Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОТЧЕТ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ПРАКТИКИ


 

Я, Барсукова Евгения Александровна, с 14 марта по 3 апреля проходила
практику в МАОУСОШ № 36 г. Тамбова в качестве помощника социального
педагога школы Амбарян Галины Октябревны.


Школа — образовательно-воспитательное, просветительское учреждение, где формируется личность учащегося. А социальный педагог и другие специалисты социальной службы школы обеспечивают допустимое и
целесообразное вмешательство в процесс социализации детей, подростков и
молодежи, оказывают им помощь в разрешении проблем самореализации в
среде жизнедеятельности.

Я познакомилась со спецификой профессиональной деятельности
школьного социального педагога. Выполняя поручения и обязанности,
осваивала содержательную основу различных видов социально-
педагогической деятельности.


В течение практики я изучала нормативно-правовую базу учреждения. Познакомилась с документами, которые должен использовать социальный педагог в своей работе. Ознакомилась с уставом школы, положениями и
инструкциями, просмотрела такие документы как, закон об образовании,
конвенцию о правах ребенка, конституцию РФ. Самостоятельно смогла
заполнять социальные карты, акты первичного и контрольного обследования неблагополучных, многодетных семей на опеке. Так же я познакомилась с должностными обязанностями социального педагога, с содержанием его участия в социально-педагогической работе. Я узнала о том, с какими
учреждениями сотрудничает школа, в чём заключается это сотрудничество.

В данном учреждении своя социальная карта, в которой учащиеся
«делятся» на социальные группы. В соответствии с картой проводится работа
с детьми, находящимися на опеке, детьми из неблагополучных, многодетных
семей и другими. Я считаю, что для более эффективной работы и
ожидаемого результата необходимо увеличить количество посещений в эти

семьи, осуществлять контроль над родителями и детьми. Особое внимание
уделить проблемам защиты ребенка от родительской жестокости, эгоизма,
вседозволенности.

Я приняла участие в социально-педагогической деятельности: в 8-х
классах был проведен классный час, направленный на пропаганду здорового образа и отказу от вредных привычек. Оказалось, что
учащиеся 8 класса плохо проинформированы о вреде курения и алкоголизма, проявляют стеснение при ответе на вопросы анкет. Основной же проблемой при работе, с которой мне пришлось столкнуться, это плохая дисциплина в классе. В целом поставленных целей мне удалось достичь, но не в полном объеме.

Отмечу, что мною было разработано и реализовано развлекательное мероприятие, приуроченное ко дню тетра в 5-6 классах. Благоприятная, дружеская атмосфера способствовала активному вовлечению ребят в конкурсы и викторину мероприятия. Считаю важным проведение подобного рода мероприятий для ребят.

Так же, на основе анализа социальной карты школьников и беседы с классными руководителями, была проведена беседа с «трудными» подростками. Отмечу, что работать с подобными детьми было сложно, но, не смотря на это, беседа прошла хорошо.

Так же мною был разработан кружок «Поделки своими руками», основанный на базе социальной гостиной школы. Ребята проявляли активное участие как в обучении новому виду творчества, так и в помощи при организации выставки их работ. Отмечу важность в работе с подопечными социальной гостиной, являющиеся одной из наиболее уязвимых категорий детей, которые, несомненно, требуют чуткого внимания со стороны социального педагога, учителей и классных руководителей.

Мною была проведена групповая, индивидуальная работа с детьми.
Полученные мною теоретические знания помогли мне без особых трудностей
ставить социальный диагноз, а так же разработать некоторые рекомендации в деятельности социального педагога. В своей работе использовала следующие методы: наблюдение, анализ, изучение опыта социально-педагогической работы, применяла различные анкеты, тесты, опросники, беседы.

Прохождение практики в школе оказалось интересным, насыщенное
разнообразной работой. Я убедилась в том, что основой успеха социального
педагога является духовное богатство, щедрость его души, воспитанность
чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко
вникнуть в проблему ребенка или взрослого человека, и оказать ему помощь.

Трудно переоценить роль социального педагога в школе. Социальный

педагог — это специалист, который на основе полученных в результате диагностики данных педагогически грамотно может разработать методику,

методические рекомендации для их реализации в педагогической деятельности разных специалистов школы. Кроме того, он и сам должен уметь педагогически правильно построить воспитательную, социально-педагогическую работу с отдельными учениками, различными группами школьников, их родителями, учителями.

Цель моей практики достигнута — я овладела базовыми и специальными технологиями, умениями и навыками профессиональной деятельности по основной специальности.


Работу социального педагога считаю важной и необходимой для общества.

 

 


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА ПО ТЕМЕ:

«ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ»

В настоящее время должность социального педагога введена во многих

школах. Реальная практика школ убедительно показывает, что этот

специалист имеет свой специфический объем профессиональной деятельности. Социальный педагог — это специалист, который на основе

полученных в результате диагностики данных педагогически грамотно

может разработать методику, методические рекомендации для их реализации

в педагогической деятельности разных специалистов школы. Он может

помочь:

а) учителю

• разработать индивидуальную методику работы с учеником по его обучению и воспитанию;

• организовывать социально-педагогическую работу с классом;

• спланировать оказать помощь в разработке методики реализации

взаимоотношении с отдельными родителями;

• помочь в разрешении конфликта между учителем и учеником;

учителем, учеником и его родителями; учителем и классом и пр;

б) ученику советами (консультацией);

в работе по самосовершенствованию;

как преодолеть (предупредить в будущем) конфликтные ситуации

(отношения) в классе, с учителем, с родителями;

в) родителям консультацией, советом, методической помощью: в налаживании взаимоотношений с сыном (дочерью);

для корректировки социально педагогической работы со своим ребенком;

в развитии (согласовании) отношений с учителем в интересах совершенствования социально-педагогической работы с ребенком.

Одним из самых важных, и в то же время, наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога в школе является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе выделяют в самостоятельную категорию, но называют при том по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др.

Социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие: выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними; непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.

Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:

- организационные социально-педагогические технологии;

- социально-педагогические технологии индивидуальной (групповой) работы.

Организационные социально-педагогические технологии:

1. Формирование банка данных детей и подростков группы риска.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и

подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога.

3. Разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком, группой, общностью.

4. Обеспечение условий реализации программ.

5. Консультирование.

Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска. Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка. При этом существуют проблемы, которые наиболее характерны для детей группы риска. Одной из таких проблем в настоящее время является употребление несовершеннолетними алкоголя и наркотиков. Социальный педагог может обеспечить в школе:

- профилактику зависимостей

- оказание индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождение детям, уже имеющим проблемы с данными зависимостями.

Современная социально-экономическая ситуация в стране характеризуется разномасштабными преобразованиями во всех сферах жизни, что сопровождается активными процессами разрушения привычных взглядов, убеждений, установок, ценностных ориентаций и замещения их новыми. В профессиональной сфере это проявляется в том, что престижными в нашем обществе сегодня становятся профессии, отвечающие потребностям новых, нарождающихся форм экономики. В то же время такие традиционные профессии, как педагог, врач, военный становятся малопривлекательными. Такая сфера приоритетов в профессиональной сфере осложняет социально-профессиональную адаптацию молодежи. В связи с этим в школе необходимо использование технологий профессиональной ориентации старшеклассников.

Так же необходимы в школе технологии работы с семьей, с неблагополучной семьей, с семьей воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Выделяют 3 уровня технологий: профилактический, диагностический (оценка ситуации, сбор достоверной информации, обеспечение обратной связи), реабилитационный (индивидуальный и групповой).

Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой — учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контактов социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента — с позиции клиентоцентризма.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Схема постановки психолого-педагогического диагноза мотива отклоняющегося поведения учащегося (Л.А. Грищенко и Б.И. Алмазов)

1.Повод для постановки на внутришкольный учет (правонарушения, девиантное поведение, уклонения от учебы, конфликты…).

2. Сфера отношений, в которой сложилась конфликтная ситуация (семья, школа, неформальное общение).

