Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7 - 8 классы). – М.: Генезис, 2005. – 167с.

Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с одарёнными детьми для развития их творчества и воображения

Дошкольники

«Какая! Какое! Какой!» Дети встают в круг, передают из рук в руки какой-либо природный объект. Познакомившись с ним, ребенок должен выразить свои ощущения в слове. Передвигаясь по кругу, природный объект постепенно раскрывает перед нами свои новые грани. Например, желудь - овальный, гладкий, твердый и т. д.

«Собери узор». Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм – семян тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.

«Веселый гном». Цель: научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Материал: картинка, на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.

Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать сами. Придумайте историю про один из подарков и про ребенка, который его получил.

«Перевертыши». Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Материал: Карандаши, наборы из 8 – 16 карточек. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.

Ход игры: взрослый предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание – взять карточки с другой фигуркой.

«Волшебные картинки». Цель: научить детей воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

Материал: карандаши, наборы из 7 карточек. На каждой карточке дано схематическое изображение детали объекта или геометрической фигуры. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.

Ход игры: Педагог объясняет содержание игры: каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в любую картинку, в какую захотят. Затем отбирает неповторяющиеся картинки и обращает на них внимание детей.

 

Младший школьный возраст

ИГРА «Я УНИКАЛЬНЫЙ!» (с 6 лет)

Цели: В ходе этого упражнения мы используем методику направленного воображения для того, чтобы подчеркнуть уникальность и значимость каждого ребенка.

Инструкция: Какие самые-самые приятные слова ты слышал о себе самом за всю свою жизнь? Говорил ли кто-нибудь тебе что ты уникальный человек и неповторимая личность? Правильно ли будет сказать кому-либо: Ты уникальный человек!"? Как можно доказать уникальность и неповторимость каждого человека?

Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазий во время которого вы услышите много прекрасных и приятных слов в свой

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и расслабьтесь.

* * *

Ты знаешь о том, что в самой-самой глубине каждого из нас скрывается неповторимая и чудесная звезда? Эта звезда отличает нас от всех остальных людей. Ведь у каждого из нас звезда своя собственная. Некоторые звезды отличаются друг от друга по цвету, некоторые — по величине. Но каждый из нас несет в своей душе эту звезду, которая и делает его уникальным и неповторимым человеком Давай разыщем твою собственную звезду.

Может быть, эта особенная звезда находится в твоей голове возможно, она скрывается в твоем сердце, в животе или где-то еще столько ты обнаружишь свою чудесную звезду, тихонько подними

Подождите, пока дети подадут вам сигнал о том, что нашли свою чудесную звезду.

Прекрасно! Ты нашел свою звезду. Посмотри на нее повнимательнее. Какого она цвета? Какого размера? А теперь представь себе какое счастливое и довольное лицо у твоей звезды. Ты видишь широкую улыбку на всем ее лице? А, может быть, ты видишь тихую и маленькую улыбку? Когда ты разглядишь улыбку на лице твоей звезды, снова тихонько подними руку.

Подождите, пока все дети не подадут этот сигнал.

Твоя звезда смеется или улыбается, потому что она знает одну большую и важную тайну. (Начните говорить более тихим и проникновенным голосом.) Осторожно-осторожно возьми свою звезду на руки, поднеси ее к уху и внимательно послушай, что она хочет сказать тебе. Пусть она расскажет тебе, благодаря чему ты такой уникальный и неповторимый человек. После того, как ты внимательно выслушаешь все, что скажет тебе твоя звезда, снова тихонько подними руку.

ИГРА «ВОТ Я КАКОЙ!» (с 8 лет)

Цели: Эта игра прекрасно подходит для начала учебного года. Дети могут представить себя небольшому кругу своих одноклассников, рассказать им о своих предпочтениях и интересах. Если дети пишут еще недостаточно бегло, то им стоит раздать предварительно размноженную анкету. Для детей постарше больше подходят открытые вопросы, позволяющие им давать развернутые и деталь-ные ответы. В таком случае они могут сами сочинить вопросы, на которые им хотелось бы ответить. Например: "Какое событие твоей жизни в этом году затронуло тебя сильнее всего?", "Когда тебе нравится учиться?", "Каким должен быть другой человек, чтобы ты захотел стать его другом?", "С какими взрослыми тебе интереснее и легче общаться?"

Материалы: Каждому ребенку нужен один экземпляр анкеты "Вот я какой!"

Анкета "Вот я какой!"

1. Меня зовут ____________________________________________________

2. Мне _______________ лет.

3. У меня __________________________________________ глаза

4. У меня ________________________________________ волосы

5. Улица, на которой я живу, называется _____________________________

6. Моя любимая еда ______________________________________________

7. Мой любимый цвет ____________________________________________

8. Мое любимое животное _________________________________________

9. Моя любимая книга ____________________________________________

10. Моя любимая телевизионная передача _____________________________

11. Самый прекрасный фильм, который я видел ________________________

12. Я люблю в себе_________________________________________________

13. Моя любимая игра_______________________________________________

14. Моего лучшего друга зовут _______________________________________

15. Страна, в которую я бы хотел съездить_____________________________

16. Лучше всего я умею _____________________________________________

17. Моих братьев и сестер зовут______________________________________

18. Самая главная моя цель __________________________________________

Инструкция: Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем впишите в нее недостающие слова. (10 минут.)

А теперь разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.

Анализ упражнения:

§ С кем из детей у тебя больше всего общего?

§ Чьи ответы показались тебе самыми интересными?

§ На какой вопрос тебе было труднее всего ответить?

ИГРА «А ТЫ МОЛОДЕЦ! РАЗ!» (с 9 лет)

Цели: Многим детям легче рассказывать о своих слабостях и ошибках, чем о своих сильных сторонах и достижениях. Даже те дети, которые считают себя очень прилежными и усердными, под влиянием сильного стресса склонны формулировать негативные суждения в свой собственный адрес. Например: "Какой я дурак...", "Какой я неловкий...", "Да никто меня не любит..." Порою случается так, что, услышав в свой адрес какие-нибудь неприятные слова, мы тут же принимаем их как объективную оценку всей нашей личности. Поэтому еще в раннем детстве ребенок должен научиться сохранять положительное мнение о самом себе даже в ситуации стресса. Именно приобретению и развитию этого навыка и способствует данная игра. Это прекрасное упражнение для "разогрева", Вы можете повторять его в самых различных модификациях (Например: "Назови все бодрые и здоровые части твоего тела...", "Перечисли все, чему ты научился за последний год..." и так далее).

Инструкция: Встаньте, пожалуйста, в один общий круг. Теперь пусть те из вас, кто любит шоколадное мороженое, изобразят с помощью пальцев букву "Ш". А все те, кто любит клубничное мороженое, должны изобразить с помощью пальцев букву "К". Ну а те дети, которые любят и то, и другое, должны выбрать что-то одно. Поднимите руки повыше над головой, так как теперь каждый из вас должен выбрать любителя другого сорта мороженого. То есть, каждый любитель шоколадного мороженого должен образовать пару с любителем клубничного.

А теперь я расскажу, что вы будете делать. Начинает игру любитель клубничного мороженого. Я даю вам ровно минуту, и за это время любитель клубничного мороженого должен рассказать всю правду о себе. Вы должны рассказать своему партнеру все, что вам самим в себе нравится. Вы можете сообщить ему, за что вас можно назвать молодцом, о том, что у вас хорошо получается, о положительных чертах вашего характера. Скажите все, что успеете за это время. Я хочу, чтобы каждые несколько секунд вы рассказывали о себе что-нибудь новое, а ваш партнер будет поддерживать вас. Всякий раз, когда вы скажете что-нибудь хорошее, он должен считать вслух: "А это ты молодец! Раз! А это ты молодец! Два!" И так далее. Он не должен смеяться, если вы скажете что-нибудь необычное или странное для него. Если вы думаете о себе только плохо, все равно мужественно утверждайте о себе только хорошее. Говорите хорошее хотя бы просто в надежде, что когда-нибудь вы и на самом деле станете таким. Например, если вам не нравится ваш нос, то можете все равно смело утверждать: "Мне нравится мой нос!" или "У меня прекрасный нос!" Итак, теперь в вашем распоряжении ровно шестьдесят секунд. Внимание! Приготовьтесь! Начали! (1 минута).

А теперь наступила очередь любителя шоколадного мороженого быстро рассказать хорошее о себе, а любитель клубничного мороженного будет поддерживать его и громко подсчитывать количество перечисленных им хороших качеств (1 минута).

Если кто-нибудь из вас почувствует смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: "Я люблю себя, я уникален и неповторим! Я люблю себя, я уникален и неповторим!"

Всякий раз, когда вам приходят в голову негативные оценки в свой адрес, вспомните о том, что вам еще нужно развиваться и развиваться, и, естественно, вы пока еще не можете быть совершенны во всем.

Анализ упражнения:

§ Много ли хорошего ты вспомнил про себя?

§ Говоришь ли ты иногда себе: "Это у тебя хорошо получилось!"?

§ Что ты говоришь сам себе, если ты сделал грубую ошибку?

§ Почему так важно говорить хорошее о самом себе?

§ Чему ты научился у своего партнера?

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...