Структура учебной деятельности
Анализ учебной деятельности, проведённый Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно:
учебную задачу.
учебные действия.
контроль.
оценку.
· Учебная задача - это то, что ребёнок должен освоить.
· Учебное действие - это изменения учебного материала, необходимые для его освоения ребёнком, это то, что ребёнок должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.
· контроль - это указание на то, правильно ли ребёнок осуществляет действие, соответствующее образцу.
· оценка- определение того, достиг ли ребёнок результата или нет.
А.П.Усова на основе проведенных опытов и обширного исследовательского материала выделила конкретные признаки овладения учебной деятельностью дошкольниками. Условно их распределили по трем уровням, характеризующим различную степень развития:
К первому уровню относят детей: которые
1 слушают указания
2 руководствуются ими в работе
3 в случае непонимания задают вопросы
4 правильно оценивают работу других
5 правильно оценивают работу собственную
6 достигают нужных результатов
Ко второму уровню относят детей которые:
1 слушают указания, условно придерживаются их в работе
2 самоконтроль неустойчив, осуществляется через работу других детей
3 при выполнении работы склонны к подражанию другим детям
4 результаты условны
К третьему уровню относят детей:
1 слушают указания, но как бы не слышат
2 не руководствуются ими в работе
3 к оценки нечувствительны
4 результата не достигают.
38. Дайте определение понятия «дидактические принципы» в дошкольном образовании. Раскройте сущность дидактических принципов. Обоснуйте необходимость применения дидактических принципов в учебной деятельности педагога.
Принципы обучения – это исходные положения, которыми руководствуется воспитатель при отборе содержания, организации и методов обучения. К принципам дошкольной дидактики относятся:
1. Принцип воспитывающего характера обучения. Правильно организованное обучение всегда носит воспитывающий характер. В процессе обучения дети не только получают знания, но и у них формируются нравственные качества, развивается эстетический вкус, воспитывается трудолюбие.
2. Принцип научности. У ребёнка нужно формировать реальные знания, правильно отражающие действительность. Эти знания не должны вступать в противоречия с теми, которые будут давать в школе. Со временем они станут основой для формирования научных знаний.
3. Принцип наглядности. Необходимость этого принципа объясняется тем, что у дошкольника мышление наглядное. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и – ребёнок усвоит их на лету». Сделать обучение наглядным – это значит создать зрительные образы, обеспечить наблюдение предметов и явлений, организовать ребёнку практическую деятельность, связать обучение с жизнью.
4. Принцип доступности. То , чему учит воспитатель детей, должно быть им понятно, соответствовать их возрасту и развитию. Доступное нельзя отождествлять с лёгким. Доступное обучение – это значит посильное, но и вызывающее некоторое напряжение умственных сил.
5. Принцип активности и сознательности. Необходимо так организовать обучение дошкольника, чтобы вызвать у них интерес к учению, стремление узнать новое, способность высказывать свою точку зрения, критическое мышление.
6. Принцип систематичности и последовательности. В обучении следует идти от лёгкого к более трудному, от известного к сложному, от близкого к далёкому. Систематичность в обучении требует, чтобы дети овладевали знаниями в определённом порядке, постепенно и последовательно. Последовательность – усвоение нового опирается на уже имеющиеся знания и подготавливает усвоение последующих знаний.
7. Принцип связи обучения с жизнью. Приобретённые знания нужно использовать в игре, труде, в быту, на занятиях.
8. Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей в обучении. Дошкольники существенно отличаются друг от друга по знаниям, умениям, логике и быстроте мышления, поведению и т.п. Индивидуальные отличия объясняются различными природными особенностями, а также разными условиями жизни и воспитания. Индивидуальный подход нужен для развития в каждом ребёнке его задатков, способностей, а также предупреждения влияния на его развитие неблагоприятных обстоятельств.
9. Принцип развивающего обучения. Современная педагогика и психология доказали, что умственное развитие ребёнка зависит от обучения. Лев Семёнович Выготский говорил о том, что обучение должно идти впереди развития и тянуть его за собой. Эта теория известна под названием «зоны ближайшего развития».
Принципы обучения - категория исторические. По мере развития психолого-педагогический неуки и совершенствования практики появляются новые законы процесса обучения и на их основе разрабатываются новые принципы обучения.
Содержание, методы и формы организации учебной работы в детском саду находятся в существенной зависимости от дидактических принципов.
39. Назовите наглядные методы и приемы обучения. Раскройте их суть. Обоснуйте выбор педагогом метода обучения.
