Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификации занятий (типы занятий)




Структура учебной деятельности

Анализ учебной деятельности, проведённый Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно:

учебную задачу.

учебные действия.

контроль.

оценку.

· Учебная задача - это то, что ребёнок должен освоить.

· Учебное действие - это изменения учебного материала, необходимые для его освоения ребёнком, это то, что ребёнок должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.

· контроль - это указание на то, правильно ли ребёнок осуществляет действие, соответствующее образцу.

· оценка- определение того, достиг ли ребёнок результата или нет.

А.П.Усова на основе проведенных опытов и обширного исследовательского материала выделила конкретные признаки овладения учеб­ной деятельностью дошкольниками. Ус­ловно их распределили по трем уровням, характеризу­ющим различную степень развития:

К первому уровню относят детей: которые

1 слушают указания

2 руководствуются ими в работе

3 в случае непонимания задают вопросы

4 правильно оценивают работу других

5 правильно оценивают работу собственную

6 достигают нужных результатов

Ко второму уровню относят детей которые:

1 слушают указания, условно придерживаются их в работе

2 самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей

3 при выполнении работы склонны к подражанию другим детям

4 результаты условны

 

К третьему уровню относят детей:

1 слушают указания, но как бы не слышат

2 не руководствуются ими в работе

3 к оценки нечувствительны

4 результата не достигают.

 

 

38. Дайте определение понятия «дидактические принципы» в дошкольном образовании. Раскройте сущность дидактических принципов. Обоснуйте необходимость применения дидактических принципов в учебной деятельности педагога.

Принципы обучения – это исходные положения, которыми руководствуется воспитатель при отборе содержания, организации и методов обучения. К принципам дошкольной дидактики относятся:

1. Принцип воспитывающего характера обучения. Правильно организованное обучение всегда носит воспитывающий характер. В процессе обучения дети не только получают знания, но и у них формируются нравственные качества, развивается эстетический вкус, воспитывается трудолюбие.

2. Принцип научности. У ребёнка нужно формировать реальные знания, правильно отражающие действительность. Эти знания не должны вступать в противоречия с теми, которые будут давать в школе. Со временем они станут основой для формирования научных знаний.

3. Принцип наглядности. Необходимость этого принципа объясняется тем, что у дошкольника мышление наглядное. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и – ребёнок усвоит их на лету». Сделать обучение наглядным – это значит создать зрительные образы, обеспечить наблюдение предметов и явлений, организовать ребёнку практическую деятельность, связать обучение с жизнью.



4. Принцип доступности. То , чему учит воспитатель детей, должно быть им понятно, соответствовать их возрасту и развитию. Доступное нельзя отождествлять с лёгким. Доступное обучение – это значит посильное, но и вызывающее некоторое напряжение умственных сил.

5. Принцип активности и сознательности. Необходимо так организовать обучение дошкольника, чтобы вызвать у них интерес к учению, стремление узнать новое, способность высказывать свою точку зрения, критическое мышление.

6. Принцип систематичности и последовательности. В обучении следует идти от лёгкого к более трудному, от известного к сложному, от близкого к далёкому. Систематичность в обучении требует, чтобы дети овладевали знаниями в определённом порядке, постепенно и последовательно. Последовательность – усвоение нового опирается на уже имеющиеся знания и подготавливает усвоение последующих знаний.

7. Принцип связи обучения с жизнью. Приобретённые знания нужно использовать в игре, труде, в быту, на занятиях.

8. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей в обучении. Дошкольники существенно отличаются друг от друга по знаниям, умениям, логике и быстроте мышления, поведению и т.п. Индивидуальные отличия объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания. Индивидуальный подход нужен для развития в каждом ребёнке его задатков, способностей, а также предупреждения влияния на его развитие неблагоприятных обстоятельств.

9. Принцип развивающего обучения. Современная педагогика и психология доказали, что умственное развитие ребёнка зависит от обучения. Лев Семёнович Выготский говорил о том, что обучение должно идти впереди развития и тянуть его за собой. Эта теория известна под названием «зоны ближайшего развития».

Принципы обучения - категория исторические. По мере развития психолого-педагогический неуки и совершенствования практики появляются новые законы процесса обучения и на их основе разрабатываются новые принципы обучения.

Содержание, методы и формы организации учебной работы в детском саду находятся в существенной зависимости от дидактических принципов.

 

39. Назовите наглядные методы и приемы обучения. Раскройте их суть. Обоснуйте выбор педагогом метода обучения.

К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся:

1) наблюдение;

2) рассматривание картин;

3) демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов;
4) некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.

1. Наблюдение
Наблюдение – один из ведущих методов дошкольного обучения.

Наблюдение - это умение всматриваться в явления ок­ружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их при­чины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, уме­ние сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом. Наблюдение имеет важное значение для формирования пол­ноценных представлений и развития познавательных про­цессов - восприятия, памяти, мышления, воображения. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на по­ставленные вопросы, сравнение, сопоставление.
Наблюдения проводятся на специальных занятиях (на­блюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях. Однако педагог должен уметь использовать для организа­ции наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, вос­хищение, наслаждение красотой и т.д.). Например, на уча­сток прилетела стайка снегирей, на небе появилась радуга, рабочие ремонтируют крышу веранды и т.

Наблюдения бывают:

кратковременные и длительные , а также повторные и сравнительные.

Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта (строительство дома; птицы, прилета­ющие на участок дошкольного учреждения; растение, вы­ращиваемое в уголке природы или на огороде, в цветнике).
Сравнительные наблюдения представляют особую цен­ность для развития мыслительной деятельности детей. Де­тям среднего дошкольного возраста предлагают для срав­нения два непосредственно наблюдаемых объекта: воробья и ворону, березу и ель. Старшие дошкольники могут срав­нивать наблюдаемый объект с другим, непосредственно не воспринимаемым в данный момент (сравнение по представ­лению): автобус и трамвай, река и пруд, газета и письмо, сквер и лес.
Эффективность наблюдения обеспечивается при выполнении следующих требований:а)объект наблюдения должен быть интересен для детей, б) должна быть ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения; в)планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов; г)объект наблюдается в таких условиях, которые позво­ляют выявить его характерные особенности. Поэтому по возможности следует проводить наблюдения в естествен­ной обстановке (кролика лучше наблюдать на лужайке дет­ского сада, а не в групповой комнате и т.п.; д) учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения; е) наблюдение должно сопровождаться точным словом: называть предметы, их признаки, действия; ж)усвоенные в процессе наблюдения знания должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей (в переска­зывании, рисовании, лепке, художественном труде, игре).
Педагог вопросами направляет внимание детей на те или иные стороны наблюдаемых объектов, объясняет связи меж­ду явлениями. Необходимо поощрять проговаривание деть­ми названий объектов, действий, при­знаков, благодаря чему формируются более полные и осознанные представления, обогащается словарь, развивается связная речь. По ходу наблюдения следует давать краткие пояснения, можно обратиться к строчке стихотворения, пословице, народной примете. Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдение, ведет к образованию у ребенка формальных знаний, не име­ющих под собой прочной чувственной основы

2. Рассматривание картин, репродукций картин и картинок
Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент – знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). На картине можно подробно рассмотреть предмет, его составные час­ти, выявить свойства, которые в жизни ребенку удается за­метить не всегда. Благодаря этому осуществляются уточнение, расширение, углубление представлений об окружа­ющем мире.Рассматривание картин помогает развивать наблюдательность, мыслитель­ные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащает речь, оказывает влияние на интересы ребенка. Картин­а дает пищу для воображения, творческой деятельности ребенка.
Большую роль демонстрация картин, репродукций картин играет в расширении кругозора детей, поскольку появляется воз­можность дать представление о тех событиях, явлениях, предметах, которых нет в опыте обучаемых. Например, живот­ные разных географических широт, события прошлых лет, труд взрослых, города и страны и многое другое. В дошкольном учреждении используются разные виды картин.Прежде всего - это специально созданные дидакти­ческие картины, часто объединенные в специальные серии (о временах года, животном мире и др.). Приобщению детей к культуре, искусству служат репродукции картин известных художников(например, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Золотая осень», «Март» И. И. Левитана, «Иван-царевич на Сером Волке», «Аленушка» В.М.Васнецова и др.). В каче­стве наглядного средства обучения используется и книжная графика (иллюстрации в книге), с помощью которой ожива­ют герои произведения, возникают страны и города, где про­исходят события. Кроме того, педагог подбирает предмет­ные картинки, классифицирует их по темам («Игрушки», «Транспорт», «Труд взрослых», «Животные», «Наш город» и др.)» оформляет и использует для индивидуальных заня­тий с детьми, а также в качестве раздаточного материала для групповых и фронтальных занятий.

3. Демонстрация слайдов, диафильмов, кинофильмов, видеофильмов
Наглядный метод: демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:
1) расширение знаний детей и развитие их речи;
2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.
В учебных целях на занятиях демонстрируются слай­ды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютер­ные программы. С помощью слайдов может иллюстриро­ваться рассказ педагога, что сделает его убедительнее, ярче. Диафильмы и видеофильмы дают возможность при­общать детей к учебному кино, особенностью которого является познавательное содержание.
В работе с дошкольниками используются два вида учебных фильмов: очерковые и сюжетные.
Примером могут служить фильмы «Откуда хлеб пришел», «Кружка молока» и др. Восприятие такого фильма требует подготовки детей, постановки перед ними вопросов, на которые они должны ответить после про­смотра. Поэтому демонстрация фильма - это часть занятия, длительность которого не превышает 10 мин.
Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующих этапов:
– предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм;
– после просмотра фильма в короткой беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи,

– через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно восприняты или поняты;
– после повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ – выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.

4. Наглядные приемы обучения: показ способов действий, показ образца
Эти приемы основаны в значительной мере на подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений. Показ действий, способов работы, последователь­ности ее выполнения применяется на физкультурных, музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной дея­тельности, в трудовом обучении. Этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направля­ет их внимание, память, мышление. Показ должен быть чет­ким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое дви­жение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие воспитатель обозначает словом: «Делаю лунку в земле, но не очень глубокую. Теперь осторожно беру чере­нок».Слово должно дополнять движение, характеризовать его направление. Иногда к показу отдель­ных движений, действий педагог привлекает кого-то из вос­питанников, подготовив ребенка заранее.

Показ образца используется в обучении изобрази­тельной деятельности, труду, особенно ручному, художе­ственному. Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы выполнения.
Педагог должен показывать только те действия и способы работы, которые представляются для них новыми.
В зависимости от уровня знаний и умений воспитанни­ков педагог предлагает им или полный образец (первичное обучение приемам), или частичный (только новые элемен­ты), или несколько образцов на выбор (творческое вопло­щение ранее усвоенных приемов).

 

 

40. Назовите словесные методы и приемы обучения. Раскройте их суть. Обоснуйте выбор педагогом словесных методов обучения.

Онипозволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними
учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами. Чисто словесные ме­тоды в обучении дошкольников имеют ограниченное зна­чение. По мере накопления детьми опыта объем на­глядного материала может сокращаться, так как у них постепенно развивается умение понимать учебный мате­риал, который излагается преимущественно в словесной форме.

1. Рассказ педагога -важнейший метод, ко­торый позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал (о текущих событиях; о временах года; о писателях, композиторах и т.п.) В ка­честве материала для рассказов используются рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Тол­стого, В.В. Бианки, В.А. Осеевой и др., рассказы педагога из личного опыта «Моя первая учительница», «Игры моего детства», «Моя любимая игрушка», «Мои друзья» и др. Требования к рассказу: а) должен содержать только достоверные и научно проверенные факты; б) включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений; в) иметь четкую логику изложения; г) быть эмоциональным; д) излагаться простым и доступным языком; е) отражать элементы личной оценки и отношения воспитателя к излагаемым фактам, событиям.

2. Беседа применяется, если у детей име­ются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточ­няются, обогащаются, систематизируются, формируются умения слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточен­ности мышления, внимания, умения управлять своим по­ведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержа­ние беседы педагог воспитывает чувства детей, форми­рует отношение к событиям, о которых идет речь.
По содержанию различаются два вида бесед: этичес­кие и познавательные. Этические беседы имеют целью воспитание нравствен­ных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, проводятся толь­ко с детьми старшего дошкольного возраста, целесообразно соединять с чтением худо­жественного произведения, показом иллюстраций, демонстрацией фильма.
Познава­тельные беседы используют со средней группы, их тематика определяется програм­мой обучения. Она также тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, сокружающей природой и трудом взрослых.
По дидактическим целям выделяют беседы вводные (подготовить детей к предстоящей деятельности, наблю­дению) и обобщающие (итоговые- с целью систематизации знаний, при­обретенных детьми по теме на протяжении достаточно большого отрез­ка времени). Например, в старшей группе велась образо­вательная работа по теме «Наши защитники». Детям читали художественную литературу, они оформили аль­бом о своих родственниках, которые были участ­никами войны. В альбом поместили их фотографии, а также рассказы детей о них. Дети смотрели фрагменты видеофильмов о Великой Отечественной войне, слушали песни военных лет. Состоялась экскурсия к Вечному огню. Дети лепили, рисовали. Таким образом, было усвоено много знаний, умений, накоплено творческих работ, в которых отразились новые знания и умения, а также чув­ства детей. После этого педагог проводит обобщающую беседу. В процессе беседы детям предлагаются вопросы, направленные на установление связей, отношений, обобщение усвоенных знаний, рассказы педа­гога и детей, чтение стихотворений, слушание музыки, комментирование наглядного материала.

3. Чтение художественной литературы.Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важ­нейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти. В дошкольном обуче­нии чтение художественных произведений формирует у детей способнос­ть к восприятию и осознанию художественного произве­дения. Требования к применению данного метода: а) необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрас­ту и уровню развития детей;

б) педагог подготавливает де­тей к восприятию произведения краткой беседой, ставит перед ними учебно-познавательную задачу; в) следует про­думывать сочетания чтения с другими методами, в част­ности с наглядными (здесь те же правила, которые каса­ются и метода рассказа); г) после чтения проводится бесе­да, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения. В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитан­ников.

4. В процессе обучения используются словесные при­емы:вопросы к детям, указание, поясне­ние, объяснение, педагогическая оценка. В обучении дошкольников необходимо сочетать раз­ные типы вопросов:
- требующие простой констатации известных ребен­ку фактов (типа кто?, что?, какой?, где?, когда?);
- побуждающие детей к мыслительной деятельности, к формулировке умозаключений, выводов (типа почему?, зачем?, отчего?, с какой целью?).
Вопросы должны быть определенными, предполага­ющими тот или иной ответ ребенка; точными по форму­лировке, краткими.

 

41. Перечислите практические методы обучения. Раскройте их содержание. Приведите примеры использования элементарных опытов в обучении старших дошкольников.

К практическим методам обучения относятся:

· Упражнения

· Моделирование

· Элементарные опыты

 

УПРАЖНЕНИЯ. Упражнение – это многократное повторение ребёнком умственных и практических действий заданного содержания. Это применение знаний в действии. В соответствии с учебными задачами воспитатель может использовать упражнения, требующие от детей разной степени активности и самостоятельности, В зависимости от этого упражнения бывают:

а) упражнения подражательно-исполнительского характера: воспитатель ставит конкретную задачу, показывает способ её решения, определяет критерии для оценки результата; б) упражнения конструктивного характера: их своеобразие состоит в переносе усвоенного способа действия на новое содержание, вначале близкое, а затем и более далёкое; в) упражнения творческого характера: предполагают использование усвоенных способов в новых условиях, а также использование новых действий и операций, которым дети не обучались.

Последовательный переход от подражательно-исполнительских упражнений к творческим обеспечивает усвоение знаний и рациональных способов действий, развитие умственной и практической самостоятельности детей.

Существуют следующие правила проведения упражнений с дошкольниками:

1. чёткость и ясность постановки перед детьми учебной задачи, показ способов выполнения, расчленённость показа с учётом возможностей детей разных возрастных групп. Малыши воспроизводят каждый элемент или операцию сразу же после их показа взрослым, дети средней группы способны к воспроизведению всего упражнения после его показа, с непосредственным повторением в ходе показа и объяснения наиболее трудных элементов; дети старшего дошкольного возраста способны воспроизводить действия на основе словесного пояснения с показом лишь новых элементов;

2. постоянное усложнение упражнений с учётом меры посильности;

3. дифференцированный анализ и оценка результатов упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей;

4. определение доступных детям критериев самоконтроля хода упражнения и самооценки результатов;

5. многократное повторение упражнений;

6. распределения повторения упражнений во времени с целью предупреждения их забывания.

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ.Моделирование – процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Моделирование позволяет делать наглядным скрытое от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний. К модели предъявляются следующие требования:

· модель должна чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания: быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

· модель должна быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;

· модель должна облегчать познание.

В дидактике выделены 3 вида моделей:

1. предметная модель – физическая конструкция, предмет или предметы, закономерно связанные. Модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов (модель постройки, фигуры человека с подвижным сочленением туловища и конечностей);

2. предметно-схематическая модель – выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов-заместителей и графических знаков (модель понятия о покровительственной окраске как проявлении связи животного со средой);

3. графическая модель – графики, схемы, формулы и т. п.

Модель не может быть единственным методом познания, она используется тогда, когда нужно вскрыть для детей то или иное существенное содержание в объекте. Предварительно нужно всегда ознакомить детей с реальным предметом, явлением. У детей должны быть сформирован и определённый уровень умственной деятельности: умения анализировать, абстрагировать особенности предметов, умения устанавливать связи.

 

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОПЫТЫ,Элементарные опыты используются как метод обучения начиная со средней группы. Элементарные опыты – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т.д. Опыты проводятся в 4 этапа: 1) постановка проблемы, 2) анализ задачи (выявление известного и неизвестного), при этом воспитатель подводит детей к убеждению, что они не располагают достаточными знаниями для решения задачи; 3) проведение опыта; 4) обсуждение итогов, формулировка выводов.

Участие детей в элементарных опытах требует сложной аналитико-синтетической деятельности мышления, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и т.д. В ходе опытов эти умения и формируются. Поэтому данный метод чаще используют в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. С малышами используются отдельные поисковые действия.

 

 

42. Перечислите игровые методы обучения. Дайте им характеристику. Приведите примеры использования игровых приемов обучения.

Достоинство игровых методов и приемов обучения зак­лючается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче

Игровые методы:
1) дидактическая игра,
2) воображаемая ситуация в развернутом виде,
3)Игровые приемы (см. ниже).

