Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МОДЕРНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ В XXI ВЕКЕ




ХХI век немыслим вне культуры. Человек ХХI века немыслим без культуры. Культура же неисчерпаема, многолика, всечеловечна. Огромностью своих деяний она перекрывает весь спектр человеческого бытия. Культура бесконечна, заполняя собой все время-пространство. Это не лозунг на рубеже веков, скорее это притча о культуре, ее заповедь на будущее.

Две глобальные тенденции в развитии культуры в настоящее время: 1. имеет место культивирование и манифестирование разных, несовпадающих подходов, взглядов, видений мира(в конечном счете, они определяются разнообразием и несходством форм индивидуальной и коллективной жизни), а также —идет поиск новых критериев общезначимости и объективности.

2. рассматривая национальную традицию как социально-культурный институт, выделим ее важную часть — национальную идею —емкое и многозначное явление. При всей ограниченности рамками одного этноса любое социально-экономическое развитие не может не опираться на веками выбранные традиции, обычаи, верования других народов. Поэтому, не преувеличивая роли национальных традиций в жизни общества, нельзя умалять и их роли в разрешении межэтнических конфликтов и других общезначимых проблем.

Три, наиболее крупные исторические вехи в жизни России ХХ века, явили собой кардинальные «сломы» в культурном процессе страны.

Перелом, вызванный революцией, определил на семьдесят лет вперед безкультурье и бездуховность народа. Все лучшие черты сословной и связанные с ней характеристики дворянской, купеческой, мещанской, интеллигентской культуры, были повержены одним-единственным пластом — пролетарской культуры, которая долго завоевывала свои горизонты, но так и не смогла внедриться в глубины российской ментальности.

В 60-е — 80-е годы (1953, 1956, «оттепель», брежневскийпериод)— агональные режимы, оказавшие сильнейшее влияние на ориентацию культуры. Мировоззрение «скакало» с плюса на минус и наоборот, усиливалась стихия, дергания то в одну, то в другую сторону.

Все это завершилось третьим «сломом» 1991 года— началом распада СССР, завершением краха тоталитарного режима.

Указанные вехи в жизни страны рождали взаимоисключающие процессы: от непомерного прославления до неупоминания Ленина, от расцвета до запрещения крестьянской поэзии и прозы; от сокрытия и полнейшего непризнания до феерического взлета и глубинного проникновения в пласты русской религиозной философии; от пренебрежения к тому, что называлось «мещанством», «здравым смыслом», «бюргерским духом» (нормально торговать, нормально работать, нормально жить) до поисков сегодня этих самых «нормальных» форм человеческого бытия, принятых в цивилизованных странах; и, наконец, от нивилировки национального сознания, поисков единой общности «советский народ» до ярко проявляющегося сегодня национализма.



В результате полученной свободы сегодня культура расслоилась, стала напоминать вавилонское столпотворение: «новые русские» и высшая интеллектуальная элита, молодежные и детские субкультуры на фоне устоявшихся традиций, резкое противопоставление столичного и провинциального, смешение иностранных диалектов с инвективной лексикой, «массовая культура» со своей иерархией форм и жанров на фоне возрождения академической и фольклорной культуры и т.д. При этом очень важно подчеркнуть особую культурную ситуацию в мире, не без оснований названную постмодернистской.

Отсутствие положительной культурной политики очевидно. А вот отрицательная—есть. Ибо не может быть, чтобы напористая вестернизация духовной жизни России осуществлялась «сама собой», как результат действия отдельных лиц и организаций. Американизация телевидения и радио, киноэкрана, книгоиздательской деятельности, образования, языка, одежды направлена на то, чтобы преодолеть в россиянине носителя национальной культурной традиции, устранить духовные и психологические препятствия капитализации страны. От большевистской очередная «культурная революция» отличается контридиологией, преимущественно экономическими методами осуществления (коммерциализация культуры). И поэтому речь идет о возрождении или точнее о модернизациикультуры, (именно модернизация предполагает изживание тех болезненных и трагических явлений, которые принесли стране указанные выше «сломы»), а стало быть, и о реализации, возвращении к жизни тех богатейших духовных ценностей, которые были созданы нашими предками и остались актуальными для конца ХХ века. Такие ценности (правда, наряду с историческим хламом вместе, как суеверия, цыганщина, кабацкий фольклор) и в самом деле возвращаются, и это одно из лучших достижений культуры последних лет.

На фоне эпохальных событий ХХ века происходил еще один, важнейший культурный прорыв в реальность — это вторжение техники, которая ускорила ритм и темп жизни, урбанизировала города. Человечество никогда не имело возможности собирать миллиарды людей на всех континентах вокруг какого-либо зрелища — спортивного матча или концерта звезд, что нынче, благодаря телемостам, превратилось едва ли не в повседневность. С одной стороны, могущество каналов «массовой коммуникации» в состоянии превратить тиражирующиеся образцы в массовую культуру. Но с другой — способно более взвешенно и спокойно оценить сам феномен массовости, «толпности», как один из специфических знаков нововременной цивилизации.

Особо о российских провинциях, которым придан статус национальных автономий. Сегодня в них идут сложные, болезненные процессы, которыми мало кто занимается. Речь о реально существующих предрассудках (в том числе и о «фольклорном мировоззрении»), серьезно унижающих человека. Это предрассудки имперские, тоталитарные, их носителями, к сожалению, становятся вполне образованные люди, которые вдруг перестают «видеть человека» (потому что он другой национальности), сделанную работу, не распознают уникальность, не восхищаются неповторимостью.

В русле активного провинциализма необходимо выделить и проблему пространственно-временного континуума — то есть ту объективную реальность, которая особенно четко сегодня сформировалась в провинциальных городах в связи с миграцией населения. Она весьма жестко детерминирует содержание культурных процессов, которые сегодня приняли глобальный размах, обернувшись разрушением традиций села и неприятие городом поселившихся в нем. Это заставляет человека имитировать культурный облик, что способствует возникновению феномена маскарадности бытия, общения, профессиональных отношений. Человек не живет, а «играет». Действительный драматизм человеческого существования превращается в показное лицемерие. Эта «неокультуренность» сформировала в данное время такие новые социальные черты провинциальности, как приоритет внешнего над внутренним, низкую саморегуляцию, склонность к «беспределу» и другие.

Подчеркнем отрицательное воздействие закрытости провинции, ограниченность трансляции культурных ценностей на культуру общества и отдельного индивида. Это очевидно на примере Мордовии, имеющей уникальные национальные ценности, но мало доступные в социальном пространстве: село Подлесная тавла с оригинальной резьбой по дереву, город Темников с народной музыкальной культурой, село Судосево с оперными театральными традициями, своеобразные театральные действа мордвы, связанные со свадебным обрядом, отдельные блюда мордовской национальной кухни, этнический костюм со своей интимной, сокровенной природой вышивки и многое другое. Кто в России знаком с этой красотой? Пожалуй, уместным будет и такой вопрос: многие ли в Саранске знают об этих сокровищах? Срабатывает и здесь стереотип провинциального обывателя — довольствоваться малым. В итоге — невежество, возводимое в ранг достоинства.

Явления провинциальной культуры самобытны, но на современном этапе остро ощутима их слабая включенность в контекст не только российской но и мировой, и европейской культур. В связи с этим возрастает экологическое значение проблемы. На первых порах России нужна своя культурная карта. В единой горе важно различать и знать разные зоны сверкания. Поддерживать свое в любой области, республике, городе, делая их столицей своих приоритетов.