К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся:
1) наблюдение;
2) рассматривание картин;
3) демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов; 4) некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.
1. Наблюдение Наблюдение – один из ведущих методов дошкольного обучения.
Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребенка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредоточиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом. Наблюдение имеет важное значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления, воображения. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление. Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях. Однако педагог должен уметь использовать для организации наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, восхищение, наслаждение красотой и т.д.). Например, на участок прилетела стайка снегирей, на небе появилась радуга, рабочие ремонтируют крышу веранды и т.
Наблюдения бывают:
кратковременные и длительные , а также повторные и сравнительные.
Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта (строительство дома; птицы, прилетающие на участок дошкольного учреждения; растение, выращиваемое в уголке природы или на огороде, в цветнике). Сравнительные наблюдения представляют особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Детям среднего дошкольного возраста предлагают для сравнения два непосредственно наблюдаемых объекта: воробья и ворону, березу и ель. Старшие дошкольники могут сравнивать наблюдаемый объект с другим, непосредственно не воспринимаемым в данный момент (сравнение по представлению): автобус и трамвай, река и пруд, газета и письмо, сквер и лес. Эффективность наблюдения обеспечивается при выполнении следующих требований:а)объект наблюдения должен быть интересен для детей, б) должна быть ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения; в)планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов; г)объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности. Поэтому по возможности следует проводить наблюдения в естественной обстановке (кролика лучше наблюдать на лужайке детского сада, а не в групповой комнате и т.п.; д) учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения; е) наблюдение должно сопровождаться точным словом: называть предметы, их признаки, действия; ж)усвоенные в процессе наблюдения знания должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей (в пересказывании, рисовании, лепке, художественном труде, игре). Педагог вопросами направляет внимание детей на те или иные стороны наблюдаемых объектов, объясняет связи между явлениями. Необходимо поощрять проговаривание детьми названий объектов, действий, признаков, благодаря чему формируются более полные и осознанные представления, обогащается словарь, развивается связная речь. По ходу наблюдения следует давать краткие пояснения, можно обратиться к строчке стихотворения, пословице, народной примете. Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдение, ведет к образованию у ребенка формальных знаний, не имеющих под собой прочной чувственной основы
2. Рассматривание картин, репродукций картин и картинок Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент – знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). На картине можно подробно рассмотреть предмет, его составные части, выявить свойства, которые в жизни ребенку удается заметить не всегда. Благодаря этому осуществляются уточнение, расширение, углубление представлений об окружающем мире.Рассматривание картин помогает развивать наблюдательность, мыслительные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащает речь, оказывает влияние на интересы ребенка. Картина дает пищу для воображения, творческой деятельности ребенка. Большую роль демонстрация картин, репродукций картин играет в расширении кругозора детей, поскольку появляется возможность дать представление о тех событиях, явлениях, предметах, которых нет в опыте обучаемых. Например, животные разных географических широт, события прошлых лет, труд взрослых, города и страны и многое другое. В дошкольном учреждении используются разные виды картин.Прежде всего - это специально созданные дидактические картины, часто объединенные в специальные серии (о временах года, животном мире и др.). Приобщению детей к культуре, искусству служат репродукции картин известных художников(например, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Золотая осень», «Март» И. И. Левитана, «Иван-царевич на Сером Волке», «Аленушка» В.М.Васнецова и др.). В качестве наглядного средства обучения используется и книжная графика (иллюстрации в книге), с помощью которой оживают герои произведения, возникают страны и города, где происходят события. Кроме того, педагог подбирает предметные картинки, классифицирует их по темам («Игрушки», «Транспорт», «Труд взрослых», «Животные», «Наш город» и др.)» оформляет и использует для индивидуальных занятий с детьми, а также в качестве раздаточного материала для групповых и фронтальных занятий.
3. Демонстрация слайдов, диафильмов, кинофильмов, видеофильмов Наглядный метод: демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач: 1) расширение знаний детей и развитие их речи; 2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию. В учебных целях на занятиях демонстрируются слайды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютерные программы. С помощью слайдов может иллюстрироваться рассказ педагога, что сделает его убедительнее, ярче. Диафильмы и видеофильмы дают возможность приобщать детей к учебному кино, особенностью которого является познавательное содержание. В работе с дошкольниками используются два вида учебных фильмов: очерковые и сюжетные. Примером могут служить фильмы «Откуда хлеб пришел», «Кружка молока» и др. Восприятие такого фильма требует подготовки детей, постановки перед ними вопросов, на которые они должны ответить после просмотра. Поэтому демонстрация фильма - это часть занятия, длительность которого не превышает 10 мин. Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующих этапов: – предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм; – после просмотра фильма в короткой беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи,
– через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно восприняты или поняты; – после повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ – выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.
