Общие сведения о классе (количество учащихся, из них мальчиков и девочек), число отличников, успевающих, отстающих. Сведения об активе класса (его состав, инициативность, авторитет). Организованность класса. Участие в общественной жизни школы. Дисциплинированность класса (поведение на уроках и вне класса, выполнение требований учителей, общая культура поведения). Наличие в классе «трудных» учеников, требующих особого внимания. Коллективизм и сплоченность класса (отношение друг к другу, учителям и взрослым, к делам класса, дружба и взаимоуважение между мальчиками и девочками). Отношение к занятиям физической культурой и спортом (количество занимающихся в спортивных секциях, участие в спортивных общественных мероприятиях). Другие увлечения и интересы учащихся.
Общие сведения об ученике (ФИО, возраст). Отношение к учебному процессу (дисциплинированность, успеваемость, выполнение домашних заданий, внимание, активность мышления, особенности речи и памяти). Интересы ученика (их иерархия и устойчивость, учебные интересы, интерес к какому-либо виду спорта). Общественная направленность (участие в общественной жизни школы, класса, отношение к общественной работе, к учителям, к критике, самокритичность, направленность на будущее). Особенности характера (ярко выраженные положительные и отрицательные черты, преобладающее настроение). Общее впечатление об ученике. Пути укрепления положительных черт личности и преодоление недостатков.
Тема 17. Практика в проведении мероприятий общевоспитательного характера(по согласованию с классным руководителем)
Выбор темы мероприятия согласно интересам учащихся, их возрасту. План мероприятия. Основная цель мероприятия. Подготовка наглядного материала (иллюстрации, слайды и т.д.). Конспект и основные тезисы беседы. Возможные вопросы для обсуждения. Выводы.
ВНЕКЛАССНАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА
Тема 18. Содержание, организация и методика внеклассной физкультурно-массовой работы(Учитель физической культуры школы)
Основные направления проведения внеклассной физкультурно-массовой работы. План работы коллектива физической культуры школы. Физкультурно-спортивные традиции и достижения спортсменов школы. Распределение обязанностей, организация и формы работы школьного коллектива физкультуры. Основные мероприятия, организуемые и проводимые бригадой студентов-практикантов. План учебно-тренировочных занятий спортивных секций и групп продленного дня. Особенности проведения секционных занятий в школе.
Тема 19. Практика в проведении занятий спортивной секции или группы ОФП
Расписание занятий спортивной секции. Цель и задачи занятий. Продолжительность отдельного занятия, его структура. Контингент занимающихся и уровень их физической и технической подготовленности. Организационные и методические особенности секционных занятий. План-конспект тренировочного занятия.
Тема 20. Практика в организации и проведении общешкольных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий
Положение о мероприятии. Сценарий мероприятия. Подготовка схем построения участников (команд). Разработка плана проведения мероприятия. Состав жюри. Подготовка мест для зрителей. Инвентарь и оборудование, используемое при проведении мероприятия. Подготовка участников. Итоги мероприятия (награждение победителей, закрытие).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
Наименование разделов и тем
| Всего часов
| Количество часов
| Сроки
выполнения
(недели)
| Занятия на базе практики
| Самост. работа
| Организационно-ознакомительная работа
|
|
|
|
| Тема 1. Задачи, содержание и организация педагогической практики
|
|
| -
|
| Тема 2. Основные направления работы, традиции, распорядок дня базовой школы. Требования, предъявляемые к учащимся
|
|
|
|
| Тема 3. Состояние здоровья и уровень физического развития учащихся школы, медицинский контроль в процессе физического воспитания
|
|
|
|
| Тема 4. Организация и методика преподавания предмета «Физическая культура» в школе
|
|
|
|
| Тема 5. Программа по предмету «Физическая культура»
|
|
|
|
| Тема 6. Индивидуальный план прохождения практики
|
|
|
|
| Методическая работа
|
|
|
|
| Тема 7. Документы планирования и учета процесса физического воспитания
|
|
|
| 1-5
| Тема 8. Анализ урока «Физическая культура»
|
|
|
| 2-5
| Тема 9. Хронометраж частей урока и урока в целом
|
|
|
| 3-4
| Тема 10. Контроль уровня и динамики нагрузки на уроках физической культуры с помощью регистрации ЧСС
|
|
|
| 3-5
| Учебная работа
|
|
|
|
| Тема 11. Практика в проведении подготовительной части урока
|
|
|
| 1-2
| Тема 12. Практика в проведении основной части урока
|
|
|
| 2-3
| Тема 13. Практика в проведении заключительной части урока
|
|
|
| 1-2
| Тема 14. Практика в проведении урока в целом
|
|
|
| 3-5
| Воспитательная работа
|
|
|
|
| Тема 15. Особенности коллектива, система и план воспитательной работы прикрепленного класса
|
|
|
| 4-5
| Тема 16. Психолого-педагогическая характеристика класса и учащегося
|
|
|
|
| Тема 17. Практика в проведении мероприятий общевоспитательного характера
|
|
|
| 3-5
| Внеклассная физкультурно-массовая работа
|
|
|
|
| Тема 18.Содержание, организация и методика внеклассной физкультурно-массовой работы
|
|
|
|
| Тема 19. Практика в проведении занятий спортивной секции или группы ОФП
|
|
|
| 2-5
| Тема 20. Практика в организации и проведении общешкольных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий
|
|
|
| 3-5
| Итого:
|
|
|
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задания к теме 1.
