Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классный час «Как проявить себя и свои способности?»Для 8 – 9 классов (http://litterref.ru/polotrpolujgatyaty.html) ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: классный час - конференция ЦЕЛЬ: Показать учащимся, что развитие видов способностей: инициативы, творчества, самостоятельность – это одно из главных требований жизни в современном обществе. ЗАДАЧИ: § Познакомить учащихся с понятием «способность» и ее классификацией. § Сделать акцент на то, что творческие способности есть у всех, только их необходимо развивать. § Использовать в работе современные социально-педагогические технологии ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: § Найти материал по данной теме. Продумать темы выступлений; § Организовать группу докладчиков. § Провести тестирование в классе «Карта интересов» § Провести анкетирование учащихся «Профессии, который выбрал я» § Оформить плакаты СОДЕРЖАНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА: УЧИТЕЛЬ: Ребята, тема сегодняшнего классного часа «Как проявить себя и свои способности?». I ЧАСТЬ. Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают умения, знания и навыки. Что же такое способности? Термин «способности», несмотря на давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если его представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом: 1. Способности – свойства души человека, понимаемых как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не используется. 2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии 17-19 вв., отчасти является употребляемым в настоящее время. 3. Способности – это то, что не сводиться к знаниям, умениям и навыкам. Но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено Давайте рассмотрим сейчас вопрос о классификации способностей человека. Ученики: В первую очередь необходимо различать природные, или естественные способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например – у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, мышление и т.д. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Они формируются на основе элементарного жизненного опыта через механизмы научения. У человека, кроме биологических обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности. Общие способности включают те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности. К таким способностям можно отнести музыкальные, технические, литературные, художественно-эстетические, спортивные и ряд других. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя друг друга. Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Такие способности не сочетаются друг с другом, а если и встречаются, но только у одаренных людей. Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что учебные определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений и навыков, формирования качества личности, в то время как творческие – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений. Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно- деятельностные или предметно-познавательные способности – в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров можно привести речь человека, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входит в контакт с различными людьми. Способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например, без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать свои поступки, нормальная жизнь и психическое развитие человека было бы невозможным. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное. Не отдельные способности определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны слабость какой-то одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, т.к. недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.
II ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ: Ребята, вы получили общие представления о способностях, а также познакомились с классификацией способностей человека. А сейчас я хочу с вами провести тренинг, который называется «Волшебный магазин». Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь». После игры задается вопрос: Какие виды способностей вы использовали? Мы увидели, что мы используем общие способности (умственные, речь, память). Но я знаю, что в классе у вас есть ребята, которые имеют специальные способности. Классный руководитель: Классный руководитель готовит выступление о талантах в классе с представлением каждого учащегося. 1. в художественно-эстетическом плане 2. в музыкальном плане 3. в литературном плане 4. в техническом плане 5. и т.д. Представление ребят и номеров.
III ЧАСТЬ. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ: Ребята, после окончания школы перед каждым из вас встанет проблема – кем быть? Это выбор профессии. Хорошо, если некоторые из вас уже определили это направление, где смогут максимально проявить. В этом вам помогут ваши способности. В классе была проведена диагностика «карта интересов». Сейчас я вам раздам полученные результаты. На листе дана таблица и представлены основные виды деятельности исходя из ваших ответов. По этой диагностике вы можете сделать вывод о ваших склонностях, способностях. Обратите внимание на доску. Здесь показана диаграмма диагностики способностей класса в целом. (Знакомство с диаграммой). Итак, вы увидели, что каждый из вас индивидуален и обладает определенными способностями, которые вам пригодятся при выборе профессии в будущем. Классный руководитель: Сегодня мы обратим внимание еще на одну сторону нашего самоопределения в жизни, и все-таки попытаемся вместе подумать и ответить на самый главный вопрос: § Как проявить себя и свои способности? Давайте послушаем сообщения, которые подготовили ребята. Дети читаю сообщения (ПРИЛОЖЕНИЕ к занятиям) Классный руководитель подводит итог по выступлениям учащихся, а так же задает еще раз главный вопрос учащимся класса, давая выступить всем желающим. Социальный педагог также подводит итог классного часа.
IV ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ: Способности – функция выделительная, их необходимо реализовывать. Как говорили древние, если ангела не выпустить на волю, он превращается в дьявола. У людей, которые не смогли реализовать свои потенциальные возможности в продуктивной деятельности, часто внутренняя неудовлетворенность. Ребята, я надеюсь, что информация, которую вы сегодня получили, заставит вас задуматься, поможет сделать правильный вывод. Будьте любознательными и неравнодушными к знаниям. Древние греки считали Сократа самым мудрым на свете, а он полагал, что умеет хорошо делать только одно – задавать вопросы. С их помощью собеседники сами приходят к истине, считал великий философ. Что мы сегодня и сделали вместе с вами. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |