Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление советской системы государственного управления

Необходимость выделения в самостоятельный раздел анализа становления советской системы государственного управления связано с теми кардинальными изменениями, которые произошли в России в 1917 году.

В основу преобразований, проводимых в Советском государстве в период его становления, легло ленинское понимание марксизма. Ленинская идеология предавала реформам советского периода смысл и направление, но в то же время колебания в трактовке ленинских положений и «переосмысления», которые имели место в рамках рассматриваемого периода наложили свой отпечаток на формирование реформаторского процесса в целом.

Позиция В.И. Ленина в отношении государства претерпела ряд изменений, связанных с развитием внутриполитической ситуации. Будучи положенной в основу политики государства она соответственно определяла задачи и методы государственного управления.

«Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия не могут быть примиримы. И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы». «Всякое государство есть особая сила для подавления угнетенного класса. Поэтому всякое государство несвободно и не народно».

Можно предположить, что, зная о «вековой ненависти к государству», ставшей традицией, В.И. Ленин использовал столь радикальную позицию для завоевания авторитета. Если в период предреволюционной идеологической борьбы В.И. Ленин настаивает на немедленном разрушении государства, то, захватив власть, обосновывает необходимость сохранения государства и даже его усиления. Идея немедленного его уничтожения постепенно эволюционирует в сторону концепции создания государства нового типа. «Переходному периоду от буржуазного к социалистическому обществу соответствует особое государство (т.е. особая система организованного насилия над известным классом) именно: диктатура пролетариата».

Формирование новой системы государственного устройства началось на II Всероссийском съезде Советов 25 Октября 1917 года. Специфической чертой новой системы стал принцип единовластия Советов: соединение ими законодательных и исполнительных функций. Съезд сформировал новые органы власти. Высшим органом государственной власти был признан Всероссийский съезд Советов. В периоды между съездами вся полнота власти переходила к Всероссийскому центральному исполнительному комитету (ВЦИК), первоначально многопартийному. Съезд формировал Правительство, в котором из 3 01 его члена 62 были большевиками, 29 левыми эсерами и 6 меньшевиками-интернационалистами.

«Всякая пролетарская революция начинает с того, что она на деле разбивает теорию Монтескье о разделении властей... Советская власть с 25 октября 1917 года в РСФСР является одновременно властью законодательной и исполнительной, а равно и судебной. Она не отрицает технического разделения труда, но она отказывается от лицемерных теорий независимости одной от другой».

Наличие в России «минимальных предпосылок» для перехода к социализму было очевидно и для самого В.И. Ленина: не случайно он пытался расширить «социальную базу» революции, объединяя пролетариат и «беднейшее крестьянство» при ведущей роли первого. Для расширения социальной базы новой власти исключительное значение имело постановление «Об условиях соглашения социалистических партий». Подготовленное большевиками и принятое ВЦИК в ночь с 1 на 2 ноября 1917 года, это соглашение может быть расценено с одной стороны, как попытка поиска национального консенсуса, поиска взаимопонимания между различными социальными группами, прежде всего между большевиками и эсерами, а с другой как тактический прием, имеющий краткосрочный характер и направленный на удержание власти.

Итогом переговоров с эсерами стало формирование левого блока (в СНК вошло семь эсеров). Создание блока имело важное значение для налаживания управленческих процессов, прежде всего потому, что позиции эсеров в губернских и уездных Советах были более сильными, чем позиции большевиков. Это было связано с тем, что первоначально, в период буржуазной февральской революции, Советы формировались меньшевиками и эсерами. Период «большевизации» Советов занял почти полгода. Советы в губерниях были в основном в руках эсеров. Существование блока с декабря 1917 по 16 марта 1918 года предотвращало не только столкновение двух политических сил, делавших ставку на разные слои населения (большевиков с опорой на рабочих, эсеров с опорой на крестьянство), но и развязывание гражданской войны. Блоком была принята Резолюция III Всероссийского съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов статья 2 которой гласила «Высшим органом власти в пределах федерации является съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, созываемых не реже чем через три месяца».

