ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ШКОЛЕ
(наименование практики)
по направлению подготовки (специальности)
__032102.65 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
(шифр и наименование направления, специальности)
_______________________________________-___________________________________
(наименование специализации, профиля)
Форма обучения очная
Тольятти, 2009
Программу составил (и):
доцент, д.п.н., доцент______ ________________ _____В.Ф. Балашова
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (И.О.Фамилия)
доцент, к.п.н., доцент______ ________________ _____А.А. Подлубная
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (И.О.Фамилия)
Программа практики составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана направления подготовки (специальности) 032102.65 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
на кафедре «Адаптивная физическая культура»
(наименование кафедры)
Программа практики одобрена на заседании кафедры «Адаптивная физическая культура» (протокол заседания № 10 от « 28 » мая 2009 г.).
Срок действия программы: до «30» июня 2014 г.
Наименование учебного курса Педагогическая практика в школе
«Педагогическая практика в школе» является важнейшим компонентом подготовки студентов очной формы обучения по направлению подготовки 032102 - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)". По результату её прохождения судят об уровне профессиональной подготовленности выпускников ВУЗов.
Настоящая программа составлена с учетом основных нормативных положений действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, определяющего общие требования к содержанию и условиям реализации профессиональных образовательных программ, критерии профессиональной подготовленности специалистов по адаптивной физической культуре.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Цель практики - трансформация теоретических знаний студентов в профессиональные умения и навыки организации и проведения учебно-воспитательной и внеклассной работы с детьми школьного возраста в роли учителя физической культуры общеобразовательной школы.
Задачи:
1.Ознакомить студентов с основными направлениями и опытом работы общеобразовательных школ в сфере физической культуры.
2. Обеспечить формирование педагогических умений и навыков до уровня, позволяющего самостоятельно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в процессе физического воспитания.
3. Формировать профессионально значимые качества личности, обусловливающие устойчивый интерес к деятельности учителя физической культуры, потребность в систематическом самообразовании и творческом подходе к педагогической работе.
2. МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
«Педагогическая практика в школе» изучается на 3-м курсе (5 семестр очной формы обучения), выполняя функцию преобразования теоретических знаний в широкий комплекс профессиональных умений и навыков для решения задач физического воспитания. Она проводится в течение 5 недель. Базами практики являются общеобразовательные школы, имеющие необходимые материально-технические условия и высококвалифицированных работников, способных выполнять обязанности методистов практики. Базовые школы определяются сотрудниками отдела практики вуза. Педагогическая практика в общеобразовательных школах осуществляется на основе договора.
№ п/п
| Учреждение
| Адрес
| 1.
| Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 16
| 445020, Россия, г. Тольятти,
ул. Баныкина, 4
| 2.
| Муниципальное образовательное учреждение МОУ СШ № 84
| 445030, г. Тольятти, Цветной б-р,18
| 3.
| Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 77
| 445044, г. Тольятти,
ул. Ворошилова,3
| 4.
| Муниципальное образовательное учреждение МОУ СШ № 76
| 445057, г. Тольятти, пр-т. Степана Разина, 78
| 5.
| МОУ основная общеобразовательная школа № 78
| 445056, Россия, Самарская обл.
г. Тольятти, ул. 40лет Победы,86
| 6.
| МОУ школа № 87
| 445031, г.о.Тольятти, ул. Тополиная, 18
| 7.
| Муниципальное образовательное учреждение МОУ школа № 58
| 445051, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Фрунзе, 2
| 8.
| Муниципальное образовательное учреждение МОУ СОШ № 69
| 445039, г. Тольятти,
ул. 40 лет Победы,120
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Продолжительность педагогической практики в общеобразовательных школах в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебным планом вуза составляет 5 недель (150 часов).
Продолжительность рабочего дня при прохождении практики в школе составляет для студентов в возрасте от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).
На период практики студенты подразделяются на бригады до 10-12 человек. Бригада формируется из студентов разных специализаций.
Практика студентов организуется в соответствии с программой практики в форме выполнения учебных заданий студентами под руководством методистов вуза из числа профессорско-преподавательского состава вуза и методистов базы практики учителей физической культуры общеобразовательных школ.
С момента зачисления студентов в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда. Во время прохождения практики студент обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка базовой школы, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять распоряжения администрации базы практики и методистов.
Сроки практики, список баз практики, методистов вуза и баз практики, составы бригад студентов утверждаются приказом по вузу.
Общее руководство организацией практики возлагается на сотрудников отдела практики и деканов факультетов вуза.
Учебная нагрузка работников баз практики (директор и учитель физической культуры базовой школы) - внештатных преподавателей вуза и методистов вуза по практике - устанавливается Ученым Советом вуза.
Оплата труда работников баз практики производится в соответствии с постановлением Минтруда России от 21.01.93 № 7 «Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся на бюджетном финансировании».
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения курса:
- студент должен знать:
ü теорию и методику обучения программным видам физической культуры в общеобразовательных школах, основы ведения методической работы в области физической культуры и спорта;
ü особенности воспитания физических качеств в зависимости от возраста, пола и подготовленности учащихся;
ü формы и методы планирования учебной, тренировочной, соревновательной и воспитательной деятельности в школьных коллективах; средства, методы и организационные формы ведения педагогической деятельности в процессе физического воспитания;
ü закономерности функционирования организма при выполнении разных видов физических упражнений;
ü приемы воспитания и общения с учащимися и межличностного общения в коллективе.
- студент должен уметь:
ü использовать государственно-установочные нормативные документы, относящиеся к профессиональной деятельности;
ü разрабатывать документы планирования учебного процесса, определяя целесообразную последовательность решения задач;
ü подбирать и применять средства и методы, адекватные поставленным задачам при самостоятельном проведении уроков физической культуры;
ü анализировать проведение урока физической культуры;
ü определять адекватность построения урока и уровень нагрузки на его протяжении, используя данные изменения ЧСС у занимающихся в ходе урока; определять и рассчитывать общую и моторную плотность урока;
ü определять уровень физической и технической подготовленности занимающихся, оценивать их функциональное состояние;
ü анализировать учебно-воспитательные ситуации, формулировать и решать общепедагогические задачи;
ü формировать положительное отношение учащихся к занятиям физической культурой;
ü составлять психолого-педагогические характеристики личности учащегося и класса в целом;
- студент должен владеть:
ü разнообразными формами занятий с учетом возрастных, морфо-функциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся в соответствии с уровнем физической подготовленности и состоянием здоровья.
ü навыками использования спортивного оборудования и инвентаря, аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе различных видов занятий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Учебный курс педагогической практики специалиста условно подразделяется на логические части, связанные со спецификой педагогической деятельности учителя физической культуры общеобразовательной школы, по видам работы студентов: организационно-ознакомительная работа, методическая работа, учебная работа, воспитательная работа, внеклассная физкультурно-массовая работа.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Тема 1. Задачи, содержание и организация педагогической практики
Цель, задачи и содержание педагогической практики. Организация работы студентов во время практики. Расписание уроков. Уголок практиканта. Рабочая тетрадь практиканта. Собрания бригады. Подготовка документации и отчет по итогам практики.
Тема 2. Основные направления работы, традиции, распорядок дня базовой школы. Требования, предъявляемые к учащимся(Директор школы)
Общие сведения о школе. Обязанности директора, его заместителей, учителей физической культуры и классных руководителей. Администрация, педагогический и ученический коллектив базовой школы, ее материально-техническое обеспечение. Основные направления работы школы, ее традиции, правила внутреннего распорядка, права учащихся и предъявляемые к ним требования. Задачи школы в текущем учебном году. Место физического воспитания в плане работы школы и роль педагогического коллектива по дальнейшему улучшению физического воспитания учащихся. Содержание работы родительского комитета школы, формы работы с родителями учащихся. Материально-правовое положение учителей: прием на работу и увольнение, порядок предоставления отпусков, учебная нагрузка и порядок начисления заработной платы.
Тема 3. Состояние здоровья и уровень физического развития учащихся школы, медицинский контроль впроцессе физического воспитания (Врач школы)
Общие сведения о состоянии здоровья учащихся. Критерии деления учащихся на медицинские группы. Заболевания учащихся (инфекционные, простудные и др.). Периодичность и формы медицинского контроля. Сведения об уровне физического развития детей базовой школы.
Тема 4. Организация и методика преподавания предмета "Физическая культура" в школе(Учитель физической культуры школы)
Особенности физического воспитания в базовой школе, задачи и содержание работы на текущий год. Организационно-методические особенности построения процесса физического воспитания учащихся разных возрастных и медицинских групп. Материально-техническая база и условия для занятий физической культурой. Место переодевания учащихся и обеспечение порядка в раздевалках. Соблюдение гигиенических условий в процессе проведения занятий по физической культуре, профилактика травматизма, страховка, помощь. Оказание первой врачебной помощи пострадавшему в процессе занятия.
Тема 5. Программа по предмету «Физическая культура»(Учитель физической культуры школы)
Документы планирования и учета процесса физического воспитания. Общая характеристика программы по предмету «Физическая культура», по которой работает базовая школа; ее структура: пояснительная записка, учебный материал, зачетные нормы и требования, приложения. Соотношение теоретического и практического разделов программы. Ориентировочное распределение объемов на различные виды физической культуры в часах (гимнастика, легкая атлетика, плавание, подвижные и спортивные игры, лыжная подготовка и др.). Классный журнал. Требования к ведению журнала.
Тема 6. Индивидуальный план прохождения практики
Распределение студентов по классам разных возрастных групп (один основной класс - V-IX и два дополнительных - I-IV и X-XI). Разработка индивидуального плана работы по основным разделам работы на период практики. Последовательность выполнения учебных заданий программы практики. Сроки и контроль за выполнением.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема 7. Документы планирования и учета процесса физического воспитания
Годовой план-график прохождения предмета как документ организационно-содержательного характера построения учебного процесса. Рабочий план на четверть. Распределение программного материала по «Физической культуре» для одного класса на период практики. План-конспект урока. Задачи урока и способы их решения. Структура урока и содержание его частей. Рациональное распределение времени по частям урока в зависимости от его задач. Подбор средств и методов. Основные, обще-подготовительные, специально-подготовительные и подводящие упражнения, их логическая последовательность. Организационно-методические указания. Оценка успеваемости учащихся по уровню их технической и физической подготовленности.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задания к теме 1.
1. Принять участие во вводной и итоговой конференциях по практике.
2. Изучить программу практики и требования методиста по организации работы бригады во время практики.
3. Участвовать в оформлении «Уголка практиканта».
4. Участвовать в еженедельных собраниях бригады.
5. Проанализировать свою деятельность за период практики и оформить отчет по практике.
6. Разработать предложения по совершенствованию практики.
Задания к теме 2.
1. Заслушать сообщение директора школы или представителя администрации школы и ознакомиться с основными направлениями работы школы, ее традициями, правилами внутреннего распорядка, правами учащихся и предъявляемыми к ним требованиями.
2. Ознакомиться с базой школы: административные и учебные кабинеты, спортивный зал и спортивная площадка, оборудование и инвентарь.
Задания к теме 3.
1. Заслушать сообщение врача школы о состоянии здоровья и физического развития учащихся.
2. Ознакомиться с медицинским кабинетом школы и особенностями проведения медицинского контроля учащихся.
Задания к теме 4.
1. Заслушать сообщение учителя физической культуры и ознакомиться с особенностями организации процесса физического воспитания в базовой школе.
2. Изучить материально-техническую базу и условия занятий физической культурой в школе.
Задания к теме 5.
1. Изучить документы планирования и учета процесса физического воспитания базовой школы.
Задания к теме 6.
1. Разработать индивидуальный план работы студента во время практики.
2. Составить личное расписание проведения уроков ФК, спортивных секций и других мероприятий.