4. Наглядные приемы обучения: показ способов действий, показ образца Эти приемы основаны в значительной мере на подражании и его роли в усвоении ребенком знаний и умений. Показ действий, способов работы, последовательности ее выполнения применяется на физкультурных, музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, в трудовом обучении. Этот прием раскрывает перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие воспитатель обозначает словом: «Делаю лунку в земле, но не очень глубокую. Теперь осторожно беру черенок».Слово должно дополнять движение, характеризовать его направление. Иногда к показу отдельных движений, действий педагог привлекает кого-то из воспитанников, подготовив ребенка заранее.
Показ образца используется в обучении изобразительной деятельности, труду, особенно ручному, художественному. Педагог привлекает детей к анализу образца, определяет этапы выполнения. Педагог должен показывать только те действия и способы работы, которые представляются для них новыми. В зависимости от уровня знаний и умений воспитанников педагог предлагает им или полный образец (первичное обучение приемам), или частичный (только новые элементы), или несколько образцов на выбор (творческое воплощение ранее усвоенных приемов).
40. Назовите словесные методы и приемы обучения. Раскройте их суть. Обоснуйте выбор педагогом словесных методов обучения.
Онипозволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение. По мере накопления детьми опыта объем наглядного материала может сокращаться, так как у них постепенно развивается умение понимать учебный материал, который излагается преимущественно в словесной форме.
1. Рассказ педагога -важнейший метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал (о текущих событиях; о временах года; о писателях, композиторах и т.п.) В качестве материала для рассказов используются рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.В. Бианки, В.А. Осеевой и др., рассказы педагога из личного опыта «Моя первая учительница», «Игры моего детства», «Моя любимая игрушка», «Мои друзья» и др. Требования к рассказу: а) должен содержать только достоверные и научно проверенные факты; б) включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений; в) иметь четкую логику изложения; г) быть эмоциональным; д) излагаться простым и доступным языком; е) отражать элементы личной оценки и отношения воспитателя к излагаемым фактам, событиям.
2. Беседа применяется, если у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена. В ходе беседы знания детей уточняются, обогащаются, систематизируются, формируются умения слушать друг друга, не перебивать, дополнять, но не повторять то, что уже было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания. Беседа требует сосредоточенности мышления, внимания, умения управлять своим поведением. Она учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения. Через содержание беседы педагог воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь. По содержанию различаются два вида бесед: этические и познавательные. Этические беседы имеют целью воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста, целесообразно соединять с чтением художественного произведения, показом иллюстраций, демонстрацией фильма. Познавательные беседы используют со средней группы, их тематика определяется программой обучения. Она также тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, сокружающей природой и трудом взрослых. По дидактическим целям выделяют беседы вводные (подготовить детей к предстоящей деятельности, наблюдению) и обобщающие (итоговые- с целью систематизации знаний, приобретенных детьми по теме на протяжении достаточно большого отрезка времени). Например, в старшей группе велась образовательная работа по теме «Наши защитники». Детям читали художественную литературу, они оформили альбом о своих родственниках, которые были участниками войны. В альбом поместили их фотографии, а также рассказы детей о них. Дети смотрели фрагменты видеофильмов о Великой Отечественной войне, слушали песни военных лет. Состоялась экскурсия к Вечному огню. Дети лепили, рисовали. Таким образом, было усвоено много знаний, умений, накоплено творческих работ, в которых отразились новые знания и умения, а также чувства детей. После этого педагог проводит обобщающую беседу. В процессе беседы детям предлагаются вопросы, направленные на установление связей, отношений, обобщение усвоенных знаний, рассказы педагога и детей, чтение стихотворений, слушание музыки, комментирование наглядного материала.
3. Чтение художественной литературы.Художественная литература - источник знаний об окружающем мире, важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти. В дошкольном обучении чтение художественных произведений формирует у детей способность к восприятию и осознанию художественного произведения. Требования к применению данного метода: а) необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей;
б) педагог подготавливает детей к восприятию произведения краткой беседой, ставит перед ними учебно-познавательную задачу; в) следует продумывать сочетания чтения с другими методами, в частности с наглядными (здесь те же правила, которые касаются и метода рассказа); г) после чтения проводится беседа, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения. В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.
