Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Неоконченные произведения.




1. Мемуары из архивов – «Праздник, который всегда с тобой» (опубликован в 1964).

2. «Опасное лето» - повесть о бое быков.

3. Роман «Райский сад».

4. Рассказы и эссе «Острова в океане», 1970.

Понятия, которые необходимо усвоить при изучении темы:

Принцип айсберга

Герой кодекса

Трагический стоицизм

Интерпретация

Хронотоп

Нобелевская речь

Образ-символ

Афоризмы:

· Все люди делятся на две категории: те, с которыми легко, и также легко без них, и те, с которыми сложно, но невозможно без них.

· Нет на свете дела труднее, чем писать простую, честную прозу о человеке.

· Весёлые люди обычно самые смелые люди, которые погибают первыми.

· Все хорошие книги сходны в одном: когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется.

· Некоторые книги незаслуженно забываются, но нет ни одной, которую незаслуженно помнили бы.

· Интеллигентный человек иногда напивается для того, чтобы провести время со своей глупостью.

· Хорошая проза подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой.

· Лучший способ узнать — можете ли вы доверять кому-то — это доверять ему.

· Праздник нужно всегда носить с собой.

· Из всех животных только человек умеет смеяться, хотя как раз у него для этого меньше всего поводов.

· Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.

· Проза – это архитектура, а не искусство декоратора.

· В жизни не так уж трудно устраиваться, когда нечего терять.
Не судите о человеке только по его друзьям. Помните, что друзья у Иуды были безукоризненны.


Литература:

1.Гордеева, Л. В. "Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения" Произведения Э. Хемингуэя / Л. В. Гордеева // Зарубежная литература – 1998. – № 2. – С. 62-74.

2. Шарова, Н. Старик и Бог (о повести "Старик и море") [Электронный ресурс] / Н. Шарова. – Режим доступа: http://hemingway-lib.ru.

3. Грибанов, Б. Примечание к повести «Старик и море» /Б. Грибанов // Хемингуэй, Э. Избранное. – Москва: Просвещение, 1984. – 304 с.

4. Чертанов, М. Хемингуэй / М. Чертанов. – Москва: Молодая гвардия, 2010. – 576 с.

Задание 1:

1. Подготовьте сообщение об истории создания повести.

2. Охарактеризуйте смысловую структурау повести: систему мотивов тематику, проблематику.

3. Охарактеризуйте пространственно-временную и сюжетную организацию повести.

4. Сформулируйте идею произведения, не используя образный ряд произведения (слова «старик», «море», «раба» и т.д.)

5. Прочитайте фрагмент из Нобелевской речи Хемингуэя:

 



Жизнь писателя, когда он на высоте, протекает в одиночестве. Писательские организации могут скрасить его одиночество, но едва ли повышают качество его работы. Избавляясь от одиночества, он вырастает как общественная фигура, и нередко это идет во вред его творчеству. Ибо творит он один, и, если он достаточно хороший писатель, его дело – изо дня в день видеть впереди вечность или отсутствие таковой.

Для настоящего писателя каждая книга должна быть началом, новой попыткой достигнуть чего-то недостижимого. Он должен всегда стремиться к тому, чего еще никто не совершил или что другие до него стремились совершить, но не сумели. Тогда, если очень повезет, он может добиться успеха.

Как просто было бы создавать литературу, если бы для этого требовалось всего лишь писать по-новому о том, о чем уже писали, и писали хорошо. Именно потому, что в прошлом у нас были такие великие писатели, современный писатель вынужден уходить столь далеко, за пределы доступного ему, туда, где никто не может ему помочь.

 

Как соотносится его содержание с идейной структурой повести «Старик и море»?

 

Вопросы:

1. Какую роль в выражении идеи произведения играют образы Сантьяго и Манолина?

2. Какова функция природных образов?

3. Какие образы-символы используются в тексте? Какова их идейно-художественная функция?


Задание 2:

Прочитайте стихотворение Владимира Корнилова «Смерть Хемингуэя».

 

Это право писателя

Подставлять пуле лоб.

Так что необязательно

Сыпать мненья на гроб.

 

Это право художника

Знать шесток свой и срок.

И примите как должное.

И поймите как долг.

 

Никакой здесь корысти,

И не стоит карать:

Это воля артиста

Роли не доиграть.

 

Если действо без цели

И дерьмо режиссер,

Рухнуть прямо на сцене

Доблесть, а не позор.

 

 

Как реализуется в нем представление о «герое кодекса»?

Задание 3:

Посмотрите анимационный фильм А. Петрова «Старик и море». Соответствует ли образная система фильма вашему впечатлению от книги? Почему?

Задание 4: прочитайте рецензию на повесть, написанную У. Фолкнером (1952):

Его лучшая вещь. Возможно, время покажет, что это самое лучшее из всего написанного нами — его и моими современниками. На этот раз он нашёл Бога, Создателя. До сих пор его мужчины и женщины творили себя сами, лепили себя из собственной глины; побеждали друг друга, терпели поражения друг от друга, чтобы доказать себе, какие они стойкие. На этот раз он написал о жалости — о чём-то, что сотворило их всех: старика, который должен был поймать рыбу, а потом потерять; рыбу, которая должна была стать его добычей, а потом пропасть; акул, которые должны были отнять её у старика, — сотворило их всех, любило и жалело… Все правильно. И слава Богу, то, что их создало, то, что любит Хемингуэя и меня, не велело ему говорить об этом дальше.

Как вы понимаете предложенную Фолкнером интерпретацию «Старика и моря» как повести о жалости? Согласны ли вы с ней? Приведите аргументы.

Хемингуэй в кино:

1957. И восходит солнце (США; режиссер Генри Кинг). В роли Джейка Барнса – Тайрон Пауэр.

1944. Иметь и не иметь (США; режиссер)

1943. По ком звонит колокол (США; режиссер Сэм Вуд). В роли Роберта Джордана – Гэри Купер.

1932. Прощай, оружие! (США; режиссер Фрэнк Борзейга). В роли Фредерика Генри – Гэри Купер.

1957. Прощай, оружие! (США; режиссер Чарльз Видор). В роли Фредерика Генри – Рок Хадсон.

1952. Снега Килиманджаро (США; режиссер)

1958. Старик и море (США; режиссер Джон Сёрджес). В роли Сантьяго – Спенсер Трэйси.

1999. Старик и море (мультфильм) (Канада-Россия-Япония, режиссер и художник Александр Петров).

1996. В любви и войне. Биографический фильм о Хемингуэе по мотивам романа «Прощай, оружие!» (США; режиссер Ричард Аттенборо). В роли Эрни – Крис О’Доннелл.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 (2 ЧАСА)

Тема: Литература США. Идейно-художественное своеобразие романа Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»

Джером Дэвид Сэлинджер (1919, Нью-Йорк, США –2010, Корниш, Нью-Гэмпшир, США)

Биографические сведения:

Родился в семье торговца копченостями. Закончил военное училище в Вэлли-Фордж (Пенсильвания). Слушал курсы лекций в Нью-Йоркском и Колумбийском университетах. Во время Второй мировой войны добровольцем пошел на фронт, служил в войсках связи и в контрразведке. Участвовал в высадке десанта в Нормандии, в освобождении концлагерей. С нервным срывом попал в госпиталь. После войны активно печатался в периодических изданиях США. После 1965 перестал печататься и общаться с миром (последнее интервью дал в 1980 году), сосредоточившись на духовных практиках (буддизм, индуизм, йога и др.).

Основные произведения:

Роман:

Над пропастью во ржи (1951)

Повести и рассказы:

Опрокинутый лес (1943)

Мягкосердечный сержант (1944)

Последний день последнего увольнения (1944)

Я сумасшедший (1945)

Солдат во Франции (1945)

Посторонний (1945)

Легкий бунт на Мэдисон-авеню (1946)

Грустный мотив (1948 )

Хорошо ловится рыбка-бананка (1948)

Лапа-растяпа (1948)

Дорогой Эсме — с любовью и всякой мерзостью (1950 )

Выше стропила, плотники (1955)

Симор: Введение (1959)

Фрэнни и Зуи (1961 )

16-й день Хэпворта 1924 года (1965 )

Понятия, которые необходимо усвоить при изучении темы:

 

Автобиографические мотивы

Битничество

Вставной эпизод

Интертекстуальность

Нонконформизм

Перволичное повествование

Поэтика заглавия

Предметный мир

 

Афоризмы:

· Настанет день, и тебе придется решать, куда идти. И сразу надо идти туда, куда ты решил. Немедленно. Ты не имеешь права терять ни минуты. Тебе этого нельзя.

· Оттого, что человек умер, его нельзя перестать любить.

· Вечно я говорю "очень приятно с вами познакомиться", когда мне ничуть не приятно. Но если хочешь жить с людьми, приходится говорить всякое.

