Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как аргументировать свое мнение?

Личная позиция должна быть обоснована. В качестве аргументов выступает читательский опыт.

 

В структуре аргумента выделяется два компонента

1). Исходный тезис, который обеспечивает композиционно-смысловую связь с предыдущими частями сочинения.

2). Фактуальная информация (цитата, пример), которая обеспечивает доказательную силу.

 

Пример введения аргумента. Тезис – пример.

 

1). К проблеме предательства обращались многие писатели и девятнадцатого, и двадцатого веков. Всегда бесчестье и неуважение, обман и предательство являлись предметом их осуждения.

2). Вспомним повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в которой… (далее рассматривается человеческая сущность Швабрина в аспекте приведенного тезиса).

Возможен еще один вариант аргументации: тезис – пример – вывод.

! Важно понять, тот или иной фрагмент становится аргументом в системе целостного письменного высказывания, если он занимает строго определенное место в композиции работы и выполняет предназначенную ему функцию.

 

Работа над заключением

Заключение должно составлять примерно одну шестую вашего текста.

Типичные цели заключения:

- суммировать, обобщить сказанное

- подвести итоги размышления, сделать вывод;

- дать оценку сказанному;

- дать ответ на вопрос, поставленный во вступлении;

- повысить убедительность текста, используя дополнительные сильные аргументы;

- четко сформулировать мнение автора по данной проблеме;

- вновь привлечь внимание к проблеме, о которой идет речь, подчеркнуть ее актуальность.

 

Рассмотрим ещё раз типичный способ развертывания сочинения.

 

1). Выделяется одна из проблем, поднятых автором исходного текста.

2). Выполняется её комментарий.

3). Формулируется авторская позиция, выраженная в исходном тексте. Автор сочинения выражает своё отношение к выявленной позиции.

4). Проводится аргументация выраженного мнения.

5). Делается вывод.

Проблематика текстов на ЕГЭ:

1. Человек и природа (тема экологии, влияние природы на духовный мир человека).

2. Нравственный выбор человека.

3. Духовные ценности. Истинные ценности.

4. Тема подвига во время Великой Отечественной войны.

5. Честь и достоинство.

6. Роль книги в жизни человека.

7. Роль искусства в жизни человека.

8. Место человека в мире.

9. Самооценка личности.

10. Самосовершенствование.

11. Активная жизненная позиция.

12. Поиск истины. Верность истине и фатализм.

13. Роль детства в жизни человека.

14. Воспитание подрастающего поколения.

15. Любовь – главная сила жизни.

16. Дружба – духовное родство людей.

17. Сострадание и милосердие.

18. Героизм. Героизм и лжегероизм.

19. Мужество и стойкость.

20. Авторитет человека. Авторитетность и интеллигентность. Истинные и ложные авторитеты.

21. Патриотизм. Патриотизм творческих людей.

22. Предательство.

23. Неоднозначность человеческой натуры.

24. Единство и разобщённость людей.

25. Самоутверждение личности в обществе.

26. Конфликт общественных и личных интересов.

27. Роль личности в истории.

28. Человеческая память. Историческая память.

29. Закономерности исторического развития государства.

30. Нравственные уроки истории.

31. Роль учителя в жизни человека.

32. Тема «отцов и детей», конфликт поколений.

33. Роль матери (отца) в жизни ребенка. Отношение к родителям – выражение нравственной сущности человека.

34. О смысле жизни.

 

 

Нравственный выбор человека.

Основные проблемы:

1). Предательство

2). Честь как высшая ценность человека.

3). Нравственное благородство человека.

4). Конфликт личности и общества.

Тема предательства

Исходный текст.

 

Не помню, как его звали. Он жил на Сортировочной и в нашу школу перешел временно, потому что его мать положили в больницу, а здесь, в третьем микрорайоне, жила бабушка. Новенького посадили со мной, и это мне не понравилось: значит, когда я просил посадить меня с Колькой Лыковым – нельзя, посадите с Саней Табуховым – опять нельзя, а тут, оказывается, можно!

Новенький несколько раз обратился ко мне с какими-то дурацкими вопросами: «Как зовут?», «Где живешь?»… Я отвечал нехотя, сквозь зубы, и он отвязался.

А после уроков его повели бить. Это называется «прописка». Бьют несерьезно, больше для формы, как говорится, ничего личного, просто традиция такая. Новенький, увидев толпу, которая его окружила, метнулся к стоящему рядом Сережке Романову, отбросил его ударом в сторону и, ловко увернувшись от Кольки Лыкова, словно ветер, скрылся во дворах. За ним побежали, но догнать не смогли. Сережка, всхлипывая, вытирал кровь с разбитой губы, а мы хмуро смотрели на него. Решили не ждать завтрашнего дня, а рассчитаться с новеньким сегодня же во что бы то ни стало.

– Димон, ты же сидел с ним! Зайди к нему, позови его к себе домой – музыку там послушать или чего еще… – попросил меня Колька. – Ты же умный, схитри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу.

Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение, которое требует смекалки и находчивости, по его мнению, могу выполнить только я.

Через полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький.

– Тебе чего?

– Как чего? Посмотреть в твои глаза! – насмешливо сказал я. – Ты-то умчался, как быстроногая лань, а я за тебя получил по полной программе.

– А ты-то при чем?

– Как при чем? – удивился я. – Мы же вместе сидим, значит, мы друзья, вот мне за тебя и вломили! До сих пор ребра болят… Пройти-то можно?

– Проходи…

Мы попили чай, он показал свои рисунки… Неплохо он рисовал. Потом я посмотрел на часы и позвал его к себе в гости.

– Давай только не сегодня!

Внутри у меня все упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле недостроенного дома.

– Понимаешь, у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты…

– Ну, раз так, то пойдем…

Тот путь я помню до сантиметра, словно шел босиком по гвоздям. Новенький что-то говорил мне, а я торопливо кивал головой. Недостроенный дом. Я вижу выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежат альбомные листы и краски… Горячий воздух, словно напильник, режет мою грудь. Я остановился. А новенький сделал еще несколько шагов. Кусты шевельнулись. Все! Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся.

Самое страшное было дальше. Судьба, видно, решила провести меня до последнего круга моего ада. Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул: «Димон, беги!». Но, увидев, что нас уже окружили, что мне не убежать, он набросился на Тольку Власова, освобождая мне путь.

– Димон, беги! Чего ты стоишь?

И тут я улыбнулся, а остальные засмеялись. Только тогда он все понял и посмотрел на меня. Удивленно, недоверчиво. В ту секунду мне показалось, что сожженная этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела…

… Уже много лет я мечтаю кого-то спасти: я мечтаю вытащить тонущего из воды, защитить девушку от хулиганов, вынести раненого с поля боя и согласен даже умереть, совершая героический поступок. Но никто на моем пути не тонет, никто не горит, никто не просит меня о помощи. В жалобно протянутых ладонях я несу свое окровавленное сердце: все надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он меня простит. Или хотя бы поймет. Или, по крайней мере, выслушает… Но он живет где-то на Сортировочной, в нашу школу его перевели временно, и наши жизненные пути все никак не могут пересечься.

(По В. Надыршину)

 

Надыршин Василий Михайлович – современный публицист.

Информация о тексте

Основные проблемы Авторская позиция
1. Проблема предательства. (Можно ли жертвовать искренним дружелюбием, доверием, безопасностью другого человека ради мнимых "традиций"? Какие внутренние изменения происходят в душе того, кто совершил предательство?) 1. Невозможно понять и оправдать того, кто предал искреннее дружелюбие и доверие другого человека. Совершившему предательство трудно заглушить голос своей совести; предательство дружбы, доверия ведёт к саморазрушению человека.
2. Проблема самоутверждения личности в коллективе. (Что вызывает уважение или презрение к человеку в коллективе? Как заслужить одо­брение окружающих?) 2. Нужно следовать законам чести, а не быть рабом чужой воли, стремясь заслужить одобрение окружающих; настоящее признание в коллективе вызывает человек смелый, способный отстаивать свои нравственные принципы, умеющий брать на себя ответственность

 

Сочинение.

К чему ведет предательство?

Предатели предают прежде всего себя самих.

Плутарх

Василий Михайлович Надыршин поднимает проблему предательства. Он заставляет нас задуматься о том, какие внутренние изменения происходят в душе того, кто совершил предательство.

Герой-рассказчик описывает случай, произошедший с ним во время учебы в школе. С сожалением, горечью и чувством стыда он вспоминает о том, как, поддавшись влиянию друзей и своему страху, он не защитил новенького в классе. Рассказчик предал его, обманул, хотя тот не сделал ему ничего плохого. Герой и хотел было подумать о том, чтобы спасти товарища, но страх оказался сильнее.

Много лет прошло с тех пор. А рассказчик все еще помнит взгляд мальчика: «В ту секунду мне показалось, что сожженная этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела…» Герой раскаивается в своем предательстве, его мучает совесть. Уже много лет он мечтает только о том, чтобы кого-нибудь спасти, кому-нибудь помочь, совершить героический поступок.

С горечью говорит он о том, как надеется встретить того мальчика, попросить у него прощения, но жизнь все никак не сводит их: «В жалобно протянутых ладонях я несу свое окровавленное сердце…»

С точки зрения автора, предательство - ужасный и непоправимый поступок - ведет к саморазрушению личности, губит жизнь человека. С этим нельзя не согласиться.

К проблеме предательства обращались многие писатели и девятнадцатого, и двадцатого веков. Всегда бесчестье и неуважение, обман и предательство являлись предметом их осуждения. Одним из самых ярких образов предателя в русской литературе остается Алексей Швабрин - один их героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Швабрин предает своего друга, жителей Белогорской крепости, родину. Все это характеризует его как циничного, пустого, низкого и двуличного человека, способного на измену, трусость, предательство. Швабрин забывает о таких важнейших для российского офицера понятиях, как долг перед отечеством, честь, верность данной присяге. Вот один из примеров поведения предателя: "Швабрин упал на колени... В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака".

Известным всем предателем был и библейский персонаж Иуда. Пишут о нем в своих рассказах аргентинский автор Х.Л. Борхес («Три версии предательства Иуды»), Леонид Андреев («Иуда Искариот»). Имя Иуды стало нарицательным. Вероломных и низких предателей нередко называют «иудами».

Таким образом, предательство – самый ужасный и низкий поступок, самый страшный грех. Предатель становится бездушным и пустым человеком. Он теряет в себе все лучшие качества, личность его разрушается.

 

 

Тема чести.

Исходный текст.

Вечером 27 января 1837 года по Петербургу разнеслась страшная весть: на дуэли ранен Пушкин!.. Этому не хотели верить, хотя муссировавшиеся в последние дни сплетни, исходившие от представителей определённых кругов и оскорблявшие честь поэта, честь его семьи, давали повод к рождению трагической развязки.

И вот преступление свершилось. Близ столицы, около Чёрной речки, в сосновой роще в пять часов, когда сумерки только-только стали окутывать покрытую толстым слоем снега землю, а усилившийся ветер стал гнать белую пыль из снежинок, раздался роковой выстрел Дантеса. Тяжело раненный, поэт упал лицом в снег...

В эти дни все, кому были дороги слава и величие России, жили одной мыслью, одной надеждой: лишь бы выжил! Толпы людей стояли у дома поэта, бросаясь к каждому выходящему из подъезда с одним и тем же тревожным вопросом. Две ночи в доме Пушкина не гас свет. В одной из комнат находились друзья поэта - Жуковский, Вяземский, Даль... 29 января 1837 года по старому календарю в 2 часа 45 минут перестало биться его сердце...

В эти тяжёлые часы корнет лейб-гвардии гусарского полка Михаил Юрьевич Лермонтов, которому судьба спустя несколько лет уготовила подобный конец, сочинял строки своего ставшего знаменитым стихотворения "На смерть поэта". Из уст в уста передавались слова, полные горечи и гнева:

Погиб поэт! - невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

И Пушкин, и Лермонтов погибли на дуэли, один - защищая честь семьи, другой - свою. С тех пор прошло более века. Мы живём в другую эпоху. Многое из прошлого кануло в Лету. (17)Не стало больше и дуэлей. Но это не означает, что сегодня люди больше не должны беречь своё достоинство, поддерживать свою честь! А порою, к сожалению, подобное случается.

... Пожилой писатель ехал в электричке домой, а рядом сидел человек, который без особых на то причин изощрялся в оскорблениях человечества вообще и двух сидящих напротив женщин в частности. Писатель не выдержал и заявил, что, если хулиган немедленно не успокоится, он вынужден будет отвести его в милицию.

- Да бросьте, и охота вам была - говорит и пусть себе говорит, мы привыкли... - возразили женщины.

- И очень жаль, - грустно заметил писатель.

- Чего жаль-то? - переспросила одна из женщин.

- Вашего достоинства, раз вы к этому привыкли...

Писатель, в котором исповедуемые им моральные принципы выработали чуткую и неуступчивую гражданскую совесть, стал на защиту достоинства и чести окружающих, то есть моральных ценностей, которые как бы стабилизируют добропорядочность личности, а тем самым общества в целом. Благодаря выработанности в нас этих моральных качеств мы оказываемся в силах сохранить за собой нравственные позиции, чётко видеть границу между добром и злом, между истиной и ложью, между сиюминутной утилитарной выгодой для себя и непреходящим истинным благом народа, общества, человечества.

Ещё мыслители древнего мира аккумулировали в своих суждениях и выводах общечеловеческое стремление разобраться в основаниях, придающих позитивную значимость мотивам поведения и самим действиям, установить, какой жизнью и какими поступками завоёвывается уважение людей и право быть человеком.

Герои великого певца Древней Греции Гомера вступили в войну, известную как Троянская, из-за оскорбления чести одного из своих товарищей; другая его героиня - Пенелопа, жена Одиссея, оберегала своё женское достоинство долгие годы разлуки с мужем. О том, что у афинян было сильно развито чувство чести, говорил ученик Сократа Ксенофонт...

От эпохи к эпохе формировалась мысль о том, что истинная ценность человеческой жизни утверждается нравственными деяниями, что важнейшим атрибутом личности следует признать сознание собственного достоинства, умение беречь свою честь.

(По Т.М. Джафарли)

Информация о тексте

Основные проблемы Авторская позиция
1.Проблема чести и досто­инства. (Не устарели ли сегодня такие понятия, как благородство, честь, достоинство? К чему приводит утрата моральных ценностей?) 1.Чувство собственного достоинства, умение беречь свою честь и сегодня остаются важнейшими характеристиками личности. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь.
2. Проблема чувства собственного достоинства. (Почему недопустимо попрание чести, досто­инства человека?) 2. Моральные ценности, такие как достоинство, честь, "стабилизируют добропорядочность личности, а тем самым и общества в целом".
3. Проблема активной жизненной позиции. (Нужно ли выступать в защиту людей, честь и достоинство которых попираются?) 3. У каждого должно быть чувство собственного достоинства, поэтому необходимо выступать в защиту людей, честь и достоинство которых попираются; истинная ценность человеческой жизни утверждается нравственными деяниями.
4.Проблема истинных ценностей. (Что можно считать истинными ценностями? Как они ут­верждаются?) 4.Честь, достоинство - истинные ценности, которые утверждаются нравственными поступками

Честь.

Береги честь смолоду.

Русская пословица

Не устарели ли сегодня такие понятия, как благородство, честь, достоинство? К чему приводит утрата моральных ценностей? Именно эти проблемы поднимает Т. М. Джафарли.

Публицист рассуждает о том, какое значение имела честь в жизни Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Оба писателя «погибли на дуэли, один – защищая честь семьи, другой – свою». Хоть прошло уже более века, это не означает, что в наши дни честь и достоинство утратили свою важность, определяющую роль в жизни людей. С чувством горечи Т.М. Джафарли говорит о том, что порой люди не берегут свою честь и свое достоинство.

Автор рассказывает о писателе, который вступился за женщин, когда человек, ехавший с ними в электричке, их оскорблял. Однако женщины возразили писателю, что они уже привыкли к такому обращению. Писатель грустно замечает, что ему очень жаль достоинства окружающих людей, которое они не берегут. Публицисту важно убедить читателя в том, что моральные ценности «стабилизируют добропорядочность личности» и общества в целом. Благодаря этому, мы чётко различаем границу между добром и злом, между истиной и ложью.

С точки зрения автора, чувство собственного достоинства, умение беречь свою честь и сегодня остаются важнейшими характеристиками личности. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь. С этим нельзя не согласиться.

Вопросы чести и морали всегда являлись основополагающими во взаимоотношениях людей. Одно из важных мест уделяется этой теме в русской литературе 19 века. Русские писатели этого периода создавали произведения, которые не только в полной мере отражали жизнь, но и имели огромное нравственно-воспитательное значение, выявляя то лучшее, что есть в народе.

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет в выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять на себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести. Труден путь чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Бесчестие всегда бывает наказано.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так, в повести
Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы видим, как это происходит и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Его отец отрицательно относился к легким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Он не захотел посылать сына на службу в Петербург. В напутствии сыну отец особенно подчеркивает необходимость соблюдения чести: «Береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остается с Гриневым на всю жизнь и помогает ему не сбиться с правильного пути.

Пугачев оценил в Гриневе человека чести, ему было по душе благородство молодого офицера. Нравственность Гринева оказала влияние на Пугачева. Он освободил Машу и предложил быть посаженым отцом у них на свадьбе. Получив вежливый отказ Гринева, Пугачев сумел понять его, так как тоже был человеком чести.

Александр Сергеевич Пушкин показал понимание чести и долга с позиций абсолютно разных людей, стоящих на разных ступенях общества.
Моральные качества воспитываются в человеке независимо от его образованности и социального положения. Интересно замечание В. Белинского, который сказал о Пушкине, что «читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

В сентябре 1836 года Пушкин закончил работу над «Капитанской дочкой». А в январе 1837 года, защищая свою честь и честь своей жены, он шагнул к смертельному барьеру.

Человек и природа.

1).Тема экологии.

2). Влияние природы на духовный мир человека.

3) Красота природы как непреходящая ценность.

 

Тема экологии.

Исходный текст.

Я бывал во многих местах и интересовался, как человек взаимодействует с природой. Набедокурил "венец творения" повсюду. Царям Вселенной похвастаться нечем: плохо охотились, плохо рыбачили и вели себя по отношению к природе как завоеватели...

А заметили ли вы несоответствие между тем, сколько мы говорим о сохранении природы, говорим страстно, поэтично, и тем, сколь малый эффект эти правильные слова производят? Они так и не стали убеждением всех и каждого, не проникли в сердце и сознание. А ведь человек -частица природы, познающая самоё себя. Эта мысль точно определяет отношение человека к окружающей среде: человек неотделим от природы. Кроме того, они не могут быть в положении раба и господина. Если же возникает такое противоестественное состояние, то нарушаются и мир, и равновесие между ними. Природа - не сырьё для цивилизации, а прекрасный солнечный дворец, в который человек должен своим трудом, волей, разумом вносить усовершенствования. Нет большего преступления, чем уродовать, извращать природу. Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, - это мать, родившая и вскормившая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, - с высшей степенью любви.

Всегда ли мы соблюдаем нравственные законы в отношении к природе? Увы, нет. Недаром появились запреты, "суровые" наказания... Все знают о них, и тем не менее...

3начит, дело не в запрещающих законах, не в наказаниях. Вообще, наказание никогда не было сильным средством в решении какой-то проблемы.

Штрафы, и крупные штрафы, за хамское отношение к природе надо брать. Но одновременно с этим надо усилить пропаганду в защиту природы, вести её не только пафосно. Нужно добиться осознания того, что природа - это твоя жизнь, что не могут быть дерево, цветок сами по себе, а ты сам по себе, что, уничтожив природу, сам пропадёшь. Ибо природа -это воздух, а без воздуха нет жизни. Пора уже понять, что здоровье наше и наших детей полностью зависит от зелёного, голубого, благоухающего, струящегося, цветущего мира, что этот мир может обойтись без нас, а мы без него - никогда. На преодоление упрямой глухоты, душевной невоспитанности, непросвещённости нужно идти не уставая.

У природы есть счастливое свойство восстанавливаться. У меня сложилось ощущение, что мир, окружающий нас, напрягается против гибели, и надо помочь ему. Нужно участие каждого из нас в этом деле. Мы все, независимо от того, чем занимаемся, должны служить охране беззащитной, доверчивой и могучей природы, без которой мы - ничто. (По Ю. Нагибину)

Информация о тексте.

Основные проблемы Авторская позиция
1. Проблема нарушения равновесия между человеком и природой. (В чём проявляется и к чему приводит нарушение взаимодействия человека и природы? Надо ли соблюдать нравственные законы в отношении к природе?) 1. Нарушение взаимодействия между человеком и природой противо­естественно, безнравственно и приводит к необратимым последствиям, подвергающим опасности жизнь человека и окружающего мира. Нравственные законы в отношении к природе человек обязан соблюдать, ведь он часть Природы - "колыбели жизни", относиться к которой нужно как к "своей матери - с высшей степенью любви".
2. Проблема воспитания уважения к окружающему миру. (Надо ли специально воспитывать в человеке уважение к окружающему миру?) 2. Необходимо воспитывать в людях уважение к окружающему миру, частицей которого они являются, необходимо воспитывать стремление сохранить его.

Сочинение.

Человек и природа.

Счастье - это быть с природой,

видеть её, говорить с ней.

Л.Н. Толстой

К чему приводит нарушение взаимодействия человека и природы? Надо ли соблюдать нравственные законы в отношении к природе? Именно эти проблемы поднимает Ю. Нагибин.

Не без иронии называет писатель человека « венцом творенья» и «царем Вселенной». С чувством горечи он отмечает, что человек ведет себя по отношению к природе как завоеватель. Автору важно убедить читателя в том, что природа - «это мать, родившая и вскормившая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, - с высшей степенью любви».

Ю. Нагибин задается вопросом: «Всегда ли мы соблюдаем нравственные законы в отношении к природе?» Нет! Не всегда! И виной этому – наша «упрямая глухота» и «душевная невоспитанность». Природа – это наша жизнь. Жизнь! Воздух! Почему же нам не понять, что «здоровье наше и наших детей полностью зависит от зелёного, голубого, благоухающего, струящегося, цветущего мира?»

С точки зрения автора, нарушение взаимодействия между человеком и природой противоестественно, безнравственно и приводит к необратимым последствиям, подвергающим опасности жизнь человека и окружающего мира. С этим трудно не согласиться.

Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, но это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней безнравственно и жестоко. Мы давно забыли, что она живая. Как всё живое, она ждёт милосердия. Но происходит всё по-другому. Человек провозгласил себя «царём природы», и это привело к плачевным результатам.

Помните, какую ответственность за свою планету чувствовал Маленький принц Экзюпери? Проникнуться бы этой ответственностью каждому из нас, обитателей планеты Земля! Ведь экологическая катастрофа - самая страшная опасность для человечества- угрожает всем.

Агонизирует Аральское море. Мутнеют некогда чистейшие воды Байкала. За несколько минут серым становится выпавший снег на улицах шахтёрских посёлков Донбасса. Взрываются блоки АЭС и магистральные газопроводы. Новые водохранилища, перенаселённые города поглощают миллионы гектаров пашни, лугов, леса, тысячи деревень. Вспомним едва не осуществившейся проект поворота на юг северных рек, густонаселённую территорию Украины, отравленные ядохимикатами поля и сады Молдавии. Образ техногенной пустыни со страниц научно-фантастических книг уже перешёл на полосы ежедневных газет.

