Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГСЭ.Ф.08 Русский язык и культура речи




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

для специальности

032401 «Реклама»

 

Новосибирск

 


 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская академия управления и массовых коммуникаций (институт)»
Кафедра массовых коммуникаций

 

 

Одобрен на заседании кафедры массовых коммуникаций протокол № 1 от «29» августа 2010 г.   Утвержден на заседании Совета НОУ ВПО САУМК(И) протокол № 5 от «31» августа 2010г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

для специальности

032401 «Реклама»

 

 

Семестр изучения дисциплины
Всего часов на дисциплину
в том числе лекционных
практических
лабораторных  
самостоятельная работа студентов
Наличие курсовой работы нет

 

автор-составитель: канд.филол.наук, доц. Т.В. Кузнецова

Новосибирск


 

ББК 81.2 Рус-5 я73 Печатается по решению Совета НОУ ВПО САУМК(И) Протокол № 5 от 31.08.2010
У 91 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи»для специальности 032401 «Реклама» / Автор-составитель Т.В. Кузнецова– Новосибирск, Тип. ООО «Альфа», 2010. – 62 с.

В соответствии с инструктивным письмом Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) 17.04.2006 02-55-77 ин/ак разработан учебно-методический комплекс данной дисциплины с учетом государственного образовательного стандарта специальности 032401 «Реклама». В комплекс входит учебная программа, содержащая: цели изучения дисциплины; структурированное содержание по видам учебных занятий с указанием их объемов; учебно-методическое обеспечение; перечень основной и дополнительной литературы; методические рекомендации для студентов; формы текущего промежуточного и итогового контроля.

Рекомендован студентам очного и заочного отделений НОУ ВПО САУМК(И) в качестве учебно-методического пособия.

 

 

ББК 81.2 Рус-5 я73

У 91

 

 

© НОУ ВПО «Сибирская академия управления и массовых коммуникаций (институт)», 2010

 


Выписка из ГОС ВПО

ГСЭ.Ф.08 Русский язык и культура речи

Стили современного русского языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информированность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.




I. Пояснительная записка

Современная эпоха предлагает новые коммуникативные коды и коммуникативные системы. А. А. Леонтьев[1] писал: «Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения... во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения... в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания... в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения – оно будет неэффективным». Бесспорно, что специалист по рекламе и связям с общественностью должен в совершенстве владеть всеми ресурсами языка, четко выстраивать коммуникативную стратегию текста, быть готовым оценить любое речевое высказывание.

Курс «Русский язык и культура речи» включает в себя вопросы, связанные с теорией языка, языковой нормой, культурой устной и письменной речи.

Цель курса – овладение нормами литературного языка, развитие связной (монологической) речи, повышение речевой культуры студента.

На достижение обозначенной цели направлены следующие частные задачи курса:

1) систематизация известных языковых фактов по всем разделам языка: фонетика, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис, стилистика;

2) работа по овладению нормами литературного языка (нормы ударения и произношения, нормы словоупотребления, фразеологические нормы, грамматические нормы, стилистические нормы);

3) расширение словарного запаса студентов, обогащение активного запаса грамматических конструкций, формирование умения использовать стилистическую синонимию;

4) работа над качествами образцовой речи; формирование гибкости в обращении с языковыми средствами;

5) наблюдение над использованием языковых средств в рекламных текстах, в работе специалиста по связям с общественностью;

6) усвоение правил оформления документов;

7) знакомство с речевым этикетом в документе;

8) работа над функциональными стилями современного русского языка;

9) формирование методики правки и совершенствования написанного.

Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника

Курс является базовым для многих общепрофессиональных дисциплин: стилистика и литературное редактирование, теория и практика массовой информации; деловое общение, риторика и публичное выступление, документационное обеспечение в государственном и муниципальном управлении.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

- теоретические основы и закономерности функционирования языковой системы в ситуациях коммуникации;

- основные понятия, характеризующие речевую ситуацию, деловое общение, выбор речевых средств с учетом коммуникативной тактики и стратегии;

- особенности функционирования языковых средств в различных стилях и речевых жанрах.

Уметь:

-анализировать речевые произведения различных форм и жанров;

-применять полученные навыки в практике реальной коммуникации.

Иметь представления о:

- типологии текстов в современном информационном пространстве;

- методах, позволяющих оценить качество текста, его коммуникативное совершенство;

- способах совершенствования текста с учетом конкретной коммуникативной задачи.

Организация процесса обучения

Курс «Русский язык и культура речи» рассчитан на 134 часа, форма отчетности – зачет.

В задачи лекционного курса входит освещение спорных и сложных вопросов, касающихся теории языка. На практических занятиях студенты отрабатывают навыки и умения, связанные с нормами литературного языка; стилями литературного языка,

самостоятельно создают речевые высказывания; анализируют с речевой точки зрения рекламные материалы; деловые документы, тексты СМИ, работают над совершенствованием написанного.

К практическим занятиям студенты готовятся самостоятельно: изучают теорию вопроса, отвечают на предлагаемые вопросы, выполняют упражнения. (См. раздел «Темы и содержание практических занятий»).


II. Тематический план дисциплины

для студентов очного отделения

Таблица 1

Название раздела, курса Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
Раздел I. Теоретические основы курса      
1. Введение. Предмет и задачи курса. Базовые понятия: национальный язык, литературный язык, формы существования языка, речевые жанры, стиль, функционально-смысловой тип речи, культура речи
2.Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
3. Норма. Характерные особенности нормы литературного языка. Исторический аспект нормы
4. Фонетика как раздел науки о языке. Акцентология и произносительные нормы
5. Лексика и фразеология. Нормы словоупотребления и фразеологические нормы. Речевой этикет
6. Словообразование. Нормы в словообразовании
7. Грамматика и грамматические нормы
8. Стилистика как раздел науки о языке. Стилистические нормы
9.Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей Язык и стиль коммерческой корреспонденции
10. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
11. Официально деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов    
12. Язык и стиль инструктивно методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе
13. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов
14. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публистическом стиле
Раздел II. Качества образцовой речи.
Раздел III. Совершенствование навыков грамотного письма и говорения.      
1. Особенности устного публичного выступления. Методика подготовки и способы совершенствования
2. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления
3. Типология ошибок
4. Работа над правкой текстов
Всего часов

для студентов заочного отделения

Таблица 2

Название раздела, курса Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
Раздел I. Теоретические основы курса      
1. Введение. Предмет и задачи курса. Базовые понятия: национальный язык, литературный язык, формы существования языка, речевые жанры, стиль, функционально-смысловой тип речи, культура речи
2.Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
3. Норма. Характерные особенности нормы литературного языка. Исторический аспект нормы
4. Фонетика как раздел науки о языке. Акцентология и произносительные нормы
5. Лексика и фразеология. Нормы словоупотребления и фразеологические нормы. Речевой этикет
6. Словообразование. Нормы в словообразовании
7. Грамматика и грамматические нормы
8. Стилистика как раздел науки о языке. Стилистические нормы
9.Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей Язык и стиль коммерческой корреспонденции
10. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности
11. Официально деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов
12. Язык и стиль инструктивно методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе
13. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов
14. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публистическом стиле
Раздел II. Качества образцовой речи
Раздел III. Совершенствование навыков грамотного письма и говорения    
1. Особенности устного публичного выступления. Методика подготовки и способы совершенствования
2. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления
3. Типология ошибок
4. Работа над правкой текстов
Всего часов

III.Содержание дисциплины

Практическая часть

Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1. Вы считаете, что культура речи – категория социальная и зависит от культуры общества?

2. Повысила ли культурный уровень населения культурная революция в России (борьба с неграмотностью, борьба за культуру речи)? Вывела ли она страну на путь освоения мировой культуры?

3. Может ли считаться культурным человек без языковых знаний, языковой эрудиции?

4. Достоин ли уважения человек, употребляющий бранную лексику?

5. Вы читаете роман с захватывающим сюжетом, увлечены им, но Вам мешают стилистические погрешности, встречающиеся грубые нарушения литературно-языковых норм. Не обращая на это внимания, Вы доведете чтение до конца?

6. Грубые, вульгарные слова, произносимые в Вашем присутствии, Вам неприятны?

7. Вы говорите по преимуществу правильно, отступления от литературных норм не характерны для Вас?

8. Вы оцениваете свою речь как недостаточно богатую и выразительную?

9. Слушая выступающего, Вы не замечаете, как построена («сделана») его речь, но обращаете внимание на ее точность, ясность, логичность, благозвучие?

10. Вы считаете, что главное в выступлении – это мысли. Если они есть, их речевое оформление не имеет большого значения?

11. Выступают ли литературно-языковые нормы в качестве единственного регулятора поведения?

12. Вы считаете, что культуру речи вводить в школьное обучение в виде специального курса нет необходимости?

13. Если Ваш собеседник, рассказывая в личной с Вами беседе о чем-то важном для него, допускает нарушения литературно-языковых норм, Вы поправите его?

Практическая часть

Выполните предлагаемые упражнения. Знания каких норм проверяются в них?

1. Расставьте ударение. Сверьте по словарю. Отметьте случаи частого неверного произношения:

Алкоголь, каталог, мусоропровод, алфавит, анатом, апартаменты, афера, баловать, бензопровод, бомбардировать, валовой, верование, вероисповедание, договор, дозвониться, забронировать, избаловать, квартал.

2. Разграничьте значения слов, составьте с ними предложения:

невежа/невежда; адресат/адресант; одеть/надеть; эффектный/эффективный; командированный/командировочный.

3. Поясните значения следующих иностранных слов, в каких областях они встречаются, составьте с ними словосочетания:

брифинг, визуальный, дефиниция, доминанта, интерпретация, квазисистема, консенсус, легитимный, локальный, маргиналии, менталитет, ментальный, прецедент, сакральный, семиотика.

 

Практическая часть

1. Расставьте ударения, сверьтесь со словарем:

Дремота, дисплей, баккара, бармен, брокер, бытие, гренки, джинсовый, жалюзи, заём, новорожденный, маркетинг, менеджмент, некролог, нувориш, отрочество, плато, плесневеть, привод (техн.), привод (юрид.), принудить, пуловер, сафари, свёкла, серфинг, сливовый, соболезнование, соглядатай.

2. Дополните ряды словами, в которых ударение ставится по аналогии:

/. Заблаговременный...

2. Путепровод...

3. Брусчатый...

4. Возведение...

5. Демократия...

3. Дайте толкование значений следующих слов. Составьте предложения, используя эти слова. Какая произносительная ошибка часто встречается в этих словах?

Дерматин, прецедент, инцидент, компрометировать, констатировать.

Практическая часть

1. Просмотрите несколько газет, выявите метафору и метонимию. Какова роль этих явлений в языке прессы? Встречаются ли переносные значения в языке рекламы? Приведите 5 – 10 примеров (примеры должны быть в контексте, можно сделать вырезки или выписать).

2. Найдите случаи нарушения семантической сочетаемости, которые приводят к нежелательному комическому эффекту или создают оригинальность, выразительность в тексте. Используйте печатные издания, рекламную продукцию, предвыборные листовки кандидатов в депутаты и т. д.

Занятие 6. Вопросы для обсуждения:

1. Омонимы. Источники омонимии. Приведите примеры. Типы омонимов, их использование в речи.

2. Паронимы как явление языка и речи. Смешение паронимов.

3. Синонимы, антонимы. Типология и их роль в рекламных текстах, ораторской речи, публицистических текстах.

Практическая часть

1. Проанализируйте 1 статью, выявите в ней синонимы, антонимы, омонимы. Для чего используются эти слова в тексте. Проанализированную статью необходимо принести на занятие.

2. Выпишите из словаря синонимов 5 рядов синонимов, покажите зависимость от многозначности.

3. Какие речевые приемы базируются на антонимии, приведите примеры из художественных поэтических текстов (3-4 примера).

4. Дайте толкование значения следующих слов. Составьте с ними предложения:

олигархия, перманентный, социология, спонтанный, статус, субординация, тривиальный, феномен, эклектика, эксклюзивный, экспансия, экспрессия, этнос, эсперанто, электорат.

Занятие 7.

Вопросы для обсуждения:

1. Лексика с точки зрения происхождения. Признаки заимствованных слов. Иностранные слова в бизнесе, маркетинге, рекламе, политике.

2. Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса. Историзмы, архаизмы, неологизмы и их использование в СМИ.

3. Лексика с точки зрения сферы ее употребления. Использование просторечий, диалектизмов, профессионализмов, сленга с определенной целеустановкой.

Практическая часть

1. Проанализируйте рекламные материалы на предмет использования иностранных слов. Слова какого языка чаще всего используются? Какова степень их освоенности? Проиллюстрируйте свои выводы примерами (5 – 7 отрывков).