· Нельзя найти спокойное, тихое место - нет его на свете. Иногда подумаешь - а может, есть, но, пока ты туда доберёшься, кто-нибудь прокрадётся перед тобой и напишет похабщину прямо перед твоим носом.

· У меня никогда не было такой вещи, которую я бы пожалел, если бы она пропала.

· Вы лучше тоже никому ничего не рассказывайте. А то расскажете про всех – и вам станет без них скучно.

· Есть люди, которых нельзя обманывать, хоть они того и стоят.

· Когда настроение скверное, не все ли равно, что там за окошком.

· Когда солнце светит, еще не так плохо, но солнце-то светит, когда ему вздумается.

· Лучше бы некоторые вещи не менялись. Хорошо бы их поставить в застекленную витрину и не трогать.

· Я сам себе придумываю правила поведения и тут же их нарушаю.

· Признак незрелости человека – то, что он хочет благородно умереть за правое дело, признак зрелости – то, что он хочет смиренно жить ради правого дела.

 

Литература:

1.Аствацатуров, А. Феноменология текста: игра и репрессия / А. Аствацатуров. – Москва: Новое литературное обозрение, 2007. – 288 с.

2.Аствацатуров, А. И не только Сэлинджер: десять опытов прочтения английской и американской литературы / А. Аствацатуров. – Москва: АСТ, 2015. – 320 с.

3.Борисенко, А. Сэлинджер начинает и выигрывает [Электронный ресурс] / А. Борисенко. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru.

4.Новицкая, Н. Анализ «Над пропастью во ржи» Сэлинджера[Электронный ресурс] / Н. Новицкая. - Режим доступа: http://fb.ru.

5.Петренко, Д. И. Роман Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» и его переводы на русский язык / Д. И. Петренко. – Ставрополь: Издательство СГУ, 2009. – 240 с.

Вопросы:

1. Жанр «Над пропастью во ржи» определяют как роман воспитания. Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

2. Какие реалии биографии Сэлинджера отражены в романе? С какой целью?

3. Оригинальное название романа «The Catcher in the Rye» («Ловец во ржи»). В переводе Р. Райт-Ковалевой роман называется «Над пропастью во ржи». Как меняются в переводе смысловые акценты, сделанные Сэлинджером? Сформулируйте идею произведения, соотнося ее с заглавием оригинала и перевода.

4. Какие значения слова «ловец» реализованы в романе?

5. В чем суть конфликта Холдена Колфилда с обществом? Как строятся его отношения с семьей (родители, Д.Б., Фиби, воспоминания об Алли); со сверстниками (Стрэдлейтер, Эшли, девушки); с учителями (директор Пенси, Спенсер, Анатолини)?

6. Охарактеризуйте сюжетную организацию романа, определите тип сюжета, выделите основные этапы развития действия.

7. Прокомментируйте особенности субъектной организации романа. С какой целью Сэлинджер использует перволичное повествование? Охарактеризуйте особенности речи героя-рассказчика.

8. Какова сюжетная и идейная функция путешествии по Нью-Йорку? В чем смысл вопроса об утках (эпизод в Центральном парке);

9. В романе много упоминаний о литературных произведениях, прочитанных Холденом. Как вы думаете, почему он не принимает Фредерика Генри (Э. Хемингуэй, «Прощай, оружие!») и высоко оценивает Джея Гейтса (Ф. С. Фитцджеральд, «Великий Гэтсби»)?

10. Какую роль в формировании читательского представления о герое играет пересказанный им сюжет рассказа Д.Б. о мальчике, спрятавшем золотую рыбку? Сюжет о полицейском-регулировщике и девушке, нарушавшей правила дорожного движения?

11. А. Аствацатуров считает, что в прозе Сэлинджера предметный мир строится на основе принципа сопротивления вещей герою. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите аргументы.

12. Какова смысловая нагрузка мотива игры?

Задание:прочитайте стихотворение Марии Горбуновой.

 

Ловец во ржи

 

В тебе есть что-то

от Холдена Колфилда:

немного снобизма,

немного тщеславия,

немного злобы и агрессии,

много доброты и чуткая душа.

Поймаешь меня вечером во ржи?

Не дашь сорваться в пропасть?

В желтовато-медовом тумане

ты ждёшь не меня.

Ты никчёмный ловец!

Для начала спаси себя сам!

 

29 сентября 2005 г.

 

Соответствует ли образ адресата этого стихотворения вашему представлению о Холдене Колфилде? Прокомментируйте свое мнение.

Сэлинджер в кино:

 

2007. Глава 27 (США; режиссер Дж. П. Шефер; в роли Марка Чепмена – Джаред Лето). Этот фильм - история гибели Джона Леннона; убийца Марк Чепмен –поклонник романа «Над пропастью во ржи».

2013. Сэлинджер. Документальный фильм (США; режиссер – Шейн Салерно).

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 (2 ЧАСА)

Тема: Литература США. Проблематика и художественные особенности романа К. Воннегута «Бойня №5, или Крестовый поход детей»

Курт Воннегут (1922, Индианаполис, штат Иллинойс, США – 2007, Нью-Йорк, США)

Биографические сведения:

Родился в семье архитектора. Прадед эмигрировал в США из Германии в середине XIX века. В 1940 году в Корнельский университет на химический факультет. После вступления США во Вторую мировую войну добровольцем ушел на фронт.В декабре 1944 года во время Арденнской операции попал в плен и был направлен в трудовой лагерь в Дрездене. После войны поступил в магистратуру Чикагского университета по специальности «Антропология». Работал полицейским репортером в Чикагском Бюро городских новостей, а компании «Дженерал Электрик», был торговым представителем концерна «Сааб», учителем в школе для умственно отсталых детей. Сотрудничал со многими американскими университетами. Дважды побывал в Советском Союзе (1974 и 1977). Похоронен в Нью-Йорке. На могиле эпитафия: «Для него необходимым и достаточным доказательством существования Бога была музыка». 2007 год был объявлен в США годом Воннегута.

Основные произведения:

Романы:

Утопия 14 (Механическое пианино) (1952)

Сирены Титана (1959)

Мать Тьма (1961)

Колыбель для кошки (1963)

Дай вам бог здоровья, мистер Розуотер, или Не мечите бисера перед свиньями (1965)

Бойня номер пять, или Крестовый поход детей (1969)

Завтрак для чемпионов, или Прощай, чёрный понедельник (1973)

Балаган, или Долой одиночество (1976)

Малый Не Промах (1982)

Галапагосы (1985)

Синяя борода (1987)

Времетрясение (1997)

Сборники рассказов:

1. Изданные при жизни:

Канарейка в шахте (1961)

Добро пожаловать в обезьянник (1968)

Табакерка из Багомбо (1999)

 

2. Изданные посмертно:

Армагеддон в ретроспективе (2008)

Сейчас вылетит птичка! (2009)

Пока смертные спят (2011)

Эссе

Вербное воскресенье: автобиографический коллаж (1981)

Судьбы хуже смерти (1991)

Человек без родины (2005)

Понятия, которые необходимо усвоить при изучении темы:

 

Герой-нейтро

Макабрический сюжет

Мозаичная композиция

Посвящение

Поэтика заглавия

Предметный мир

Прием остраннения

Сатира

Ситуация «топси-терви»

Эпиграф

Хронотоп

Черный юмор

Афоризмы:

· Господи, дай мне душевный покой, чтобы принимать то, чего я не могу изменить, мужество — изменять то, что могу, и мудрость – всегда отличать одно от другого.

· Мы те, кем мы притворяемся. Осторожнее выбирайте свою маску.

· Слова прощания никогда не могут быть ошибкой.

· Зрелость – это способность осознавать предел своих возможностей.

· Если у вас есть талант, это не значит, что вы обязаны им пользоваться.

· Над чем бы ученые ни работали, у них все равно получается оружие.

· Те, кто пренебрег уроками истории, обречены на то, чтобы ее повторять.

· Если учёный не может объяснить восьмилетнему мальчику, чем он занимается, — он шарлатан.

· Абсолютно все, что надо знать о жизни, есть в книге "Братья Карамазовы" писателя Достоевского.

· Одно из самых главных последствий войны состоит в том, что люди в конце концов разочаровываются в героизме.

· В моем понимании святой - это такой человек, который и в непорядочном обществе остается порядочным человеком.

· Я не хочу, чтобы из-за меня кто бы то ни было чувствовал себя как последнее дерьмо. Пусть это будет моей эпитафией.

· Люди, пожалуйста, — замечайте, когда вы счастливы!

· Мы появляемся на свет для того, чтобы помочь друг другу пережить эту самую жизнь, в чем бы там ни был её смысл.

· Нужно поймать человека, пока он не стал генералом или президентом и отравить его ядом гуманизма.

 

Литература:

1. Аствацатуров, А. Поэтика и насилие. О романе Курта Воннегута «Бойня №5, или Крестовый поход детей» [Электронный ресурс] / А. Аствацатуров. – Режим доступа: http://vonnegut.ru.

