Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юкио Мисима (1925, Токио, Япония – 1970, Токио, Япония)




Биографические сведения:

Настоящее имя Кимитакэ Хираока. Родился в семье крупного государственного чиновника (дед по отцу был губернатором Южного Сахалина). До 12 лет Мисима жил в доме бабушки почти в полной изоляции от внешнего мира. В 1947 году закончил юридический факультет Токийского университета, работал в Министерстве императорского двора, затем в Министерстве финансов. В 1951-52 гг. совершает первое кругосветное путешествие в качестве корреспондента газеты «Асахи симбун». К середине 1950-х относится начало перестройки образа жизни и писательского стиля. К середине 1960-х Мисима становится радикальным националистом, он начинает создавать собственную военизированную группу (впоследствии будет известна как «Общество щита»). Совершил харакири после неудачной попытки государственного переворота. Трижды номинировался на Нобелевскую премию. В 1988 году в Японии была учреждена литературная премия в память о писателе.

Основные произведения:

 

Романы и повести

Исповедь маски (1949)

Шум прибоя (1954)

Золотой храм (1956)

Дом Кёко (1959)

Море изобилия (тетралогия):

Весенний снег (1968)

Несущие кони (1969)

Храм на рассвете (1969)

Падение ангела (1970)

Пьесы

Её высочество Аои (1955)

Маркиза де Сад (1965)

Мой друг Гитлер (1968)

Новеллы

Патриотизм (1966)

Смерть в середине лета (1953)

Эссе

Солнце и сталь (1965)

Голоса духов героев (1966)

В защиту культуры (1968)

Понятия, которые необходимо усвоить при освоении темы:

Эго-роман

Нигилизм

Пейзаж

Образ-символ

Герой-идеолог

Аллюзия

Афоризмы:

· Только пылкое отречение от вглядывания в самого себя наделяет человека силами к самореализации.

· Человек, думающий только о прекрасном, не может не погрузиться в бездну горчайших раздумий.

· Счастье – продукт скоропортящийся. Его нужно употребить сразу, пока не исчезло.

· В ткани, из которой соткана любая власть, есть швы, через которые лезут вши.

· Чем выше поднимается человек по ступенькам власти, тем больше отдаляется он от источников точной информации.

· Ошибаются те, кто считает мечты игрой интеллекта. Нет, мечты – нечто противоположное, это – бегство от разума.

· Может быть, злом называется то, что ввергает человека в безразличие?

· Любопытство не ведает этики. Возможно, это самая безнравственная из человеческих страстей.

· Миф о Прометее символически выражает ту мысль, что вся мировая скорбь зависит от больной печени.

· Бывают такие моменты, когда лучше сказать: «Я - сумасшедший» — иначе невозможно вынести и понять самого себя.



· Планируя счастье другого, мы бессознательно приписываем ему то, о чём сами мечтаем, принимая это за осуществление его счастливых надежд.

· Иногда бесчувствие бывает мучительней самой острой боли.

· Простота — наивысшая точка мудрости. Тот, кто презрительно относится к простоте, вызывает только жалость… Если человек боится простоты, значит он далек от зрелости.

· Искусства без шипов не бывает, как не бывает его и без яда. Невозможно вкусить меда искусства, не впитав и его яда.

Литература:

1. Бандиленко, М. Юкио Мисима: одержимый смертью [Электронный ресурс] / М. Бандиленко. – Режим доступа: http://www.aif. ru.

2. Злобина, А. Путь к себе, или Последняя роль Юкио Мисимы [Электронный ресурс] / А. Злобина. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru.

3. Чхартишвили, Г. Жизнь и смерть Юкио Мисимы, или Как уничтожить храм [Электронный ресурс] / Г. Чхартишвили. – Режим доступа: http://www.lib.ru.

Задания:

Прочитайте стихотворения японских поэтов. Какое из них, с вашей точки зрения, могло бы стать эпиграфом к роману? Обоснуйте свой выбор.

О, куда же бежать,

уйти, отрешившись от мира?

Ни в горах, ни в полях

не найти пристанища сердцу,

что блуждает среди соблазнов...

Сосэй, IX-X вв.

