Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие детских общественных объединений как условие формирования социальных компетенций




В последние годы в системе образования, как вы знаете, произошли большие изменения. Происходит модернизация школы. Воспитание на сегодня - приоритетное направление политики российского государства. Перед школой ставится задача в совершенствовании или создании нового воспитательного пространства, в создании подлинно гуманистической воспитательной системы, в которой цель и результат - ребенок как личность, творец, созидатель.

Новые нормативные документы дают право школам самим определить и организовать данное воспитательное пространство через взаимодействие с детской общественной структурой.

На сегодняшний день детские общественные структуры в воспитательных системах школ представлены
1. Разнообразными формами органов ученического самоуправления (советы старшеклассников, школьные комитеты, думы, вече и др.);
2. Школьными (ученическими) организациями;

3. Детскими общественными объединениями, организациями, действующими в системе дополнительного образования школы;
4. временными детскими объединениями - советами, штабами по подготовке и проведению коллективных творческих дел, игр, трудовых операций, спортивных, туристско-краеведческих соревнований;
5. профильными детскими самодеятельными объединениями (по расширению, углублению знаний в конкретных областях).
Каждая из таких детских общественных структур имеет свою специфику и способна при грамотной педагогической инструментовке влиять на состояние воспитательной системы школы.

Роль и место любой детской организации в школе, ее авторитет в глазах детей, педагогов, родителей - один из показателей результативности воспитательной системы школы. И любая из представленных структур имеет право быть.

На июнь 2015 года в Санкт-Петербурге , по данным мониторинга ГДТЮ, действуют:

Органы ученического самоуправления – 509, как форма организации ученического самоуправления преобладает «Совет старшеклассников»

Детские общественные объединения - 847;

В деятельности детских общественных объединений , органов ученического самоуправления активно участвуют 15321 человек.

Основное место базирования – образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования.

Сегодня детское движение предстает как сложная социально-педагогическая реальность, которая проявляется в добровольной деятельности самих детей по их запросам, потребностям, нуждам, их инициативам, как своеобразный отклик на события окружающей их жизни.

Видимо, поэтому в практика последних лет показывает, что ученическое самоуправление (чаще соуправление), постепенно во многих учебных организациях приобретает черты детского общественного объединения, т.к. детям становится мало пространства для реализации своего потенциала.



Одним из важных документов для модернизации школы и воспитательной системы являются Федеральные государственные образовательные стандарты, в которых прописаны компетенции, основное назначение которых - обеспечить успешную социализацию выпускника.

Сама компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности».

Детские общественные объединения – универсальный инструмент для вовлечения подростков и молодежи в социальную практику. Привлекая подростков к участию данной практику, в комплексе формируются и развиваются все компетенции.

Государство заинтересовано в поддержке и развитии детского движения. Это подтверждают такие документы как «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 «О создании Общероссийской общественно – государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников"

Что де такое «детское общественное объединение»? Это, прежде всего, самоорганизующееся, самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе (желания детей и взрослых), по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, которые выражают запросы, потребности, нужды детей.

Цель деятельности любого детского общественного объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой - как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

На смену единой, монопольной, массовой Всесоюзной пионерской организации пришло множество форм и структур детского движения. Создана Международная Федерация детских организаций (СПО-ФДО), в составе которой 65 субъектов Российской Федерации и СНГ. Федерация детских организаций "Юная Россия" объединяет 72 детских общественных объединения разных уровней (от первичных объединений до союзов, ассоциаций).

В СПО-ФДО также входят крупные детские общественные организации и нашего города, например, такие как межрегиональная детская общественная организация Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ю - Питер» , региональное гражданско-патриотическое детско-юношеское общественное движение «Союз юных петербуржцев», в состав которого входит и наше районное движение.

Замечу, что все первичные объединения и организации не теряют при этом своей самобытности, имеют свои пути развития.

Людмила Владимировна Алиева опыт взаимодействия школы и детских общественных объединений представляет в следующих типичных вариантах.

Первый - когда школа как государственное образовательное учреждение и детское общественное объединение (чаще организация с четкой программой, целью, правами и обязанностями членов федерального, регионального, городского значения) строят отношения как равные партнеры на договорной основе согласно закону «О поддержке детских и молодежных общественных объединений», принимая на себя добровольно конкретные обязанности.

Это реальное сотрудничество двух самостоятельных субъектов.

К этому же варианту относится и детско-юношеское общественное движение «Круглый Стол детских и молодежных общественных объединений Центрального района», координатором которого я являюсь.

Второй вариант, более распространенный, где государственная образовательное учреждение и детская общественная структура строятся как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы. Как правило, инициаторами создания детских общественных структур в школах становятся взрослые – педагоги, руководители.

В том и другом случае важно, что процесс социализации в детском объединении эффективен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в другие, возможность создания ассоциаций для реализации собственных программ.

В процессе планирования деятельности и выступая в роли координатора детско-юношеского общественного движения «Круглый Стол детских и молодежных общественных объединений Центрального района» для меня важны мои три кита:

1.Помни, «подростка нельзя заставить, его можно только заинтересовать» (Игорь Петрович Иванов)

2. Помни, что подростковый возраст характеризуется повышенным уровнем активности, самостоятельности, желания сначала вместе с взрослыми принимать участие в разнообразных видах деятельности, а потом занимать их место, брать на себя ответственность, заботы и обязательства перед ними». Роль взрослого - «Рядом и чуть впереди».

3. Помни, что одной из особенностей подросткового возраста

является потребность в признании окружающими социальной значимости подростка и создании для него «ситуации успеха».

«Ситуация успеха» может создаваться через деятельность, также как и социальная активность.

Детско-юношеское общественное движение «Круглый Стол детских и молодежных общественных объединений Центрального района» - составная часть детского движения. Оно представлено совместными действиями детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации.

Основным принципом детско-юношеского общественного движения «Круглый Стол детских и молодежных общественных объединений Центрального района», в состав которого входят 20 детских общественных структур, а в его массовых мероприятиях принимают участие до 3 тысяч человек в год, является утверждение, в котором ключевым является слово «деятельность»: «Личность развивается и формируется в деятельности, и чем богаче и содержательнее будет организована эта деятельность, тем больше создается возможностей для целенаправленного воздействия на подростка, самовоспитания его духовных потребностей, в том числе творчестве и социально-значимой деятельности».

Деятельность «Круглого Стола» ведется по нескольким основным направлениям, что позволило на их основе создать проекты Движения.

Все проекты имеют свои цели и задачи, которые направлены на достижение основной цели районного Движения.

Они включают в себя мероприятия с разными формами работы, организации и масштабности. Многие из них – детские инициативы и социальные проекты, которые реализуются на районном уровне. У каждого проекта есть свои социальные партнеры.

Какие же социально-значимые проекты реализуются? Два проекта гражданско- патриотической направленности.

Первый - «Стать гражданином».

В него входят такие мероприятия как: совместный проект регионального гражданско-патриотического детско-юношеского общественного движения «Союза юных петербуржцев» «Вахта памяти», районный выезд в войсковую часть города Кронштадта, возложение цветов на Левашовском мемориальном кладбище, совместно с Союзом поляков им. Антония Малецкого и публичное мероприятие, одно из последних социальных детских инициатив, приуроченное к дню рождения Санкт-Петербурга.

Во второй проект вошли акции и благотворительные дела, направленные на оказание помощи ветеранам и внимания к ним.

Проект «Твори добро» объединяет в себя все, что связано с добровольческой деятельностью.

Нашими партнерами здесь выступают: Ассоциация «Чистый город», Городской центр поддержки добровольческих инициатив и профилактики асоциальных явлений среди молодежи «Контакт».

В неделю Всероссийских добровольческих действий «Весенняя неделя добра» помощь получают многие социальные учреждения не только района, но и города.

«Ищем. Находим. Открываем» - проект конкурсов, ориентированных на мотивацию к социальной деятельности. Это проведение фотокроссов, создание электронных плакатов, социальных реклам или роликов.

Хотелось бы подробнее остановиться на одном направлении Движения – лидерском. Он - основа проекта «В ногу со временем».

Данный проект включает лидерские конкурсы и смены, деятельность «Школы организаторов» районного детско-юношеского объединения «Круглого Стола», в основе работы которого модель личностно-ориетированного подхода.

В этом же проекте есть наш инновационный продукт: открытый

районный фестиваль-конкурс «Идущий осилит любую дорогу…», который зародился в 2008-2009 учебном году, когда возникла потребность консолидировать объединения района.

За все годы в «Идущем» приняло участие около 2,5 тысяч человек не только нашего района, но и Петродворцового, Адмиралтейского, Фрунзенского, Калининского, Красногвардейского.

Популярность фестиваля заключается,видимо в том, что есть результат для каждого подростка: признание своей социальной значимости и проживание каждым «Ситуации успеха».

Основные долговременные Проекты движения дали возможность создания годовых интегрированных проектов. В прошлом учебном году был реализован годовой проект «Наследники Победы», а в этом году, благодаря районному детско-юношескому объединению «Круглого Стола» увидел свет годовой проект «Бумеранг», посвященный как раз вовлечению молодежи в социальную практику через добрые дела и добровольчество.

Таким образом, через комплекс социально-значимых проектов районного детского Движения, проходит процесс формирования «социально-компетентной личности».

И, в заключении, хотелось бы подчеркнуть, что детские общественные объединения, как свидетельствует опыт последних лет, часто служат стимулами рождения нового в работе школы, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы. Можно сказать, что они способны придать воспитательной системе школы стабильность, основательность, современность.

 

Литература:

Бондарь М. А. «Детская общественная организация и её воспитательный потенциал» Молодой ученый. — 2013. — №9.

Григорьева А.Н. «Условия формирования общих компетенций обучающихся в учреждениях СПО»

«Детские общественные объединения в воспитательной системе школы»http://www.p-lib.ru/pedagogika/slastenin/slastenin87.html

«Методический путеводитель «, сборник информационно-методических материалов; - ГБОЦЦО «С-Пб городской Дворец творчества юных»- 2014- выпуск № 9

«Молодежные и детские общественные объединения Санкт-Петербурга» - справочник- Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями – 2011.

Хуторский А.В «Ключевые концепции и образовательные стандарты», доклад-2002.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 494

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...