1)Наиболее распространенным игровым методом является дидактическая игра. Ей присущи две функции в процессе обучения (А. П.Усова, В. Н. Аванесова).
Первая функция- совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспро­изводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Например, дети различают и называют цвета, а в дидактической игре «Све­тофор» эти знания перестраиваются в соответствии с усво­ением правил уличного движения.
Сущность второй функ­циидидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания. Так, на­пример, в игре «Север, юг, восток, запад» (автор И. С. Фрейдкин) дошкольники учатся ориентироваться по компасу, ис­пользовать модели (схемы маршрута).
2) В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действи­ями, соответствующим игровым оборудованием. Напри­мер, для совершенствования знаний о растениях, развития связной речи проводится игра «Магазин цветов», для уточ­нения знаний о родном городе - игра-путешествие, для обо­гащения представлений о декоративно-прикладном искус­стве - игры «Выставка», «Магазин сувениров», «Путеше­ствие в прошлое».
3) Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы. Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, кото­рое является прологом всякого познания (вдруг воспита­тель «превратился» в Лисичку со скалочкой и от ее лица рассказывает о своих «приключениях», вдруг раздался стук в дверь и вошел Винни-Пух).На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотво­рений, бытовые сценки, элементы драматизации.

Игровые приемы:

· вне­запное появление объектов, игрушек, вы­полнение воспитателем различных игро­вых действий;

· загадывание и отгадывание загадок;

· введение элемен­тов соревнования;

· Внесение игрушек;

· Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками);

· Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит");

· сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает);

· Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом). Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает);

· интригующие обстановки;

· элементы драматизации, инсценировки.

 

43. Перечислите типы занятий. Охарактеризуйте структурные части занятия. Проанализируйте требования к организации занятий.

Структура занятия.

 

Структурные элементы Содержание  
Начало занятия (включая и организационный момент). Цель: вызвать интерес детей к содержанию занятия; собрать внимание детей; раскрыть перед детьми учебную задачу. Включает: формулировку цели, задач, объяснение путей их достижения (рассказ, показ способа действия, показ образца и др.) Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания). Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)
Ход занятия. Основная часть занятия:     Цель: усвоение знаний и умений, кот орые определены учебной задачей. Включает самостоятельную умственную и практическую деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение).
Окончаниезанятия   Цель: подведение итога, оценка результатов учебной деятельности детей. Включает (анализ выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз. . В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.  

Требования к занятиям

1. Гигиенические:

- Занятия проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении.

- Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы, что ведет к неправильному положения позвоночника и развитию близорукости.

- Воспитатель не должен допускать переутомления детей на занятиях. Необходимо предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

- После занятия с пластилином, землей, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.

2. Дидактические:

- Точно определить образовательные задачи занятия, его место в общей системе занятий.

- Творчески использовать на занятии все дидактические принципы в единстве.

- Определить оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей.

- Выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия.

- Обеспечить познавательную активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия.

- Систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

3. Организационные:

- Иметь в наличие продуманный план проведения занятия.

- Четко определить цель и дидактические задачи занятия.

- Грамотно подбирать и рационально использовать средства обучения, в том число ТСО.

- Поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.

 

44. Назовите формы организации детей в процессе обучения, охарактеризуйте их. Обоснуйте выбор форм обучения воспитателем.

Требования к занятиям

1. Гигиенические:

- Занятия проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении.

- Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы, что ведет к неправильному положения позвоночника и развитию близорукости.

- Воспитатель не должен допускать переутомления детей на занятиях. Необходимо предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.

- После занятия с пластилином, землей, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.

2. Дидактические:

- Точно определить образовательные задачи занятия, его место в общей системе занятий.

- Творчески использовать на занятии все дидактические принципы в единстве.

- Определить оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей.

- Выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия.

- Обеспечить познавательную активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия.

- Систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

3. Организационные:

- Иметь в наличие продуманный план проведения занятия.

- Четко определить цель и дидактические задачи занятия.

- Грамотно подбирать и рационально использовать средства обучения, в том число ТСО.

- Поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.

Подготовка воспитателя к занятиям.

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.

Планирование занятий. Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия. Составить план – конспект, который включает в себя: программное содержание (образовательные задачи), оборудование, предварительную работу с детьми (если необходимо), ход занятия и методические приёмы. Планировать необходимо не одно занятие, а систему, посте

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 478

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...