Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эксперементальные психологические исследования в конце 19-20в. Возникновение педологии и психотехники

Успехи психологии были обусловлены внедрением в нее эксперимента.

Толчком к опытному исследованию чувств явилась теория эмоций Джемса—Ланге. В соответствии с этой теорией эмоции выступают в роли постижения физических органических трансформаций, порожденных восприятием обстоятельств. Приемы, с которыми связано исследование чувств, названы – «методом выражения». Метод выражения предполагает инструментальную фиксацию многообразных моторных и вегетативных видоизменений, сопутствующих эмоциональные волнения.

Наряду с «методом впечатлений». Г. Фехнер реализовал методическую разработку. Значительным для этого способа является прием индивидуального сопоставления и оценки нескольких синхронно или постепенно предъявляемых раздражений, на базе которых индивид осуществляет выбор избираемого или отклоняемого внешнего объекта.

Эксперименты Ф. Гальтона касались установления времени ассоциативных процессов, а также содержательного состава ассоциаций. Исследование ассоциаций стало предпосылкой копытному постижению памяти. Г. Эббингауз – один из исследователей ассоциаций и памяти.

Для исследования памяти Г. Эббингаузом были выделены три способа запоминания:

1) метод глубокого заучивания заключался в неоднократном воспроизведении больших рядов слогов до полного, безошибочного их повторения;

2) метод экономии позволял выявить, в какой мере каждое новое воспроизведение оказывает облегчающее воздействие на безошибочное повторение прежде заученного ряда слогов.

3) метод корректировки подразумевает пользование подсказкой тогда, когда испытуемый прерывался либо допускал погрешность.

Педология— направление в науке, ставившее своей целью объединить подходы различных наук к развитию ребёнка. Возникновение Педологии было вызвано проникновением в психологию и педагогику эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Термин «педология» был предложен Оскаром Крисменом. Ещё с начала 20-го века в России идеи педологии восприняли и развивали В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо, А. П. Нечаев и др.

Подъём педология как дисциплина пережила при поддержке правительства большевиков после революции 1917 года. В школах было внедрение практик психологического тестирования и основанной на нём комплектации классов, организации школьного режима и т. п. Основной удар по педологии нанесла формальная реализация педологических методов в воспитании детей, которая показала уязвимость применения тестирования.

Психотехника - отрасль психологии, предметом которой явилось приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с трудовой деятельностью человека; по своему содержанию и методам в значительной части совпадает с психологией труда.

Основными задачами психотехники признавались:

1) осуществление отбора профессионального и ориентации профессиональной;

2) изучение процесса труда;

3) приспособление человека к машине и, наоборот;

4) выяснение эффективности различных средств воздействия на потребителя (реклама);

В России психотехника была связана с именем И. Н. Шпильрейна.

 

 

33. Общая характеристика открытого кризиса в зарубежной психологии (10-е–середина 30-х г.г. XX века).

До кризиса, единым предметом психологии было сознание, а методом исследования – интроспекция.Во множестве возникающих новых теоретических воззрений формировалось новое понимание предмета этой науки. При этом каждая из научных школ, каждое направление отстаивали свой собственный предмет, отличный от других. Первый период кризиса - третья четверть 70-х гг. XIX в. - первое десятилетие XX в. Введя в психологию эксперимент (что было, несомненно, позитивным фактом), Вундт, вместе с тем, ограничил возможности его применения областью только элементарных процессов. К тому же и сам эксперимент, перенесенный в психологию из пограничных областей - физиологии органов чувств, психофизики и психометрии,- сохранил свойственный этим областям физиологический характер и был лишь дополнен данными самонаблюдения. Однако вскоре после возникновения эксперимента он не только проникает практически во все области психологии, но меняется и его характер: из физиологического, каким он был по преимуществу у Вундта, он превращается в собственно психологический эксперимент у Эббингауза и других психологов. В начале 10-х гг. XX в. психология вступила во второй период кризиса - собственно период "открытого кризиса", который продолжался до середины 30-х гг. XX в. и был связан с возникновением новых теоретических направлений психологии, пришедших на смену ассоцианистической вундтовской психологии и заявивших о себе как о новых общепсихологических теориях.

Основным содержанием периода открытого кризиса и было возникновение новых психологических направлений, оказавших (и продолжающих оказывать) большое влияние на современную психологию. Это такие направления психологической мысли, как бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены еще в XVII в. Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении XVIII-XIX вв. Фрейд разрушил представление, в соответствии с которым психика отождествлялась с сознанием, а психология объявлялась наукой о содержаниях или функциях сознания. Он подверг анализу факты бессознательной психической деятельности и ее проявлений в поступках здорового и больного человека. Бихевиоризм сформировался на основе острой критики субъективности предмета классической психологии и метода интроспекции и выступил с обоснованием объективного подхода, но уже не к явлениям сознания, непосредственно не доступным объективному наблюдению, а к поведению. Французская социологическая школа явилась протестом против индивидуализма ассоцианистической психологии и отстаивала идею о социальной природе человеческой психики и ее качественном изменении в процессе исторического развития общества. Против сенсуализма и атомизма ассоцианистической психологии выступила целостная психология - обширное научное течение, имеющее ряд вариантов. Третий период кризиса характеризуется упадком направлений периода открытого кризиса, смешением одних направлений с другими, размыванием четких границ между ними, появлением новых психологических концепций, таких как, например, экзистенциальная, или "гуманистическая", психология (К. Роджерс, А. Маслоу Г. Олпорт), когнитивная психология (У. Найсер, Н. Линдсей, Д. Норман) и др. Этот период начинается с середины 30-х гг. XX века и продолжается по настоящее время. Его характерным признаком является отсутствие общей психологической теории и сомнение в возможности когда-либо ее создать.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...