Эсеры внесли в Резолюцию две дополнительные статьи:

«6. Все местные дела решаются исключительно местными Советами. За высшими Советами признается право регулировать отношений между низшими Советами и решение возникающих между ними разногласий. Центральная Советская власть обязана следить за соблюдением основ федерации, и представляет Российскую Федерацию Советов в целом. На центральную власть возлагается проведение мероприятий, осуществляемых лишь в общегосударственном масштабе, причем, однако, не должны быть нарушаемы права отдельных вступивших в федерацию областей.

7. Разработка основных положений Конституции Российской Федеративной республики поручается Центральному Исполнительному Комитету Советов для внесения на следующий съезд Советов».

Эти поправки имели принципиальное значение: они должны были обеспечить децентрализацию, фактическое отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти, и способствовать закреплению в Конституции основ федерализма.

Основным делом левого блока стало объединение на III съезде Советов 10-13 января 1918 года, где были созданы единые органы рабоче-крестьянской власти.

К началу 1918 года распущены старые органы власти и в основном сформированы отраслевые наркоматы, а также координационный орган - Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ).

В революцию оказались втянуты огромные массы народа, та «мелкобуржуазная стихия», которая представляла собой причудливое переплетение самых различных интересов, умонастроений, субкультур. Не считаться с ней было немыслимо, более того, значительным оказался ее «вклад» в формирование новой системы управления. Немногочисленная партия большевиков с трудом контролирует огромную территорию.

Однако основным убеждением В.И. Ленина была необходимость захвата и удержание власти. До завоевания власти большевики выступали в качестве сторонников демократии, но, придя к власти, столкнувшись с трудностями в организации государства, изменили свою тактику. Большевизм оказался «наиболее реалистическим, наиболее соответствовавшим всей ситуации, как она сложилась в России в 1917 году, и наиболее верным некоторым исконным русским традициям, и русским исканиям универсальной социальной правды, понятой максималистически, и русским методам управления и властвования насилием».

Вполне закономерно, что сложившиеся общественные отношения и сформированные структуры власти требовали своего конституционного закрепления. Если обратиться к дореволюционным работам Ленина, таким как «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата и революции», то согласно его воззрениям, Конституция демократической республики российской должна обеспечить:

1. «Самодержавие народа...

1. Всеобщее равное и прямое избирательное право при выборах как в законодательное собрание, так и во все местные органы самоуправления для всех граждан и гражданок, достигших двадцати лет; тайное голосование при выборах; право каждого избирателя быть избранным во все представительные учреждения; двухгодичные парламенты; жалование народным представителям; пропорциональное представительство при всех выборах...

5. Неограниченную свободу слова, совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов...».

Проанализировав эту работу, можно сделать выводы о значительном демократическом потенциале ленинской концепции. Во-первых, единственным источником государственной власти должен выступать весь российский народ; во-вторых, провозглашались равные избирательные права и возможности для всех граждан; в-третьих, построение органов власти и местного самоуправления на принципах профессиональной деятельности; в-четвертых, принцип ротации членов парламента. Таким образом, в данной концепции будущей Конституции были заложены значительные общедемократические принципы.

В процессе разработки проектов Конституции в Конституционной Комиссии, возглавляемой Я. Свердловым, шла активная борьба сторонников нескольких проектов.

Проект «Статьи проекта Конституции», предложенный эсерами (Трутовский, Рейснер), ориентирован на шведскую модель государственного устройства. В основе государственного устройства - принцип конфедерации профсоюзных объединений. Также принцип разделения властей, замена классового принципа представительства профессиональным. Предполагалось отказаться от понятия «Российская федерация», заменив его термином «Всероссийская трудовая Коммуна».

Несмотря на значительные различия, все проекты оппозиционных групп от самых умеренных до самых радикальных объединяло стремление заложить в основу будущей Конституции принцип многопартийности, воспрепятствовать утверждению авторитарной системы власти и тем сам задать определенные ориентиры в государственном строительстве.

