Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мисима: жизнь в четырёх главах (США, режиссер Пол Шредер).




Мисима: Финальная глава. (Япония, режиссер Кодзи Вакамацу).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10 (2 ЧАСА).

Тема: Японская литература. Проблематика и художественные особенности романа Кобо Абэ «Женщина в песках».

Кобо Абэ (1924, Токио, Япония – 1993, Токио, Япония)

Биографические сведения:

Настоящее имя Кимифуса Абэ. Родился в семье врача, детство провел в Манчжурии. В 1948 году закончил медицинский факультет Токийского университете. По специальности не работал, сразу решил посвятить себя литературе. Был членом японской Компартии (в 1956 году вышел в знак протеста против ввода советский войск в Венгрию). профессионально занимался фотографией. В 1973 создал и возглавил театр «Студия Кобо Абэ». Лауреат премий Акутагава, Кисида, Йомиури, Танидзаки. Почетный доктор наук Колумбийского университета, почетный член американской академии искусств и наук. В 1992 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Основные произведения (романы):

Стена. Преступление S. Кармы (1951)

Четвёртый ледниковый период (1959)

Женщина в песках (1962 )

Чужое лицо (1964)

Сожжённая карта (1967)

Человек-ящик (1973)

Тайное свидание (1977)

Вошедшие в ковчег (1984)

Понятия, которые необходимо усвоить при изучении темы:

герметичное пространство

интертекстуальность

образ-символ

островное сознание

экзистенциальная ситуация

 

Афоризмы:

· Одиночество — это неутоленная жажда мечты.

· Интересно, какая усталость наступает раньше — от болтовни или от её слушания?

· Сорвавшаяся с крючка рыба всегда кажется больше пойманной

· Только потерпевший кораблекрушение и чудом не утонувший в состоянии понять психологию человека, которому хочется смеяться уже потому, что он дышит.

· Не знаю, на скольких столбах держится мир, но по крайней мере три из них — это, наверное, темнота, невежество и тупость.

· Когда удача спит — жди.

· Потерпевшие кораблекрушение гибнут не столько от голода и жажды, сколько от страха, что пищи и воды не хватит. Стоит только подумать, что проиграл, и в тот же миг начнется поражение.

· Мужчина больше, чем женщина, склонен придавать значение мелочам.

· У неожиданных решений гораздо больше шансов на успех, чем у тех, которые бесконечно обдумываются и взвешиваются.

· Красивый пейзаж не обязательно должен быть великодушен к человеку.

 

Литература:

1. Ганжина, П. О великолепном романе Кобо Абэ «Женщина в песках» [Электронный ресурс] / П. Ганжина. – Режим доступа: http://www.proza.ru.

2. Мустояпова, А. Т. «Женщина в песках» Кобо Абэ: традиционные черты и модернистские тенденции [Электронный ресурс] / А. Т. Мустояпова. – Режим доступа: http://rusnauka.com.



3. Абэ, К. Запад – Восток: Встреча двух культур / К. Абэ // Иностранная литература. – 1988. - № 9. – С. 203-205.

4. Федоренко, Т. Н. Кобо Абэ: впечатления и мысли [Электронный ресурс] / Т. Н. Федоренко. – Режим доступа: http://lib.ru.

5. Гривнин, В. Кобо Абэ-писатель и драматург [Электронный ресурс] / В. Гривнин. – Режим доступа: http://modernlib.ru.

Задание 1: Прочитайте роман «Женщина в песках». Дайте ответы на вопросы.

Вопросы:

1. Кобо Абэ называют «японским Сартром» и «японским Достоевским». Какие характерные для его творчества темы и мотивы могут лежать в основе данных сравнений? Приведите примеры.

2. Персонажей книг Кобо Абэ называют героями-аутсайдерами. Соответствует ли Ники Дзюмпэй этому определению? Почему?

3. Прокомментируйте особенности романного хронотопа. Как реализуется в романе характерное для японской культуры «островное сознание»?

4. Каковы символические значения образа песка?

5. Как вы понимаете смысл заглавия романа?

6. Как переосмысливается в ходе развития сюжета оппозиция «охотник» / «жертва»?

7. Как реализуется в романе тема одиночества (философия жизни «человека, вырванного с корнем».) ? Можно ли назвать одиночество Дзюмпэя экзистенциальным? Почему?

8. Как представлена проблема выбора и каковы способы ее разрешения.

9. Как проявляется в романе авторская позиция? Можно ли использовать применительно к этому роману понятие «авторская безучастность»? Прокомментируйте свой ответ.