1. Принять участие во вводной и итоговой конференциях по практике.
2. Изучить программу практики и требования методиста по организации работы бригады во время практики.
3. Участвовать в оформлении «Уголка практиканта».
4. Участвовать в еженедельных собраниях бригады.
5. Проанализировать свою деятельность за период практики и оформить отчет по практике.
6. Разработать предложения по совершенствованию практики.
Задания к теме 2.
1. Заслушать сообщение директора школы или представителя администрации школы и ознакомиться с основными направлениями работы школы, ее традициями, правилами внутреннего распорядка, правами учащихся и предъявляемыми к ним требованиями.
2. Ознакомиться с базой школы: административные и учебные кабинеты, спортивный зал и спортивная площадка, оборудование и инвентарь.
Задания к теме 3.
1. Заслушать сообщение врача школы о состоянии здоровья и физического развития учащихся.
2. Ознакомиться с медицинским кабинетом школы и особенностями проведения медицинского контроля учащихся.
Задания к теме 4.
1. Заслушать сообщение учителя физической культуры и ознакомиться с особенностями организации процесса физического воспитания в базовой школе.
2. Изучить материально-техническую базу и условия занятий физической культурой в школе.
Задания к теме 5.
1. Изучить документы планирования и учета процесса физического воспитания базовой школы.
Задания к теме 6.
1. Разработать индивидуальный план работы студента во время практики.
2. Составить личное расписание проведения уроков ФК, спортивных секций и других мероприятий.
Задания к теме 7.
1. Разработать на основании годового плана-графика учебно-воспитательного процесса рабочий план на четверть для прикрепленного класса на материале одного из видов школьной программы (гимнастика, легкая атлетика, баскетбол, волейбол, плавание, лыжная подготовка).
2. Разработать комплекс общеразвивающих упражнений (8-10 упражнений) для учащихся младших классов, соблюдая принцип оздоровительной направленности.
3. Разработать 2 комплекса общеразвивающих упражнений (8-10 упражнений) для учащихся средних классов (без предметов и с предметами), основываясь на принципе всестороннего развития личности.
4. Разработать комплекса общеразвивающих упражнений (8-10 упражнений) для учащихся старших классов, ориентируясь на принципе прикладности.
5. Разработать не менее 15 планов-конспектов уроков по физической культуре для классов различных возрастных групп.
6. Разработать систему подводящих упражнений при обучении сложного двигательного действия, типа опорного прыжка, прыжка в высоту, броска по кольцу с хода, нападающего удара в волейболе и т.д.
7. Разработать комплекс упражнений для учащихся прикрепленного класса направленного (по выбору): на развитие силы мышц туловища, рук, нижних конечностей; на развитие гибкости позвоночника, плечевых, тазобедренных суставов; на развитие простой двигательной реакции, частоты движений верхних и нижних конечностей и т.д.
8. Разработать комплекс физических упражнений, направленный на формирование правильной осанки.
9. Провести рецензирование 2-3 планов-конспектов уроков, разработанных студентами бригады.
Задания к теме 8.
1. Провести наблюдение 2-3 уроков физической культуры, проводимых учителем школы в разных возрастных группах, с целью изучения особенностей методики преподавания, воспитания и организации учащихся.
2. Провести полный анализ 1-2 уроков, проводимых членами бригады.
3. Оформить письменный педагогический анализ проведения урока физической культуры в отчете по практике.
Задания к теме 9.
1. Провести хронометраж 1-2 уроков, проводимых членами бригады.
2. Рассчитать общую и моторную плотность урока.
3. Оформить протокол хронометража урока.
4. На основе полученных данных в отчете по практике выполнить письменный анализ деятельности учителя на уроке физической культуры.
Задания к теме 10.
1. Провести регистрацию ЧСС у учащихся на 1-2 уроках, проводимых членами бригады.
2. Построить график изменения ЧСС у школьников на протяжении урока.
3. Оформить в отчете по практике протокол регистрации ЧСС у занимающихся и письменный анализ нагрузки, выполненной школьниками в ходе урока.
Задания к теме 11.
1. Провести в качестве помощника учителя 2-4 раза подготовительную часть урока в классах разных возрастных групп.
2. Разучить с различными классами разработанные комплексы общеразвивающих упражнений (8-10 упражнений).
Задания к теме 12.
1. Провести в качестве помощника учителя 2-4 раза основную часть урока в классах разных возрастных групп, выполняя задания по обучению двигательным действиям, воспитанию физических качеств и др.
2. Разучить с учащимися самостоятельно разработанную систему подводящих упражнений при обучении сложного двигательного действия, типа опорного прыжка, прыжка в высоту, броска по кольцу с хода, нападающего удара в волейболе и т.д.
Задания к теме 13.
1. Провести в качестве помощника учителя 2-3 раза заключительную часть урока в классах разных возрастных групп, направленную на приведение организма учащихся в нормальное послерабочее состояние, на формирование правильной осанки и др.
Задания к теме 14.
1.Провести в качестве учителя с помощником 2-5 уроков в классах разных возрастных групп.
2. Провести самостоятельно 5-8 уроков физической культуры в классах разных возрастных групп и 4-6 уроков в прикрепленном классе.
3. Провести 1-2 теоретических занятия по разделам школьной программы физической культуры.
Задания к теме 15.
1. Ознакомиться с содержанием и организацией внеклассной воспитательной работы в школе.
2. Изучить план воспитательной работы прикрепленного класса.
3. Изучить информацию о коллективе учащихся прикрепленного класса.
4. Обеспечить воспитывающий характер обучения в процессе уроков физической культуры; сочетать проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий с решением задач нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Задания к теме 16.
1. В беседах с классным руководителем, при проведении уроков по физической культуре и посещении уроков по общеобразовательным дисциплинам собрать информацию об одном из учащихся и о прикрепленном классе, необходимую для разработки психолого-педагогических характеристик.
2. Разработать психолого-педагогическую характеристику на ученика, позволяющую выбрать пути укрепления положительных черт личности и преодоления недостатков.
3. Разработать психолого-педагогическую характеристику на коллектив учеников прикрепленного класса.
Задания к теме 17.
1. Разработать план мероприятия (беседы, классного часа и др.) по пропаганде физической культуры, вида спорта, здорового образа жизни на нравственные, эстетические или другие темы, имеющие воспитательное значение.
2. Организовать и провести с учащимися прикрепленного класса 1-2 мероприятия общевоспитательного характера.
Задания к теме 18.
1. Разработать рабочий план учебно-тренировочных занятий спортивных секций по виду спорта или групп ОФП на период практики.
2. Разработать 4-6 планов-конспектов занятий спортивных секций (групп ОФП).
Задания к теме 19.
1. Провести в качестве помощника тренера 2-3 занятия спортивной секции по виду спорта (соответственно специализации студента) или групп ОФП.
2. Провести самостоятельно 4-5 занятий спортивной секции или групп ОФП.
Задания к теме 20.
1. Разработать основные документы, необходимые для проведения физкультурно-оздоровительного или спортивно-массового мероприятия в школе.
2. Принять участие в организации и проведении 1-2 спортивно-массовых мероприятий (спортивные соревнования, спортивный праздник, смотр физической подготовленности и т.д.).
ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Формой итогового контроля профессиональных знаний, умений и навыков студентов, их готовности к будущей профессии является дифференцированный зачет.
По результатам практики студент получает интегральную оценку, отражающую качество выполнения всех программных заданий практики. Оценку за практику выставляет методист вуза, обсуждая ее с методистом базы, учитывая активность студента, отношение к профессии, степень овладения профессиональными умениями и навыками, уровень теоретической и практической подготовленности, качество отчетной документации.
Общая положительная оценка возможна лишь при выполнении всех заданий. Невыполнение или неудовлетворительное качество выполнения какого-либо задания не позволит студенту получить общую положительную оценку.
Оценка по практике приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения как имеющие академическую задолженность, в порядке, предусмотренном уставом вуза.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К ЗАЧЕТУ
1. Принять участие во вводной и итоговой конференциях по практике, в еженедельных собраниях бригады, в методических занятиях-инструктажах директора и врача школы, учителя ФК, методиста.
2. Подчиняться правилам внутреннего распорядка базы практики, выполнять распоряжения администрации базы и методиста.
3. Изучить программу практики и разработать индивидуальный план на период практики с учетом особенностей и условий базы практики.
4. Изучить программу по предмету «Физическая культура», по которой работает базовая школа, и документы планирования и учета процесса физического воспитания.
5. Провести наблюдение уроков физической культуры в разных возрастных группах с целью изучения особенностей методики преподавания, воспитания и организации учащихся.
6. Разрабатывать и представлять на утверждение учителю или методисту конспект каждого проводимого мероприятия.
7. Провести в качестве помощника учителя 6-8 уроков (подготовительная и заключительная части) с учащимися разных возрастных групп.
8. Провести в качестве учителя с помощниками 5-6 уроков (основная часть), выполняя задания по обучению двигательным действиям и воспитанию физических качеств.
9. Провести самостоятельно не менее 12 уроков для приобретения необходимого уровня профессиональных умений и навыков.
10.Провести хронометраж, пульсометрию и анализ уроков, проводимых членами бригады.
11.Провести контрольные испытания и оценить уровень физической подготовленности школьников прикрепленных классов.
12.Провести 8-10 занятий спортивной секции или группы общей физической подготовки.
13.Принять участие в организации и проведении внеклассных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
14.Обсудить с классным руководителем прикрепленного класса особенности коллектива, систему и план воспитательной работы. Принять участие в проведении мероприятия общевоспитательного характера.
15.Разработать психолого-педагогические характеристики прикрепленного класса и одного из учащихся.
16.Подготовить документацию и защитить отчет по итогам практики (приложение 1-4).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
10.1. Обязательная литература
№ п/п
| Библиографическое описание
| Тип (учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, практикум, др.)
| Количество в
библиотеке
| 1.
| Барчуков И. С. Физическая культура и спорт : методология, теория, практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров ; под общ. ред. Н. Н. Маликова. - 3-е изд., стер. ; Гриф УМО. - М. : Академия, 2009. - 526 с.
| учебное пособие
|
| 2.
| Холодов Ж. К.Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 7-е изд., стер. ; Гриф УМО. - М. : Академия, 2009. - 479 с. : ил. - (Высш. проф. образование). - Библиогр.: с. 472-473.
| учебное пособие
|
| 3.
| Максименко А. М. Педагогическая практика студентов по физическому воспитанию в школе : учеб. пособие для вузов / А. М. Максименко. - Изд. 2-е, испр. и доп. ; Гриф УМО. - М. : Физическая культура, 2007. - 123 с. - Библиогр.: с. 122-123.
| учебное пособие
|
| 4.
| Физическая культура и физическая подготовка : учеб. для вузов / И. С. Барчуков [и др.] ; под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барсукова. - Гриф МО. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 430 с.
| учебник
|
| 5.
| Евсеев Ю. И. Физическая культура : учеб. пособие для вузов / Ю. И. Евсеев. - Изд. 5-е ; Гриф МО. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 378, [1] с.
| учебное пособие
|
| 6.
| Евсеев Ю. И. Физическая культура : учеб. пособие для вузов / Ю. И. Евсеев. - Изд. 4-е ; Гриф МО. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 379 с.
| учебное пособие
|
|
Согласовано
Директор научной библиотеки________________ ___А.М. Асаева___ (подпись) (И.О. Фамилия)
«___»________20___г.
МП
|