Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие интенсивности конкуренции. Основные факторы для оценки интенсивности конкуренции рынка.Большинство современных рынков характеризуется как конкурентные. Отсюда вытекает настоятельная необходимость в изучении конкуренции, ее уровня и интенсивности, в знании сил и рыночных факторов, оказывающих наибольшее влияние на конкуренцию и ее перспективы. Предварительным, но обязательным этапом исследований конкуренции на рынке является сбор и анализ информации, необходимой, в конечном итоге, для выбора конкурентных стратегий. Полнота и качество собранной информации во многом определяют эффективность дальнейшего анализа. Основным этапом анализа конкуренции на рынке является оценка степени подверженности рынка процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции. Поскольку конкурентная среда формируется не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов, для анализа конкуренции на рынке в соответствии с моделью М.Портера учитываются следующие группы факторов: · соперничество среди конкурирующих на данном рынке продавцов ("центральный ринг") - ситуация в отрасли; · конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями - влияние товаров-заменителей; · угроза появления новых конкурентов - влияние потенциальных конкурентов; · позиции поставщиков, их экономические возможности - влияние поставщиков; · позиции потребителей, их экономические возможности - влияние покупателей. Каждая из рассматриваемых сил конкуренции может оказывать различное как по направлению, так и по значимости воздействие на ситуацию в отрасли, а их суммарное воздействие в итоге определяет характеристики конкурентной борьбы в отрасли, прибыльность отрасли, место фирмы на рынке и ее успешность. Основные факторы, определяющие уровень конкуренции в отрасли, объединенные в группы, а также признаки их проявления представлены в таблице 1. Таблица 1. Факторы конкуренции на рынке отрасли.
Таким образом, появляется возможность оценить значимость факторов по степени проявления их признаков на рынке исследуемого продукта и сделать заключение об общем уровне конкуренции на данном рынке. Полученная таким образом оценка степени влияния каждой из пяти сил конкуренции на рынке представляет собой средневзвешенный балл: , где bij - балльная оценка j-го эксперта степени проявления i-го фактора; На основании полученного средневзвешенного балла делаются следующие выводы (рис. 1): уровень силы конкуренции очень высокий, если полученный средневзвешенный балл попадает на интервал , где bмакс - средневзвешенный балл, соответствующий случаю четкого проявления факторов конкуренции на рынке, bср - средневзвешенный балл, соответствующий случаю слабого проявления факторов конкуренции на рынке; уровень силы конкуренции высокий, если полученный средневзвешенный балл попадает на интервал ; умеренный уровень силы конкуренции, если полученный средневзвешенный балл попадает на интервал , где bмин - средневзвешенный балл, соответствующий случаю непроявления факторов конкуренции на рынке; пониженный уровень силы конкуренции, если полученный средневзвешенный балл попадает на интервал . Кроме того, на этапе анализа факторов конкуренции осуществляется прогноз развития конкуренции на рынке на основе прогнозных оценок изменения действия каждого из факторов. Прогнозная оценка изменения действия фактора соответствует, например, следующим балльным оценкам: "+1" - если действие фактора будет усиливаться, "0" - останется стабильным, "-1" - будет ослабевать. На основе полученных экспертных оценок прогноза развития каждого из факторов определяется средневзвешенная оценка прогноза развития сил конкуренции на рынке: где сij - балльная оценка j-го эксперта прогноза развития i-го фактора; В том случае, когда средневзвешенная оценка прогноза попадает на интервал (0,25; 1) делается вывод о повышении уровня силы конкуренции на рынке, (-0,25; 0,25) - уровень силы конкуренции останется стабильным, (-1; -0,25) - понизится (рис.2).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |