Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическая работа № 7 по теме «Основы мастерства публичного выступления»




Вопросы:

1. Из каких основных частей состоит риторическое учение?

2. Какими правилами необходимо руководствоваться при разработке содержания выступления? Какие требования предъявляются к публичному выступлению?

3. Какие типы композиций существуют?

4. Какими способами говорящий может обеспечить контакт с аудиторией?

5. Что такое диалогизация текста?

6. Какие лексические и синтаксические особенности выступления способствуют его более легкому восприятию?

7. В чем отличие зачина и завязки выступления?

8. В чем суть «законов края» речи?

Упражнения:

1. Вершина римского красноречия – ораторское искусство Цицерона. Прочитайте отрывок из трактата Цицерона «Оратор». Озаглавьте каждый пункт плана подготовки публичного выступления, предложенного Цицероном, соответствующим риторическим термином. Описание какой части античного риторического канона отсутствует в анализируемом фрагменте?

М.Т.Цицерон. Оратор (фрагмент)

Оратор должен заботиться о трех вещах – что сказать, где сказать и как сказать…

Что сказать - нахождение. Действительно, найти и выбрать, что сказать, - великое дело; это - как бы душа в теле; но это забота скорее здорового смысла, чем красноречия, а в ка­ком деле можно обойтись без здорового смысла? Конечно, тот ора­тор, в котором мы ищем совершенства, будет знать, откуда извлечь основания и доводы. О чем бы ни говорилось в судебной или поли­тической речи, выяснению подлежит, во-первых, имел ли место поступок, во-вторых, как его определить и, в-третьих, как его рас­ценить. Первый вопрос разрешается доказательствами, второй - определениями, третий - понятиями о правоте и неправоте...

Где сказать - расположение. А с какой заботою он расположит все, что найдет! - Ибо такова вторая из трех забот оратора. Конечно, он возведет к своему предмету достойные под­ступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет вни­манием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, по­ставит самые веские доводы частью в начало, частью в конец, а между ними вдвинет слабые.

Как сказать. Итак, мы описали бегло и вкратце, каким должен быть ораторов в отношении первых двух частей красноре­чия. Но, как мы уже сказали, эти части при всей их значительности и важности требуют меньше искусства и труда; зато когда он найдет, что сказать и где сказать, то несравненно важнее будет позаботиться, как сказать.

Одним по сердцу текучая округленность слов, и они считают красноречием безостановочную речь; другие любят отдельные расчлененные отрезки с остановками и передышками. Что может быть более различно? Однако и в том и в другом есть нечто пре­восходное. Одни изощряются в спокойствии, плавности и как бы в чистоте и призрачности своего рода речи; другие, пользуясь жесткими и строгими словами, стремятся к своеобразной скорбности слова. А так как мы только что установили разделение, что один желают казаться важными, другие простыми, третьи умеренными то сколько мы насчитали родов речи, столько же оказывается и родов ораторов.



Произнесение. Если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных - мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся - трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний - низкого, высокою и переменного - достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства в напевах.

Движениями он будет владеть так, чтобы в них не было ничего лишнего. Держаться он будет прямо и стройно, расхаживать - изредка и ненамного, выступать вперед - с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами - он не будет даже отбивать ритм суставом зато, владея всем своим телом, он может наклонять стан, как подобает мужу, простирать руки в напряженных местах и от­екать их в спокойных.

А какое достоинство. Какую привлекательность изобразит его лицо, которое выразительностью уступит только голосу! При этом должно избегать всякого излишества, всякого кривляния, но зато искусно владеть взглядом. Ибо как лицо есть изображение души, так глаза - ее выражение. А насколько им быть веселыми или печальными, покажут сами предметы, о которых будет идти речь.

2. Прочитайте поговорки. Придумайте короткие рекомендации начинающему оратору, которые включали бы в качестве компонента эти поговорки.

Образец: Речь вести – не лапти плести. – Любое устное высказывание должно быть подготовленным. Нельзя надеяться, что ты сможешь хорошо выступить без подготовки.

1. Знай боле, а говори мене. 2. Где много слов, там мало толку. 3. Лучше уж недоговорить, чем переговорить. 4. Не все сказывай, что поминается. 5. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. 6. Живое слово дороже мертвой буквы.

3. Начните выступление на тему «Студенческая семья» («Проблема платного здравоохранения/образования», «Современная реклама», «Компьютер в нашей жизни»), используя разные виды завязок (обращение к событию, времени, месту; возбуждение любопытства; демонстрация какого-либо предмета; рассказ о себе, своем личном опыте, случае из жизни; цитирование; исторический эпизод и т.д.).

4. Прочитайте концовки выступлений. Какие из них правильные, какие – неправильные?

1. Все. До свидания. 2. А в заключение расскажу вам анекдот, который я недавно услышал… 3. Я закончил. 4. Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени. 5. До свидания. Хотелось бы, чтобы в следующий раз вы меня внимательнее слушали. Аудитория у вас невнимательная. 6. Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать. 7. Итак, сделаем вывод: если каждый будет ответственно относиться к своим обязанностям, у нас в стране будет благополучие и порядок. 8. Все, я закончил. Извините, если я говорил слишком долго. 9. Желаю вам всем хорошо провести предстоящие праздники. Всего вам доброго! 10. Если есть вопросы, я готов на них ответить.

5. Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на несколько предложений и подготовив таким образом к восприятию на слух.

1. В принципе имеется несколько важных причин, объясняющих, почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку, предпочитая ей легкую, а также почему современные молодые люди предпочитают танцевальную музыку серьезной. 2. следует срочно приложить все необходимые усилия для ликвидации негативных последствий произошедшего, создав комиссию из специалистов, имевших опыт работы в подобных ситуациях.

6. Диалогизируйте приводимые ниже высказывания: введите в них элементы диалога, превратите часть высказывания в вопрос к аудитории, замените книжные фразы и слова разговорными и т.д.

Образец: На улицах нашего города зимой воцаряется настоящий хаос, связанный с отсутствием достаточного количества снегоуборочной техники – весь город обслуживает всего 20 снегоуборочных машин, да и из них до половины постоянно в ремонте, поэтому снег с проезжей части убирается крайне медленно, что и приводит к постоянным пробкам. - Каждую зиму все мы ждем с большим опасением – а вдруг опять выпадет много снега. Как выглядит наш город после снегопада? Все улицы завалены снегом. Машины буксуют, люди опаздывают на работу и все на свете проклинают. Почему же не убирают снег с наших улиц? А как вы думаете, сколько у нас в миллионном городе снегоуборочных машин? Всего 20. А сколько из них работает? От силы половина. Остальные поломаны. Вот поэтому у нас такие пробки зимой на улицах.

1. Трудно понять тех взрослых, которые говорят, что молодежь ленива, что в ее среде одни наркоманы и пьяницы. Это говорится лишь для того, чтобы снять с себя ответственность за воспитание детей.

2. Глядя на нынешний состав городской Думы, однозначно можно сказать, что руководителей профессионалов, руководителей-производственников в ней единицы.

7. Охарактеризуйте приемы организации торжественной речи «Вечные ценности нашего Холдинга».

Вечные ценности нашего Холдинга – это:

- Клиентоориентированность

Самое важное наше достояние – это наши клиенты. Вся деятельность Холдинга направлена на наиболее полное удовлетворение их потребностей. Мы стараемся достичь максимальной открытости в отношениях с нашими клиентами и стремимся обеспечить индивидуальный подход к решению проблем каждого из них.

- Профессионализм

Высокий профессионализм сотрудников является залогом успеха нашей деятельности. Сегодня в Холдинге работают лучшие специалисты с серьезным опытом работы на рынке. Сотрудники компании – наш главный актив.

- Надежность и доверие

Доверие наших клиентов и партнеров – это основа существования и развития бизнеса. Мы стараемся сделать все максимально возможное, чтобы наше сотрудничество с клиентами и партнерами развивалось на постоянной и долгой основе.

- Инновационность

Мы находимся в постоянном поиске новых возможностей для наших клиентов, разрабатываем и внедряем новые эффективные технологии предоставления услуг, список которых постоянно расширяется.

- Корпоративная политика

Мы ценим умение работать в команде и поощряем индивидуальную инициативу. Мы стараемся предоставить всем сотрудникам возможность реализовать свои лучшие качества, постоянно повышая уровень профессиональной подготовки.

- Постоянное развитие

Мы постоянно совершенствуемся сами, совершенствуем свои продукты и технологии работы, что обеспечивает непрерывный рост как сотрудников, так и самой компании. (Из годового отчета Инвестиционного холдинга «ФИНАМ»)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

Самостоятельная работа является обязательной составной частью Програм­мы по изучению курса "Русский язык и культура речи". Самостоятельная работа позволяет развивать лингвистическое мышление студентов, способствует выработке критичности в оценке разных грамматических и речевых ошибок, помогает формировать навыки работы со справочной и научной литературой по культуре речи стилистике, расширяет общекультурный кругозор.

Для самостоятельного изучения отводятся темы, которые хорошо разрабо­таны в учебниках и учебных пособиях и не представляют особой трудности для студентов. В целях развития навыков практического пользования языком, что является важным моментом в профессиональной подготовке специалиста лю­бого профиля, студентам предлагается самостоятельно изучить темы, связанные с описанием функционально-стилистических особенностей языковых единиц разных уровней и практикой их употребления в своей и чужой речи.

Во время самостоятельной подготовки студенты должны изучить необходи­мую научную и методическую литературу, предложенную по каждой теме, познакомиться с разными точками зрения на предмет изучения, сопоставить их.

Для самостоятельного изучения предлагаются следующие темы:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 522233

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...