Роль ведущего (модератора) в любых дискуссионных формах состоит в том, чтобы с помощью ненавязчивого руководства процессом помочь группе (аудитории) достигать поставленных целей и решать стоящие перед ними проблемы.
С помощью каких действий можно этого добиваться?
§ Организуйте (в случаях, когда это необходимо) знакомство и представление участников друг другу, включая и самого себя.
§ Оставайтесь спокойным, собранным, доброжелательным: аудитории обязательно передастся ваше состояние уверенности.
§ Четко установите регламент работы и следуйте ему, не будучи слишком авторитарным (будьте готовы к тому, чтобы в определенных случаях проявлять гибкость, но сообщайте об этом или советуйтесь с группой).
§ Вы должны сделать так, чтобы участники понимали стоящую перед ними задачу, были с ней согласны и придерживались ее.
§ Внимательно слушайте то, что будут говорить участники.
§ Периодически проверяйте (с помощью вопросов в зал) ожидания участников и насколько их ожидания оправдываются.
§ Реагируйте на групповую динамику (обращайте внимание и на невербальную информацию), мягко, но определенно останавливайте доминирование одних участников над другими, ненавязчиво подбадривайте робких.
§ В случаях возникновения конфликта старайтесь установить мир.
§ Будьте чувствительны к сомнительным/небезопасным ситуациям и оказывайте участникам свою поддержку.
§ Вовлекайте участников в процесс.
§ Помогайте работе группы, обобщая и, если это уместно, подводя итог сказанному.
§ Указывайте на вклад каждого участника и благодарите всех.
Задачи ведущего (модератора):
§ тщательно продумать план и регламент дискуссии;
§ отточить формулировки, касающиеся постановки проблемы;
§ обладать определенными знаниями по теме дискуссии;
§ выработать в себе нейтральное отношение к участникам дискуссии;
§ постоянно контролировать соблюдение регламента (время дискуссии и используемые методы);
§ создавать материалы (запись на флип-чарте, выведение на экран и пр.), отражающие результаты работы;
§ предупреждать и пресекать столкновения участников, которые могут возникать на почве разногласий в подходах и трактовках или соперничества;
§ препятствовать локализации вокруг одного сюжета и персонализации («переходу на личности») оценочных высказываний.
Подсказки ведущему (модератору).
§ Отношение: будьте открыты и доброжелательны — участники наблюдают за вашим поведением!
§ Отвечайте на вопросы. Найдите форму ответа, подходящую для данной ситуации. Используйте прямые ответы. Предлагайте ответить и высказать свои идеи остальным.
§ Физический комфорт: не забывайте о небольших перерывах и о перерывах на кофе. Человеку трудно сосредоточиться в состоянии физического дискомфорта (жесткие сиденья, сквозняки, духота и т.д.).
§ Снижайте до минимума возможные страхи, ожидания и непонимание, давая очень четкие инструкции и указания.
§ Привлекайте к участию в работе присутствующих, показывая, что цените любые идеи, мнения и точки зрения.
§ Равенство для всех! В ходе групповой дискуссии мягко сдерживайте тех, кто склонен доминировать, и подбадривайте более тихих. У всех должны быть равные возможности в плане группового времени. Давая обратную связь, включайте всех участников группы.
§ Юмор является мощным инструментом общения, но требует осторожности. Помните о том, что можете кого-то ненароком обидеть или отнестись слишком легко к вопросу, который является для кого-то очень серьезным.
§ Привлечение: используйте каждую возможность для привлечения членов группы к исследованию и развитию идей, добивайтесь их участия и заинтересованности в обсуждении.
§ Краткость: будьте кратки, используйте простой язык.
§ Учитесь у тех, кто вас окружает. Их идеи, возникающие ситуации и события могут быть источником знания.
§ Поддерживайте у группы интерес и энергию. Если вы видите, что люди «завяли», старайтесь вдохнуть в них жизнь.
§ Никогда не создавайте конфликтов! Если ведущий принимает чью-то сторону, живое обсуждение различных мнений может перерасти во враждебность и отчужденность.
§ Предлагайте свои собственные мысли и взгляды на предмет/тему, как один из возможных вариантов. Если вы будете их навязывать слишком энергично, дискуссия затухнет, еще не начавшись.
§ Пунктуальность: будьте пунктуальны и требуйте этого от остальных. Начинайте, делайте перерывы и заканчивайте вовремя.
§ Вопросы могут служить способом вовлечения людей. Используйте «открытые», четко сформулированные, короткие вопросы, заданные простым языком.
§ Уважение: всегда относитесь к своей аудитории с уважением.
§ Демонстрируйте свой энтузиазм, увлеченность, интерес и преданность решаемой задаче.
Как справляться с вопросами, комментариями, возражениями?
§ Не бояться их и постараться предусмотреть заранее.
§ Предвидеть крайне нежелательные вопросы и посоветоваться со специалистами как на них отвечать.
§ Не вступать в спор. Действовать в следующей последовательности: выслушать — понять — высказать одобрение — ответить.
§ Если задан сложный вопрос:
Ø Уточните его, перефразируя: «Правильно ли я понял, что вы спрашиваете…, верно?»
Ø Попросите отсрочки и ответьте в установленные сроки.
Ø Переадресуйте вопрос коллеге-эксперту.
Ø Переадресуйте вопрос тому, кто его задал.
Ø Получите сведения у аудитории.
Ø Будьте кратки и конкретны при ответах.
Проекты, положения, рекомендации
Внимание!
Заявки принимаются не позднее сроков, указанных в положенияхпо электронной почте учебно-методического отдела ДДТ «Фонтанка-32»[email protected]
По всем вопросам обращаться
по адресу: наб. р.Фонтанки. д.32. методический кабинет, 417 53 56
методист Алексеева Ольга Николаевна, к.т 8921 787 75 15
|