Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 17. Работа над совершенствованием речи




1. Выполните (письменно) по пособию Л. А. Введенской упражнения № 47,48,51, 52, 54, 55,58, 59, 60, 62, 63,68, 71,73, 74, 81. Какие нормы литературного языка отрабатываются в предлагаемых упражнениях?

2. Определите тип ошибки и отредактируйте предложения:

1.Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. 2.Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева.3.Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.4.Перед включением должны быть сняты все плакаты с надписью «Не включать- работают люди», повешенные перед началом работ. 5.Мы знаем её лучше тебя. 6.Мы соскучились по вам. 7.Ученик сказал, что я ещё не подготовился к ответу. 8.Умерщвление произошло по причине утонутия. 9.Старик запряг лошадь и, стуча копытами по мостовой, поскакал по мёрзлой дороге. 10.Он уважает и заботится о своих сослуживцах. 11. В этом произведении были описаны его поездки за границу и какую работу он там проводил. 12. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты. 13. И когда наступила суббота, я почистил ботинки и зубы. (В.Драгунский). 14. Приходя домой, у Пети слипались глаза от усталости. 15. Услышав о зачете, нам стало весело.

Занятие 18. Итоговое тестирование


IV.Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Итоговый контроль – зачет.

Вопросы и задания для подготовки к зачету

1. Формы существования языка.

2. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

3. Стили и речевые жанры, функционально-смысловые типы речи.

4. Основные единицы общения. Особенности делового общения

5. Культура речи как учебная дисциплина и часть общей культуры личности. Культура речи имидж.

6. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Языковая норма – критерий литературности языка. Дифференциальные признаки нормы. Уровни языка и норма.

7. Фонетические процессы и нормы произношения. Акцентология.

8. Лексика как микросистема языка. Многозначность и сочетаемостные возможности слова. Роль этих явлений в рекламе, речевых произведениях специалиста по связям с общественностью.

9. Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы как явления лексики. Их роль в рекламных текстах.

10. Лексика с точки зрения ее происхождения. Иностранная лексика в бизнесе, маркетинге, рекламе.

11. Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса. Использование историзмов, архаизмов, неологизмов в языке рекламы, агитационных листовках, предвыборных программах.



12. Лексика с точки зрения сферы ее употребления. Дискуссия о лексике ограниченного употребления.

13. Фразеологические единицы, их использование в языке рекламы.

14. Морфология как раздел науки о языке, морфологические нормы.

15. Синтаксис как раздел науки о языке. Синтаксические нормы.

16. Стилистика как раздел науки о языке. Стиль. Стилистическая синонимия. Стилистическое согласование.

17. Классификация стилей. Общая характеристика стилей.

18. Нормы в стилистике. Использование элементов разных стилей в рекламе, агитационных листовках, лозунгах и т. п.

19. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

20. Официально деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов.

21. Приемы унификации языка служебных документов. Интегральные свойства русской официально деловой письменной речи.

22. Язык и стиль распорядительных документов.

23. Язык и стиль инструктивно методических документов.

24. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публистическом стиле.

25. Деловая переписка. Особенности информационных писем. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

26. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

27. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов.

28. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.

29. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информированность и выразительность публичной речи.

30. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

31. Качества образцовой речи.

32. Типология ошибок. Основы литературной правки.

33. Речевой этикет.

 


Тесты для самостоятельной работы

Тест 1

1. Русский литературный язык – это…
a) совокупность письменного, устного языка и диалектов
b) образцовая форма национального языка
c) книжно-письменный язык
d) язык литературных произведений

2. Укажите признаки, характеризующие литературный язык:
1) наличие письменности
2) традиционность
3) функциональная дифференциация
4) нормированность и кодификация
5) противопоставленность устной и письменной форм
a) 1,2,3,5
b) 1,2,4,5
c) 2,3,5
d) 1,2,3,4,5

3. Нормы литературного языка…
a) существуют неизменно в течение последних 300 лет
b) складываются в результате длительного употребления и сознательного отбора
c) складываются стихийно
d) произвольно выбираются учеными и законодателями

4. Кодификация норм литературного языка – это…
a) следование им всех образованных людей
b) закрепление их в специальных словарях, грамматиках и учебных пособиях
c) обучение им в специальных учебных заведениях
d) изучение и выбор отдельных вариантов в качестве единственно верных

5. Нормы русского литературного языка…
a) подергаются реформе каждые 40 лет
b) динамичны, подвижны
c) категоричны, не знают исключений
d) статичны, неизменны

6. Императивные нормы…
a) допускают нарушение в определенных ситуациях
b) действуют только в книжных стилях
c) строго обязательны к исполнению
d) предполагают возможность выбора одного из вариантов

7. Диспозитивные нормы…
a) предполагают возможность выбора одного из вариантов
b) строго обязательны к исполнению
c) действуют только на лексическом уровне языка
d) допускают нарушение в определенных ситуациях

8. Пуризм – это…
a) учение о нормах литературного языка
b) стремление обновить язык путем заимствований
c) неприятие всего нового
d) неприятие всяких новшеств и изменений в языке или прямое их запрещение

9. К книжно-письменной разновидности русского литературного языка относятся…
a) все тексты научного, официально-делового, публицистического стилей и художественной литературы
b) все тексты, существующие в письменной форме
c) только тексты научного и официально-делового стилей
d) все тексты за исключением просторечных и диалектных

10. К разговорной разновидности русского литературного языка относятся…
a) только устные тексты, предназначенные для восприятия на слух
b) тексты, предназначенные для неофициального, непринужденного общения
c) только устные тексты публицистического и научного стилей
d) только просторечные диалоги

11. В разговорной речи действие норм литературного языка…
a) ничем не отличается от письменной речи
b) существенно отличается от речи письменной
c) обедняет тексты, лишая их экспрессивности
d) отсутствует

12. Просторечие…
a) не входит в литературный язык
b) представляет собой разговорную разновидность литературного языка
c) является частью литературного языка
d) является территориальной разновидностью языка

13. Диалекты – это…
a) употребление слов языка с неправильным ударением
b) местные разновидности русского языка
c) речь малообразованных людей
d) речь, используемая различными социальными группами людей

14. Слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного каким-либо одним родом трудовой деятельности, называются…
a) просторечием
b) клише и штампами
c) профессионализмами
d) тропами

15. Принятые в языковой практике образованных людей правила произношения, употребления слов, использования грамматических и стилистических средств – это…
a) разговорная речь
b) язык научного стиля
c) язык художественной литературы
d) литературная норма

16. Русский язык – это система…
a) универсальная, искусственная
b) универсальная, естественная, знаковая
c) универсальная, искусственная, знаковая
d) искусственная, знаковая

17. Просторечие – это…
a) устная речь
b) устная речь необразованных людей
c) условный язык обособленной группы
d) местный народный говор

18. Высшей формой национального языка является…
a) территориальный диалект
b) литературный язык
c) общенародный язык
d) социальный диалект

19. Функциональные стили отражают…
a) языковой портрет автора текста
b) определенные профессиональные сферы общения
c) языковую политику общества
d) темы и ситуации общения

20. Спонтанная литературная речь, реализуемая в неофициальных ситуациях при непосредственном участии говорящих, называется:
a) разговорная речь
b) просторечие
c) деловая беседа
d) ораторская речь

Тест 2

1. Речевая деятельность субъекта и реакция адресата на речь субъекта – это речевая (-ое)...
a) ситуация
b) взаимодействие
c) событие
d) поведение

2. К числу основных единиц речевого общения не относится...
a) речевое событие
b) дискурс
c) речевая ситуация
d) речевое взаимодействие

3. Формы речевого общения впервые четко определил...
a) Катон
b) Аристотель
c) Цицерон
d) Квинтилиан

4. Умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями, - это...
a) рефлексивное слушание
b) мужской стиль слушания
c) женский стиль слушания
d) нерефлексивное слушание

5. К числу приемов рефлексивного слушания не относится...
a) зрительный контакт
b) прием уточнения
c) перефразирование
d) резюмирование

6. В понятие «невербальные средства общения» входят...
a) мимика, жесты и позы
b) только мимика
c) только позы
d) только жесты

7. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются...
a) изобразительными
b) ритмическими
c) указательными
d) эмоциональными

8. Жесты, дополняющие определения слов, называются...
a) изобразительными
b) символическими
c) указательными
d) эмоциональными

9. В какой позе человек усваивает меньше информации?
a) руки, скрещенные на груди
b) руки, заведенные за голову
c) руки, сжатые за спиной
d) руки, лежащие на коленях

10. Тезис – это...
a) главная мысль (текста или выступления), выраженная словами
b) точка зрения субъекта речи
c) мысль, высказанная субъектом речи
d) процесс приведения доказательств для обоснования какой-либо мысли

11. Укажите, какое утверждение является правильным:
a) оптимальное число аргументов - 5
b) аргументы должны приводиться в системе
c) порядок приведения аргументов может быть произвольным
d) чем больше аргументов, тем речь убедительнее

12. Односторонняя аргументация – это...
a) аргументация ни «за», ни «против»
b) аргументация только «против»
c) аргументация либо «за», либо «против»
d) аргументация только «за»

13. Аргументация от вывода к аргументам определяется как...
a) односторонняя
b) нисходящая
c) дедуктивная
d) индуктивная

14. К логическим аргументам не относятся...
a) аксиомы и постулаты
b) доводы от сочувствия
c) теоретические и эмпирические обобщения и выводы
d) статистические данные

15. Компонентом речевой ситуации не является:
a) коммуникативные намерения
b) речевое поведение говорящего
c) говорящий
d) слушающий

16. К установкам эффективного слушания относятся:
А) установка одобрения
Б) сосредоточение внимания на разговорных особенностях собеседника
В) использование различных типов и приемов слушания в зависимости от цели говорящего и ситуации общения
Г) стремление лидировать в разговоре
a) А, В
b) А, Г
c) В, Г
d) Б, В

17. Наиболее важные фрагменты выступления следует произносить…
А) громче
Б) тише
В) быстрее
Г) медленнее
a) А, В
b) Б, Г
c) Б, В
d) А, Г

18. Коммуникативная позиция сильнее у…
А) сидящего
Б) стоящего
В) смотрящего в глаза собеседнику
Г) избегающего взгляда собеседника
a) А, В
b) А, Г
c) Б, Г
d) Б, В

19. К психологическим (воздействующим на эмоциональную сферу слушателя) аргументам относится (-ятся)…
a) логическое обоснование
b) статистический материал
c) ссылка на личностные особенности оппонента
d) документы

20. Коммуникативная позиция сильнее у…
А) того, кто выше
Б) того, кто ниже
В) того, кто сильно пожимает руку
Г) того, кто слабо пожимает руку
a) Б, Г
b) А, В
c) Б, В
d) А, Г

Тест 3

1. Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым. Определите, в каком случае нарушена эта норма этикета.
a) Сделайте одолжение, выполните мою просьбу …
b) Если вас это не затруднит …
c) Могу ли я попросить вас …
d) Настаиваю, чтобы вы приняли решение о …

2. При отказе в речевом этикете используются определенные выражения. Укажите лишнее.
a) В настоящее время это сделать невозможно.
b) Я вынужден запретить …
c) Разрешите дать вам совет …
d) Простите, но мы не можем выполнить вашу просьбу.

3. Для выражения положительного отношения к человеку используются определенные этикетные формы. Укажите лишнее.
a) Скатертью дорога.
b) У вас прекрасный вкус.
c) Какой вы добрый человек.
d) Вы такой хороший специалист.

4. При ответах на комплимент используются определенные этикетные формулы. Укажите лишнее.
a) Спасибо.
b) Вы мне делаете комплимент.
c) Вы тоже хорошо выглядите.
d) Спасибо за комплимент.

5. При разговоре по телефону должны соблюдаться определенные этикетные формулы. Как первый сигнал к разговору не может употребляться выражение:
a) Вас слушают!
b) Это кто?
c) Да!
d) Алло!

6. Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.
a) максима такта
b) максима качества
c) максима релевалентности
d) максима количества

7. Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая из максим приведена:

Давайте нужное количество информации. Ваш информационный вклад в разговор должен быть не большим и не меньшим, чем требуется.
a) максима способа выражения
b) максима количества
c) максима качества
d) максима релевалентности

8. Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая из максим приведена:

Старайтесь сделать ваш вклад в разговор правдивым. Не говорите того, что вы считаете лживым. Не говорите того, чему у вас недостаточно свидетельств.
a) максима качества
b) максима релевалентности
c) максима количества
d) максима способа выражения

9. Выберите тост, который неуместно будет предложить на дружеской встрече после подписания контракта.
a) За успех нашего дела!
b) За осуществление наших планов!
c) За наше дальнейшее сотрудничество!
d) За любовь и дружбу!

