Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная работа в советский период


1) Марксистская теория социальной работы опиралась на известные положения об определяющей роли экономики, способа производства, экономического базиса в социальном прогрессе, в социальной дифференциации общества. При этом движущей силой социально-исторического развития признается борьба классов. Идеальное общество, по марксистской теории, - общество социально однородное, построенное без эксплуатации, и для каждого существует возможность всестороннего развития. Где главной движущей силой для формирования такого общества является рабочий класс.

В советский период получила развитие уникальная система социальной защиты человека: бесплатное образование и здравоохранение, доступные культурные учреждения, система пенсионной, жилищно-бытовой и другой помощи различным социальным группам. Одним из первых шагов в этом направлении был указ В.И. Ленина (1918 года), который поставил задачу всем центральным и местным органам управления выделить вопросы социальной помощи и поддержки трудящихся в отдельную систему исследования. [5, с. 13]

В 1920г. постепенно расширяется круг лиц, охваченных системой социальной защиты: выплата пенсий для лиц, имеющих особые заслуги перед революцией; за выслугу лет. В 1924 г. введено пенсионное обеспечение для научных работников, а в 1925 году - учителям городских и сельских школ и некоторым других специалистам. В условиях нэпа, дорогу которому открыл X съезд РКП(б) в 1921 г., социальное обеспечение приобретает новое направление - социальное страхование. В год образования СССР (1922 г.) понятие «социальное обеспечение» начинает звучать по-другому - «государственная система материального обеспечения и обслуживания всех граждан СССР в старости, болезни, при полной или частичной утрате трудоспособности, а также многодетных семей. Осуществляется за счет государственных и общественных средств».

Следующим этапом становления социальной защиты стало принятие Конституции СССР, в которой оглашалась необходимость приведения в жизнь полного социального страхования: для всех видов наемного труда и для всех видов потери трудоспособности. А к 1929 г. Советская власть в законодательном порядке утвердила полное социальное обеспечение и впервые в мире - от безработицы, за счет нанимателей и государства, при помощи профессиональных союзов. Однако следует отметить, что система социальной защиты крестьян развивалась менее быстрыми темпами. Только в 1935 г. колхозам было предоставлено право - за свой счет создавать пенсионные фонды. В послевоенный период основной задачей государства стало восстановление экономики, которое требовало мобилизации всех финансовых ресурсов, поэтому развитие системы социальной защиты было приостановлено. Только с 49-го года Советская власть начинает возвращаться к проблеме дальнейших преобразований системы социальной защиты, что связано с образованием Министерства социального обеспечения. [3, с. 98]

М.В. Фирсом предложены следующие этапы системы социального обеспечения в 1950 - 1991 гг. 14 июля 1956 г. - Закон о государственных пенсиях. Благодаря которому, расширяется круг пенсионного обеспечения; в самостоятельную отрасль выделяется законодательство о социальном обеспечении. В 1964 г. - Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, который признал всеобщее государственное пенсионное обеспечение. Социальное обеспечение колхозного крестьянства осуществлялось за счет средств колхозов и дотаций госбюджета. Важно так же отметить, что для вех граждан Союза было принято бесплатное медобслуживание.

2) начало 80-х гг. К основным функциям соцобеспечения добавляют: выполнение заданий Госплана и обеспечение строго соблюдения государственной дисциплины; рационализация и эффективность капитальных вложений; снижение себестоимости и сокращение сроков строительства; своевременный ввод производственных мощностей. Основное направление деятельности - обеспечение нетрудоспособного населения.

3) конец 80-х гг. Происходит сужение парадигмы помощи, многие виды социального патронажа утрачиваются, так общественное призрение сводится исключительно к проблемам соцобеспечения. В системе помощи доминирующую роль играет государство. Возникает новая проблема для России - проблема беженцев. [9, с. 138]

 

 

Гл. 2 ОБЩЕСТВЕННЫЕ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Современный этап развития российского общества характеризуется переходом от однополюсности в осуществлении социальной политики и социальной работы по схеме "государство - личность" к многополюсности, увеличению количества субъектов социальной работы. Постепенно общественные организации становятся дополнительной и, надо сказать, весьма действенной силой в оказании социальной помощи, поддержки и защиты различным социальным группам. От других социальных институтов их отличает, во-первых, проникновение в те сферы жизни, которые не затрагиваются или слабо затрагиваются существующими государственными структурами, во-вторых, максимально активный характер деятельности и поведения их членов. Общественные организации способствуют вовлечению

индивида в социальную деятельность, результатом этого процесса является превращение нуждающихся из пассивных объектов, которые ждут помощи, в активных самостоятельных субъектов социальной деятельности.

