стране просветительское движение носило отпечаток национальной самобытности. В Англии философская программа Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632-1704), провозгласившим свод неотчуждаемых прав человека: права на жизнь, свободу и собственность. Отвергая существование врожденных идей, он утверждал, что все человеческое знание проистекает из опыта, а в воспитании решающим фактором выступает среда.

Другой английский просветитель XVII в. Томас Гоббс (1588-1679) увидел в геометрии и механике идеальные образцы научного мышления, а на природу смотрел как на совокупность протяженных тел, различающихся величиной, фигурой, положением, а не как на вместилище божественного разума.

Немалая заслуга в развитии нового взгляда на мир принадлежит шотландскому философу, историку, экономисту и публицисту Дэвиду Юму (1711-1776), обновившему науку о нравственности. По Юму, этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итоге обусловливаются психологическими особенностями людей. Шотландия дала миру и другого великого мыслителя - экономиста Адама Смита (1723-1790), заложившего основы классической политэкономии.

Европейская культура XIX века.

В XIX в. происходит формирование индустриального общества. Оно зародилось в XVIII в. и просуществовало еще до середины XX столетия. Это век классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости. Век XIX базируется на тех же мировоззренческих посылках, что и вся эпоха нового времени. Это – рационализм, антропоцентризм, сциентизм (абсолютизация роли науки), европоцентризм. Три фактора сделали возможным создание нового мира; демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Это начало технизации жизни.

Капиталистическая индустриализация обеспечила новый скачок в развитии науки и техники. От механической прялки – к паровой машине и пароходу, от паровоза – первой подземной железной дороге. Это эпоха пара и электричества, телефона и телеграфа, время выдающихся открытий в астрономии, геологии, биологии, химии. Как отмечает П.Сорокин, «лишь только один XIX век принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые». Начался небывалый пространственно-временной рост цивилизации.

Дымящие заводские трубы, быстро растущие городские кварталы, гигантские угольные разрезы, раскинувшиеся на всю страну железнодорожные сети - только внешние признаки этого общества. Не менее важны внутренние - переход к рыночной экономике, расширение индивидуальных свобод, развитие машинного производства и наемного труда, демократизация общества и становление гражданского самосознания. XIX век - это расцвет классического естествознания, создания единой системы наук. Появляются первые научно-исследовательские лаборатории, работающие на прямой заказ промышленности. Создание паровоза, двигателя внутреннего сгорания, применение электричества в промышленности, телефона, радио произвело переворот в науке и технике. Ведущими отраслями индустрии становятся металлургия, энергетика, машиностроение, транспорт и химическая промышленность.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 1024

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...