В сборнике под редакцией А.Вышинского, концепциям оппозиционных групп, в частности, концепции М.А. Рейснера, были противопоставлены тезисы И.В. Сталина, содержавшие обоснованием конституционного закрепления диктатуры и жесткой централизации власти как временной меры на переходный период. Конституция задумывалась как временная, но все следующие Конституции подчеркивали свою преемственность первой советской Конституции.

В 1918 большевикам требовалось скорейшее принятие Основного закона, промедление было бы действительно «смерти подобно». Конституционный процесс был прерван волевым усилием правящей партии, и не мог дать должного результата, в смысле утверждения консенсуса между сторонниками различных концепций,

В дальнейшем, не принятые взгляды части эсеров найдут свое отражение в программе «рабочей оппозиции», которая исходила из необходимости полного слома старой государственной власти должен быть завершен передачей власти трудовым коллективам. Впоследствии, когда окончательно утвердилась однопартийная диктатура, максималистам и их «бухаринско-троцкистским союзникам» было предъявлено обвинение в стремлении заложить в Конституцию принцип чрезмерной децентрализации. Этот лозунг интерпретировался как призыв к независимости местных советов по отношению к высшим органам советской власти, призыв к не выполнению на местах законов и директив пролетарского государства.

Интересен в связи с этим анализ текста Конституции 1918 года. Структурно Конституция состояла из 6 разделов (1 -Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; 2 - Общие положения; 3 - Конструкция советской власти; 4 - Активное и пассивное избирательное право; 5 - Бюджетное право; 6-0 гербе и флаге РСФСР) 17 глав и 90 статей.

1. Ориентация на концепцию «отмирания государства». Ни в названии разделов, ни в названиях глав, ни разу не использовано слово «государство», вместо него говориться «республика», «общество», «власть». О том, что государство все же существует мы, узнаем из ст. 13. («церковь отделяется от государства...»), ст. 38, где говорится об обязанности СНК принимать меры для «правильного и быстрого течения государственной жизни», ст. 43 о государственном контроле, ст. 49 о делах общегосударственной важности, таких как «установление общегосударственных налогов и повинностей».

2. Принцип единовластия Советов. Согласно ст. 1 «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам», а статьи 12, 24 Конституции закрепляют и дополняют данное положение. Статья 12 гласит «Верховная власть в РСФСР принадлежит Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами - Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов», статья 24 «Всероссийский съезд Советов является высшей властью РСФСР». Принцип разделения властей фактически отсутствует, (ВЦИК, включающий 200 человек и получающий значительные полномочия, признается «высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом республики»). На местах исполнительные комитеты также получают большую власть, в частности им принадлежит право созыва Советов (ст. 58).

3. Приоритет принципа единоначалия. Принцип коллегиальности при принятии решений, исходя из «революционной» целесообразности, может быть отменен. Гл. 8., ст. 45 «Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего комиссариата, доводя о них до сведения коллегии. В случае несогласия коллегии с тем или иным решением народного комиссара, коллегия, не приостанавливая исполнение решения, может обжаловать его в Совет Народных Комиссаров или в Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов».

4. Централизация управления. Уже намечается некоторое ограничение деятельности местных Советов. Нельзя забывать, что в данный момент, во многих губернских Советах большинство все еще за эсерами. Гл. 12., ст. 61 Областные, губернские, уездные и волостные органы Советской власти, а также Советы депутатов имеют предметом своей деятельности:

а) проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти...»

г) объединение всей советской деятельности... территории.

Кроме этого устанавливается право контроля и отмены решений местных Советов. «Съездам Советов и их исполнительным комитетам принадлежит право контроля над деятельностью местных Советов (т.е. областным - право контроля над всеми Советами данной области, губерниям - над всеми Советами данной губернии, кроме городских, не входящих в состав уездных съездов Советов и т.д.), а областным и губернским съездам Советов и их исполнительным комитетам, кроме того, право отмены решений действующих в их районе Советов, с извещением об этом в важнейших случаях центральной Советской власти» (ст. 62).

5. Отказ от всеобщего избирательного права. Конституция содержит список «лишенцев» избирательного права. «Руководствуясь интересами рабочего класса в целом Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции» (ст. 23). Раздел IV Конституции раскрывает понятие «отдельных лиц и отдельные группы» которые не могут избирать и быть избраны. Наряду с душевнобольными и осужденными избирательного права лишаются (ст. 65):

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) монахи и духовные служители церквей и религиозного культа;

д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома...».

Что же касается общечеловеческих и естественных прав, то они не включены в Конституцию. Всеобщая трудовая повинность и воинская повинность для трудящихся трактуются как почетные, а на «нетрудовые же элементы возложено отправление иных военных обязанностей» (ст. 19).

Конституция не регламентировала правовое положение Президиума ВЦИК, а только упоминала о его существовании. Позже, когда ВЦИК стал работать на сессионной основе, Президиум ВЦИК стал постоянно действующим органом, превратившись в самостоятельный орган власти и управления.

Конституция 1918 года выполнила две важнейшие возложенные на нее задачи: во-первых, она закрепила сложившийся в результате революции и государственного строительства первых лет порядок и принципы организации государственной власти и управления в форме диктатуры пролетариата; во-вторых, она явилась орудием классовой борьбы с противниками революции. Она не содержала полного и безусловного признания прав и свобод человека, не удовлетворяла требование юридического равенства, поскольку связывало избирательное право с классовым цензом. Конституция по сути дела была политическим документом, орудием борьбы, которое должно было обеспечить выживание и развитие нового строя.

В этот период новые органы не создавались, а видоизменялись старые. Революционный военный совет Республики (РВСР) осуществлял в годы гражданской войны непосредственное руководство армией.

Сущность военного коммунизма составляли предельная концентрация ресурсов и полное руководство их использования государством, абсолютная централизация. ВСНХ приобретает сугубо военизированный характер. Строго отраслевой принцип управления, оперативное руководство предприятиями каждой отдельной отрасли было сосредоточено в главках-отделах ВСНХ. Между главком и предприятием в ряде отраслей стояло еще одно звено- трест. Все предприятия каждой отрасли подчинялись своему главку.

Характерной особенностью было прекращение всех экономических (денежных) отношений. Управление осуществлялось исключительно административными методами. Рентабельность, себестоимость теряли смысл: предприятия бесплатно получали все необходимое от государства и сдавали готовую продукцию. С деревней был налажен натуральный обмен, как мера административного, внеэкономического порядка, причем приоритетными для государства являлись интересы города, «пролетариата». При таких отношениях необходим было отладить механизмы контроля, по предложению В. Ленина одним из направлений реформирования стало соединение контрольных советских и партийных органов.

Начавшиеся весной 1921 года НЭПовские реформы затронули и государственное управление.

Раскол в партии сторонников военного-коммунизма и нэповской модели развития, в результате были отвергнуты идеи как тотального так и безгосударственного или ослабленного и только общественного самоуправления.

Наблюдается возрастание роли Советов, но при этом значительно усиливается роль Президиума. Повышается роль РАБКРИНа с целью усиления надзора за государственным аппаратом.

Все это подчеркивает отход от демократических принципов государственного строительства, показывает классовых подход к организации государственной власти, игнорирование интересов индивида, как самоценности демократического общества. Закрепление данных положений в Конституции 1918 года и в иных нормативных актах государства вступает в серьезное противоречие с мнение, что период с 1917 по 1922 в России существовало такое правительство, которое управляло наиболее рационально, правильно, целесообразно, чего не было за всю историю XX века.

Безусловно, надо признать, что экономические успехи имели место, но необходимо подчеркнуть, что успехи первых десятилетий Советской власти это практически полностью результат перенапряжения человеческих ресурсов. «Плановое развитие стало характерной чертой государственного руководства экономикой». Переход на механизм государственного управления экономикой построенный на плановых началах может быть эффективен лишь на короткий период времени, если плановое развитие становится «характерной чертой» государственного управления экономикой, то не только экономическая составляющая государства становиться не эффективной, но не эффективным становится и весь механизм государственного управления.

«Советская власть открыто признает неизбежность классового характера всякого государства, пока совершенно не исчезло деление общества на классы и вместе с ними всякая государственная власть».