СЛОВАРЬ ГЛОССАРИЙ

АККУЛЬТУРАЦИЯ - (англ. от лат. образование, развитие) - процесс взаимовлияния культур, в результате которой культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа, обычно менее развитого, это многообразие процессов ассимиляции и этнической консолидации.
АНИМИЗМ - (от лат. - душа) - одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевлённость всех предметов и явлений, в существование; обязательный элемент всякой религии.
АРХЕТИП - (греч. - начало+образ) - прообраз, первичная форма, образец. В аналитической психологии К. Юнга понятие А. Соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип - это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Согласно Юнгу, А. Служат питательной почвой творчески-продуктивного, в т.ч. и художественного воображения и фантазии; находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественной литературы и искусства.
АРТЕФАКТ - (лат. - искусственно+сделанный) - процесс или образование, не свойственное объекту в нормальном для него состоянии и возникающее обычно в ходе его исследования.
БУДДИЗМ - одна из трёх мировых религий. Возник в Др. Индии в VI-V в. до н. э. основателем считается Сиддхартха Гаутама. Распространен в Юго-Восточной и Центр. Азии. В центре буддизма - "учение о четырёх благородных истинах": существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа.
ВЕРА - это особое психологическое состояние уверенности в достижении цели, наступлении события, в предполагаемом поведении человека, в истинности идеи при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели, конечном итоге события, о реализации на практике предвидимого поведения, о результате проверки. Вера, возникает по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл, и представляют собой сплав эмоционального и волевого моментов. Поскольку вера появляется в вероятностной ситуации, действие человека в соответствии с ней связанно с риском. Несмотря на это, она выступает важным фактом интеграции личности, группы, массы, стимулом решимости и активности людей.
ГЕНЕЗИС - (греч.) - происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.
ГУМАНИЗМ - (лат.- человеческий, человечный, образованный) - прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинств и прав личности, её свободного развития, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.
ГЕРМЕНЕВТИКА - (греч. истолковательное искусство) - традиции и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов (большей частью, древних, напр., Гомера, Библии и др.). В эпоху Возрождения Г. выступает как искусство перевода памятников античной культуры на язык живой, современной культуры. Философская Г., следуя этой традиции, определяет превосходство понимания над разумом, языка над сознанием. Тем самым подчеркивается возможность реконструирования "жизненного мира" (Э.Гуссерль) прошлых культур с целью понимания смысла отдельных их памятников.
ДИНАМИКА СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ - изменения или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате воздействия внешних или внутренних сил.
ДЕТЕРМИНИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ - (лат.- определять) - философская концепция. Рассматривающая культуру как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественном развитии.
ЗНАК - материальный предмет (явление, событие), выступающее в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).
ИСЛАМ - (мусульманство) - одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII веке в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем ислама считается Мухаммад, которого, по преданию, Аллах избрал своим "посланником", пророком. Основу исламского учения составляет строгий монотеизм (единобожие - вера во всемогущество единого Аллаха), признание Корана вечной, священной несотворенной книгой, вера в воскресение мёртвых и в конец света, соблюдение молитвы, поста и других обрядов. Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо. Не признаёт разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделённость духовной и светской власти, религии, политики и государства.
ИСКУССТВО - неотъемлемая составная часть духовной культуры человечества, специфический род духовного освоения действительности общественным человеком, формирующий и развивающий способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Появляясь на самых ранних стадиях развития общества, оно постепенно складывается как самостоятельная форма общественного сознания, способ осознания мира и средство духовного развития людей. Искусство отличается полифункциональностью, т.е. выполняет в обществе различные социальные функции: познавательную, гедонистическую (гедонизм - наслаждение), эстетическую, воспитательную, коммуникативную (средство общения) и др.
ИДЕАЛ - (греч. - идея, понятие, представление) - совершенство; совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей; высшая цель деятельности.
ИГРА - форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развёртывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения (Й. Хейзенга, Д. Лихачёв) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и т.д..
ИРРАЦИОНАЛИЗМ - (лат. - неразумный, бессознательный) - философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного познания действительности.
ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП - теоретическая конструкция, абстрактная модель, не имеющая прямого аналога в реальности и представляющая собой образ-схему изучаемого объекта. Идеальная типизация была предложена М.Вебером для анализа социокультурной реальности, она позволяла упорядочивать эмпирический материал конкретных социокультурных исследований, выявляя причины и характер несовпадений реальных типов от идеальных.
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ - процесс освоения человеком-членом конкретного общества - основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении.
ИННОВАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ - (лат. - возобновлять, обновлять, изменять) - впервые появляющиеся в данной культуре (обществе) объекты, институты, черты, нормы, ценности и т.п. в результате изобретения или заимствования из других культур.
КУЛЬТУРА - слово, термин и понятие К. многозначны. Этимологически восходит к латинскому термину "cultura" (возделывание, обрабатывание). В телеологическом толковании его соотносят с "культом", верой, полагая, что культ - это бутон, из которого произрастает культура. К. определяют как систему знаков, символическую оболочку человеческой деятельности; как то, что содеяно человеком, противостоит натуре (природе), как мир искусственных фактов (артефактов); как процесс прогрессирующего самоосвобождения человека; как форму традиционного поведения, программу образа жизни и т.д.. Многие из этих определений (как бы они не отличались друг от друга) вполне правомерны, но только во взаимодополнении, в интегративном единстве они могут высветить её сферический облик. К. по внутренней сущности - это технология (способ созидательной деятельности) общественного человека, это надприродный способ накопления и передачи человеческого родового и индивидуального опыта, его оценивания и осмысления, это то, что выделяет человека из внешнего мира и открывает путь самобытного свободного развития. К. включает в себя и деятельность, и её результаты, смыслы и оценки.
КУЛЬТУРНЫЙ МИФ - (с греч. methos - "до-речь", в отличие от logos a как "слова-мысли") приходит на смену тотеместической мифологии, когда на место звероподобным фигурам приходит антропоморфная мифология. В новом мировоззрении культурный герой персонифицирует не стихийные силы природы., а саму родоплеменную общину, противопоставляющую себя дикой, т.е. неокультуренной природе.
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ - культура - понятие, имеющее два аспекта: 1) дезаксиологический (внеценностный, объективистский), согласно которому в К. входит всё, созданное человеком: и средства созидания, и орудия уничтожения; и литературный язык, и уголовный жаргон и т.д.. 2) аксиологичекий (ценностный), когда факты культуры соотносятся с принятой системой ценностей. Иногда говорят, что природа - это действительность вне ценностей, а культура - действительность с точки зрения ценностей.
КУЛЬТУРОГЕНЕЗ - процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.
КОНТРКУЛЬТУРА - (лат. - против) - направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества. К. получила распрастронение среди молодёжи стран Запада в 60-70гг. XXв. Для К. характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры; культ бессознательного проявления природных страстей и мистического экстаза души. Теория К. ставила своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованным насилием над личностью. В 1970-е годы движение К. зашло в тупик и распалось на множество разнохарактерных групп.
МАГИЯ - (греч. - волшебство, колдовство) - совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность. М. - одна из форм древней духовной культуры.
МАРГИНАЛЬНОСТЬ - качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т.д.
МЕНТАЛЬНОСТЬ - мироощущение, мировосприятие, формирующееся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок индивида ил социальной группы. Ментальность формируется в недрах культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания и является очень устойчивым образованием, меняющимся медленно и незаметно для тех, кто им обладает.
МИФОЛОГИЯ - (греч. mythos - сказание и logos - слово, учение): 1) научная дисциплина, изучающая сохранившиеся мифы; 2) сами эти мифы в их совокупности. Совокупность мифов включала в себя всю духовно-психологическую жизнь древнего социума. Всякая М. Приписывает содержание психики (мифическую реальность) самому бытию..
НАУКА - сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности.
НООСФЕРА - (греч. - ум, разум + шар) - новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития. В.И. Вернадский разработал учение о Н. Как качественно новой форме организованности. Возникающей при взаимодействии природы и общества. Для Н. характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами. Эти законы воплощаются в человеческой деятельности как определяющем факторе её развития, сопоставимом по силе воздействия на природные процессы с геологическими катаклизмами.
ПРОГРЕСС - (лат. - движение вперёд) - переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому.
РАЦИОНАЛИЗМ - (лат. - разумный) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
СИМВОЛ - (греч.) - 1) условный вещественный опознавательный знак для членов определённой общественной группы; 2) предмет, действие и т.д., служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею.
СИНКРЕТИЗМ - (греч. - соединение, объединение) - слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо (напр., С. первобытного искусства характеризует нерасчленённость деятельности и мышления человека в первобытной культуре).
СУБКУЛЬТУРА - совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом. Напр., городская и сельская С., молодёжная С. и т.д.
СЕМИОТИКА - (греч. - знак) - дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки. Основными функциями знаковой системы являются: а) функция передачи сообщения или выражения смысла; б) функция общения. Выделяются три основных раздела семиотики: 1) синтактика, или изучение внутренней структуры знаковых систем безотносительно к выполняемым ими функциям; 2) семантика, изучающая знаковые системы как средство выражения смысла; 3) прагматика, изучающая отношение знаковых систем к тем, кто их использует.
ТОТЕМИЗМ - комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и тотемами (животными или растениями, которое представляется предком-покровителем). Тотемизм был распространён у всех народов мира, пережитки тотемизма сохранились во всех религиях.
ТЕКСТ - (лат. - ткань, соединение) - последовательность символов, образующих сообщение. Выделяют пять функций Т. (по Ю.Лотману): 1) сообщение, направленное от носителя информации к субъекту; 2) коллективная память, способная к непрерывному пополнению, актуализации одних аспектов информации и к временному или полному забвению других; 3) общение читателя с самим собой, тем самым Т. актуализирует определённые личностные стороны; 4) Т. становится собеседником; 5) общение между Т. и культурным подтекстом. В семиотике Т. представляет собой осмысленную последовательность любых знаков, любую форму коммуникации; в языкознании - последовательность словесных знаков. Весь мир воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный текст.
ТЕХНИКА - совокупность созданных человеком инструментальных средств, артефактов и способов, механизмов осуществления любой деятельности, обогащающих и совершенствующих содержание человеческой жизни, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой.
ТЕХНОЛОГИЯ - способ, механизм осуществления любой деятельности, любого действия и поведения.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - степень технологического совершенствования.
ТЕХНОКРАТИЗМ - стиль мышления и действия, ограничивающий содержание техники и технологии только технико-технологическим смыслом, технико-технологической оптимальностью и эффективностью, не учитывающий (и даже ограничивающий) гуманистические и социокультурные смыслы техники и технологии. Это стиль мышления и действия, при котором техническая деятельность превращается из средства жизни в цель жизнь, когда инженерно-техническое мышление и деятельность односторонне ориентированы только на позитивные результаты и последствия техники и технологии, и когда только с этих позитивных технологических позиций, вне всякого "человеческого измерения", оцениваются все другие стороны жизни человека, общества в процессе их исторического развития.
ТЕХНОГЕННОСТЬ; ТЕХНОГЕННЫЙ ХАРАКТЕР СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ - выдвижение техники и технологии на первый план, приоритетное, господствующее место в системе накопленных человечеством ценностей, составляющих духовное, культурное содержание цивилизации, когда доминирование техники и технологии как ценностных ориентаций подчиняет себе все другие стороны жизни людей, а технократизм как стиль мышления становится главным в определении характера и типа цивилизации.
УНИВИРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ - своеобразные инварианты развития, элементы культуры; это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Выделяют более 70 культурных универсалий: изготовление орудий труда, совместный труд, украшение тела, запреты кровосмешения, танцы, спорт, язык, образование, религиозные обряды и др. Назначение культурных универсалий усматривается в том, что различные культуры должны способствовать удовлетворению базовых (физиологических, психологических, социальных) потребностей человека.
УНИВЕРСАЛИЯ КУЛЬТУРЫ - исторически обусловленная система понятий и способ осмысления мира, где фиксируются свойственные данной культуре наиболее общие представления о человеческой деятельности, о месте человека в мире и т.д. Универсалии культуры обеспечивают воспроизводство образа жизни и человека данной культуры от поколения к поколению.
ФЕТИШИЗМ - религиозное поклонение материальным предметам-фетишам, которым предписываются сверхъестественные свойства. С помощью Ф. человек, якобы, может осуществлять косвенную власть над природой, принуждать божество выполнять его желания. В мировых религиях Ф. сохраняется в почитании мощей и икон (христианство), священных "ступ" (буддизм), святых мест и "чёрного камня" у мусульман.
ХРИСТИАНСТВО - (греч. - "помазанник", "мессия") - одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени её предполагаемого основателя Христа, возникло в начале 1 века в Палестине, в IVв. Стало господствующей религией Римской империи. Х. как и ислам, наследует созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества, имеющего причину в Самом Себе; по отношению к которому все существа и предметы являются Его творениями; всё создано Богом из ничего. В основу христианской религии легла вера в искупительную миссию Иисуса Христа, который своей смертью искупил грехи человечества; вера во второе пришествие Христа, которое должно состояться в будущем; в страшный суд; в небесное воздаяние и установление Царства Божьего.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ - (лат. сivis - гражданин, что указывает на принадлежность к городской жизни). Слово и понятие Ц. Столь же многозначны, как и "культура". Часто "цивилизация" и "культура" толкуются как синонимы, в литературном и публицистическом языке они часто взаимозаменяемы, хотя стилистически и различны. У многих авторов понятия культуры и Ц. разделяются и даже противопоставляются. К культуре относят сферу духовности (идей), а к цивилизации - область результатов материальной деятельности (вещей). Ц. стала трактоваться как материальный аппарат культуры. Распространено и такое толкование Ц., когда она представляется как общая характеристика исторически конкретных типов социальности и культуры. В этом случае Ц. понимается как определённая ступень общественной истории, длительного периода развития народов и мира в целом, определяемая наличным состоянием социальной структуры и духовного мира. Наиболее краткое определение таково: "Ц. - социально-культурные комплексы, складывающиеся в разное время в различных областях Земли и несущие в себе черты социального и культурного своеобразия. Именно поэтому встречаются выражения "цивилизация инков", "греческая цивилизация", "древняя цивилизация" и т.д.".
ЭТНОС - (греч. - народ, племя) - исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящих на одном языке, признающих своё единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов. Культурная общность членов этноса обуславливает единство их психического склада.
ЯЗЫК - система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т.е. присваивает отдельным элементам мира определённые значения и особым образом их классифицирует.

 

 


[1] Мим – от греч. mimos – короткие импровизационные сценки развлекательного содержания.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 41233

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...