Задания к теме 7.
1. Разработать на основании годового плана-графика учебно-воспитательного процесса рабочий план на четверть для прикрепленного класса на материале одного из видов школьной программы (гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, плавание, лыжная подготовка).
2. Разработать комплекс общеразвивающих упражнений (8-10 упражнений) для учащихся младших классов, соблюдая принцип оздоровительной направленности.
3. Разработать 2 комплекса общеразвивающих упражнений (8-10 упражнений) для учащихся средних классов (без предметов и с предметами), основываясь на принципе всестороннего развития личности.
4. Разработать комплекса общеразвивающих упражнений (8-10 упражнений) для учащихся старших классов, ориентируясь на принципе прикладности.
5. Разработать не менее 15 планов-конспектов уроков по физической культуре для классов различных возрастных групп.
6. Разработать систему подводящих упражнений при обучении сложного двигательного действия, типа опорного прыжка, прыжка в высоту, броска по кольцу с хода, нападающего удара в волейболе и т.д.
7. Разработать комплекс упражнений для учащихся прикрепленного класса направленного (по выбору): на развитие силы мышц туловища, рук, нижних конечностей; на развитие гибкости позвоночника, плечевых, тазобедренных суставов; на развитие простой двигательной реакции, частоты движений верхних и нижних конечностей и т.д.
8. Разработать комплекс физических упражнений, направленный на формирование правильной осанки.
9. Провести рецензирование 2-3 планов-конспектов уроков, разработанных студентами бригады.
Задания к теме 8.
1. Провести наблюдение 2-3 уроков физической культуры, проводимых учителем школы в разных возрастных группах, с целью изучения особенностей методики преподавания, воспитания и организации учащихся.
2. Провести полный анализ 1-2 уроков, проводимых членами бригады.
3. Оформить письменный педагогический анализ проведения урока физической культуры в отчете по практике.
Задания к теме 9.
1. Провести хронометраж 1-2 уроков, проводимых членами бригады.
2. Рассчитать общую и моторную плотность урока.
3. Оформить протокол хронометража урока.
4. На основе полученных данных в отчете по практике выполнить письменный анализ деятельности учителя на уроке физической культуры.
Задания к теме 10.
1. Провести регистрацию ЧСС у учащихся на 1-2 уроках, проводимых членами бригады.
2. Построить график изменения ЧСС у школьников на протяжении урока.
3. Оформить в отчете по практике протокол регистрации ЧСС у занимающихся и письменный анализ нагрузки, выполненной школьниками в ходе урока.
Задания к теме 11.
1. Провести в качестве помощника учителя 2-4 раза подготовительную часть урока в классах разных возрастных групп.
2. Разучить с различными классами разработанные комплексы общеразвивающих упражнений (8-10 упражнений).
Задания к теме 12.
1. Провести в качестве помощника учителя 2-4 раза основную часть урока в классах разных возрастных групп, выполняя задания по обучению двигательным действиям, воспитанию физических качеств и др.
2. Разучить с учащимися самостоятельно разработанную систему подводящих упражнений при обучении сложного двигательного действия, типа опорного прыжка, прыжка в высоту, броска по кольцу с хода, нападающего удара в волейболе и т.д.
Задания к теме 13.
1. Провести в качестве помощника учителя 2-3 раза заключительную часть урока в классах разных возрастных групп, направленную на приведение организма учащихся в нормальное послерабочее состояние, на формирование правильной осанки и др.
Задания к теме 14.
1.Провести в качестве учителя с помощником 2-5 уроков в классах разных возрастных групп.
2. Провести самостоятельно 5-8 уроков физической культуры в классах разных возрастных групп и 4-6 уроков в прикрепленном классе.
3. Провести 1-2 теоретических занятия по разделам школьной программы физической культуры.
Задания к теме 15.
1. Ознакомиться с содержанием и организацией внеклассной воспитательной работы в школе.
2. Изучить план воспитательной работы прикрепленного класса.
3. Изучить информацию о коллективе учащихся прикрепленного класса.
4. Обеспечить воспитывающий характер обучения в процессе уроков физической культуры; сочетать проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с решением задач нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Задания к теме 16.
1. В беседах с классным руководителем, при проведении уроков по физической культуре и посещении уроков по общеобразовательным дисциплинам собрать информацию об одном из учащихся и о прикрепленном классе, необходимую для разработки психолого-педагогических характеристик.
2. Разработать психолого-педагогическую характеристику на ученика, позволяющую выбрать пути укрепления положительных черт личности и преодоления недостатков.
3. Разработать психолого-педагогическую характеристику на коллектив учеников прикрепленного класса.
Задания к теме 17.
1. Разработать план мероприятия (беседы, классного часа и др.) по пропаганде физической культуры, вида спорта, здорового образа жизни на нравственные, эстетические или другие темы, имеющие воспитательное значение.
2. Организовать и провести с учащимися прикрепленного класса 1-2 мероприятия общевоспитательного характера.
Задания к теме 18.
1. Разработать рабочий план учебно-тренировочных занятий спортивных секций по виду спорта или групп ОФП на период практики.
2. Разработать 4-6 планов-конспектов занятий спортивных секций (групп ОФП).
Задания к теме 19.
1. Провести в качестве помощника тренера 2-3 занятия спортивной секции по виду спорта (соответственно специализации студента) или групп ОФП.
2. Провести самостоятельно 4-5 занятий спортивной секции или групп ОФП.
Задания к теме 20.
1. Разработать основные документы, необходимые для проведения физкультурно-оздоровительного или спортивно-массового мероприятия в школе.
2. Принять участие в организации и проведении 1-2 спортивно-массовых мероприятий (спортивные соревнования, спортивный праздник, смотр физической подготовленности и т.д.).
ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Формой итогового контроля профессиональных знаний, умений и навыков студентов, их готовности к будущей профессии является дифференцированный зачет.
По результатам практики студент получает интегральную оценку, отражающую качество выполнения всех программных заданий практики. Оценку за практику выставляет методист вуза, обсуждая ее с методистом базы, учитывая активность студента, отношение к профессии, степень овладения профессиональными умениями и навыками, уровень теоретической и практической подготовленности, качество отчетной документации.
Общая положительная оценка возможна лишь при выполнении всех заданий. Невыполнение или неудовлетворительное качество выполнения какого-либо задания не позволит студенту получить общую положительную оценку.
Оценка по практике приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения как имеющие академическую задолженность, в порядке, предусмотренном уставом вуза.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К ЗАЧЕТУ
1. Принять участие во вводной и итоговой конференциях по практике, в еженедельных собраниях бригады, в методических занятиях-инструктажах директора и врача школы, учителя ФК, методиста.
2. Подчиняться правилам внутреннего распорядка базы практики, выполнять распоряжения администрации базы и методиста.
3. Изучить программу практики и разработать индивидуальный план на период практики с учетом особенностей и условий базы практики.
4. Изучить программу по предмету «Физическая культура», по которой работает базовая школа, и документы планирования и учета процесса физического воспитания.
5. Провести наблюдение уроков физической культуры в разных возрастных группах с целью изучения особенностей методики преподавания, воспитания и организации учащихся.
6. Разрабатывать и представлять на утверждение учителю или методисту конспект каждого проводимого мероприятия.
7. Провести в качестве помощника учителя 6-8 уроков (подготовительная и заключительная части) с учащимися разных возрастных групп.
8. Провести в качестве учителя с помощниками 5-6 уроков (основная часть), выполняя задания по обучению двигательным действиям и воспитанию физических качеств.
9. Провести самостоятельно не менее 12 уроков для приобретения необходимого уровня профессиональных умений и навыков.
10.Провести хронометраж, пульсометрию и анализ уроков, проводимых членами бригады.
11.Провести контрольные испытания и оценить уровень физической подготовленности школьников прикрепленных классов.
12.Провести 8-10 занятий спортивной секции или группы общей физической подготовки.
13.Принять участие в организации и проведении внеклассных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
14.Обсудить с классным руководителем прикрепленного класса особенности коллектива, систему и план воспитательной работы. Принять участие в проведении мероприятия общевоспитательного характера.
15.Разработать психолого-педагогические характеристики прикрепленного класса и одного из учащихся.
16.Подготовить документацию и защитить отчет по итогам практики (приложение 1-4).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
10.1. Обязательная литература
№ п/п
| Библиографическое описание
| Тип (учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, практикум, др.)
| Количество в
библиотеке
| 1.
| Барчуков И. С. Физическая культура и спорт : методология, теория, практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров ; под общ. ред. Н. Н. Маликова. - 3-е изд., стер. ; Гриф УМО. - М. : Академия, 2009. - 526 с.
| учебное пособие
|
| 2.
| Холодов Ж. К.Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 7-е изд., стер. ; Гриф УМО. - М. : Академия, 2009. - 479 с. : ил. - (Высш. проф. образование). - Библиогр.: с. 472-473.
| учебное пособие
|
| 3.
| Максименко А. М. Педагогическая практика студентов по физическому воспитанию в школе : учеб. пособие для вузов / А. М. Максименко. - Изд. 2-е, испр. и доп. ; Гриф УМО. - М. : Физическая культура, 2007. - 123 с. - Библиогр.: с. 122-123.
| учебное пособие
|
| 4.
| Физическая культура и физическая подготовка : учеб. для вузов / И. С. Барчуков [и др.] ; под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барсукова. - Гриф МО. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 430 с.
| учебник
|
| 5.
| Евсеев Ю. И. Физическая культура : учеб. пособие для вузов / Ю. И. Евсеев. - Изд. 5-е ; Гриф МО. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 378, [1] с.
| учебное пособие
|
| 6.
| Евсеев Ю. И. Физическая культура : учеб. пособие для вузов / Ю. И. Евсеев. - Изд. 4-е ; Гриф МО. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 379 с.
| учебное пособие
|
|
Согласовано
Директор научной библиотеки________________ ___А.М. Асаева___ (подпись) (И.О. Фамилия)
«___»________20___г.
МП
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ШКОЛЕ
(наименование практики)
по направлению подготовки (специальности)
__032102.65 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
(шифр и наименование направления, специальности)
_______________________________________-___________________________________
(наименование специализации, профиля)
Форма обучения очная
Тольятти, 2009
Программу составил (и):
доцент, д.п.н., доцент______ ________________ _____В.Ф. Балашова
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (И.О.Фамилия)
доцент, к.п.н., доцент______ ________________ _____А.А. Подлубная
(должность, ученое звание, степень) (подпись) (И.О.Фамилия)
Программа практики составлена на основании ФГОС ВПО и учебного плана направления подготовки (специальности) 032102.65 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
на кафедре «Адаптивная физическая культура»
(наименование кафедры)
Программа практики одобрена на заседании кафедры «Адаптивная физическая культура» (протокол заседания № 10 от « 28 » мая 2009 г.).
Срок действия программы: до «30» июня 2014 г.
Наименование учебного курса Педагогическая практика в школе
«Педагогическая практика в школе» является важнейшим компонентом подготовки студентов очной формы обучения по направлению подготовки 032102 - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)". По результату её прохождения судят об уровне профессиональной подготовленности выпускников ВУЗов.
Настоящая программа составлена с учетом основных нормативных положений действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, определяющего общие требования к содержанию и условиям реализации профессиональных образовательных программ, критерии профессиональной подготовленности специалистов по адаптивной физической культуре.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Цель практики - трансформация теоретических знаний студентов в профессиональные умения и навыки организации и проведения учебно-воспитательной и внеклассной работы с детьми школьного возраста в роли учителя физической культуры общеобразовательной школы.
Задачи:
1.Ознакомить студентов с основными направлениями и опытом работы общеобразовательных школ в сфере физической культуры.
2. Обеспечить формирование педагогических умений и навыков до уровня, позволяющего самостоятельно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в процессе физического воспитания.
3. Формировать профессионально значимые качества личности, обусловливающие устойчивый интерес к деятельности учителя физической культуры, потребность в систематическом самообразовании и творческом подходе к педагогической работе.
2. МЕСТО И ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
«Педагогическая практика в школе» изучается на 3-м курсе (5 семестр очной формы обучения), выполняя функцию преобразования теоретических знаний в широкий комплекс профессиональных умений и навыков для решения задач физического воспитания. Она проводится в течение 5 недель. Базами практики являются общеобразовательные школы, имеющие необходимые материально-технические условия и высококвалифицированных работников, способных выполнять обязанности методистов практики. Базовые школы определяются сотрудниками отдела практики вуза. Педагогическая практика в общеобразовательных школах осуществляется на основе договора.
№ п/п
| Учреждение
| Адрес
| 1.
| Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 16
| 445020, Россия, г. Тольятти,
ул. Баныкина, 4
| 2.
| Муниципальное образовательное учреждение МОУ СШ № 84
| 445030, г. Тольятти, Цветной б-р,18
| 3.
| Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 77
| 445044, г. Тольятти,
ул. Ворошилова,3
| 4.
| Муниципальное образовательное учреждение МОУ СШ № 76
| 445057, г. Тольятти, пр-т. Степана Разина, 78
| 5.
| МОУ основная общеобразовательная школа № 78
| 445056, Россия, Самарская обл.
г. Тольятти, ул. 40лет Победы,86
| 6.
| МОУ школа № 87
| 445031, г.о.Тольятти, ул. Тополиная, 18
| 7.
| Муниципальное образовательное учреждение МОУ школа № 58
| 445051, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Фрунзе, 2
| 8.
| Муниципальное образовательное учреждение МОУ СОШ № 69
| 445039, г. Тольятти,
ул. 40 лет Победы,120
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Продолжительность педагогической практики в общеобразовательных школах в соответствии с Государственным образовательным стандартом и учебным планом вуза составляет 5 недель (150 часов).
Продолжительность рабочего дня при прохождении практики в школе составляет для студентов в возрасте от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ).
На период практики студенты подразделяются на бригады до 10-12 человек. Бригада формируется из студентов разных специализаций.
Практика студентов организуется в соответствии с программой практики в форме выполнения учебных заданий студентами под руководством методистов вуза из числа профессорско-преподавательского состава вуза и методистов базы практики учителей физической культуры общеобразовательных школ.
С момента зачисления студентов в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда. Во время прохождения практики студент обязан подчиняться правилам внутреннего распорядка базовой школы, соблюдать трудовую дисциплину, выполнять распоряжения администрации базы практики и методистов.
Сроки практики, список баз практики, методистов вуза и баз практики, составы бригад студентов утверждаются приказом по вузу.
Общее руководство организацией практики возлагается на сотрудников отдела практики и деканов факультетов вуза.
Учебная нагрузка работников баз практики (директор и учитель физической культуры базовой школы) - внештатных преподавателей вуза и методистов вуза по практике - устанавливается Ученым Советом вуза.
Оплата труда работников баз практики производится в соответствии с постановлением Минтруда России от 21.01.93 № 7 «Об утверждении коэффициентов ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся на бюджетном финансировании».
4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения курса:
- студент должен знать:
ü теорию и методику обучения программным видам физической культуры в общеобразовательных школах, основы ведения методической работы в области физической культуры и спорта;
ü особенности воспитания физических качеств в зависимости от возраста, пола и подготовленности учащихся;
ü формы и методы планирования учебной, тренировочной, соревновательной и воспитательной деятельности в школьных коллективах; средства, методы и организационные формы ведения педагогической деятельности в процессе физического воспитания;
ü закономерности функционирования организма при выполнении разных видов физических упражнений;
ü приемы воспитания и общения с учащимися и межличностного общения в коллективе.
- студент должен уметь:
ü использовать государственно-установочные нормативные документы, относящиеся к профессиональной деятельности;
ü разрабатывать документы планирова
|