10. Принцип кооперации состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая из максим приведена:

Избегайте двусмысленности и неопределенности, говорите коротко и упорядоченно.
a) максима способа выражения
b) максима качества
c) максима количества
d) максима релевалентности

11. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.
a) максима способа выражения
b) максима великодушия
c) максима одобрения
d) максима такта

12. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.
a) максима релевалентности
b) максима согласия
c) максима великодушия
d) максима скромности

13. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите максиму, не входящую в этот принцип.
a) максима такта
b) максима согласия
c) максима симпатии
d) максима качества

14. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима:

Максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию. Не следует затрагивать тем, потенциально опасных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и пр.).
a) максима симпатии
b) максима такта
c) максима великодушия
d) максима одобрения

15. Принцип вежливости состоит из нескольких максим (правил). Укажите, какая это максима:

Успешный коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения. Не следует связывать партнера обещанием или клятвой.
a) максима согласия
b) максима великодушия
c) максима одобрения
d) максима скромности

16. В деловом телефонном общении, подняв телефонную трубку (звонят вам), вы скажете:
a) «Слушаю вас».
b) «Да».
c) «Компания «Спасские ворота», добрый день!»
d) «Говорите».

17. Замечание в адрес подчиненного, связанное с неудачно выполненной работой, нужно сделать:
a) по телефону
b) в устной форме наедине с подчиненным
c) в письменной форме
d) в устной форме в присутствии коллег

18. При прощании используются определенные этикетные формулы. Определите, какая из них может быть использована в официальной обстановке.
a) Счастливо!
b) Всего хорошего!
c) До встречи.
d) Разрешите попрощаться.

19. При несогласии с собеседником используются определенные этикетные формулы. Определите, какая из них может быть использована в официальной обстановке.
a) Думаю, что Вы не совсем правы.
b) Я с вами не согласен.
c) Это не так.
d) Это абсурд.

20. При несогласии с собеседником используются определенные этикетные формулы. Определите, какой из них присущ фамильярный оттенок.
a) Позвольте с Вами не согласиться.
b) Извините, но Ваши условия принять нельзя.
c) Милая, я не могу с Вами согласиться.
d) Боюсь, что это не совсем так.

Тест 4

1.Во вступлении оратор не должен...
a) устанавливать контакт с аудиторией
b) заинтересовывать слушателей
c) обосновывать постановку вопроса
d) извиняться и говорить, что недостаточно подготовился

2. Во вступлении оратор не может использовать следующий прием...
a) начать образом, символом, аллегорией
b) начать с шутки или анекдота, если аудитория вам плохо знакома или вы не очень уверены в себе
c) сделать комплимент слушателям
d) рассказать случай из своей жизни

3. В заключительной части выступления нельзя...
a) говорить фразы: «Это все, что я хотел сказать», «Вот и все».
b) использовать шутку
c) прочесть наизусть стихи
d) закончить призывом к действию, пожеланием

4. В заключении оратор не должен...
a) способствовать запоминанию основных положений, выдвинутых во вступлении
b) суммировать сказанное, обобщить информацию
c) извиняться и говорить, что недостаточно подготовился
d) использовать дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи

5. При написании и редактировании текста не рекомендуется...
a) использовать большое количество терминов и заимствованных слов
b) обращать внимание на сочетаемость слов и фразеологизмов
c) необходимо уточнять по словарям значения заимствованных слов, неологизмов, паронимов
d) избегать двусмысленности при использовании многозначных слов

6. Имеется несколько способов изложения материала. Определите какой это способ:
Изложение от частного к частному (переход известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов).
a) индуктивный способ
b) ступенчатый способ
c) метод аналогии
d) дедуктивный способ

7. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:
Изложение материала от частного к общему.
a) исторический способ
b) дедуктивный способ
c) индуктивный способ
d) ступенчатый способ

8. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:
Изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательствам).
a) дедуктивный способ
b) исторический способ
c) концентрический способ
d) индуктивный способ

9. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:
Последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей.
a) ступенчатый способ
b) дедуктивный способ
c) исторический способ
d) индуктивный способ

10. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:
Изложение материала в хронологической последовательности.
a) индуктивный способ
b) исторический способ
c) концентрический способ
d) дедуктивный способ