4. В процессе обучения используются словесные приемы:вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка. В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов: - требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа кто?, что?, какой?, где?, когда?); - побуждающие детей к мыслительной деятельности, к формулировке умозаключений, выводов (типа почему?, зачем?, отчего?, с какой целью?). Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка; точными по формулировке, краткими.
41. Перечислите практические методы обучения. Раскройте их содержание. Приведите примеры использования элементарных опытов в обучении старших дошкольников.
К практическим методам обучения относятся:
· Упражнения
· Моделирование
· Элементарные опыты
УПРАЖНЕНИЯ. Упражнение – это многократное повторение ребёнком умственных и практических действий заданного содержания. Это применение знаний в действии. В соответствии с учебными задачами воспитатель может использовать упражнения, требующие от детей разной степени активности и самостоятельности, В зависимости от этого упражнения бывают:
а) упражнения подражательно-исполнительского характера: воспитатель ставит конкретную задачу, показывает способ её решения, определяет критерии для оценки результата; б) упражнения конструктивного характера: их своеобразие состоит в переносе усвоенного способа действия на новое содержание, вначале близкое, а затем и более далёкое; в) упражнения творческого характера: предполагают использование усвоенных способов в новых условиях, а также использование новых действий и операций, которым дети не обучались.
Последовательный переход от подражательно-исполнительских упражнений к творческим обеспечивает усвоение знаний и рациональных способов действий, развитие умственной и практической самостоятельности детей.
Существуют следующие правила проведения упражнений с дошкольниками:
1. чёткость и ясность постановки перед детьми учебной задачи, показ способов выполнения, расчленённость показа с учётом возможностей детей разных возрастных групп. Малыши воспроизводят каждый элемент или операцию сразу же после их показа взрослым, дети средней группы способны к воспроизведению всего упражнения после его показа, с непосредственным повторением в ходе показа и объяснения наиболее трудных элементов; дети старшего дошкольного возраста способны воспроизводить действия на основе словесного пояснения с показом лишь новых элементов;
2. постоянное усложнение упражнений с учётом меры посильности;
3. дифференцированный анализ и оценка результатов упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей;
4. определение доступных детям критериев самоконтроля хода упражнения и самооценки результатов;
5. многократное повторение упражнений;
6. распределения повторения упражнений во времени с целью предупреждения их забывания.
МОДЕЛИРОВАНИЕ.Моделирование – процесс создания моделей и их использование для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Моделирование позволяет делать наглядным скрытое от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний. К модели предъявляются следующие требования:
· модель должна чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания: быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
· модель должна быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней;
· модель должна облегчать познание.
В дидактике выделены 3 вида моделей:
1. предметная модель – физическая конструкция, предмет или предметы, закономерно связанные. Модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения частей в пространстве, взаимосвязь объектов (модель постройки, фигуры человека с подвижным сочленением туловища и конечностей);
2. предметно-схематическая модель – выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются с помощью предметов-заместителей и графических знаков (модель понятия о покровительственной окраске как проявлении связи животного со средой);
3. графическая модель – графики, схемы, формулы и т. п.
Модель не может быть единственным методом познания, она используется тогда, когда нужно вскрыть для детей то или иное существенное содержание в объекте. Предварительно нужно всегда ознакомить детей с реальным предметом, явлением. У детей должны быть сформирован и определённый уровень умственной деятельности: умения анализировать, абстрагировать особенности предметов, умения устанавливать связи.
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОПЫТЫ,Элементарные опыты используются как метод обучения начиная со средней группы. Элементарные опыты – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т.д. Опыты проводятся в 4 этапа: 1) постановка проблемы, 2) анализ задачи (выявление известного и неизвестного), при этом воспитатель подводит детей к убеждению, что они не располагают достаточными знаниями для решения задачи; 3) проведение опыта; 4) обсуждение итогов, формулировка выводов.
Участие детей в элементарных опытах требует сложной аналитико-синтетической деятельности мышления, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и т.д. В ходе опытов эти умения и формируются. Поэтому данный метод чаще используют в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. С малышами используются отдельные поисковые действия.
42. Перечислите игровые методы обучения. Дайте им характеристику. Приведите примеры использования игровых приемов обучения.
Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче
Игровые методы: 1) дидактическая игра, 2) воображаемая ситуация в развернутом виде, 3)Игровые приемы (см. ниже).