Природа составляет часть понятия «Отечество», и поэтому речь уже идёт не просто об охране природы, а о разрушении «экологии природы и души». Об этом написано сотни книг, взывающих к нашей совести, напоминающих, что человек не хозяин природы, а её часть. Назову роман Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», «Печальный детектив» В. Астафьева, «Плаху» Ч. Айтматова. Особенно поразила меня повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой». Это рассказ о последних неделях небольшого острова на Ангаре, которому суждено навеки исчезнуть под волнами нового искусственного моря. Писатель с особой сердечной болью показал, как неразрывна связь человека и природы, как тяжело, а порою и преступно рвать эту связь.

Случается и более страшное. К общенациональной катастрофе привела авария на Чернобыльской АЭС, уже поглотившая тысячи человеческих жизней, огромные материальные средства, превратившая в смертоносную зону плодороднейшие, цветущие земли нескольких областей Украины и Белоруссии, посеявшая в душах миллионов людей чувство безысходности и страха, неуверенность в завтрашнем дне.

Следует помнить, что человек и природа – понятия, неотделимые друг от друга. Убивая природу, человек обрекает себя на гибель. Люди должны помнить, что они в ответе перед теми, кто жил на этой земле, а ещё больше – перед теми, кто будет жить после них.

 

Влияние природы на духовный мир человека.

Исходный текст.

Чувство природы врождённо нам всем, от грубого дикаря до самого образованного человека. Противоестественное воспитание, насильственные понятия, ложное направление, ложная жизнь - всё это вместе стремится заглушить мощный голос природы и часто заглушает это чувство или даёт ему искажённое развитие.

Конечно, не найдётся почти ни одного человека, который был бы совершенно равнодушен к так называемым красотам природы, то есть к прекрасному местоположению, живописному далёкому виду, великолепному восходу или закату солнца, к светлой лунной ночи; но это ещё не любовь к природе; это любовь к ландшафту, декорациям, к призматическим преломлениям света; это могут любить люди самые чёрствые, сухие, в которых никогда не зарождалось или совсем заглохло всякое поэтическое чувство: зато их любовь этим и оканчивается. Приведите их в таинственную сень и прохладу дремучего леса, на равнину необозримой степи, покрытой тучною, высокою травою; поставьте их в тихую, жаркую летнюю ночь на берег реки, сверкающей в тишине ночного мрака, или на берег сонного озера, обросшего камышами; окружите их благовонием цветов и трав, прохладным дыханием вод и лесов, неумолкающими голосами ночных птиц и насекомых - для них тут нет красот природы, они не поймут ничего! Их любовь к природе внешняя, наглядная, они любят картинки, и то недолго; смотря на них, они уже думают о своих пошлых делишках и спешат домой, в пыльную, душную атмосферу города, на свои балконы и террасы, чтобы подышать вечерними испарениями мостовой, раскалённой дневным солнцем... И бог с ними!

Деревня, далёкая деревня, - в ней только можно чувствовать полную, не оскорблённую людьми жизнь природы. Деревня, мирная тишина, спокойствие! Безыскусственность жизни, простота отношений! Сюда надо бежать от праздности, пустоты интересов; сюда же хочется бежать от суетливой внешней деятельности, мелочных, своекорыстных хлопот, бесплодных, хотя и добросовестных мыслей и забот! На зелёном, цветущем берегу, над тёмной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, - улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! Природа вступит в вечные права свои, вы услышите её голос, заглушённый на время суетнёй, хлопотнёй, смехом, криком и всею пошлостью человеческой речи! Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнёте вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе. Неприметно, мало-помалу, рассеются это недовольство собою и презрительная недоверчивость к собственным силам, твёрдости воли и чистоте помышлений - эта эпидемия нашего века, эта чёрная немочь души, чуждая здоровой натуре русского человека, но заглядывающая и к нам за грехи наши...