4. Используя словарь фразеологизмов, пополните свой словарный запас книжными фразеологическими единицами, связанными с различными сферами употребления (10 – 15 единиц).

5. По учебному пособию (с.507-516) выпишите иностранные слова, относящиеся к сфере политики, публицистики, экономики (не менее 10-15 слов). Составьте с ними предложения.

 

Занятие 8. Фразеология

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое фразеологизм, его отличие от свободного сочетания. Сравните выражения, используя признаки фразеологизмов: с лица воду не пить – симпатичное лицо; грязные деньги – грязная дорога, кровь с молоком – вкусное молоко.

2. Классификации фразеологизмов с учетом различных критериев, приведите примеры.

Практическая часть

1. Проанализируйте материалы газет на предмет использования фразеологизмов. Для чего автор использует эти выражения. Фразеологизмы подчеркнуть, издание принести на занятие.

4. Используя словарь фразеологизмов, пополните свой словарный запас книжными фразеологическими единицами, связанными с различными сферами употребления (10 – 15 единиц на ту же букву, что Ваша фамилия).

5. По словарю-справочнику «Крылатые выражения» выпишите 10-15 крылатых выражений, обратите внимание на их происхождение.

Практическая часть

1. Прочитайте благодарственные письма. Проанализируйте их структуру: выявите информационный повод, субъект и объект благодарности, найдите рамочные элементы. Какие стандартные речевые формулы используются?

2. Напишите благодарственные письма, используя следующие ситуации: благотворительность, спонсорская помощь, участие в семинаре, помощь в формировании детской библиотеки, сотрудничество с детским домом, благодарность родителям от директора школы.

3. Составьте текст корпоративного поздравления (юбилей фирмы, новогодние праздники, получение престижной государственной премии и пр.)

4. Составьте текст визитки с учетом требований, предъявляемым к корпоративным документам.

 

БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО

Новосибирский городской Совет депутатов выражает благодарность студентам Новосибирского государственного педагогического университета за участие в благотворительной акции «Протяни руку помощи детскому дому».

Выражаем признательность руководству и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

 

Председатель Новосибирского

Городского Совета депутатов___________В.И. Королева

22.02.2006

Печать

БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО

Руководство ООО «Мечта» выражает искреннюю признательность заведующей канцелярией Петровской Нине Николаевне за многолетний труд. Надеемся, что Ваш жизненный опыт может быть востребован и в дальнейшем в форме наставничества, научного консультирования. Желаем дальнейших творческих успехов.

Директор ООО «Мечта»_________П.Р. Петров

 

22.02.2006

печать

 

БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО

Отдел социальной защиты Советского района города Новосибирска выражает благодарность ученику 7Б класса средней школы №148 Степанову Сергею Николаевичу за участие в научно-практической конференции «Проблемы лиц пожилого возраста». Надеемся на дальнейшее творческое сотрудничество.

Руководитель отдела соцзащиты____________М.В.Иванов

 

22.02.2006

печать

Занятие 10

Словообразование как раздел науки о языке

Вопросы и задания:

1. Что такое словообразование? Охарактеризуйте продуктивные и непродуктивные способы образования слов.

2. Поработайте над языком СМИ, Отметьте новообразования: слова, называющие партии и их членов; аббревиатуры – названия организаций, новых товаров, названия фирм, телепередач и т. п. какие способы образования чаще других используются на данном этапе? Проанализированное издание принесите на занятие.

Практическая часть

1. Определите род несклоняемых имен существительных, предварительно сгруппируйте материал:

1. Слова, обозначающие неодушевленные предметы.

2. Слова, обозначающие лиц.

3. Слова, обозначающие животных, птиц.

4. Географические названия.

5. Названия органов печати.

Депо, рантье, виски, мокко, визави, кенгуру, "Дейли уокер", иваси, Миссисипи, шимпанзе, леди, хинди, алоэ, такси, фрау, протеже, Чикаго, пони, атташе, эсперанто, па-де-де, "Таймс", Сочи, Капри, жюри.

2. Образуйте формы родительного падежа множественного числа:

ботинки, валенки, сапоги, чулки, носки, погоны, эполеты;

англичане, армяне, башкиры, болгары, буряты, грузины, цыгане, осетины; негры, бедуины, бушмены, калмыки, киргизы, монголы, таджики, узбеки, хорваты, якуты, хакасы; гектары, апельсины, мандарины, помидоры, томаты, рельсы.

