Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные особенности художественной речи.

Основные особенности художественной речи.

 

Художественная речь способна раскрыть особенности характеров персонажей, их индивидуальность, создать предметный мир произведения. Речь художественных произведений всегда обладает эмоциональной выразительностью, образностью и экспрессивностью, чего нет в других видах речи. Художественная речь не всегда соответствует нормам национального литературного языка. Принцип отражения жизни в литературе бывает реалистический и нереалистический. Также важны интонационно-синтаксический строй, его ритмическая фонетическая организованность.

2. Ритмичность художественной речи. Проза и поэзия.

Ритм - общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; реальное звуковое строение конкретной стихотворной. Существует мнение, что возник благодаря ритмичности трудовых, плясовых, маршевых движений.

Проза - устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки (стихи); её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов).

Поэзия - способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры, не определенной потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное.

В настоящее время проза определяется как текст, записанный в строчку, поэзия – в столбик. Слово «стих» в переводе с греческого значит «ряд», а слово «проза» в переводе с латыни – «речь, которая ведется прямо вперед». В стихах как бы появляется новый знак препинания – пауза на конце стиха. Благодаря этим паузам стихи произносятся медленнее, чем проза. Читатель вдумывается в смысл каждого стиха – новой «порции» смысла.

 

3. Силлабическая система стихосложения.

Силлабическое стихосложение (изосиллабизм) - принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения.

Встречаются 11-сложный, 12-сложный и 13-сложный (самый популярный в русской поэзии) размеры.

Ударение в нём приходится на предпоследний слог строки, выдерживается в середине строки (на 6-м, чаще на 7-м слоге в 13-сложнике). Ударения, избегающие стыков, т.е. расположения их подряд, без отделения безударными слогами, расположены в известном отношении к ударениям в середине и в конце строки, т.е. тоже на более или менее определенных местах. В этих стихах, несмотря на то, что ударения расположены более или менее свободно, всё же имеется сходство с их расположением внутри строк.

Ритм стиха характеризуется тем, что он состоит из строк, имеющих одинаковое число слогов, объединённых парной женской рифмой (ударением на предпоследнем слоге и звуковым поворотом, связывающим смежные строки), с ударениями, постоянно приходящими посередине строки и в конце её (на предпоследнем слоге) и более или менее сходно расположенными внутри строки, хотя и с большими вариациями.

Уме недозрелый, плод недолгой науки!

Покойся, не понуждай к перу мои руки:

Не писав летящи дни века проводити

Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.

Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,

На которых смелые не запнутся ноги.

Антиох Кантемир (в каждой строке 13 слогов, после 7 слога обязательный словораздел — цезура)

Силлабо-тоническая система русского стиха, двухсложные размеры.

 

Силлабо-тоническое стихосложение — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Стопа - последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке, это минимальная структурная единица стиха.

Стихотворный размер — правило чередования безударных и ударных слогов в стихе. По традиции, пришедшей из античной поэтики, размер принято определять как последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных.

История. В России правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ стал главенствующим в русской поэзии.

До середины XIX века в основном употреблялись двусложные размеры, трёхсложные размеры стали активно использоваться впервые в поэзии Некрасова.

 

Двудольные размеры

Хорей — двудольный размер с ударением на первом слоге в стопе, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Пример четырехстопного хорея:

  Буря мглою небо кроет _́_ __ · _́_ __ · _́_ __ · _́_ __
  Вихри снежные крутя; _́_ __ · _́_ __ · __ __ · _́_
  А. С. Пушкин, «Зимний вечер»  

Ямб — двудольный размер, с ударением на последнем слоге в стопе, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Пример пятистопного ямба:

  Наряжены мы вместе город ведать, __ _́_ · __ __ · __ _́_ · __ _́_ · __ _́_
  Но, кажется, нам не за кем смотреть __ _́_ · __ __ · __ _́_ · __ __ · __ _́_
  А. С. Пушкин, «Борис Годунов»  

 

 

5. Силлабо-тоническая система русского стиха, трехсложные размеры.

Силлабо-тоническое стихосложение — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Стопа - последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке, это минимальная структурная единица стиха.

Стихотворный размер — правило чередования безударных и ударных слогов в стихе. По традиции, пришедшей из античной поэтики, размер принято определять как последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных.

История. В России правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735) и Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739). К середине XVIII века такой способ стал главенствующим в русской поэзии.

До середины XIX века в основном употреблялись двусложные размеры, трёхсложные размеры стали активно использоваться впервые в поэзии Некрасова.

Дактиль — трёхдольный размер античной метрики из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов; в силлабо-тоническом стихосложении ей соответствует стопа из одного ударного слога и двух безударных за ним.

Тучки небесные, вечные странники

М. Ю. Лермонтов

Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля — двухстопный (в XVIII веке), четырёх- и трёхстопный (с XIX века).

Название происходит от греч. "палец" (палец состоит из трех суставов, первый из которых длинней остальных).

 

Амфибрахий - стихотворный размер, образуемый трёхсложными стопами с ударением на втором слоге.

Не ветер бушует над бором

(Н. А. Некрасов)

Наиболее часто употребляемые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия — четырёхстопный (начало XIX века) и трёхстопный (с середины XIX века).

Дороже отчизны — не знал ничего

Боец, не любивший покоя.

(Н. А. Некрасов)

 

Анапест - трёхсложный стихотворный размер, в античной квантитативной метрике — метр, стопа которого состоит из двух кратких и одного долгого слога, в новоевропейской силлабо-тонической метрике - метр, стопа которого состоит из двух безударных и одного ударного слога.

О, весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

(А. Блок)

Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста — четырёх- и трёхстопный (с середины XIX века).

 

6. Неклассические размеры: логаэд, тактовик, дольник.

Логаэд - в силлабо-метрическом и метрическом стихосложении — стих, образованный сочетанием 3-сложных 4-морных стоп (дактиль, анапест и т. п.) с 2-сложными 3-морными (ямб, хорей и т. п.); в тоническом стихосложении — стих, внутри которого ударения располагаются с неравномерными слоговыми промежутками, повторяющимися из стиха в стих.

Будем жить и любить, моя подруга,

Воркотню стариков ожесточённых

Будем в ломаный грош с тобою ставить...

(А. Пиотровский; пер. из Катулла).

 

Тактовик — стихотворный тонический размер, допускающий интервал между ударениями в пределах 1-3 слогов (в отличие от дольника, где интервал не превосходит 2 слогов, и акцентного стиха, где междуударный интервал не ограничен).

Как покинула меня Парасковья,

И как я с печали промотался,

Вот далмат пришел ко мне лукавый:

«Ступай, Дмитрий, в морской ты город,

Там цехины, что у нас каменья.

Там солдаты в шёлковых кафтанах,

И только что пьют да гуляют:

Скоро там ты разбогатеешь

И воротишься в шитом долимане

С кинжалом на серебряной цепочке.

(Пушкин, «Влах в Венеции»)

 

Дольник - вид тонического стиха, где в строках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется от 2 до 0.

Дней (0) бык (0) пег,

Медленна (2) лет (1) арба,

Наш (0) бог (0) бег,

Сердце (1) наш (2) барабан.

(Владимир Маяковский)

 

7. Строфика, размерные виды строф в русском стихосложении.

Строфа - группа стихов с определённым расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах, законченное синтаксическое и семантическое (тема) целое. Основывается на порядке рифм в стихах.

Виды:

1. Четверостишие – простейшая. Схема: абаб

2. Октава - восьмистишная строфа, первый стих рифмуется с третьим и пятым, второй - с четвёртым и шестым, седьмой - с восьмым. Схема: абабабвв.

3. Терцины - трёхстишные строфы с оригинальным способом рифмовки. Схема: аба, бвб, вгв, г. (божественная комедия Данте, Пушкин).

4. Сонет – 14 строк, 4 строфы (2 катрена, 2 терцета), повторяемость рифм, перекрестная или охватная рифма в катренах, разнообразная в терцетах. Голландский, немецкий, русский, скандинавский сонет – пятистопный или шестистопный ямб; английский – пятистопный ямб; итальянский, испанский, португальский сонет – одиннадцатисложный стих; французская – александрийский стих. Синтаксическая законченность каждой строфы; интонационное различие катренов и терцетов; точность рифм, чередование рифм мужских и женских; отсутствие повтора слов (кроме союзов, междометий, предлогов и т. п.).

5. Триолет - стихотворение из восьми стихов четырёхстопного ямба, в котором развитие лирической темы, данной в первых двух стихах, приводит к полному повторению первого стиха на четвёртом и седьмом местах, а второго - на восьмом.

6. Двустишия:

- Нестрофические (не образуют отдельную строфу): стихотворения вольной рифмовки (смешение различных схем рифмовки, нет разделения на строфу). В александрийском стихе - твердая форма, 6-стопный ямб со смежной рифмовкой и регулярное чередование пар мужских и женских рифм.

- Строфические (отделяются пробелами от других): замкнуты тематически

- Рифма-эхо: за длинным стихом следует короткий, чаще всего - одно слово, часто встречаются в шутливых стихотворениях.

 

8. Белый стих, вольный стих, свободный стих. Соотношение в употреблении терминов.

Белый стих - нерифмованный стих в новоевропейском силлабическом и силлабо-тоническом стихосложении.

Был неизвестен в Средневековье, появился в XVI веке как имитация античной поэзии без рифмы (изначально драматический и эпический 5-стопный ямб, потом свободный стих). Белым стихом написаны былины (песенные тонические стихи).

 

Свободный стих - не имеющий метра и рифмы, отличающийся от прозы наличием заданного членения на стиховые отрезки. Известен в средневековой литургической поэзии.

Вольный стих - неравностопный ямб с неурегулированным чередованием строк разной длины, употреблялся в XVIII веке в баснях и сказках, в XIX - в посланиях, элегиях, драме «Горе от ума»,в XX веке выходит из употребления. Смешанный стих – разновидность вольного, где чередуются строки разных размеров.

 

9. Основные принципы классификации рифмы.

Рифма- повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк.

Важна в усилении ритмической организации стихов. В силлабо-тоническом стихосложении заняла место и как усилитель ритма, и как изобразительно-выразительное средство поэтического языка, подчёркивает членение стихотворения на стихи.

Виды:

Мужская (рифма с ударениями на последнем слоге в строке)

Женская (ударение на предпоследнем слоге в строке)

Дактилическая (ударение на третьем от конца строки слоге)

Гипердактилическая (с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах)

Степень созвучия звуков:

Точные (гласные и согласные звуки в основном совпадают)

Неточные (созвучие одного, иногда двух звуков)

Рифмовки:

Смежная (аабб)

Перекрестная (абаб)

Кольцевая (абба)

10. Предметный мир произведения.

В произведении присутствуют: герои, их поступки, предметный мир.

Предметный мир в литературе - реалии, которые отображены в произведении, располагаются в художественном пространстве и существуют в художественном времени.

Реальный предмет соотносится с художественным, но не всегда равен ему. Художественный предмет концептуален, отражает систему ценностей писателя. Художественный предмет несет в себе главные качества изображенного мира.

Виды предметов в художественной литературе:

1. Природные (ландшафт, пейзаж и пр.)

2. Внешность (нос, борода и пр.)

3. Окружающие предметы (интерьер, одежда и пр.)

 

11. Сравнение и метафора. Сходство и различие.

Сравнение - образное иносказание, в котором устанавливается сходство между двумя явлениями жизни. Два образа: основной (главный смысл высказывания) и вспомогательный (присоединяемый к союзу «как» и пр.). Выявляет сходство, параллели, соответствия, ассоциации между явлениями.

Типы: простое (как и метафора, сопоставление явлений по сходству); развёрнутое (устанавливает сходство при отсутствии тождества, его функция – раскрытие ряда признаков явления или группы явлений).

Виды: сравнительныеобороты (образованы с помощью союзов как, словно, будто, точно); бессоюзные сравнения (предложение с составным именным сказуемым); образованное при помощи существительного в творительном падеже; отрицательные сравнения (отрицается тождество сходных элементов, предметы сравниваются, но одновременно утверждается, что они различны); сравнение в форме вопроса.

 

Метафора - слова, употребляемые в переносном значении на основании сходства впечатлений от разных предметов, перенос наименования по сходству (по форме, расположению, функции и др.).

Виды: сухая, общеупотребительная, общегазетная, общепоэтическая, авторская.

Переносы: а) свойства одушевленного предмета на неодушевленный (вещественный и абстрактный); б) свойства неодушевленного вещественного предмета переносятся на одушевленный и абстрактный.

4 элемента метафоры: категория или контекст; объект внутри конкретной категории; процесс, каким объект осуществляет функцию; приложения процесса к реальности.

Некоторые традиционные виды метафоры: резкая (сводящая далеко стоящие друг от друга понятия); стёртая (фигуральный характер уже не ощущается); метафора-формула (ещё большая стереотипность, невозможность преобразования в нефигуральную конструкцию); развернутая метафора (на основе одной метафоры рождается другая (цепочка метафор, двучленная метафора)); реализованная (оперирование выражением без учета его фигуральности).

 

Художественный эпитет.

 

Эпитет - художественное определение, отмечающее существенную черту явления. В отличие от логического определения, не содержит разделительного значения признаков, а дает целостное представление о предмете. Чаще всего – прилагательное, но и наречие, существительное, деепричастие.

По содержанию:

Изобразительные (без оценки)

Лирические (прямое отношение писателя к предмету)

Украшающие эпитеты – способствуют живому изображению самых характерных внутренних и внешних признаков.

Постоянныеэпитеты - в народных произведениях известные слова постоянно сопровождаются одними и теми же определениями.

 

22. Ирония и юмор, их роль в литературе.

Ирония (от греч. «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противопоставляется явному, создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется; отрицание, осмеяние, облекаемые в форму согласия и одобрения, основанное на иносказании.

Берет начало в античной культуре (риторика), откуда появляется европейская ироническая традиция с последней трети XIX века.

Формы:

Прямая – способ принизить, предать отрицательный характер.

Самоирония (антиирония)-отрицательные высказывания подразумевают обратный, положительный подтекст ("Где уж нам, дуракам, чай пить").

Сократова – самоирония, при которой её объект сам приходит к логическим выводам и находит иронию.

Ироническое мировоззрение – состояние души, когда человек не верит в общие суждения и стереотипы.

Сарказм – злая, очень пренебрежительная ирония, гнев.

 

Сатира (от лат. satira – «смесь») — проявление комического в искусстве, поэтическое унизительное обличение пороков комическими средствами (сарказм, ирония, гипербола, гротеск, аллегория, пародия и др.). Несоответствие содержания и формы.

Юмор — деятельность человека, направленная на вызывание смеха у окружающих; любые жизненные явления, ситуации, мысли, фантазии, идеи, способные вызвать эти эмоции. Как и сатира, рождается в процессе осмысления внутренней противоречивости.

 

Различия.

Ирония – смешное как серьезное; высмеивает пороки общества и коллектива; Салтыков-Щедрин (политика, социальные пороки).

Юмор – серьезное как смешное; смех над безобидным комическим противоречием; Гоголь (нравственные идеалы); передает авторское отношение.

 

Основные особенности художественной речи.

 

Художественная речь способна раскрыть особенности характеров персонажей, их индивидуальность, создать предметный мир произведения. Речь художественных произведений всегда обладает эмоциональной выразительностью, образностью и экспрессивностью, чего нет в других видах речи. Художественная речь не всегда соответствует нормам национального литературного языка. Принцип отражения жизни в литературе бывает реалистический и нереалистический. Также важны интонационно-синтаксический строй, его ритмическая фонетическая организованность.

2. Ритмичность художественной речи. Проза и поэзия.

Ритм - общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; реальное звуковое строение конкретной стихотворной. Существует мнение, что возник благодаря ритмичности трудовых, плясовых, маршевых движений.

Проза - устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки (стихи); её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов).

Поэзия - способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры, не определенной потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное.

В настоящее время проза определяется как текст, записанный в строчку, поэзия – в столбик. Слово «стих» в переводе с греческого значит «ряд», а слово «проза» в переводе с латыни – «речь, которая ведется прямо вперед». В стихах как бы появляется новый знак препинания – пауза на конце стиха. Благодаря этим паузам стихи произносятся медленнее, чем проза. Читатель вдумывается в смысл каждого стиха – новой «порции» смысла.

 

3. Силлабическая система стихосложения.

Силлабическое стихосложение (изосиллабизм) - принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения.

Встречаются 11-сложный, 12-сложный и 13-сложный (самый популярный в русской поэзии) размеры.

Ударение в нём приходится на предпоследний слог строки, выдерживается в середине строки (на 6-м, чаще на 7-м слоге в 13-сложнике). Ударения, избегающие стыков, т.е. расположения их подряд, без отделения безударными слогами, расположены в известном отношении к ударениям в середине и в конце строки, т.е. тоже на более или менее определенных местах. В этих стихах, несмотря на то, что ударения расположены более или менее свободно, всё же имеется сходство с их расположением внутри строк.

Ритм стиха характеризуется тем, что он состоит из строк, имеющих одинаковое число слогов, объединённых парной женской рифмой (ударением на предпоследнем слоге и звуковым поворотом, связывающим смежные строки), с ударениями, постоянно приходящими посередине строки и в конце её (на предпоследнем слоге) и более или менее сходно расположенными внутри строки, хотя и с большими вариациями.

Уме недозрелый, плод недолгой науки!

Покойся, не понуждай к перу мои руки:

Не писав летящи дни века проводити

Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.

Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,

На которых смелые не запнутся ноги.

Антиох Кантемир (в каждой строке 13 слогов, после 7 слога обязательный словораздел — цезура)

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...