Первые симптомы опасности централизации власти в руках партии фиксировались, но, видимо, недостаточно осознавались. «Партия старается руководить деятельностью Советов, но не заменять их». Но на самом деле, еще в период осень 1917- весна 1918 произошло столкновение двух политических сил, делавших ставку на разные слои населения (большевиков с опорой на рабочих, эсеров с опорой на крестьянство). Советы в губерниях были в основном в руках эсеров. Начался разлад между властью на местах и центром. Наличие этого разлада подтверждается выходом декретов, ограничивающих власть и компетенцию Советов. Война подхлестнула к централизации. Март 1918 года, на VII съезде РКП(б) получает признание идея о передвижке власти от Советов к партии большевиков.

В течение 1918-1919 года возникла монополия одной партии на государственную власть. Именно решениями партии были закреплены основные принципы организации и деятельности государственного аппарата.

В то же время власть местных государственных органов переходила к «центру». Постепенно формируется идея сильного централизованного государства с руководящей ролью партии. «Идейные, теоретические истоки большевиков содержали определенный демократический потенциал, но объективный ход исторического процесса, явившийся следствием классовых целей победившей партии, советской революции и вызванною ею гражданской войной, делали его нереализуемым». Данное суждение с одной стороны бесспорно верно, так как, действительно, реальные обстоятельства сложившиеся в стране не способствовали развитию демократического потенциала. Но с другой стороны, важно ответить на вопрос стремились ли большевики, получив реальную власть строить механизм государственного управления на демократических основах. На мой взгляд, нет, ибо они не только де-факто, но и де-юре закрепляли положения далекие от демократических принципов, насаждали классовый подход, возведя его в некий фетиш новой власти.

Подобные процессы можно наблюдать и в изменении идеологии в отношении самого процесса управления. Первоначально предполагалось «разбить старую чиновничью машину и тотчас же начать строить новую, позволяющую постепенно сводить на нет всякое чиновничество, это не утопия, это опыт Коммуны, это прямая задача революционного пролетариата...». Должностные лица перестают быть «чиновниками», если, по мысли Ленина, обеспечить их выборность, контроль и сменяемость, ограничить зарплату, и, кроме того, осуществить «замену парламентских учреждений работающими, т.е. издающими законы и проводящими их в жизнь». Специфическое «начальствование» государственных чиновников можно и должно тотчас же, с сегодня на завтра, начать заменять простыми функциями «надсмотрщиков» и «бухгалтеров», функциями, которые теперь вполне доступны уровню развития горожан вообще и вполне выполнимы за «заработную плату рабочего».

Обосновывалась подготовка профессиональных управленцев на основе европейского опыта и партийной преданности. «Человеческий материал» сосредоточенный в Рабкрине, должен был быть «действительно современного качества, т.е. не отстающего от лучших западноевропейских образцов». Такое «механистическое» понимание человеческой природы, предполагало и соответствующие пути повышения эффективности труда, в том числе, управленческого, и соответственный отбор западного опыта.

Идеал управленческого аппарата, каким его видели теоретики управления начала 1920-х гг., предполагал:

1. подлинно автоматически работающий аппарат;

2. тщательный отбор администраторов;

3. гармония целого, складывание индивидуальностей в целое;

4. знание каждым своей цели и методов работы;

5. максимальное использование индивидуальности;

6. непрерывная работа по обучению, усовершенствованию;

7. участие каждого в строении целого.

Постепенно формируются основанные на этих требованиях критерии эффективности управленческого процесса: соответствие действий регламентации. «Если до революции мы иронизировали над тем, что в Германии у каждого крана надпись «повернуть», на каждой двери указано, что за ней находится и пр.; если в первые годы революции мы все подобное складывали в одно понятие «бюрократизм», - то сейчас, думается, мы должны научиться отличать «порядок в работе» от «бюрократизма». Но бюрократия не собиралась отмирать, и нарастание массы документации лишь увеличивали ее власть.

Неправомерно утверждать, что только «старые спецы» привнесли в советский аппарат управления пороки, не учитывая управленческой культуры «новых» управленцев. Последние отнюдь не являлись «чистым листом», а в той же самой мере являлись носителями «пережитков прошлого».

