Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурализм Э. Титченера. Психология акта Ф. Брентано. Функционализм. Психология У. Джеймса.

Структурализм Э. Титченера. Психология акта Ф. Брентано. Функционализм. Психология У. Джеймса.

 

Эдвард Титченер – его вклад заключается в том, что он придал психологии научный статус, сформировал оперативные способы и научный аппарат и настаивал на подготовке экспериментальных психологов. Изображал объект психологии в облике системы примитивных сознаваемых состояний (ощущений, представлений, восприятий), из которых создается все разнообразие внутренней жизни.

Задача психологии - раскрытие простых структур сознания, не поддающихся дальнейшему разделению, выяснение законов интеграции этих элементов, а также обнаружение связи психологических составляющих с физиологическими процессами. Центральным методом психологии в данном случае является аналитическая интроспекция. Интроспекция- не просто самонаблюдение, а способность изображать явления сознания как таковые.

Структурная школа считает своим объектом сознание, постигаемое с помощью разделения на составляющие.

Э. Б. Титченер разделял три категории составляющих: ощущение (элементарный процесс, имеющий качество, интенсивность, четкость, работа), образ и чувство. Титченер выдвинул теорию смысла, где знание о предмете основывается на комплексе чувственных элементов.

Ф. Брентано ввел понятие интенционального акта. Интенциональный акт – внутринаправленность сознания и его функций на тот или иной предмет независимо от того, является ли сам предмет непознаваемым или истинным. Он является основоположником психологии как учения о психических феноменах; систематизируя их, он выделяет три центральные формы:

1) представления; 2) суждения; 3) эмоции.

У Ф. Брентано сознание впервые было отмечено как специфический феномен. Значительным признаком психического феномена Ф. Брентано считал интенциональность (устремленность на объект).
Уильям Джеймс (1842–1910) утверждал, что внутренний опыт человека – это не череда элементов, а поток сознания, его отличает субъективная избирательность (способность неизменно осуществлять выбор). Он предложил концепцию, в соответствии с которой первоначальными становятся трансформации в мышечной и сосудистой системах организма, а вторичными – порожденные ими экспансивные состояния.

 

Бихевиоризм и необихевиоризм. Анализ решения проблемы эффективности психологического исследования в бихевиоризме.

Бихевиоризм

«Отцом» бихевиоризма принято считать Дж. Уотсона. Бихевиоризм называли «психологией без психики», т.е. психика идентична сознанию. Предметом - является поведение человека. Дж. Уотсон предложил регистрировать зримые проявления в поведении человека, которые рождаются внешними влияниями сознательно. Согласно формуле «Sh» R» (стимул-реакция) ответные реакции субъекта могут быть генетическими (наследственными) и приобретенными. Под наследственными имелись в виду рефлексы, физиологические реакции и простые эмоции; приобретенные – это привычки личности, его поведение, степень развития когнитивных процессов, усложненные чувства. Механизм исследования протекает по следующей схеме: под влиянием абсолютного стимула появляется наследственная реакция, которая находится в непосредственной связи с новыми условными стимулами.

Дж. Уотсон проводил эксперимент: в качестве безусловного стимула выступал резкий звук (или другое внешнее воздействие), которое вызывало у маленького ребенка страх, в сочетании сус-ловным стимулом в виде кролика. Через некоторое время было замечено, что даже простой показ кролика ребенку вызывал у него возникновение чувства страха. Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы.

Необихевиоризм

Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: «стимул – реакция», но появились психологи, которые поставили этот постулат под сомнение.

Эдвард Толмен (1886–1959), согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) – промежуточные переменные – зависимая переменная (реакция). Среднее звено (промежуточные переменные) – не что иное, как не доступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания. Проводил опыт с крысами и лабиринтом. Вывод: поведением управляют не те стимулы, а своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты».

Бурхус Скиннер (1904–1990). Условный рефлекс он назвал оперантной реакцией. По Павлову, новая реакция вырабатывалась в ответ на условный сигнал при его подкреплении. По Скиннеру, организм сначала производит движение, затем получает (или не получает) подкрепление. Техника выработки «оперантных реакций» была применена последователями Скиннера при обучении детей, их воспитании, при лечении невротиков.

Проблема общественно-истореской обусловленности человеческой психики во французской социологической школе. Концепция двух типов мышления Л.Леви-Брюля. Проблема социальной обусловленности психики в концепции П.Жане

 

В противоположность индивидуализму ассоцианистической психологии Эмиль Дюркгейм выдвинул идею об определяемости высших психических процессов человека обществом. Эта идея развивалась на основе созданной им социологической концепции о природе общества и общественных отношений. В результате Дюркгейм приходит к признанию двух факторов в развитии сознания человека.

Трактуя общество как совокупность коллективных представлений, коллективное сознание, а общение индивидов – как психологическое общение во время коллективных собраний, церемоний, религиозных праздников и обрядов, Дюркгейм рассматривал индивида вне реальных производственных отношений – «скорее как общающееся, чем практически действующее общественное существо» (Леонтьев).

Люсьен Леви-Брюль проводил исследования жизни племен Австралии, Океании и Африки, на основе которых пришел к заключению, что в некоторых областях первобытное мышление проявляется качественно иначе, чем мышление современного цивилизованного человека, а именно как мышление пралогическое. В практических действиях, например, мышление первобытного человека является столь же логичным, как и мышление современного человека. С другой стороны, и мышление современного человека может приобретать черты пралогичности в области религиозных или моральных представлений. Поэтому логическое и пралогическое мышление не образуют одну эволюционную линию, а представляют собой два типа мышления, которые существуют одновременно и в первобытном, и в современном обществе. Поставленная Леви-Брюлем проблема социальной обусловленности человеческой психики и ее развития в ходе истории явилась важным шагом на пути к пониманию природы человека.

П.Жане В П. п. различаются извне наблюдаемая активность организма и образ действия как осмысленная, наполненная психол. содержанием деятельность чел. Поведение чел. включает не только видимую активность, но и внутр. психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном. Осн. клеточкой социальной жизни явл. социальное действие, понимаемое как отношение сотрудничества, при котором один индивид выполняет первую часть действия, а другой - вторую. Психическое рассматривается как составная часть поведения, действия. Разл. психические процессы представляют собой явления, подготавливающие и регулирующие действия. Так, психическое может выступать "подготавливающей" частью действия (желание), регулятором действия (чувства), "неполным" действием (мышление). Выделяются семь уровней поведения чел. К первому, самому низкому, уровню поведения относятся рефлекторные акты. Ко второму, на котором поведение приобретает опосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза завершения действия), относятся отсроченные перцептивные действия. Третий уровень включает в себя элементарные социальные акты (напр., акты подражания). К четвертому уровню Жане относит элементарные интеллект, акты. На пятом манипуляция с реальными объектами приводит к формированию т. н. интеллект. объектов. Шестой уровень поведения - это умственная деятельность, мышление, которое Жане считал производным от практич. Действия.

Становление деятельностного подхода. Психологическая концепция С.Л.Рубинштейна. Теория. Учение о деятельности А.Н.Леонтьева. Теория формирования умственных действий и понятий П.Я.Гальперина. Психология установки Д.Н.Узнадзе

 

Предмет: Субъект, включенный в деятельность Принцип единства сознания и деятельности - термин С.Л. Рубинштейна, которым он в 1930-40-е гг. обозначал свой вариант деятельностного подхода: «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Принцип единства сознания и деятельности позволил выделить деятельность, как: самостоятельный предмет психологического исследования (познавая деятельность, мы открываем психический мир человека); как объяснительный принцип. Деятельность в отличии от реакции – это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности.

А.Н.Леонтьев расширил принцип единства сознания и деятельности, выдвинув принцип единства психики (в ее различных формах) и деятельности. Деятельность описывается как состоящая из трех структурных единиц: 1.Деятельность—Действие—Операция. 2.Деятельность определяется мотивом. 3.Действие определяется целью,

Операция определяется конкретными условиями ее протекания. Структурные единицы деятельности подвижны. Так, то что еще вчера было действием, сегодня может перерасти в самостоятельную деятельность. Например, если вы читаете учебник для того, чтобы сдать экзамен, то впоследствии можете увлечься и перечитать всю доступную литературу по этому предмету. Он станет вам интересен сам по себе. Такое явление А.Н.Леонтьев назвал «сдвигом мотива на цель». Деятельность различается по предмету: игровая деятельность, учебная деятельность, трудовая деятельность и т.д. Д.Б.Эльконин ввел понятие «ведущей деятельности», т.е. деятельности, которая соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период или в той или иной личностно значимой ситуации.

ТЕОРИЯ УСТАНОВКИ (Д.Н.Узнадзе) Концепция личности Узнадзе строится на понятии "установки", которую он считал гл. психол. образованием. Установка считается осн. регулятивным механизмом поведения чел., определяя его направленность и избирательную активность. Характерной особенностью личн. явл. осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Поведение личности может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей чел. и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому чел. противопоставляет себя внеш. среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение. В ТЕОРИИ УСТАНОВКИ явл. ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли.

Структурализм Э. Титченера. Психология акта Ф. Брентано. Функционализм. Психология У. Джеймса.

 

Эдвард Титченер – его вклад заключается в том, что он придал психологии научный статус, сформировал оперативные способы и научный аппарат и настаивал на подготовке экспериментальных психологов. Изображал объект психологии в облике системы примитивных сознаваемых состояний (ощущений, представлений, восприятий), из которых создается все разнообразие внутренней жизни.

Задача психологии - раскрытие простых структур сознания, не поддающихся дальнейшему разделению, выяснение законов интеграции этих элементов, а также обнаружение связи психологических составляющих с физиологическими процессами. Центральным методом психологии в данном случае является аналитическая интроспекция. Интроспекция- не просто самонаблюдение, а способность изображать явления сознания как таковые.

Структурная школа считает своим объектом сознание, постигаемое с помощью разделения на составляющие.

Э. Б. Титченер разделял три категории составляющих: ощущение (элементарный процесс, имеющий качество, интенсивность, четкость, работа), образ и чувство. Титченер выдвинул теорию смысла, где знание о предмете основывается на комплексе чувственных элементов.

Ф. Брентано ввел понятие интенционального акта. Интенциональный акт – внутринаправленность сознания и его функций на тот или иной предмет независимо от того, является ли сам предмет непознаваемым или истинным. Он является основоположником психологии как учения о психических феноменах; систематизируя их, он выделяет три центральные формы:

1) представления; 2) суждения; 3) эмоции.

У Ф. Брентано сознание впервые было отмечено как специфический феномен. Значительным признаком психического феномена Ф. Брентано считал интенциональность (устремленность на объект).
Уильям Джеймс (1842–1910) утверждал, что внутренний опыт человека – это не череда элементов, а поток сознания, его отличает субъективная избирательность (способность неизменно осуществлять выбор). Он предложил концепцию, в соответствии с которой первоначальными становятся трансформации в мышечной и сосудистой системах организма, а вторичными – порожденные ими экспансивные состояния.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...