1)Наиболее распространенным игровым методом является дидактическая игра. Ей присущи две функции в процессе обучения (А. П.Усова, В. Н. Аванесова). Первая функция- совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Например, дети различают и называют цвета, а в дидактической игре «Светофор» эти знания перестраиваются в соответствии с усвоением правил уличного движения. Сущность второй функциидидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания. Так, например, в игре «Север, юг, восток, запад» (автор И. С. Фрейдкин) дошкольники учатся ориентироваться по компасу, использовать модели (схемы маршрута). 2) В качестве игрового метода используется воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Например, для совершенствования знаний о растениях, развития связной речи проводится игра «Магазин цветов», для уточнения знаний о родном городе - игра-путешествие, для обогащения представлений о декоративно-прикладном искусстве - игры «Выставка», «Магазин сувениров», «Путешествие в прошлое». 3) Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы. Эти приемы своей неожиданностью, необычностью вызывают острое чувство удивления, которое является прологом всякого познания (вдруг воспитатель «превратился» в Лисичку со скалочкой и от ее лица рассказывает о своих «приключениях», вдруг раздался стук в дверь и вошел Винни-Пух).На большом эмоциональном подъеме проходят занятия, включающие инсценировки коротких рассказов, стихотворений, бытовые сценки, элементы драматизации.
Игровые приемы:
· внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий;
· загадывание и отгадывание загадок;
· введение элементов соревнования;
· Внесение игрушек;
· Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками);
· Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения "Уронили Мишку на пол", дидактическая игра "Скажи, что звучит");
· сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" - воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает);
· Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом). Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает);
· интригующие обстановки;
· элементы драматизации, инсценировки.
43. Перечислите типы занятий. Охарактеризуйте структурные части занятия. Проанализируйте требования к организации занятий.
Структура занятия.
Структурные элементы
| Содержание
| Начало занятия (включая и организационный момент).
| Цель: вызвать интерес детей к содержанию занятия; собрать внимание детей; раскрыть перед детьми учебную задачу.
Включает: формулировку цели, задач, объяснение путей их достижения (рассказ, показ способа действия, показ образца и др.) Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания). Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)
| Ход занятия. Основная часть занятия:
| Цель: усвоение знаний и умений, кот орые определены учебной задачей.
Включает самостоятельную умственную и практическую деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение).
| Окончаниезанятия
| Цель: подведение итога, оценка результатов учебной деятельности детей.
Включает (анализ выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз.
. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
|
Требования к занятиям
1. Гигиенические:
- Занятия проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении.
- Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы, что ведет к неправильному положения позвоночника и развитию близорукости.
- Воспитатель не должен допускать переутомления детей на занятиях. Необходимо предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
- После занятия с пластилином, землей, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.
2. Дидактические:
- Точно определить образовательные задачи занятия, его место в общей системе занятий.
- Творчески использовать на занятии все дидактические принципы в единстве.
- Определить оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей.
- Выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия.
- Обеспечить познавательную активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия.
- Систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
3. Организационные:
- Иметь в наличие продуманный план проведения занятия.
- Четко определить цель и дидактические задачи занятия.
- Грамотно подбирать и рационально использовать средства обучения, в том число ТСО.
- Поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.
44. Назовите формы организации детей в процессе обучения, охарактеризуйте их. Обоснуйте выбор форм обучения воспитателем.
Требования к занятиям
1. Гигиенические:
- Занятия проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении.
- Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы, что ведет к неправильному положения позвоночника и развитию близорукости.
- Воспитатель не должен допускать переутомления детей на занятиях. Необходимо предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
- После занятия с пластилином, землей, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.
2. Дидактические:
- Точно определить образовательные задачи занятия, его место в общей системе занятий.
- Творчески использовать на занятии все дидактические принципы в единстве.
- Определить оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей.
- Выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия.
- Обеспечить познавательную активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия.
- Систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
3. Организационные:
- Иметь в наличие продуманный план проведения занятия.
- Четко определить цель и дидактические задачи занятия.
- Грамотно подбирать и рационально использовать средства обучения, в том число ТСО.
- Поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.
Подготовка воспитателя к занятиям.
Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию.
Планирование занятий. Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия. Составить план – конспект, который включает в себя: программное содержание (образовательные задачи), оборудование, предварительную работу с детьми (если необходимо), ход занятия и методические приёмы. Планировать необходимо не одно занятие, а систему, посте
|