(По С.Т. Аксакову)

Информация о тексте

Основные проблемы Авторская позиция
1. Проблема связи человека с природой. (В чем проявляется связь человека с природой? Что разрушает эту связь?) 1. Связь человека с природой проявляется во врождённом чувстве природы, которое присуще каждому, но заглушается из-за приверженности человека ложным ценностям.
2. Проблема восприятия природы. (Что такое любовь к природе?) 2. Любовь к природе не ограничивается любованием её живописными видами. Людям, наделённым поэтическим чувством, доступно более глубокое понимание природы, связанное с особым мироощущением, которое исключает суетность восприятия.
3.Проблема воздействия природы на человека. (Как воздействует природа на человека?) 3. Природа позволяет отвлечься от мелочных и своекорыстных хлопот, благотворно воздействуя на мысли и чувства человека.

 

 

Сочинение.

Чувство природы.

Пойми живой язык природы –

И скажешь ты: прекрасен мир!

И.С. Никитин

В чем проявляется связь человека с природой? Что разрушает эту связь? Именно эти проблемы поднимает С.Т. Аксаков.

Автор убежден в том, что связь человека и природы проявляется во врожденном чувстве природы, которое присуще каждому из нас. К сожалению, это естественное чувство заглушается из-за приверженности человека ложным ценностям.

Писатель подводит нас к мысли о том, что любовь к природе не должна ограничиваться любованием её живописными видами. Природа – это воплощение красоты и гармонии. «Сюда надо бежать от праздности, пустоты интересов!» Как только человеку станет доступно более глубокое понимание природы, «рассеются это недовольство собою и презрительная недоверчивость к собственным силам, твёрдости воли и чистоте помышлений».

С точки зрения автора, связь человека с природой проявляется во врождённом чувстве природы. Оно позволяет отвлечься от мелочных и своекорыстных хлопот, благотворно воздействуя на мысли и чувства человека. С этим трудно не согласиться.

Природа для каждого из нас - это источник радости, добра и творчества. Она дарит нам незабываемые мгновения красоты и счастья. Красота природы существует независимо от желания человека, но она всячески влияет на его сознание, на его духовный мир. Рядом с природой сердце человека словно оживает, начинает острее чувствовать радость и горе, печаль и ненависть, любовь и счастье...

Для истинного художника красота природы всегда являлась неиссякаемым источником вдохновения. Красота русской природы нашла своё отражение и в картинах Левитана, и в поэзии Фета, и в прекрасной музыке Чайковского. Одно из моих любимых произведений - «Времена года» Чайковского. До боли сердечной любил композитор неяркую красоту среднерусского края, и сама музыка его словно рождалась из солнечного света, блеска росы и пения жаворонков.

 

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык, -

 

писал о русской природе Тютчев. Действительно, в природе есть душа. Не случайно природа влияет на наш духовный мир, пробуждает в нас добро, человечность. По моему глубокому убеждению, красота природы помогает понять и красоту человеческой души.

Русского поэта Сергея Есенина всегда волновала такая философско-мировоззренческая проблема, как человек и природа.

Диалог его лирического героя с миром - человеком, природой, землей - постоянен. "Человек — это дивное творение природы, неповторимый цветок живой жизни". В одной из поэм С.А. Есенин сумел обо всем этом сказать по-своему.

...я думаю:

Как прекрасна

Земля

И на ней человек...

Мир, в котором мы живём, прекрасен. Эту красоту мира ощущает и переживает в себе каждый человек. Потрясённый и окрылённый этой красотой, он становится творцом, художником. Именно так родилось всё прекрасное, что есть в искусстве, - и «Времена года» Чайковского, и картины Левитана, и вдохновенные строки русской поэзии, и русские песни...

Думаю, красота природы открывает самое дорогое, что есть в человеке, -любовь к людям, готовность творить и беречь этот мир.

 

 

Роль личности в истории.

Исходный текст.

 

0 Бородинском сражении написаны сотни книг, каждая минута этого драматического события изучена вдоль и поперёк в мельчайших деталях. Но есть один момент, таинственный, почти мистический, который требует глубокого осмысления.

Представим, что вы играете

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...