Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осн теории восприятия – гештальттеория, экологич подход, теория бессознат умозаключений, структурная теория

Теория структурной психологии заключается в том, что восприятие целого предшествует восприятию отдельных частей и связное целое каких-либо вещей, процессов, происходящих перед нашими глазами или умами. В основе структурной теории лежит то, что психическая жизнь не строится из отдельных ощущений, представлений, которые ассоциируются друг с другом, что она строится из отдельных целостных образований. Целостные образования возникают как таковые. Восприятие целого предмета, явления предшествует восприятию отдельных частей и определяет эти части. Таким образом, в центре анализа психических явлений в структурной психологии находится понятие целостности - гештальт.

Гештальттеория. Основные закономерности восприятия:

1. Закон фигуры и фона - закон гештальтпсихологии, суть которого в том, что человек воспринимает фигуру как замкнутое целое, расположенное впереди фона, фон же кажется непрерывно простирающимся позади фигуры.

2. Закон транспозиции - закон гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что психика реагирует не на отдельные раздражители, а на их соотношение.

3. Закон константности (от лат. constans — постоянный) - один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в том, что образ вещи стремится к постоянству, неизменности даже при изменении условий восприятия.

4. Закон близости - один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к объединению в целостный образ элементов, смежных во времени и пространстве.

5. Закон замыкания - один из законов гештальтпсихологии, суть которого заключается в тенденции к заполнению пробелов в воспринимаемой фигуре.

Экологический подход.

Дж. Гибсон. Идея - человек живет не в "физическом мире", а в "экологическом мире". "Физический мир" это мир как его исследуют и описывают физика, химия и другие подобные науки. "Экологический мир" это тот мир, который только, в принципе, и может реально восприниматься субъектом мир, который можно видеть, слышать, осязать, обонять и т.д.

особенности: 1) исследователь абстрагируется от тех свойств и качеств объектов, которые не являются значимыми для жизнедеятельности данного организма, и рассматривает только те из них, взаимодействие которых и создает реальную, "экологическую" (а не "физическую") среду его обитания, 2) функционирование психики изучается в естественных, "экологических" условиях.

Теория бессознательных умозаключений (заключение мозга обо всей информации идущей от мышц). Он предполагал что первичных сенсорных данных в принципе недостаточно, чтобы воспринимать объекты. Т.к 1) они многозначны по природе (зрительное направление не связано жестко с позицией стимула на сетчатке глаза и зависит от положения обоих глаз в пространстве, к тому же проекция плоскостей объекта допускает разные объемные интерпретации).2) они избыточны, т.е. не каждое ощущение становится компонентом образа объекта. Определяющ принцип - жизненный опыт, накапливающийся в результате практической, главным образом двигательной активности, и фиксирующийся в форме представлений.

 

Специфика мышления как псих процесса

В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций.

1. Анализ –мысленное разложение целого на части.

2. Синтез –мыслительное объединение частей, свойств, действий в единое целое. В его процессе устанавливаются отношения отдельных предметов или частей к их сложному целому. Анализ и синтез протекают всегда в единстве. Анализируется то, что включает в себя что-то общее, целое. Синтез также предполагает анализ: чтобы объединить какие-то части, элементы в единое целое, эти части и признаки необходимо получить в результате анализа.

3. Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Практически сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому, например одного карандаша к другому.

4. Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления.

5. Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

6. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

процессы мышления:

1) суждение – это высказывание, содержащее определенную мысль;

2) умозаключение – представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание;

3) определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие признаки;

4) индукция и дедукция – это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция – вывод общего суждения из частного.

 

Виды мышления

Виды мышления по форме:

Наглядно-образное – характеризуется опорой на представления и образы; Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Наглядно-образное мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть одновременно зафиксировано видение предмета с нескольких точек зрения.

Наглядно-действенное – опирается на восприятие предметов в процессе действий с ними;

Словесно-логическое – осуществляется при помощи логических операций с понятиями.

Мышление делится на теоретическое и практическое, т.е. по характеру решаемых задач.

1) дискурсивное мышление как поэтапно развернутый процесс; 2) интуитивное мышление, характеризующиеся быстротой протекания и отсутствием четко выраженных этапов.

С точки зрения новизны и оригинальности в психологии принято говорить о:

1) творческое

2) воспроизводящее

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...