Какими же стали сегодня общественные организации - этому было посвящено исследование екатеринбургских социологов в начале 1999 г. Его объектом выступили руководители благотворительных фондов и организаций, созданных для достижения социально значимых целей, защиты прав и интересов социальных групп, отдельных граждан и т.д.

Экспертный опрос охватил более 50 человек. Опрошенным руководителям общественных организаций было предложено, прежде всего, выбрать из перечня показателей те цели, которые, по их мнению, должна реализовывать любая общественная организация в своей деятельности. Полученные ответы распределились следующим образом: осуществление социальных программ (36 чел.); защита интересов определенных социальных и профессиональных групп (32); влияние на социальную политику государства (30); адаптация незащищенных людей в обществе (28); развитие у людей навыков самостоятельного решения проблем (25); создание учреждений и служб помощи (24); выявление нуждающихся в каких-либо видах помощи и их материальная поддержка (по 22 чел.); правовая поддержка в сфере социальной защиты; улучшение меж- личностных отношений и развитие в обществе гуманизма (19); развитие и сохранение культуры (16); предотвращение появления незащищенных групп населения (14). Как видно из обозначенных приоритетов, более половины руководителей общественных организаций тесно связывают свою деятельность с практикой социальной работы. [7, с.127]

Деятельность большинства действующих уже общественных организаций ориентирована в основном на внешнюю среду. Каждая организация, кроме общезначимых социальных целей, ставит перед собой конкретные задачи, определяет тот сектор социального поля, который будет охвачен ее деятельностью. Что же это за цели? Ответы респондентов выявили следующую иерархию: оказание помощи (без указания конкретных видов помощи) - 12 респондентов; защита прав и интересов - 9; воспитательная работа - 8; интеграция инвалидов в общество - 7; социальная защита определенных групп (инвалидов, ветеранов и других групп нуждающихся) - 6; объединение для решения общих проблем и оказание помощи в трудоустройстве - по 5 чел. в каждом случае; моральная помощь и поддержка - 4.

Многообразие видов деятельности общественных организаций иллюстрируют и некоторые специфические цели. Среди них руководители отметили - создание института самозащиты, помощь инвалидам в общении, создание условий для самореализации молодежи, сохранение и улучшение физического и психического здоровья детей, создание информационного центра, социальная адаптация инвалидов через спорт, формирование и утверждение в обществе принципов добра, милосердия и другое.

Результаты обследования показывают, что в первую очередь в поле зрения общественных организаций попадают: инвалиды - у 26 организаций; дети, молодежь, в том числе дети-инвалиды - у 24; родители детей-инвалидов, нуждающиеся не столько в материальной помощи, сколько в психологической и моральной поддержке - у 16 организаций. Ветераны и инвалиды Афганистана, Чечни и других военных конфликтов являются объектами внимания для 13 организаций; одинокие матери для 10; 9 организаций занимаются решением проблем многодетных семей и военнослужащих: 8 - оказывают помощь беженцам; 7 - помогают неблагополучным семьям. При этом деятельность многих общественных организаций отличает не только многопрофильность, но и полиобъектность. Особенно это характерно для организаций, которые ставят своей целью оказание различного рода помощи большому количеству нуждающихся.

Практически все руководители общественных организаций на вопрос «Считаете ли Вы необходимым развивать контакты с "родственными" общественными организациями?» ответили: "Да, это несомненно необходимо". Но данный ответ отражает скорее идеальные представления лидеров о социальном взаимодействии общественных организаций. На

практике отмечается другая особенность - для общественных организаций более свойственны отношения соперничества и конкурентности, чем сотрудничества и партнерства.

Эти наблюдения подтверждаются и исследованием И.М. Модель и Б.С. Модель. По их данным, 53% респондентов - лидеров общественных организаций отметили, что "отношения между общественными объединениями не сложились", а между государственным и общественным секторами имеют непостоянный характер: "обращает внимание отсутствие

тесных деловых (или отлаженных) контактов; отношения носят официальный характер; органы власти нередко стремятся избежать контактов". Представители каждого сектора обычно по-разному осознают собственную ответственность в решении проблем, имеют разные возможности и разные ресурсы. [7, с. 74]

У общественных организаций не хватает, прежде всего, финансовых средств. Об этом заявили 35 опрошенных и более половины из них отметили "отсутствие опыта привлечения средств". На втором месте стоят проблемы аренды, на третьем - недостатки налогообложения. Кроме того, 11 руководителей в качестве одной из проблем отметили недостаточное количество активистов, добровольных помощников.

Такая проблема (указанная руководителями общественных организаций) как "недоверие со стороны государства" связана, с одной стороны, с инерционностью госаппарата, его косностью, традиционностью и стереотипностью мышления, нежеланием менять стиль работы, взаимодействовать тем или иным образом с общественными организациями. С другой, это недоверие диктуется опасением, что общественные организации являются ширмой для криминального бизнеса, способом уклонения от налогов и использования государственных субсидий не на официально заявленные цели организации.

Исследование позволяет сделать вывод, что существующие общественные организации могут рассматриваться в качестве равноправного с государством субъекта социальной работы. К сожалению, руководители общественных организаций продолжают реализовывать идеологию патерналистской модели, связанную с оказанием, прежде всего, материальной помощи. Во многом это объясняется тем, что им присуща некоторая инертность мышления, а переориентация человека с позиции пассивного просителя на активного участника процесса помощи требует определенного профессионального уровня, навыков и черт характера. Пока же только по 2 человека от общего количества ответивших на вопросы по методу незаконченных предложений отметили, что они стремятся "к искоренению иждивенчества", стараются "формировать общественное мнение" и считают, что большинство нуждающихся "могут сами решить проблемы". Отсутствие или недостаток профессионализма в деятельности общественных организаций может наращиваться за счет взаимодействия с профессиональными социальными работниками. Сегодня важно признать огромное значение сильного и независимого общественного движения и установить равновесие между государственным, коммерческим и общественным секторами социальной работы. [9, с. 72]

Современная парадигма социальной работы рассматривает ее как многосубъективную деятельность, характеризующуюся активным участием (наряду с государством) общественных и благотворительных организаций в решении социальных проблем населения, и, прежде всего, его «ослабленных», слабо социально защищенных социальных слоев и групп, отдельных индивидов.

В последние годы наблюдаются значительный рост общественных и благотворительных организаций, активизация их участия в осуществлении мероприятий по социальной защите населения. Это свидетельствует о существенных изменениях в общественном сознании членов общества. Появляется осознание значительности личного участия в улучшении материального и духовного благосостояния людей. Деятельность общественных и благотворительных организаций — это проявление социальных инициатив различных социальных слоев, групп населения, отдельных граждан в стояние системы социальной защиты населения и ее проблемы, стремление оказать помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В обществе создаются необходимые организационно-правовые предпосылки для активной деятельности общественных и благотворительных организаций.

Приняты важнейшие документы, регулирующие их деятельность:

•Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.);
• Конституция Российской Федерации (1993 г.);

• Гражданский кодекс Российской Федерации (1995 г.);

• Закон Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г.);

• Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (1995 г.);

• Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях» (1995 г.);

• Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях» (1995 г.) и др.
В этих документах определены конкретные формы деятельности общественных организаций, сформулированы их цели и задачи в области социальной защиты населения. Так, ст. 39 Конституции Российской Федерации указывает, что в стране поощряется «создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».
Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. устанавливает основные правовые нормы, регулирующие благотворительную деятельность, определяет возможные способы и формы ее поддержки и поощрения со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, указывает на специфические особенности благотворительной деятельности в России.

В Законе определяется, что благотворительная деятельность — это добровольная деятельность граждан, учреждений по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданами имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Цели благотворительной деятельности в России по сравнению с законодательствами ведущих стран мира трактуются значительно шире. Это, например, содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе, подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; оказание помощи пострадавшим от социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам; содействие защите материнства, отцовства и детства, укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных и религиозных конфликтов.
Однако по сравнению с ведущими странами мира в российском законе отсутствуют такие направления благотворительной деятельности, как защита общечеловеческих и гражданских прав, содействие развитию промышленности и коммерции, поддержка различных религиозных течений и концессий и др. Очевидно, что эти проблемы должны в последующем стать предметом законодательного и нормативно-правового регулирования.
Право на реализацию благотворительной деятельности имеют граждане и юридические лица, которые могут индивидуально или объединившись (с образованием или без образования благотворительной организации) свободно выбирать цели этой деятельности и формы ее осуществления.
Благотворительная организация в обязательном порядке должна быть неправительственной (негосударственной и немуниципальной), некоммерческой. Благотворительные организации создаются в виде общественных организаций (объединений), фондов, учреждений.
Учредителями благотворительных организаций могут быть только физические и (или) юридические лица. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также государственные и муниципальные учреждения не могут быть учредителями благотворительных организаций. Благотворительные организации обязательно должны зарегистрироваться в установленном порядке. Регистрирующий орган осуществляет контроль над их деятельностью. [17, с.111]

Благотворительная организация не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и компаний. Согласно закону она имеет право создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации с соблюдением требований законодательства. Благотворительные организации могут также объединяться в организации и союзы на договорной основе. Обязательное условие их деятельности — расходовать на благотворительные цели не менее 80% своих средств.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, признавая значимость благотворительной деятельности, могут оказывать ее участникам поддержку и помощь посредством предоставлений льгот по уплате налогов, таможенных платежей, передаче в собственность на бесплатной или льготной основе государственного или муниципального имущества, размещения на конкурсной основе социальных заказов и т.д.

В целях взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и благотворительных организаций могут создаваться советы (комитеты). Их решения носят рекомендательный характер.
Споры между благотворительной организацией, гражданами и юридическими лицами рассматриваются в судебном порядке.
Согласно закону участники благотворительной деятельности имеют право участвовать в международных благотворительных проектах, открывать счета в учреждениях других государств, принимать пожертвования от иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных международных организаций.
Существуют разнообразные организационные формы российского благотворительного движения.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об общественных объединениях» (1995 г.) наиболее типичными формами общественных (благотворительных) объединений являются общественные организации, фонды, движения, учреждения. [17, с.114]

Благотворительная общественная организация — это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общественных интересов и достижения установленных целей.

Благотворительный общественный фонд — это один из видов некоммерческих фондов, не имеющее членства общественное объединение, цель которого — формирование имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использование данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Благотворительные учреждения — это не имеющие членства общественные объединения, ставящие своей целью оказание конкретного вида услуг, соответствующих интересам участников и уставным целям указанного объединения. Это распространенная форма существования благотворительной организации, обычно предоставляет собой благотворительный центр (например, лечебно-реабилитационный), который непривычен для России. В центре используются различные методики, программы, формы помощи. Большинство программ благотворительных организаций (70%) невозможно реализовать силами и средствами ее участников, поэтому в работу вовлекается широкий актив. Две трети благотворительных учреждений занимаются решением проблем сиротства, широкомасштабной социальной реабилитацией детей-инвалидов, созданием центров адаптации, лечения и т.д. Некоторые учреждения имеют сразу несколько программ (от 2 до 10), но далеко не все из них осуществляются. Большая часть благотворительных учреждений имеет не программу деятельности, а скорее декларации о намерениях, в которых изложены наиболее общие цели и идеи их создателей. [21, с.86]

Способы реализации программ можно разделить на три группы; материальная поддержка членов организации или тех, кого она опекает; взаимопомощь и совместная организация досуга; создание учреждений и служб помощи, в том числе образовательной, лечебной, реабилитационной, социально-педагогической.
Коллектив благотворительной организации — это не только ее штатные сотрудники, но и добровольцы, а также актив тех благотворительных обществ, которые не имеют ни одного оплачиваемого работника.
Штатных работников имеют, например, менее половины московских благотворительных организаций. Наибольшим штатом располагают крупные благотворительные фонды (Российский Детский фонд, Фонд «Дети России», «Дом детей-сирот»).

Для реализации какой-либо программы фонд или общество нанимают на договорной основе специалистов. Благотворительные организации формируют сегодня новый тип работника — профессионала в области социальной работы. Участниками благотворительной деятельности кроме благотворителей являются также добровольцы и благополучатели.

Добровольцы — это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и др.).

Благополучатели — это лица, получающие благотворительные пожертвования, помощь благотворителей.