11. Имеется несколько способов изложения материала. Определите, какой это способ:
Расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению.
a) концентрический способ
b) исторический способ
c) индуктивный способ
d) дедуктивный способ

12. Назовите логический закон по его определению:
Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна сама себе. Этот закон требует, чтобы в выступлении данная мысль о каком-либо предмете, событии должна иметь определенное устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.
a) закон тождества
b) закон достаточного основания
c) закон непротиворечия
d) закон исключенного третьего

13. Назовите логический закон по его определению:
Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней мере одно из них необходимо ложно.
a) закон тождества
b) закон достаточного основания
c) закон исключенного третьего
d) закон непротиворечия

14. Назовите логический закон по его определению:
Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными ни ложными, одно из них необходимо истинно, другое – необходимо ложно.
a) закон тождества
b) закон непротиворечия
c) закон достаточного основания
d) закон исключенного третьего

15. Назовите логический закон по его определению:
Всякая мысль признается истиной, если она имеет достаточное основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть истинными или ложными, то, утверждая истинность высказывания, следует дать обоснование этой истинности.
a) закон исключенного третьего
b) закон достаточного основания
c) закон непротиворечия
d) закон тождества

16. К риторическим приемам диалогизации монологической речи не относится:
a) употребление личных местоимений 1 и 2 лица
b) употребление личных местоимений 3 лица
c) вопросно-ответное единство
d) риторический вопрос

17. Для «открытой» стратегии монолога в беседе характерны фразы:
А) Хоть Вам это и неизвестно…
Б) Нет, Вы не правы
В) Да, Вы правы, хотя…
Г) Вам будет интересно узнать, что…
Д) Вы, конечно, еще не слышали…
a) Б, Д
b) А, В
c) В, Д
d) В, Г

18. К речевым тактикам в выступлении оратора не относится:
a) апелляция к авторитету
b) приведение примера
c) внесение элемента неформальности
d) осознание ситуации в целом

19. К традиционно хорошим зачинам не относится:
a) пословица или поговорка
b) наглядный пример
c) извинение
d) цитата

20. В заключении оратор не должен использовать фразы:
А) Извините, что отнял у вас время.
Б) У меня все.
В) Таковы причины этой странной истории.
Г) Благодарю за внимание.
Д) Надеюсь на следующую встречу.
a) А, В
b) Д, В
c) Г, Б
d) А, Б

Тест 5

1. Укажите, в каких случаях паронимы лесистый – леснойупотреблены правильно:
a) Над лесным горизонтом краснело солнце ровно, как вчера, на том уровне, когда я больше уже ничего не помнил.
b) Раскинув невод по волнам, рыбак, на весла наклоненный, плывет к лесистым берегам, к порогу хижины смиренной.
c) Лесистые рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку.
d) Полярный ветер шел на поселок, на затянутые еще не стойким льдом разливы Суньши, в замкнутую лесными сопками бухту.

2. Укажите, в каких случаях паронимы одеть – надеть употреблены правильно:
a) Пожалуй, не то что галоши, а охотничьи сапоги в пору одеть, чтобы перейти улицу.
b) В житейской борьбе, которую ведут люди, он угадывал не только желание жить лучше, досыта накормить детей и надеть их.
c) Мария Трофимовна надела их, посмотрелась в маленькое зеркальце и покраснела – сережки ей очень шли.
d) Хвойный замшистыйлес одевает все горы и доходит вплотную до берега моря.

3. Укажите, в каких случаях паронимы одеть – надеть употреблены правильно:
a) Цокольная часть здания одета рустом.
b) У натуралистов были с собой кольца из алюминия для того, чтобы одевать их перелетным птицам.
c) Холодная мгла одевала землю, оседая на деревьях белым инеем.
d) Я поблагодарил его за подарок и тут же надел браслет на руку.

4. Укажите, в каких случаях паронимы поступок – проступок употреблены правильно:
a) За поступок благородный все его благодарят.
b) Сила мысли, как мы знаем, иной раз не слабее силы проступка.
c) Ужиная, они все четверо пилили меня своими языками, вспоминая вольные иневольные проступки мои.
d) За этот небольшой поступок можно было и не наказывать, но отец рассуждал по-другому.

6. Укажите, в каких случаях паронимы шутливый – шуточный употреблены правильно:
a) А в последнем, как будто шуточном, письме он просил прислать ему в конверте самый драгоценный для него подарок – засушенный лист киевского каштана.
b) Народ зашевелился, закашлял, закурил, раздались сонные, но шутливые голоса.
c) Пелись здесь уже не строевые, а русские народные песни – и шуточные и грустные.
d) Я писал на уроках всякого рода шутливые стихи.

7. Укажите, в каких случаях паронимы человеческий – человечный употреблены правильно:
a) В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса.
b) Альпинизм, пожалуй, самый человеческий и самый мужественный вид спорта.
c) Русский народ от природы добр и любит добро, человечен, широк в жизненном размахе.
d) Юг – это исполинский конденсатор растений, родина тепла и человечной культуры.

8. Укажите, в каких случаях паронимы обсудить – осудитьупотреблены правильно:
a) Мы втроем обычно копошились у костра, детально, со смехом обсуждали, что приготовить на завтрак.
b) По этому процессу были осуждены ни в чем не повинные люди, это я хорошо знал.
c) Как ни бедна была та или иная семья, справить праздник она стремилась как можно лучше: чтобы люди не обсудили.
d) Самоотверженный поступок одноклассника ребята с восторгом осуждали.

9. Укажите, в каких случаях паронимы драматический – драматичный употреблены правильно:
a) В фильме «Курьер» перед нами человек, мнимо беззаботная жизнь которого, полная обаятельных дурачеств, на самом деле совсем не так уж весела, а напротив драматична.
b) Все тяжелое, драматичное, что было в этой семье, было глубоко спрятано.
c) Почти все комедии Булгакова – это едва ли не первые попытки выявить драматичные возможности антиутопии.
d) Грушинский успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне по-французски.

10. Укажите, в каких случаях паронимы деловитый – деловой употреблены правильно:
a) Деловой молоденький инженер Карцева работала расторопнои толково, помогая упаковывать станки.
b) Между книгами попадались письма и бумаги, большею частью делового характера и совершенно неинтересные.
c) Поля деловитым взором обежала комнату, где ей предстояло жить.
d) Светло-серый костюм с широкими плечами придал ей строгий, деловитый вид.

11. Укажите, в каких случаях паронимы эффективный – эффектный употреблены правильно:
a) При ярком солнечном освещении белая пена с зеленовато-синим цветом воды и с красно-бурыми скалами создавала картину чрезвычайно эффектную.
b) Эффектностьматериала не всегда приводит к эффективным результатам.
c) За счет чего директор думает повысить эффектность использования флота.
d) Лечение оказалось эффективным, больной выздоровел.

12. Укажите, в каких случаях паронимы реальный – реалистический употреблены правильно:
a) Удачно найденные аксессуары помогали Яхонтову создавать выразительный реалистический образ.
b) Строители располагали реалистической методикой управления режимом горных ледников.
c) Икона Ушакова, как и многие другие его произведения, знаменует важный этап в становлении нового более реального искусства.
d) Но в основе других рассказов угадываются реальные события, реальные дела и чувства современников.

13. Укажите, в каких случаях паронимы дымный – дымчатый употреблены правильно:
a) Саша стояла посреди чистой, теперь дымчатой от табака избы.
b) Всё вокруг – только медленное движение тьмы, она стёрла берега, кажется, что земля растаяла в ней, превращена в дымное и жидкое, непрерывно, бесконечно, всей массой текущее куда-то вниз, в пустынное, немое пространство.
c) Белка вздрогнула, качнулась головой вперёд и дымчатым комочком упала на снег.
d) Льётся в алюминиевые чашки дымчатая уха, холодный квас разливается по кружкам.

14. Укажите, в каких случаях паронимы динамический – динамичный употреблены правильно:
a) Наряду с ритмическим началом в сценической речи должно заключаться ещё и начало динамичное.
b) Стравинский взял у песенной сферы русского свадебного обряда всё лучшее, правдивое, динамическое.
c) У Андрея Григорьевича характер усиленно динамический, на три тысячи оборотов, и рот без застёжки.
d) Конечно, такая охота длится минуты. Она по-своему интересна, динамична, но малодобычлива.

15. Укажите, в каких случаях паронимы главный заглавный употреблены правильно:
a) Даже своё имя и фамилию на заглавном листе Генка не решился вывести покрупней.
b) Заглавный врач явился немедленно, как будто ждал вызова тут же, за дверью.
c) Появится заманчивая возможность на подводных лодках в качестве заглавных двигателей использовать паровые турбины.
d) Учителем Зубра был знаменитый Николай Константинович Кольцов, тот, кто разработал некоторые главнейшие принципиальные положения современной генетики, экспериментальной зоологии.

16. Укажите, в каких случаях паронимы двойной – двойственный употреблены правильно:
a) Из-за отсутствия благоустроенных домов помещение небольшой сельской больницы несло двойственную нагрузку.
b) У Поли складывался величавый, но несколько двойственный образ Александра Яковлевича Грицианского.
c) Это могло быть ловким трюком, рассчитанным на то, что Мата Хари войдёт в доверие к французам и начнёт двойственную игру.
d) Сквозь двойные рамы слышно было, как шумели в саду грачи и пли скворцы.

17. Укажите, в каких случаях паронимы длинный – длительный употреблены правильно:
a) На этот раз длинные рукоплескания превратились в овацию – за мужество его, за его молодую непримиримость к подлости.
b) Тренер скомандовал: «Поехали!» – и длительная цепочка лыжников стала вытягиваться на лыжне, набирая скорость.
c) Залётная гагара кричала в тишине, да стучала лесопилка купца Русинова на длинном островке впереди.
d) Все свои покупки жители делали в Японии и только в случае крайности ходили сухопутьем в залив Ольги, совершая для этого длительные путешествия.

18. Укажите, в каких случаях паронимы каменный – каменистый употреблены правильно:
a) Каменистые пустыни покрыты щебнем и камнями, образующими россыпи.
b) Стены мрачного коридора, а также и потолок были высечены в сплошной каменистой глыбе.
c) На востоке наравне с серебром и медью раскрывались каменные богатства Алтая.
d) Он заставлял меня смотреть то на море, то на последний жёлтый цветок, выросший на каменной дороге.

19. Укажите, в каких случаях паронимы нестерпимый – нетерпимый употреблены правильно:
a) Когда доходит до серьёзного дела, Валя становится жёстким, требовательным, нестерпимым.
b) Стрекочут кузнечики, нетерпимый зной стоит над лугом.
c) Он занимался лишь тем, что по нескольку раз в за день начищал до нестерпимого блеска свои сапоги.
d) Конференция по Кара-Бугазу напоминала заседание штаба, готовящего поход на пустыню, объявившего непримиримую войну грубым и нетерпимым ошибкам природы.

20. Укажите, в каких случаях паронимы обидный – обидчивый употреблены правильно:
a) Морозке хотелось сказать что-нибудь обидчивое, но он не находил слов.
b) Как горько сетуем мы на обидчивые пустоты в театральных и концертных залах.
c) Конечно. У него есть недостатки. Он вспыльчив, обидчив, нетерпелив.
d) К берегу мы пристали против маленького хуторка с обидным названием Вонючка.

Тест 6

1. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Инженер Дивнич предложила новое решение этого проекта.
a) женский
b) мужской
c) средний
d) общий

2. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Куда убежала эта забияка Катя?
a) общий
b) мужской
c) средний
d) женский

3. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

В витрине были выставлены банки с иваси.
a) средний
b) общий
c) женский
d) мужской

4. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Новый концертмейстер – это протеженашего директора.
a) общий
b) средний
c) женский
d) мужской

5. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Шимпанзе– это представитель рода человекообразных обезьян, обитающих в тропической части Африки.
a) средний
b) женский
c) мужской
d) категория рода не определяется

6. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Брокколи – овощное растение семейства крестоцветных.
a) средний
b) общий
c) женский
d) мужской

7. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Инспектор Гермгольц предложила провести ревизию.
a) средний
b) мужской
c) общий
d) женский

8. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Фламинго – это южные водяные птицы с нежно-розовым оперением, длинной шеей и длинными ногами.
a) женский
b) мужской
c) средний
d) общий

9. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Маленький сладкоежка Петя съел все конфеты.
a) общий
b) мужской
c) средний
d) женский

10. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Архитектор Гиль представила на конкурс новый проект гостиницы.
a) женский
b) мужской
c) общий
d) средний

11. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Куда убежала эта непоседа Маша?
a) общий
b) женский
c) мужской
d) средний

12. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении:

Австралийские кенгуру – это сумчатые млекопитающие с удлинёнными задними ногами.
a) общий
b) мужской
c)

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 619

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...