2. Бумховер, Р. Роман Курта Воннегута «Бойня номер пять» в контексте биографии автора [Электронный ресурс] / Р. Бумховер. – Режим доступа: http://vonnegut.ru.

3. Вишневский, С. Когда реальность абсурдна [Электронный ресурс] / С. Вишневский. – Режим доступа: http://vonnegut.ru.

4. Нестеров, В. Курт сейчас на небесах [Электронный ресурс] / В. Нестеров. – Режим доступа: http://tools.t30p.ru.

5. Остапук, С. И. Категории пространства и времени в романах К. Воннегута 1980 – 1990-х годов / С. И. Остапук // Вестник Полоцкого университета. – 2011. – № 2. – С.63-66.

6. Райт-Ковалева, Р. Канарейка в шахте, или мой друг Курт Воннегут [Электронный ресурс] / Р. Райт-Ковалева. – Режим доступа: http://lib.ru.

7. Федосова, Т. В. Основные принципы философии постмодернизма и их воплощение в художественном тексте [Электронный ресурс] / Т. В. Федосова. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru.

8. Федосова, Т. В. Репрезентация времени в постмодернистском дискурсе [Электронный ресурс] / Т. В. Федосова. – Режим доступа: http://www.asu.ru.

Задание: Прочитайте роман К. Воннегута «Бойня № 5, или Крестовый поход детей» и дайте ответы на вопросы (на вопрос № 8 - письменно).

Вопросы:

1. Объясните, как вы понимаете смысл заглавия романа? Какую роль в реализации идейной концепции произведения играет обращение автора к реалиям средневековой истории (Крестовый поход детей, 1212 г.)?

2. Какую смысловую нагрузку несет подзаголовок («Пляска со смертью по долгу службы»)?

3. Какова роль эпиграфа? Как вы понимаете мотив молчания Христа? Как реализуется мотив молчания (тишины, беззвучия)? Какие цвета, звуки, запахи актуализированы в романе? Почему?

4. Как воплощается в романе антивоенная позиция Воннегута? Прокомментируйте его диалоги с режиссером Гаррисоном Старом и с Мэри О‘Хейр; наказ сыновьям.

5. Как вы можете пояснить способ именования героя? Портретную характеристику? Какую роль в образной системе романа играют образы детей?

6. Какова роль образов животных?

7. Какова функция включения библейских сюжетов и образов (Адам и Ева, Лотова жена)? Как вы можете объяснить фразу «эта книга не удалась, потому что ее написал соляной столб»?

8. Можно ли считать фразу «ничего вразумительного про бойню написать нельзя» формулировкой идеи произведения? Почему? Какой вариант формулировки можете предложить вы?

9. Для чего в романе использован прием перемещения Билли Пилигрима во времени и в пространстве? Объясните различие земной и тральфамадорской модели времени.

10. Приведите примеры использования в романе приема остраннения.

11. Как вы могли бы прокомментировать повторяющуюся в романе фразу «Такие дела»? Почему, как правило, эти слова звучат после сообщения о смерти?

Воннегут в кино:

1972. Бойня номер пять (США, реж. Джордж Рой Хилл; в роли Билли Пилигрима - Майкл Сакс).

1982. Фарс другого рода. По мотивам романа «Балаган, или Конец одиночеству!» (США; режиссер Стивен Пол).

1982. А кто я на этот раз? Художественный фильм по одноимённому рассказу (США; режиссер Джонатан Демми).

1987. «Долгая прогулка в вечность» (или «Долгая прогулка — навсегда») — короткометражный фильм (США; режиссер Джон А. Галлахер).

1996. Мать Тьма (США; режиссер Кит Гордон).

1999. Завтрак для чемпионов. Художественный фильм по одноимённому роману (США; режиссер Алан Рудолф).

2009. 2081. Художественный фильм по рассказу «Гаррисон Бержерон» (США; режиссер Чандлер Таттл).

2009. Долгая прогулка навсегда. Короткометражный фильм по одноимённому рассказу (Россия; режиссер Наталья Беляева).

2010. Долгая прогулка — навсегда. Короткометражный фильм по одноимённому рассказу (Украина; режиссер Максим Буйницкий).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 (2 ЧАСА)

Тема: Литература Латинской Америки. Новеллистика Х. Л. Борхеса (на материале новелл «Алеф», «Зеркало и маска» и «Сад расходящихся тропок»)

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 447

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...