В организациях, занимающихся социальной педагогикой, — добровольцами являются обычно студенты, которые в процессе благотворительной деятельности получают профессиональную подготовку, возможность самореализации (иногда более конкретно: написание диплома или научной работы). В ряде случаев добровольными помощниками становятся те, кого организация опекает. В центрах лечения и реабилитации больных детей добровольцами нередко являются специалисты, которые бесплатно консультируют детей, хотя не состоят в штате.
Среди добровольцев есть и журналисты, и ученые, и депутаты. Как правило, они помогают в организации актов милосердия, гораздо реже — в повседневной работе. [6, с. 34]

Не вызывает сомнения, что благотворительные организации, занимаясь поиском средств, могут существовать только благодаря общению друг с другом и с окружающими, бизнесменами и предпринимателями, другими структурами, рекламируя свои социальные задачи, цели и программы. Это требует наличия особого профессионализма и дара убеждения, сотрудничества.
Сегодня можно выделить несколько типов сотрудничества:

- получение от местных органов власти гуманитарной помощи или участие в ее распределении;

- получение помещения для работы;

- прямая финансовая поддержка.

Многие исследователи отмечают плохое взаимодействие российских благотворительных организаций и широкое их сотрудничество с зарубежными благотворительными организациями.

Основные цели, которые преследуют российские организации в поиске контактов с зарубежными обществами:

• получение гуманитарной помощи;

• гранты на долгосрочные программы;

• разработка совместных проектов;

• обучение руководителей;

• дружеский обмен.

Гарантами финансовой стабильности благотворительной организации являются, прежде всего, хорошие связи руководителя с представителями государственного аппарата, на уровне федеральных и местных властей, что позволяет надеяться на получение государственной денежной помощи. Наличие постоянного спонсора — случай нередкий. Гарантиями успеха могут быть хорошо налаженные связи с зарубежными благотворительными организациями. Большое количество организаций ведет также коммерческую деятельность. Помогают благотворительным организациям и министерства: образования, труда и социального развития, культуры, здравоохранения. "
Успешное функционирование благотворительных организаций обусловливают несколько основополагающих факторов — прежде всего, усовершенствование правовой базы деятельности этих организаций, налаживание связей между частными благотворительными организациями и государственной структурой социальной защиты. Растет спрос на хорошо подготовленных профессиональных работников в данной области. В будущем необходимо также создавать четкие, реально осуществимые программы деятельности благотворительных организаций. Еще один важный фактор — подготовка сознания клиента социальной службы к тому, что помощь ему может быть оказана благотворительной организацией. [15, с. 202]

Эффективность функционирования общественных организаций определяется множеством факторов, в том числе и особым пограничным и полиэтничным статусом региона. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию политики позволит улучшить эффективность деятельности организаций по социализации личности и включению в процесс демократизации, как на региональном, так и на общероссийском уровнях.

Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения ст. 5 Федерального закона "Об общественных объединениях". Согласно статье 30 Конституции РФ, «каждый имеет право на объединение ... свобода деятельности общественных объединений гарантируется". А также "никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».

Общественное объединение - это объединение физических лиц (граждан), объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. [1, с. 93]

В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

· общественная организация (общественное движение)

· общественный фонд

· общественное учреждение

· орган общественной самодеятельности

· политическая партия

Общественная организация (движение) - неправительственное добровольное объединение граждан на основе совместных интересов и целей. Термин имеет юридический смысл - в статье 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» говорится: Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан».

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения (ФЗ "об общественных объединениях" от 14 апреля 1995г.). Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителями.

Орган общественной самодеятельности - не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц.

Политическая партия - имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса данного государства, в формировании органов (в т.ч. представительных) государственной власти и управления. [21, с. 6]

Сфера деятельности.

В Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.

Создание и регистрация общественных объединений

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица - общественные объединения. В тех случаях, когда то или иное новое объединение образуется действующими общественными объединениями без участия физических лиц, то речь идет об образовании не общественного объединения граждан, а союза (ассоциации) общественных объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений. Специальные законы об отдельных видах общественных объединений могут устанавливать иные требования к составу и количеству учредителей. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности. [14, с.119]

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, в соответствии с нормами его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Деятельность общественных объединений регламентируется ФЗ «Об общественных объединениях», а также рядом других специальных законов: ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». [13, с.74]

Структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность, условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство), компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа устанавливаются уставом общественного объединения.

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль над соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе:

· запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;

· направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;

· не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

· запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

· в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное этим органом, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения. [25, с.115]

Приостановление деятельности и ликвидация общественных объединений.

Первоначально основаниями для приостановления деятельности и ликвидации общественного объединения являются нарушение прав и свобод человека и гражданина, неоднократные и грубые нарушения законодательства, систематическ

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...