Думается, что в период становления советского государства, в его основу были заложены следующие основные противоречия, делавшие повышение эффективности управления невыгодным для управленцев делом, а провозглашенные ценности и ориентиры - практически неприемлемыми.

1. Обеспечение диктатуры меньшинства путем создания государственного аппарата, в котором были заняты представители той самой «мелкобуржуазной стихии», которую и требовалось подавлять. Это практически исключало их заинтересованность в результативности своей работы. «Целью нашей является поголовное привлечение бедноты к практическому участию в управлении...

Целью нашей является бесплатное выполнение государственных обязанностей...». Можно лишь согласиться с мнением о том, что трагедия была не в том, что иных кроме буржуазных специалистов, в 20-е годы еще не было, и что буржуазные - привнесли в советский аппарат бюрократические тенденции, а в том, что ориентации на политические цели исключительно одного рабочего класса - иных форм управления, кроме административно-бюрократических, быть не могло. Следует лишь добавить, что не только ориентация на политические цели рабочего класса послужила созданием административно-бюрократической формы управления, но и отход от демократических основ в целом явился причиной данного процесса.

2. Укрепление государства во имя его отмирания. Повышая эффективность управления, чиновники должны были целенаправленно приближать свое «уничтожение», потерю власти. Можно предположить, что они не были заинтересованы в подобном исходе дела.

3. Поверхностность преобразований, сохранение традиций. «...Наш госаппарат... в наибольшей степени представляет из себя пережиток старого, в наименьшей степени подвергнутого сколько-нибудь серьезным изменениям. Он только слегка подкрашен сверху, а в остальных отношениях является самым типичным старым из нашего старого госаппарата...чтобы поискать способ действительно обновить его, надо обратиться, мне кажется, за опытом к нашей гражданской войне».

Конституция 1924 года развила основные положения первой Конституции. Верховным органом власти СССР признавался съезд

Советов, в период между съездами - ЦИК, включающий представителей Союзных советов и Совет национальностей (ст. 8).

Законодательно оформляется власть Президиума ЦИК СССР: в период между сессиями ЦИК он является высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР (ст. 29). Постепенно, по мере того, как съезды Советов и сессии ЦИК СССР собираются все реже, растет значение Президиума, расширяется его компетенция. Согласно ст. 37 СНК СССР признавался исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР. Статьи 45,46,48 закрепляли зависимость судебных органов от законодательной и исполнительной власти, сосредоточенной в руках уже довольно небольшого числа людей. Так, Верховный суд СССР включал представителя ОГПУ СССР, председателя, его заместителя и пять членов, назначенных Президиумом ЦИК. Им же назначался прокурор и его заместитель. «Пленарные заседания Верховного суда СССР образуют специальные суды присутствия, в случаях:

1. уголовных и гражданских дел исключительной важности;

2. дел персональной подсудности членов ЦИК и СНК СССР... «исключительно по особым на каждый раз постановлениям ЦИК или его Президиума» (Ст. 48).

Статьи 25 и 35 закрепляли систему многоступенчатых выборов с неравным представительством городского и губернского населения, что должно было обеспечить в Советах всех уровней численное преимущество рабочего класса над более многочисленным крестьянством. В послереволюционные годы многостепенные выборы выполняли и одну специфическую задачу - они служили своеобразным фильтром, препятствующим его проникновению чуждых элементов в высшие органы власти

Конституция 1924 года подводит определенный итог ленинского периода, периода поиска пути методом проб и ошибок. Курс на немедленное отмирание государства и разрушения его аппарата оказался заменен курсом на построение крепкого государства, основанного на дисциплине, контроле, централизации. Радикально сменились воззрения на государственный аппарат, однако даже новые принципы, положенные в его основу, не останавливали бюрократизацию государственного аппарата. Альтернативой политической системе, построенной на принципе самоуправления, «самодержавии народа» могла быть парламентская демократия. Но ВКП(б) на такую систему не ориентировалась. «Советская власть дает не таких представителей, которые фехтуют в парламентах и обмениваются блестящими речами, создавая прочное господство капитала и чиновничьего аппарата. А Советская власть идет от самих трудящихся масс, она дает не парламент, а собрание трудовых представителей, которое издает законы, исполняющиеся непосредственно, проходящие в жизнь и ставящие своей задачей борьбу с эксплуататорами».

