Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классный час «Как проявить себя и свои способности?»

Для 8 – 9 классов

(http://litterref.ru/polotrpolujgatyaty.html)

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: классный час - конференция

ЦЕЛЬ: Показать учащимся, что развитие видов способностей: инициативы, творчества, самостоятельность – это одно из главных требований жизни в современном обществе.

ЗАДАЧИ:

§ Познакомить учащихся с понятием «способность» и ее классификацией.

§ Сделать акцент на то, что творческие способности есть у всех, только их необходимо развивать.

§ Использовать в работе современные социально-педагогические технологии

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

§ Найти материал по данной теме. Продумать темы выступлений;

§ Организовать группу докладчиков.

§ Провести тестирование в классе «Карта интересов»

§ Провести анкетирование учащихся «Профессии, который выбрал я»

§ Оформить плакаты

СОДЕРЖАНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА:

УЧИТЕЛЬ:

Ребята, тема сегодняшнего классного часа «Как проявить себя и свои способности?».

I ЧАСТЬ.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают умения, знания и навыки. Что же такое способности?

Термин «способности», несмотря на давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если его представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

1. Способности – свойства души человека, понимаемых как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не используется.

2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии 17-19 вв., отчасти является употребляемым в настоящее время.

3. Способности – это то, что не сводиться к знаниям, умениям и навыкам. Но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено

Давайте рассмотрим сейчас вопрос о классификации способностей человека.

Ученики:

В первую очередь необходимо различать природные, или естественные способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например – у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, мышление и т.д. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками. Они формируются на основе элементарного жизненного опыта через механизмы научения. У человека, кроме биологических обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности.

Общие способности включают те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.

Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности. К таким способностям можно отнести музыкальные, технические, литературные, художественно-эстетические, спортивные и ряд других. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Такие способности не сочетаются друг с другом, а если и встречаются, но только у одаренных людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что учебные определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений и навыков, формирования качества личности, в то время как творческие – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно- деятельностные или предметно-познавательные способности – в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров можно привести речь человека, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входит в контакт с различными людьми.

Способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например, без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать свои поступки, нормальная жизнь и психическое развитие человека было бы невозможным. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.

Не отдельные способности определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны слабость какой-то одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, т.к. недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности.

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.

 

II ЧАСТЬ

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

Ребята, вы получили общие представления о способностях, а также познакомились с классификацией способностей человека. А сейчас я хочу с вами провести тренинг, который называется «Волшебный магазин». Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».

После игры задается вопрос: Какие виды способностей вы использовали?

Мы увидели, что мы используем общие способности (умственные, речь, память). Но я знаю, что в классе у вас есть ребята, которые имеют специальные способности.

Классный руководитель:

Классный руководитель готовит выступление о талантах в классе с представлением каждого учащегося.

1. в художественно-эстетическом плане

2. в музыкальном плане

3. в литературном плане

4. в техническом плане

5. и т.д.

Представление ребят и номеров.

 

III ЧАСТЬ.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

Ребята, после окончания школы перед каждым из вас встанет проблема – кем быть? Это выбор профессии. Хорошо, если некоторые из вас уже определили это направление, где смогут максимально проявить. В этом вам помогут ваши способности. В классе была проведена диагностика «карта интересов». Сейчас я вам раздам полученные результаты. На листе дана таблица и представлены основные виды деятельности исходя из ваших ответов. По этой диагностике вы можете сделать вывод о ваших склонностях, способностях.

Обратите внимание на доску. Здесь показана диаграмма диагностики способностей класса в целом. (Знакомство с диаграммой). Итак, вы увидели, что каждый из вас индивидуален и обладает определенными способностями, которые вам пригодятся при выборе профессии в будущем.

Классный руководитель:

Сегодня мы обратим внимание еще на одну сторону нашего самоопределения в жизни, и все-таки попытаемся вместе подумать и ответить на самый главный вопрос:

§ Как проявить себя и свои способности?

Давайте послушаем сообщения, которые подготовили ребята.

Дети читаю сообщения

(ПРИЛОЖЕНИЕ к занятиям)

Классный руководитель подводит итог по выступлениям учащихся, а так же задает еще раз главный вопрос учащимся класса, давая выступить всем желающим.

Социальный педагог также подводит итог классного часа.

 

IV ЧАСТЬ

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ:

Способности – функция выделительная, их необходимо реализовывать. Как говорили древние, если ангела не выпустить на волю, он превращается в дьявола. У людей, которые не смогли реализовать свои потенциальные возможности в продуктивной деятельности, часто внутренняя неудовлетворенность.

Ребята, я надеюсь, что информация, которую вы сегодня получили, заставит вас задуматься, поможет сделать правильный вывод. Будьте любознательными и неравнодушными к знаниям.

Древние греки считали Сократа самым мудрым на свете, а он полагал, что умеет хорошо делать только одно – задавать вопросы. С их помощью собеседники сами приходят к истине, считал великий философ. Что мы сегодня и сделали вместе с вами.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...