Вешних вишен цветы,которыми я любовался,на вершину взойдя,отдаю теперь на расправу,оставляю на волю ветра...

Ки-но Цураюки, IX-X вв.

Как отринуть тебя?!В бесчисленных перерожденьяхбудем вместе навек -не иссякнуть прозрачным водам,что струит река Сира-кава...

Тайра Садафун, XII в.

Слезы горькие льюи скорбью томлюсь безысходной.Не с кем слова сказать!Всех моих страданий свидетель –В ясном зеркале отраженье.

Фудзивара Окикадзе, IX-X вв.

Непрочен наш мир.И я из той же породыВишневых цветов.Все на ветру облетают,Скрыться... Бежать... Но куда?Сайге, XII в. Где боги живут?Где обитают будды?Ищите ихТолько в глубинах сердцаЛюбого из смертных людей. Этот мир земной - Отраженное в зеркалеМарево теней.Есть, но не скажешь, что есть.Нет, но не скажешь, что нет.Минамото Санэтомо, XIII в. Право, не знаю,что больше обманов таити непостоянства -сны хмельные ночной поройили этот призрачный мир?..

Одзава Роан, XVIII в.

Я жалею людей,

Я презираю людей.

Я отчаялся думать

О печалях этого мира

И в свою печаль погрузился

Готоба Ин, XIII в.

Вопросы:

 

1. Существуют две основные интерпретации идейной структуры романа: «Золотой храм» - роман о новом Герострате и «Золотой храм» - книга о духовном Пути. Прокомментируйте каждую из них.

2. Какую роль в реализации идейной концепции романа играют образы природы (выберите одно пейзажное описание, проанализируйте его).

3. Как реализуется в романе фаустианская тема? Антитеза добра и зла в образах Касиваги и Цурукава?

4. Какую идейную нагрузку несет мотив святотатства?

5. Можно ли назвать Мидзогути героем-нигилистом? Почему? Как вы понимаете следующую фразу: «Жизнь, которую предлагал мне Касиваги, представляла собой рискованный фарс: разбить вдребезги реальность, дурачащую нас множеством неведомых обличий, и, пока с реальности сорвана маска, а новая, неизвестная, еще не надета, вычистить весь мир добела».

6. Какова смысловая нагрузка коана о Нэсее, убивающем котенка?

7. При каких сюжетный обстоятельствах у героя появляется идея сжечь Кинкакудзи? Как Мидзогути объясняет необходимость этого деяния? Прокомментируйте его слова: «Подросток увидел творение, с красотой которого не могло сравниться ничто на земле. Вот она, причина, по которой я стал поджигателем!» Настоящая ли это причина?

8. Какова идейная роль антитезы «форма» / «содержание»? Дайте ваш комментарий относительно следующих размышлений Мидзогути: «Меня учили, что суть дзэн-буддизма – в мире чистой духовности, в отсутствии всякой формы. Истинное умение видеть заключено в знании, что твоя душа не имеет ни очертаний, ни границ. Но для того, чтобы разглядеть нечто, лишенное формы, надо, наверное, обладать сверхтонкой восприимчивостью к очарованию, таящемуся в зримом образе. Разве смог бы человек, неспособный с самозабвенной остротой чувствовать прелесть формы, увидеть и познать отсутствие формы и всяческих границ?»

9. Прокомментируйте финал. Соотнесите его с финалом новеллы Рюноскэ Акутагава «Ворота Расёмон».

10. Дональд Кин писал: «Наиболее совершенным произведением искусства Мисимы стал он сам». Как вы понимаете эту формулировку?

Мисима в кино:

Экранизации:

1958. Пламя (по роману «Золотой храм», Япония, режиссер Кон Итикава). В роли Мидзогути – Райдзо Итикава.

1964. Меч (Япония, режиссер Кэндзи Мисуми).

1966. Патриотизм. (Япония, режиссер Юкио Мисима). В роли поручика Такэяма – Юкио Мисима.

1972. Музыка (Япония, режиссер Ясудзо Масумура).

1976. Золотой храм (Япония, режиссер Ёити Такабаяси).

2005. Весенний снег (Япония, режиссер Исао Юкисада).

Биографические фильмы

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 460

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...