Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 5. Психологический портрет взрослого человекаЗапрос на составление психологического портрета взрослого человека встречается весьма часто. Психологический портрет составляется в целях коррекции поведения, предания уверенности человека в себе, выработки более оптимальных стратегий поведения. Составление психологического портрета требует от специалиста широкой профессиональной эрудиции, владения значительным арсеналом психодиагностических средств, скрупулезности в работе, а также глубокой интуиции, основанной на теоретических знаниях и практическом опыте. Предлагаемая диагностическая программа охватывает основные сферы личности. В нее включены методики хорошо зарекомендовавшие себя в практической работе и широко представленные в диагностических сборниках. Особое внимание следует уделить сопоставлению результатов разных методик и созданию на их основе характеристики личности. Методики, которые были нами использованы: 1. Опросник Айзенга; 2. Измерение уровня тревожности Тейлора; 3. Тест диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению; 4. Изучение агрессии Басса-Дарки; 5. Психогеометрический тест; 6. Методика Роттера; 7. Методика Дембо-Рубинштейн; 8. Шкала депрессии Зунге; 9. Методика 10 слов; 10. Методика определения ценностей в жизни; 11. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Элерса; 12. Методика Кеттелла; 13. Методика незаконченные предложения; 14. Методика на выявление профессиональных интересов; 15. Корректурная проба Бурдона; 16. Продолжение числового ряда; 17. КТТМ Торренс; 18. Пиктораммы Лурия; 19. Методика Равена; 20. Моторная проба Лачченза;
Психологический портрет взрослого человека. Испытуемый: Виктор , пол: мужской, возраст 18 лет. Цель: изучение психологических особенностей испытуемого. Познавательные процессы и интеллект. Интеллект хороший, незаурядный, нетипичный, гибкость творческого мышления – низкая, что говорит о ригидности и ограниченности мышления, оригинальность низкого уровня. Логический аспект мышления в норме. Избирательность внимания низкая, уровень образной памяти соответствует возрастной норме. Личностная сфера. Уровень самооценки испытуемого завышенный, уровень притязаний также завышенный, что говорит о высокой требовательности и неадекватном представлении о собственных возможностях, также у испытуемого некритичное отношение к себе. Система ценностной ориентации испытуемого представлена: в сфере терминальных ценностей свобода(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), сформированность инструментальной ценностной системы в отношении к высоким требованиям к жизни и притязанию, воспитанность(хорошие манеры), образованность и независимость решений. Уровень тревожности средний с тенденцией к высокому. Испытуемому свойственна вербальная агрессия как выражение негативных чувств через форму(ссора, крик, крик, визг), так и через содержание словесных ответов( проклятия, угрозы,ругань). Состояние испытуемого на момент проведения диагностик без депрессии, испытуемый работоспособен, активен,заинтересованный.
3. Потребностно-мотивационная сфера. Уровень мотивации на достижения успеха средний, это свидетельствует о том, что испытуемый удовлетворен сложившейся ситуацией. 4. Сфера профессиональных интересов. Предприимчивый тип. Избирает цели и ценности, задачи, позволяющие испытуемому проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность, реализовать любовь к приключенчеству. Испытуемому не по душе занятия, связанные с ручным трудом, а также требующие усидчивости, большой концентрации внимания и интеллектуальных усилий. Предпочитает руководящие роли, в которых может удовлетворить свои потребности в доминантности и признании. Активен, предприимчив. Профессии, которые подходят для испытуемого – это директор, репортер, менеджер, дипломат, журналист, администратор, предприниматель. Хорошо развиты такие черты характера как лидерство, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Также обладает чертами социального типа, хорошо развиты вербальные способности, умение общаться с людьми, анализ их мотивов, стремление к лидерству.
Результаты общей интернальности указывают на то, что испытуемый является интернальной личностью. Из анализа субшкал можно сделать вывод, что экстернальный тип субъективного контроля преобладает в сфере общей интернальности, в сфере же межличностных, испытуемый показывает интернальный тип субъективного контроля, в области неудач экстернальный тип, что говорит о низком уровне самоконтроля.