Задание 2. Прочитайте стихотворение Михаила Мазеля «Баллада о песке». Проанализируйте текст, выявите и прокомментируйте смысловые переклички с романом Кобо Абэ.

 

Сегодня я в пути опять, - который день.

Который раз вокруг меня обходит тень.

Который встретил я восход, меся песок,

и чувствовал, как в такт шагам стучит висок.

 

И надо мною чехардой то снег, то дождь.

Но не от снега и дождя по коже дрожь.

Далёк мой дом, и за спиною много дней.

А путь один, и цель одна - стремиться к ней.

 

Но где она и кто она, - не знаю сам.

И я ищу её опять, теперь в лесах.

Пески остались позади, вдали моря.

Роняет осень вслед листы календаря.

 

К весне я море переплыл и стал у скал.

Я так устал, но не нашел, чего искал.

И вот я лезу на хребет, вперёд, за ней.

А ветер воет и зовёт с родных полей.

 

С отрогов я спустился в степь, уж виден дом.

Но что мне дом, коль не нашёл, и что потом?

Ну а потом попью чайку, сосну часок.

Потом надену сапоги, - месить песок.

Абэ в кино:

 

1964. Женщина в песках (Япония; режиссер Хироси Тэсигахара). В роли Ники Дзюмпэя – Эйдзи Окада.

1966. Чужое лицо (Япония; режиссер Хироси Тэсигахара). В роли господина Окуяма - Тацуя Накадаи.

1968. Сожженная карта (Япония; режиссер Хироси Тэсигахара). В роли детектива – Синтаро Кацу.

 

Приложение 1. Словарь опорных понятий

 

Автобиографические мотивы– система мотивов, отражающих в литературном произведении событий из жизни автора, характерные для него мировоззренческие установки, психологические особенности личности писателя; преломление биографического материала в художественном творчестве.

Аллюзия – (от франц. allusion – намек) ссылка на историческое событие или литературное произведение, которые предполагаются общеизвестными, особый способ передачи дополнительной информации. Источниками аллюзий, как правило, служат мифологические, библейские, литературные, исторические факты.

Американская мечта (англ. american dream) — выражение, употребляемое для обозначения жизненных идеалов граждан США в материальном и в духовном смысле, представление о свободной реализации равных для всех возможностей.

Американская трагедия - резкое несоответствие между формулой личного материального преуспеяния и вечными моральными ценностями.

Архетип Великой матери – представление о высшем женском существе, с образом которого связаны мотивы смены поколений, бессмертия, преодоления власти времени.

Архетип мудрого старика - первообраз духа, высшего духовного знания.

Бесфабульное повествование – лишенное фабулы; повествование, в котором невозможно восстановить систему событий в их временной и причинно-следственной связи.

Битничество (англ. beat generation – разбитое поколение) – субкультура 1950-х гг. (в основном в США), молодежное движение, в основе которого лежит идея бунта против социо-культурных авторитетов.

Век джаза –в истории США период с окончания Первой мировой войны до начала Великой депрессии, обусловленный большой популярностью джазовой музыки.

Великая депрессия (англ. great depression) – период в истории США с 1929 по 1939 гг., характеризующийся глубоким экономическим кризисом и вызванным им депрессивным состоянием общества.

Вставной эпизод – внефабульный элемент композиции, имеющий относительно завершенный сюжет, не связанный напрямую с основным сюжетом произведения.

Герметичное пространство – непроницаемое, замкнутое в самом себе.

Герой кодекса - тип персонажа в прозе Э. Хемингуэя, мужественный человек, в жизни следующий принципу трагического стоицизма.

Герой-идеолог – персонаж, выражающий значимую для автора идею.

Герой-нейтро – (от лат. neuter, «ни тот, ни другой», «ни то ни се»). Тип персонажа в прозе К. Воннегута: 1. «Нейтральный». 2. Живущий в эпоху нейтронной бомбы.

Гипертекст (англ. hypertext) – особая форма организации текста, при которой его элементы представлены не в линейной последовательности, а как система маркированных переходов от одного к другому (см., например, «Хазарский словарь» М. Павича).

Горацианская ясность – характерная особенность поэтического стиля американского поэта Р. Фроста, восходящая к древнеримскому поэту Горацию; имеется в виду краткость мысли и точность ее выражения.

Гротеск - разновидность комического, сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразное и прекрасного,

Интерпретация(от лат. interpretatio – разъяснение, истолкование) – 1. Толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-либо. 2. Основной термин герменевтики, способ реализации понимания, целостное представление о произведении, охватывающее главные черты его композиции и стиля.

Интертекст – основной способ построения художественного текста в искусстве модернизма и постмодернизма, при котором в текст включаются цитат и реминисценций из других текстов с целью создания нового смысла..

Интертекстуальность (термин Ю. Кристевой) – общее свойство текстов, выражающееся в наличии между ними связей, отсылок (явных или неявных) к другим текстам.

Культурный герой (англ. Culture hero), герой-просветитель – тип мифологического героя, великий созидатель и исследователь. Его главная функция – творческое преобразование мира, упорядочение из хаоса, благоустройство.

Магический реализм – способ изображения действительности, при котором магические элементы включены в реалистическую картину мира (каждый отдельный элемент реалистичен, художественное целое – фантастично).

Макабр(фр. macabre - погребальный, мрачный) – аллегорический сюжет в живописи и литературе Средневековья, изображающий, как правило, пляску смерти.

Мифологема (от др.-греч μῦθος – сказание, предание и λόγος - мысль) термин, используемый для обозначения сходных, повторяющихся тем, мотивов, образов, сюжетов в мифологиях, влияющих на общее развитие культуры (мифологема сотворения мира, мифологема мирового древа). Сознательное заимствование мифологических мотивов (бессознательное их воспроизведение обозначается обычно понятием архетип).

Мозаичная композиция – тип композиции, в основе которого лежит принцип мозаики, компоновки художественного целого из разрозненных элементов.

Научная фантастика (художественная футурология) – способ изображения действительности, основанный на фантастических допущениях в области науки и использующий научные методы познания.

Нелинейная проза – тип повествования, при котором сюжет не имеет линейной структуры, четкой хронологической и событийной последовательности. Иногда в качестве синонимического используют понятие гипертекст.

Ненадежный повествователь – повествователь, сообщающий неполную или недостоверную информацию.

Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – мировоззренческая позиция, отрицающая общепринятые идеалы, ценности, нормы.

Новеллистический пуант – неожиданный поворот в развитии действия новеллы, как правило, соотносимый с развязкой.

Нонконформизм – модель поведения, основанная на стремлении личности отстаивать мнения, противоречащие тем, которые считаются общепринятыми в какой-либо социальной группе.

Островное сознание – ментальная категория, основанная на стремлении нации к обособленности и самоизоляции от остального мира.

Пейзаж (от фр. pays – страна, местность) – включенное в общую систему образов произведения описание природы.

Перволичное повествование – повествование, ведущееся от первого лица, обладающее, в отличие от безличного, большей степенью субъективности.

Пластический театр– понятие, характеризующее театральную эстетику американского драматурга Т. Уильямса; в ее основе лежит представление об особом «пластическом» облике спектакля, для создание которого используется синтез музыки, света, декораций, образов-символов.

Посвящение – элемент текстовой рамы, сообщение о том, что данное произведение адресовано тому или иному лицу (или его памяти).

Поэтика заглавия – смысловой и образный потенциал названия произведения, находящий воплощение в тексте.

Прием остраннения (термин введен В. Б. Шкловским) – способ изображения действительности, основанный на принципе деавтоматизации ее восприятия.

Принцип айсберга – композиционный прием, основанный на соотношении текста и подтекста. Понятие введено Э. Хемингуэем, который считал, что на поверхности должна быть только 1/8 смысла, а 7/8 – в подтексте.

Притча– нравоучительное повествование в иносказательной форме, реализация универсального смысла бытия в конкретной образной системе.

Роман-миф – жанровая разновидность романа, создающая символически-обобщенную модель существования человека и человечества, как правило, благодаря использованию системы мифологем и архетипов.

Роман философский – жанровая разновидность романа, цель которой – раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира

Роман-цивилизация – жанровая разновидность романа, в которой изображается полный цикл развития цивилизации.

Сатира – разновидность комического, обличительное осмеяние пороков общества.

Семиотика (от др.-греч. σημεῖον — «знак, признак»), — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в естественных и искусственных языках.

Синекдохизм – способ изображения действительности, в основе которого лежит синекдоха (троп, основанный на соотношении части и целого). Поэтом-синекдохистом называл себя Р. Фрост.

Ситуация «топси-терви» (от англ. topsy turvey – всё наоборот, вверх тормашками) – абсурдная сюжетная ситуация в прозе К. Воннегута.

Текстовая рама – совокупность компонентов, окружающих основной текст произведения (имя автора, заглавие, посвящение, эпиграф).

Трагический стоицизм – твердость, мужество в трагических жизненных обстоятельствах.

Традиционализм – мировоззрение и художественная практика, в основе которых лежит приверженность идейно-эстетическим традициям.

Хронотоп(от др.-греч. χρόνος, «время» и τόπος, «место») – соотношение пространственно-временных координат в произведении, пространственно-временная организация текста.

Чёрный юмор — юмор с примесью цинизма, комический эффект которого состоит в насмешках над смертью, насилием, болезнями, физическими уродствами или иными «мрачными», макабрическими темами.

Эго-роман - жанр исповедальной литературы в Японии, развивался под влиянием натурализма; скрупулезное описание внутренних переживаний протагониста, повествование строится вокруг воспоминаний и размышлений рефлексирующего рассказчика. Как правило, «эго-роман» полностью или частично автобиографичен и написан от первого лица.

Экзистенциальная ситуация – пограничная ситуация, момент выбора без гарантии успеха.

Элегия(от лат. elegia – жалобный напев флейты) – лирическое размышление, проникнутое грустным настроением.

Эскейпиизм (от англ. escape — убежать, спастись) – стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, бегство от стандартов общественной жизни.

 

Приложение 2. Список текстов для чтения в VIII семестре:

 

США

Р. Фрост. Стихи по выбору.

Т. Элиот. Стихи по выбору.

Т. Уильямс. Стеклянный зверинец.

А. Миллер. Смерть коммивояжера.

Э. Хемингуэй. Старик и море. Прощай, оружие! По ком звонит колокол.

Ф. С. Фицджеральд. Великий Гэтсби.

У. Фолкнер. Шум и ярость.

Д. Стейнбек. Заблудившийся автобус . Гроздья гнева

Д. Сэлинджер. Над пропастью во ржи.

Д. Апдайк. Кентавр.

Р. Брэдбери. 451° по Фаренгейту. Вино из одуванчиков.

К. Воннегут. Бойня № 5, или Крестовый поход детей. Мальчишка, с которым никто не мог сладить

Б. Кауфман. Вверх по лестнице, ведущей вниз.

Латинская Америка

Г. Мистраль, П. Неруда. Стихи по выбору.

Х. Л. Борхес. Сад расходящихся тропок. Пьер Менар, автор «Дон-Кихота». Алеф. Зеркало и маска.

Х. Кортасар. Дальняя. Ночь на спине лицом кверху. Мы все любим Гленду.

Г. Гарсиа Маркес. Полковнику никто не пишет. Сто лет одиночества.

Япония

Р. Акутагава. Ворота Расёмон. В чаще. Муки ада.

Я. Кавабата. Снежная страна.

К. Абэ. Женщина в песках.

Ю. Мисима. Золотой храм. Патриотизм.

 

Приложение 3. Вопросы к зачету:

1. Литература США ХХ века: общая характеристика.

2. Американская поэзия: Э. Паунд, Р. Фрост, Т. Элиот. Характеристика творчества одного из поэтов по выбору.

3. Драматургия США: Т. Уильямс, Ю. О’Нил, А. Миллер. Характристика творчества одного из драматургов по выбору.

4. Проза США: общая характеристика.

5. Творчество Э. Хемингуэя: общая характеристика. Проблематика и художественные особенности одного из романов («Прощай, оружие!» или «По ком звонит колокол»).

6. Повесть «Старик и море». Проблематика и образность.

7. Герой и идейно-тематическое своеобразие романа Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби».

8. Проблематика и композиция романа У. Фолкнера «Шум и ярость». Особенности речевой структуры романа.

9. Анализ одного из романов Д. Стейнбека.

10. Творчество Д. Сэлинджера: общая характеристика. «Цикл о Глассах», анализ одного из произведений.

11. «Над пропасть во ржи»: проблематика, образ героя-повествователя.

12. Анализ одного из романов Д. Апдайка.

13. Научная фантастика. Творчество Р. Брэдбери. Анализ одного из романов.

14. Творчество К. Воннегута. Тема войны и ее образное решение в романе «Бойня № 5, или Крестовый поход детей».

15. Литература Латинской Америки: общая характеристика.

16. Новеллистика Х. Л. Борхеса: ключевые образы и мотивы. Анализ одной из новелл по выбору.

17. Творчество Г. Гарсиа Маркеса: общая характеристика. Повесть «Полковнику никто не пишет»: проблематика и образность (или «Осень патриарха»).

18. «Сто лет одиночества» как явление «магического реализма». Проблематика и художественные особенности.

19. Литература Японии: общая характеристика.

20. Новеллистика Р. Акутагава: проблематика и художественные особенности. Анализ одной из новелл по выбору.

21. Творчество К. Абэ.Проблематика и художественные особенности романа К. Абэ «Женщина в песках».

22. Творчество Ю. Мисимы. Роман «Золотой храм». Тема красоты и смерти, система персонажей.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 477

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...