По вопросу о времени и причинах формировании административно-командной системы в отечественной историографии нет единства мнений. Т.П. Коржихина предложила формулировку, примиряющую позицию, она полагает, что административно-командная система складывается к началу НЭПа и укрепляется на рубеже 1920-30-х годов, а «предшествующие матрицы» содержаться еще в дореволюционном периоде. Данная позиция представляется наиболее взвешенной и отвечающей историческим реалиям того времени.

Социально-экономические трудности 1928 года, ошибочное решение о форсировании коллективизации, предпринятое в 1929 году, послужили непосредственно толчком для возникновения тоталитаризма. Форсирование индустриализации, коллективизации и «построение социализма в отдельно взятой стране» базируется на традиционном приоритете воли верховной власти (властителя) при определении путей развития, преобразования общественной жизни, так складывалось веками.

Изменения в идеологии нашли свое отражение в Конституции СССР 1936 года. Выступая на съезде, В.М. Молотов обосновал появление новой Конституции тем, что в 1924 году «мы не могли говорить о победе социализма в нашей стране. Вопрос «кто кого» еще не был решен... Это Конституция победившего социализма... Она оформляет и законодательно закрепляет великие завоевания социалистического государства рабочих и крестьян».

Отсюда можно сделать вывод, что основной целью этой Конституции было закрепление существующей системы власти. Сопоставляя тексты Конституций, невозможно не отметить, прежде всего то, что по сравнению с Конституциями 1918,1924 годов, текст буквально «перенасыщен» употреблением понятия «государство», прежде всего в названиях глав («государственное устройство», «высшие органы государственной власти», «местные органы государственной власти»). Порядок расположения глав характеризует вопросы по степени их значимости. Например, раздел «Права и обязанности» занимают одно из последних мест.

Принятие «сталинской Конституции» положило конец системе съездов Советов, поскольку отныне высшим органом государственной власти является Верховный Совет СССР. Законодательная власть осуществляется исключительно им (ст. 3032). Конституция закрепляет самые широкие полномочия Президиума (ст. 49).

Президиум Верховного Совета: созывает сессии ВС; дает толкование действующих законов СССР, издает указы; награждает; осуществляет право помилования; назначает и сменяет высшее командование ВС СССР.

Конституционно закреплен отраслевой принцип руководства (статьи 72-77). Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР является Совет Народных Комиссаров СССР (ст. 64).

Примечательно, что органы местного самоуправления также вошли в систему органов государственного управления. Гл. 8. Название «Местные органы государственной власти».

И.В. Сталин, комментируя на VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 года поправки к проекту Конституции, так высказался по поводу предложения о прямых выборах председателя Верховного Совета: «По системе нашей Конституции в СССР не должно быть единоличного Президента, избираемого наравне с верховным Советом и могущего противопоставлять себя Верховному Совету. Президент в СССР коллегиальный - это Президиум Верховного Совета, включая и Председателя..., избираемый не всем населением, а Верховным Советом, и подотчетный Верховному Совету. Опыт истории показывает, что такое построение верховных органов является наиболее демократическим, гарантирующим страну от нежелательных случайностей».

Попытки совершенствования системы органов государственного управления проводились не только за счет количественных изменений, но и по линии перераспределения компетенции между органами. Так, законодательно закреплена и такая конституционная основа власти и управления, как роль партии, которая согласно ст. 126 Конституции представляла собой руководящее звено всех общественных и государственных организаций трудящихся. Закреплена практика совместных решений государственных и партийных органов на всех этапах управления.

С сожалением приходиться констатировать, что заложенный в Конституции РСФСР 1918 года отход от демократических принципов государственного строительства стал определяющим и в последующие периоды истории советской системы государственного управления.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...