3. Образуйте, форму множественного числа. Обратите внимание на варианты:

сторож, адрес, директор, доктор, катер, мастер, окорок, парус, писарь, профессор, тенор, учитель, отпуск, инженер, автор, бухгалтер, конструктор, лектор, месяц, офицер, торт, слог, шофер, порт, выбор, договор, лист, корень, зуб.

Практическая часть

1.Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Сформулируйте правила употребления причастных и деепричастных оборотов.

Исправьте ошибки:

Сидя у костра, взгрустнулось как-то мне в степи однообразной. О путешествии нельзя было и думать, готовившемуся заранее. Весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой тройки, давно находящихся в пути, и побрякиванье русского колокольчика. Жутко было оставаться в потемках, думая о нехорошем. Выслушав собеседника, уже совсем стемнело и начинало холодать. Задержавшись, у меня не было возможности поехать.. С утра старика лихорадило, приехавшего вечером. Издали тянуло мягким теплом, пронизанного сыростью.

2. Согласование сказуемого с подлежащим.

4. Предложное и беспредложное управление.

5. Общие правила построения сложных предложений.

Практическая часть

1. Приведите примеры использования разностилевых элементов в языке рекламы (5 – 7 примеров).

2. Используя прессу, проиллюстрируйте языковые особенности каждого стиля (5 отрывков), найдите случаи смешения стилей, какова роль этого приема?

3. Изложите одну и ту же информацию в различных стилевых ключах.

Вопросы для обсуждения

1.Сфера функционирования официально-делового стиля, жанровое разнообразие.

2. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов.

3. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Практическая часть

1. Составьте 3 текста заявления по различному поводу: предоставление академического отпуска, перенос сроков сессии, устройство на работу, смена фамилии и пр.

2. Составьте текст протокола собрания группы.

3. Напишите текст доверенности на получение почтового отправления.

4. Составьте текст приглашения, используя следующие информационные поводы: презентация книги, открытие нового магазина, юбилей фирмы, выездное заседание Городского Совета.

5. С учетом рекомендаций, приведенных в справке, составьте 2 визитные карточки:личную и карпоративную

Материал для справки:

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Заменяет удостоверение личности. Должна быть отпечатана на родном языке, или языке той страны, в которой находишься.

- Имя, фамилия, отчество.

-Должность, адрес фирмы или учреждения, где вы работаете.

-Номер телефона, электронная почта.

-Если карточка сделана на иностранном языке, то отчество не указывается, а лишь 1 буква отчества.

-Текст расположен вдоль длинной стороны.

-Крупным шрифтом набирается ФИО, а название организации должно быть более мелким шрифтом, если визитка корпоративная, то наоборот.

- Бывают визитки с фото владельца (чаще всего в западной практике).

-Не принято давать домашний адрес или домашний (сотовый) телефон.

-Размер визитки для мужчин 90/50 мм., для дам 80/40 мм. Бумага плотная. На заказ минимум 200-300 штук.

На визитке организации указывается название организации, даётся её фирменный знак, кратко характеризуются услуги, предлагаются контактные телефоны, адреса. Это карточки магазинов, фирм, гостиниц, банков и пр.

 

Занятие 15.

Вопросы и задания:

1. Рассмотрите различные точки зрения ученых на качества образцовой речи. Используйте работы Б. Н. Головина, Б. С. Мучника, Ю. В. Фоменко. Охарактеризуйте каждое качество, проиллюстрируйте примерами.

2. Найдите в прессе случаи нарушений тех или иных качеств образцовой речи (5 – 7 примеров).

3. Проанализируйте тексты выступлений в упр. 126, 127, 133 на предмет качеств образцовой речи (учебное пособие Л.А.Введенской).

Занятие 16 .

Вопросы для обсуждения

1. Какие типологии речевых ошибок и недочетов Вы знаете?

2. Что такое правка текста? В каких ситуациях она применяется?

3.Какие критерии анализа текста Вы знаете?

Практическая часть

Поработайте со словами, предлагаемые в «словарном минимуме»; слова, значения которых Вы не знаете, выпишите из словаря. Протестируйте домашних на знание этих слов, какие варианты искажения значения Вы обнаружили?

 


СЛОВАРНЫЙ МИНИМУМ

 


Алгоритм

Альтернатива

Альянс

Амбиция

Аналог

Аннулировать

Антагонизм

Апокалипсис

Атташе

Аудит

Афера

Баллотироваться

Бестселлер

Брифинг

Вернисаж

Виртуальный

Грант

Депортация

Дилер

Дистрибьютер

Имидж

Инвектива

Инновация

Инсинуация

интерпретация

Консалтинг

Консенсус

Корифей

Легитимный

Масс-медиа

Менеджер

Менталитет

Меркантилизм

Мизантроп

Мониторинг

Мораторий

Ноу-хау

Олигархия

Некролог

Паблисити

Пасквиль

Плебисцит

Прайс-лист

Презентация

Прецедент

Рекламация

Респондент

Стагнация

Статус

Статус-кво

Феномен

Фетиш

Форум

Ходатайство


Элита

Эпотаж


Электорат

Тривиальный

Аннотация

Компиляция

Оппонент

Ординарный

Реминисценция


Итоговый контроль – зачет.

Вопросы и задания для подготовки к зачету

1. Формы существования языка.

2. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

3. Стили и речевые жанры, функционально-смысловые типы речи.

4. Основные единицы общения. Особенности делового общения

5. Культура речи как учебная дисциплина и часть общей культуры личности. Культура речи имидж.

6. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Языковая норма – критерий литературности языка. Дифференциальные признаки нормы. Уровни языка и норма.

7. Фонетические процессы и нормы произношения. Акцентология.

8. Лексика как микросистема языка. Многозначность и сочетаемостные возможности слова. Роль этих явлений в рекламе, речевых произведениях специалиста по связям с общественностью.

9. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы как явления лексики. Их роль в рекламных текстах.

10. Лексика с точки зрения ее происхождения. Иностранная лексика в бизнесе, маркетинге, рекламе.

11. Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса. Использование историзмов, архаизмов, неологизмов в языке рекламы, агитационных листовках, предвыборных программах.

12. Лексика с точки зрения сферы ее употребления. Дискуссия о лексике ограниченного употребления.

13. Фразеологические единицы, их использование в языке рекламы.

14. Морфология как раздел науки о языке, морфологические нормы.

15. Синтаксис как раздел науки о языке. Синтаксические нормы.

16. Стилистика как раздел науки о языке. Стиль. Стилистическая синонимия. Стилистическое согласование.

17. Классификация стилей. Общая характеристика стилей.

18. Нормы в стилистике. Использование элементов разных стилей в рекламе, агитационных листовках, лозунгах и т. п.

19. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

20. Официально деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов.

21. Приемы унификации языка служебных документов. Интегральные свойства русской официально деловой письменной речи.

22. Язык и стиль распорядительных документов.

23. Язык и стиль инструктивно методических документов.

24. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публистическом стиле.

25. Деловая переписка. Особенности информационных писем. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

26. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

27. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов.

28. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.

29. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информированность и выразительность публичной речи.

30. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

31. Качества образцовой речи.

32. Типология ошибок. Основы литературной правки.

33. Речевой этикет.

 


Тесты для самостоятельной работы

Тест 1

1. Русский литературный язык – это…
a) совокупность письменного, устного языка и диалектов
b) образцовая форма национального языка
c) книжно-письменный язык
d) язык литературных произведений

2. Укажите признаки, характеризующие литературный язык:
1) наличие письменности
2) традиционность
3) функциональная дифференциация
4) нормированность и кодификация
5) противопоставленность устной и письменной форм
a) 1,2,3,5
b) 1,2,4,5
c) 2,3,5
d) 1,2,3,4,5

3. Нормы литературного языка…
a) существуют неизменно в течение последних 300 лет
b) складываются в результате длительного употребления и сознательного отбора
c) складываются стихийно
d) произвольно выбираются учеными и законодателями

4. Кодификация норм литературного языка – это…
a) следование им всех образованных людей
b) закрепление их в специальных словарях, грамматиках и учебных пособиях
c) обучение им в специальных учебных заведениях
d) изучение и выбор отдельных вариантов в качестве единственно верных

5. Нормы русского литературного языка…
a) подергаются реформе каждые 40 лет
b) динамичны, подвижны
c) категоричны, не знают исключений
d) статичны, неизменны

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 508

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...