3. Оценка средовых обстоятельств, влияющих на формирование личности: семейная запущенность с указанием типа семейного неблагополучия (эмоционально диссоциированная, разрушенная, аморальная, педагогически некомпетентная); проблемы отношений в учебном коллективе (непринятый педагогами, изолированный сверстниками, отвергаемый стихийными силами подросткового общения);положение в среде неформального общения (лидер, член активного ядра подростковой группы, примкнувший к группе подростков без проблем самоутверждения, вытесняемый из группы, изолированный, преследуемый сверстниками).

4.Целеустремленность отклоняющегося поведения (организатор, вовлекающий других; использует ситуации по мере возникновения, следует за другими без внутреннего сопротивления, действует против своих убеждений под давлением среды, действует импульсивно).

5.Черты характера, затрагивающие воспитание.

6.Индивидуальные особенности личности, предрасполагающие к появлению неадекватных реакций на условия воспитания (отставание в умственном развитии, психический инфантилизм, акцентуации характера, патохарактерологические стереотипы реагирования, заболевание).

7.Мотивообразующие побуждения к отклонению в поведении (желание занять или удержать роль лидера, стремление быть замеченным в среде сверстников с целью самоутверждения, протестная реакция на психологическую изоляцию в коллективе). Выводы о ведущем мотиве отклоняющегося поведения.

8.Специфика эмоционального реагирования на конфликтную ситуацию (фрустрационное направление, депривация настроения, невротизация, внутренняя психоизоляция).

9.Основные направления воспитательной работы: а) организация социального контроля, б) осуществление социальной поддержки, в) в педагогической реабилитации.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Схема психолого-педагогической характеристики личности школьника (В.Г.Баженов).

1 . Общие сведения о школьнике: школа, класс, возраст, состояние здоровья.

2. Условия семейного воспитания: состав, культурно-бытовые условия семьи; кто в семье лидер; особенности взаимоотношений; отношения к воспитанию, учебе, здоровью ребенка; где воспитывался до школы; семейный климат.

3. Характеристика межличностных отношений школьника в классе (школе): сколько лет учится в данном классе, школе; отношение к просьбам, поручениям. Авторитетен, активен или пассивен; проявления комфортности в поведении; устойчивый ли круг друзей; общительность, понимание или конфликтность; отношение к отрицательным социальным явлениям (алкоголь, наркомания, курение и др.).

4. Общая структура направленности личности: характеристика осознанных мотивов (глубина, устойчивость, действительность). Наиболее выраженные познавательные интересы; интерес к искусству, спорту, литературе и т.д. Читательские интересы; единство знаний; и поведение, наличие отклонений в поведении; мечты, идеалы, стремления; имеет ли место проявление вредных привычек.

5. Уровень притязаний и самооценка школьника. Их соотношение.

6. Ученик в различных видах деятельности. Соотношение учебной, игровой и трудовой деятельности.

7. Характеристика познавательной деятельности; особенности восприятия, наблюдательности; особенности памяти (точность, быстрота запоминания). Характеристика внимания, воображения; особенности мышления; самостоятельность в суждениях и выводах; устная и письменная речь.

8. Особенности эмоционально-волевой сферы: характер эмоциональных реакций на педагогические воздействия; развитие, глубина и устойчивость высших чувств (моральных и др.); преобладающее настроение. Степень эмоциональной возбудимости и быстрота реакции; волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание и др.

9. Способности: общие и специальные; наиболее ярко выраженные способности ребенка (музыкальные, технические, математические, организаторские и др.)

10. Темперамент: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Проявление конкретных свойств темперамента (сензитивность, экстра\интровертированность, импульсивность, ригидность и т.д.)

11. Характер: черты характера, проявляющиеся по отношению к учению (прилежание, активность, дисциплинированность и др.). По отношению к классу, школе (переживание успехов и неудач). Отношение к мероприятиям, труду (трудолюбие, добросовестность, исполнительность и др.); сверстникам и взрослым (доброта, общительность., внушаемость, конформизм и др.). К вещам (аккуратность и неряшливость, бережливость и не бережливость); к самому себе (самолюбие, честолюбие, скрытность, застенчивость, гордость). Причины того или иного отношения.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...