Открытость в межличностных контактах, активность, общительность, готовность к вступлению в новые группы, сдержанность и рассудительность в выборе партнеров по общению, но присутствует настороженность по отношению к людям.
Глава 6. Рефлексивный дневник. На практике мне было непривычно и тяжеловато, с детьми непросто найти общий язык, однако когда прошло чуть больше 2-3 занятий, мне стало намного легче, так как дети уже знали меня и я их. Психолог Варвара Александровна давала ценные советы и рекомендации. Обстановка была очень позитивной, весёлой, но и серьёзной на ответственную работу. На протяжении своей работы можно выделить большое количество методик, которое обрабатывались с большим интересом, выяснялись такие результаты о которых нельзя сказать о человеке сразу. Самым тяжёлым для меня было найти общий язык с группой детей, иногда я терялась, не знала, что ответить. Дети все разные и к каждому должен быть свой подход. Наверное для меня это было своеобразным испытанием, преодолением своих трудностей и даже страхов. Но потом всё нормализовалось, я привыкла к каждому ребёнку, полюбила по своему, их радость была написана на глазах. На базе практики я получила много большого и полезного опыта в работе с детьми, подхода к ним. С ними мы провели немало времени, гуляли, общались и даже играли. Цель, которая у меня стояла перед данной практикой, это, прежде всего получение опыта, который понадобится не только в учебе, но и в жизни. Мы нашли подход к подросткам, несмотря на то, что у них трудный возраст. Каждый из детей проявил себя прежде всего как личность. Дети стараются относиться с уважением к окружающим, несмотря на то что я не намного старше их самих. Я очень благодарна своему руководителю Варваре Александровне, что она нам помогла приобрести такой опыт. Самое главное для меня, что я научилась общаться с детьми, стала мягче, сдержанней, думаю, эти изменения пойдут мне на пользу.
Список литературы 1. Альманах психологических тестов / Под ред. Р.Р.Римского. М.: АСТ-ПРЕСС, 1995. 376 с. 2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001. 560 с. 3. Основы психологии: Практикум / Под ред. Л.Д.Столяренко. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. 704 с. 4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 2000. 672 с. 5. Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина. В 2 т. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. 248 с. 6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. СПб.: Питер, 2002. 560 с. 7. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. / Под ред. Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконова. М.-Воронеж, 1996. 176 с. 8. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. 264 с. 9. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2002. 688 с. 10. Энциклопедия психологических тестов. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2000. 400 с. Приложение 1. (протоколы и бланки по индивидуальному диагностическому случаю №1) Методика: корректурная проба (тест Бурдона) Испытуемый: Алексей Психолог: Цель:изучениеконцентрация внимания и устойчивости внимания. Дата: 20.02.12 Время: 11.20 Стимульный материал: специальный бланк, где в несколько строчек напечатаны буквы. Исследуемый просматривает ряды и подчеркивает все слова, которые он найдет в этих буквенных рядах. Самочувствие испытуемого: испытуемый был невнимателен при выполнении задания, переспрашивал задание, настроение хорошие. Инструкция испытуемому:На бланке с буквами подчеркните, просматривая ряд за рядом, все слова. Результаты: Количество просмотренных знаков: 690 Количество ошибок: 29 Обсуждение результатов:испытуемый обладает низкой степенью концентрации и устойчивости внимания. Вывод:низкая степень концентрации и устойчивости внимания. Литературный источник:методика взята из учебного пособия.
Приложение 3. (бланки групповой диагностики) Таблица 1.Карта анализа занятия.
Приложение 4. (протоколы и бланки по психологическому портрету. Методика: 10 слов. Испытуемый:Виктор Психолог: Цель: Определение объема кратковременной памяти. Изучение динамики запоминания. Дата: 12.03.12 Время: 11.00 Стимульный материал: ряд из 10 слов, предъявляемых на слух, который повторяется 5 раз. Самочувствие испытуемого: испытуемый был внимателен, работоспособный. Настроение . Инструкция испытуемому:Старайтесь запомнить как можно больше слов, последовательность воспроизведения неважна. Результаты: 1 попытка – 10 слов; 2 попытка – 8 слов; 3 попытка – 8 слов; 4 попытка – 10 слов; 5 попытка – 10 слов
Вывод: Уровень развития оперативной памяти высокий. Динамика запоминания возрастающая. Литературный источник: материал предоставлен на практическом занятии.
Числовые ряды Липпмана. Испытуемый:Виктор Психолог: Цель: определение уровня логического мышления. Дата: 12.03.12 Время: 12:00 Стимульный материал: 7 рядов цифр, с пропущенными числами. Самочувствие испытуемого: испытуемый выполнял работу внимательно. Настроение плохое. Инструкция испытуемому:Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вам необходимо найти закономерность каждого ряда и заполнить пропуски. Результаты: Из 7 рядов испытуемый правильно заполнил два ряда. Вывод: Логический аспект в норме. Литературный источник: материал предоставлен на практическом занятии.
Матрицы Равена Испытуемый:Виктор Психолог: Цель: Определение уровня интеллекта. Дата: 19.03.12 Время: 12.30 Стимульный материал: напечатанные матрицы. Самочувствие испытуемого: испытуемый выполнял работу внимательно. Настроение плохое. Инструкция испытуемому:Внимательно посмотрите на каждый рисунок и попытайтесь найти недостающую часть рисунка. Результаты: Общий балл IQ = 118, результаты условно достоверны Вывод: интеллект хороший, незаурядный, нетипичный
Литературный источник: материал предоставлен на практическом занятии. Методика: КТТМ Испытуемый:Виктор Психолог: Цель:изучение креативности. Дата: 26.03.12 Время: 11:15 Стимульный материал: предоставленные бланки с инструкцией и заданиями. Самочувствие испытуемого: на выполнение работы настроения не было. Инструкция испытуемому:инструкция была предоставлена в бланке для самостоятельного ознакомления. После команды «начали» приступайте к выполнению заданий. Результаты: После обработки результатов получилось, что оригинальность составляет 5 баллов, что не соответствует норме, показатели ниже нормы, продуктивность входит в норму. Вывод: Беглость и гибкость не соответствуют возрастной норме Оригинальность идей низкая Литературный источник:методика взята из учебного пособия. Методика: Дембо-Рубенштейн в модификации А.М.Прихожан Испытуемый:Виктор Психолог: Цель: исследование самооценки и уровня притязаний Дата:2.04.12 Время: 12:40 Стимульный материал: бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Самочувствие испытуемого: испытуемый выполнял работу с хорошим настроением. Инструкция испытуемому:Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; красота; внешность; уверенность в себе. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя. Результаты:уровень самооценки 81,3, уровень притязаний равен 93,1. Вывод: уровень самооценки завышенный; уровень притязаний высокий. Литературный источник: материал взят из литературы. Методика: Ценностные ориентации Рокича Испытуемый:Виктор Психолог: Цель:исследование ценностно-мотивационной сферы. Дата: 9.04.12 Время: 12:50 Стимульный материал: два списка ценностей (по 18 в каждом). Самочувствие испытуемого: испытуемый был расстроен, но внимательно выполнил работу. Инструкция испытуемому:сейчас Вам будет предъявлено два списка ценностей (по 18 в каждом). В списках присваиваете каждой ценности ранговый номер по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите каждый список и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию. Результаты: Терминальные ценности: 10,11,15,8,17,2,3,9,16,7,14,4,13,1,5,12,18,6 Инструментальные ценности: 13,2,1,11,12,4,18,3,10,5,6,9,14,7,15,8,16,17 Обсуждение результатов: Группы терминальных ценностей «конкретные» и «абстрактные»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |